Факторы производства фирмы

Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности

Рынки факторов производства

Т е м а 5

5.1. Факторы производства (ресурсы) фирмы. Факторные рынки и их особенности.

5.2. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость.

5.3. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.

5.4. Рынок земли. Рента. Цена земли.

Ресурсы, необходимые фирме для производства определенного вида продукции, называются факторами производства.К основным факторам производства относятся земля, капитал, труд, предпринимательские способности, знания. Они играют важную роль в результативности работы каждой фирмы. От их рационального использования зависят издержки производства фирмы и, соответственно, цены на продукцию, а также доход и прибыль фирмы.

Комбинация (сочетание) факторов производства определяется технологией (способом) производства. Фирма стремится выбрать технологию производства, которая обеспечит выпуск продукции с минимальными издержками.

Когда выбрана технология и известна комбинация факторов производства, фирма приобретает их на факторных рынках. Важнейшими факторными рынками являются рынок земли, капитала, труда (рабочей силы), знаний.

Как и на любом рынке, на рынках факторов производства формируется рыночный спрос, рыночное предложение и рыночная цена. Однако факторные рынки имеют и свои особенности. Предложение факторов производства определяется издержками на их производство (MRC), а спрос (объем или величина спроса) – их предельной производительностью (MRP), т. е. предельным доходом, который приносит каждый дополнительный фактор производства.

Отдельная фирма в своей деятельности руководствуется правилом использования отдельного фактора производства (ресурса):

MRP = MRC, (1)

где MRP – предельный доход фактора производства; MRC – предельные издержки на приобретение этого фактора производства.

Это правило означает: фирма будет наращивать ресурс до тех пор, пока предельный доход, приносимый этим ресурсом, не сравняется с предельными издержками на его приобретение. Если учитывать, что факторные рынки являются рынками чистой конкуренции, то

MRC = Рr, (2)

где MRC – предельные издержки на приобретение фактора производства; Рr – цена этого фактора производства на рынке.

Таким образом, формула (1) для конкурентного рынка отдельного фактора производства (ресурса) принимает вид

MRP = Рr. (3)

Правило использования отдельного фактора производства (ресурса) определяет выбор фирмой оптимального объема применяемого ресурса, что может быть проиллюстрировано графически (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Выбор фирмой оптимального объема отдельного ресурса

На рис. 5.1 кривая спроса фирмы на отдельный ресурс (Dr) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой предельной доходности данного ресурса (MRP) и имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности ресурса. Кривая предложения ресурса на конкурентном рынке имеет вид горизонтальной линии, так как ресурс продается при любом количестве по одной и той же цене (Рr = MRC). Точка Е – точка пересечения кривой спроса фирмы на ресурс и горизонтальной линии предложения ресурса – показывает оптимальный объем (QЕ) применяемого фирмой отдельного ресурса.

Спрос на ресурс может обладать разной ценовой эластичностью,под которой понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цены. Ценовая эластичность спроса на ресурс определяет степень наклона кривой спроса и зависит от следующих основных факторов:

1) ценовой эластичности спроса на готовый товар фирмы. Чем выше эластичность спроса на готовый товар, тем более эластичный спрос на ресурс, используемый для его производства;

2) доли ресурса в общих издержках производства;

3) степени взаимозаменяемости ресурсов;

4) эластичности предложения других ресурсов.

Основной принцип ценовой эластичности спроса на отдельный ресурс: чем легче замещается какой-либо ресурс, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на ресурс вызывает изменения в объеме спросана него и приводит к движению вдоль кривой спроса.

Кроме цены данного ресурса, на спрос на отдельный ресурс влияют и другие факторы, которые называются неценовыми детерминантами спроса на ресурс:

1) изменения в спросе на готовый продукт (товар фирмы). Это определяет одну из главных особенностей факторных рынков – их производный(зависимый)характер. Спрос на каждый отдельный ресурс, используемый фирмой при производстве товара, зависит (является производным) от спроса потребителей данного товара. Чем больше спрос на товар, тем больше спрос и на факторы производства данного товара, и наоборот;

2) изменения производительности данного фактора производства. Чем более производителен, результативен данный фактор производства, тем выше спрос на него, и наоборот;

3) изменения цен на другие ресурсы (ресурсозаменители и взаимодополняемые ресурсы).

Действие неценовых детерминант приводит к сдвигу кривой спроса (D1) отдельной фирмы на фактор производства вправо вверх (D2) при росте спроса или влево вниз (D3) при уменьшении спроса (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Изменение спроса фирмы на отдельный ресурс

В своей деятельности фирма использует не один, а множество ресурсов (факторов производства), комбинация которых определяется выбранной технологией производства. Поэтому задачей фирмы является выбор оптимальной комбинации (оптимального сочетания) ресурсов, самой экономически эффективной технологии производства, которая обеспечит производство заданного объема производства с наименьшими издержками. Решение этой задачи достигается при выполнении правила достижения равной отдачи каждого применяемого фирмой ресурса:

Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства

Производство образует материальную основу экономики.

Производство — деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.

Источник производства — это ресурсы. Ресурсы — это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания благ.

Ресурсы делятся на 4 группы:

q природные (потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества);

q материальные (все созданные человеком средства производства);

q трудовые (трудоспособное население);

q финансовые (денежные средства общества).

Факторы производства — это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Выделяют 3 основных фактора производства:

Ё земля (сама земля и все естественные ресурсы);

Ё капитал (материальные и финансовые ресурсы);

Ё труд.

Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход: земля — ренту, капитал — процент, труд — зарплату.

Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:

Q = f (F1, F2, …, Fn),

где Q — max объем пр-ва при заданных затратах;

F1 — кол-во использованного фактора f1;

F2 — кол-во использованного фактора f2;

Fn — количество использованного фактора fn.

Закон убывающей предельной производительности

Предположим, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные факторы постоянны:

Совокупный продукт (Q) — это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, получим средний продукт (АР).

Предельный продукт (MP) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

Правило замещения факторов производства: отношение приростов двух факторов находится в обратной зависимости от величины их предельных продуктов.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем.

Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки — через MRC, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством:

ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Выше в этой главе было показано, что производственное предприятие — субъект общественного хозяйствования, так как оно связано с другими его субъектами во внешней среде, которая на него влияет как непосредственно, так и опосредованно.

Если рассматривать положение предприятия в общественной среде, то выделяют следующих основных контактеров:

  • • собственников имущества предприятия (государство, юридических лица, физические лица);
  • • государственные институты (федеральные, региональные и местные органы власти);
  • • поставщиков предметов, средств труда, информации и услуг, потребителей, рынка рабочей силы, конкурентов, инвесторов (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Положение предприятия во внешней среде

Кроме того, большое значение для предприятия имеет наличие на прилегающей к нему территории соответствующей инфраструктуры, способной оказать услуги по:

  • • ремонту и текущему обслуживанию основных средств;
  • • энерго- и теплоснабжению;
  • • транспортировке;
  • • организации питания и медицинского обслуживания персонала.

При отсутствии подобной инфраструктуры предприятие вынуждено создавать ее у себя. Аналогичная ситуация складывается, когда предприятие не находит поставщиков нужных ему материалов и комплектующих изделий, инструментов. В таком случае все недостающие изделия должны быть изготовлены на самом предприятии, что повышает стоимость и сложность всей работы по организации производства.

Имея материальную базу, непосредственно связанную с внешней средой, производственное предприятие выступает как важнейший социально-экономический фактор общественного развития.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске какой-то однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт — это комплекс предприятий соответствующего производственного профиля. Они составляют структуру отраслей экономики, определяют их масштаб.

В свою очередь, контуры и размер городов, поселков, областей, краев, так же как и отраслей, формируются на базе расположенных в этих поселениях предприятий и организаций. Последние создают территориальный профиль города, поселка, села; определяют их территориальную специализацию. Проблемы обеспечения нормальных условий жизни, труда и быта людей, населяющих города и поселки, решаются совместно с органами местной власти.

Приступая к созданию нового предприятия, организации выпуска того или иного вида продукции администрация и специалисты обязательно должны определить и учесть требования внешней среды. В противном случае среда может отторгнуть результат затраченных средств и труда.

К предприятиям материального производства, как отмечалось, относятся разного рода структурные предметно-отраслевые образования: заводы, фабрики, шахты, порты, фермы и прочие хозяйственные организации. Различна их производственно-технологическая структура, организационно-правовая форма, размеры и т.д., но общим является то, что составляет предмет организации и управления — первичные элементы производственной деятельности, или, как их еще называют, — факторы производства.

Выделяют следующие факторы производства: трудовые ресурсы, средства производства, информация и финансы. Соответствующим образом организованные факторы производства составляют внутреннюю среду предприятия. Результатом взаимодействия целенаправленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги), рис. 2.2.

Главный, основополагающий компонент предприятия — люди (персонал). По воле людей в их личных и общественных интересах создается предприятие и организуется производство соответствующего вида продукции.

Персонал предприятия в лице руководителей и специалистов самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, а также прибылью, которая остается после уплаты установленных законом налогов и других платежей. Персонал несет полную ответственность имуществом по обязательствам предприятия, выданным сторонним организациям, и в соответствии с установленными законами и правилами перед государством.

Предприятие, в лице его персонала и руководителей, несет ответственность за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно оплачивает расходы на организацию и развитие производства, закупку сырья, материалов, а также расчет с наемной рабочей силой. Поэтому к самому ответственному участку — общей системе организации производства — относится организация, координация и регулирование труда персонала:

  • • подбор персонала необходимой квалификации в соответствии с требованиями производства;
  • • расстановка по рабочим местам в соответствии с объемом и характером работы;

Рис. 2.2. Внутренняя среда и продукция производственного предприятия

• координация и регулирование работы в соответствии с конкретной рабочей ситуацией на предприятии в каждый отрезок времени.

От того, в какой степени рационально используется и работает персонал, полностью зависит эффективность работы предприятия. На персонал ложится обязанность установления необходимых связей и координация работы с внешней средой.

Следующий фактор производства — средства производства, в свою очередь, состоят из средств труда и предметов труда. Экономический смысл средств труда заключается в обеспечении воздействия на предмет труда для его трансформации (превращения, преобразования) в товар. Средства труда не изменяют свою натуральновещественную форму и участвуют в процессе производства многократно. Предметы труда, напротив, участвуют в процессе труда однократно, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму от исходного сырья и материалов до конечной продукции. Общепринятые термины, их обозначающие, — это, соответственно, основные фонды и оборотные производственные фонды. Именно их совокупность формирует понятие «производственный потенциал предприятия».

Производственный потенциал определяет количество и качество выпускаемой продукции, мощности и возможности предприятия.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием совокупных доходов и расходов предприятия. Они являются итоговым, обобщающим показателем деятельности предприятия. Именно посредством соотношения доходов и расходов можно в конечном итоге судить о деятельности предприятия в целом. Функции финансов многообразны, однако основные — это:

  • • обеспечение жизнедеятельности предприятия достаточным количеством денежных средств;
  • • обслуживание внешних и внутренних операций предприятия;
  • • финансовое планирование.

Информация имеет определяющее значение в управлении предприятием как во внутренней деятельности (используется при планировании, подготовке указаний, анализе хозяйственной деятельности и т.п.), так и для внешних контактов (согласование вопросов с поставщиками и клиентами, реклама, информация о рынке). От качества и своевременности информации существенно зависят уровень принимаемых решений и эффективность ведения всего бизнеса.

Информация — это концентрированное знание об объекте и предмете управления, поэтому она является необходимым ресурсом для принятия решений. Цель совершенствования информации — улучшение качества принимаемых решений. Информация, как и другие факторы производства, имеется лишь в ограниченных количествах и требует усилий на ее формирование в достаточной мере и является стратегически важным фактором производственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *