Парламентская реформа в Англии

Парламентская реформа Великобритании 1832 года.

Первая избирательная реформа была проведена в 1832 году. Под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив «Билль о парламентской реформе». Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему:

1. Ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 — ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.

2. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся143 места были распределены между ними и графствами).

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами:

— избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах — строением; в деревне — землей), которая приносила не менее 10 фунтов

стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных;

— избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной — не менее 50-тифунтов стерлингов;

4. Устанавливался ценз оседлости — 6месяцев.

Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм, пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали:

1. Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори — консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.

2. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть кабинета министров получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.

3. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула «король не может быть не прав» оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны — «король царствует, но не управляет».

Акт о народном представительстве

1832 г.

Поскольку целесообразно принять действенные меры для исправления различных злоупотреблений, которые долго имели место при избрании депутатов в Палату общин парламента, лишить множество незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; предоставить такую привилегию большим, густонаселенным и богатым городам; увеличить число найтов графства, посылаемых в парламент; распространить право участия в выборах на многих подданных. Его Величества, которые до этого не пользовались таковым, и уменьшить расходы на избирательные кампании-то посему королевским наивысшем Величеством по совету и с согласия Лордов-епископов и светских – и Палаты общин парламента настоящего созыва и авторитетом такового постановлено:

I. Что всякое из местечек, перечисленных в списке под буквой «А» (всего 56), от и после окончания полномочий данного парламента прекращает посылать депутата или депутатов в парламент.

II. Каждое местечко, перечисленное в списке «В» (всего 30), посылает только по одному депутату.

III. Каждое место, названное в списке под буквой «С» (всего 22),будет посылать двух депутатов в парламент.

IV. Каждое место, названное в списке под буквой «D» (всего 20), будет посылать одного депутата в парламент.

XVIII. Что будет иметь право голосовать при избрании депутата или депутатов графства в любой будущий парламент только то лицо, которое, будучи фригольдером или арендатором имения и имея право на пользование землей или имением пожизненно или же в течение двух или нескольких поколений, является фактическим и добросовестным владельцем такой земли и такого имения, если указанная земля или имение приносят в год не менее десяти фунтов чистого дохода.

XX. Что всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия, не подлежащее поражению в правах и имеющее право в качестве арендатора на какие-либо земли или имения, будь то фригольд или иное любое держание с первоначально установленным сроком не менее чем в шестьдесят лет и чистым доходом не менее десяти фунтов в год, а также лицо, которое занимает в качестве арендатора какие-либо земли или имения, за каковые оно обязано по соглашению уплачивать годовую ренту не менее чем в пятьдесят фунтов, будет иметь право голосовать при избрании депутатов графства в любой будущий парламент.

XXVI. Что, несмотря на наличие всего того, о чем сказано выше, никакое лицо не будет иметь права голосовать при избрании депутатов графства в любой будущий парламент, если оно в должное время не внесено в списки избирателей в согласии с условиями, предусмотренными ниже.

XXVII. Что в любом городе или местечке, которые будут посылать одного или нескольких депутатов в какой-либо будущий парламент, всякое лицо мужского пола, достигшее совершеннолетия, не подлежащее поражению в правах и в пределах данного города или местечка или в пределах округи, участвующей в выборах вместе с данным городом или местечком, владеющее в качестве собственника или арендатора домом, складом, конторой, лавкой или другим строением, приносящим

-либо отдельно от земли, либо вместе с землей, расположенной в пределах такого города, местечка или в пределах округи и одновременно занимаемой им (лицом) на правах собственника или арендатора,

— чистого дохода не менее десяти фунтов в год,

— будет, если оно в должное время внесено в списки избирателей в согласии с условиями, предусмотренными ниже, иметь право голосовать при избрании депутата или депутатов в какой-либо будущий парламент от данного города или местечка.

Ставится непременным условием, что никакое из подобных лиц не будет таким образом внесено в списки избирателей в каком-либо году, если оно не владеет указанными помещениями в течение ближайших двенадцати календарных месяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году; или если оно в том гражданском округе или церковном приходе, где расположены такие помещения и установлен сбор в пользу бедных, не подвергнуто полностью обложению подобным сбором со своих помещений в течение того обязательного срока владения, о котором сказано выше; или если оно не уплачивает до 20 июля включительно в соответствующем году всех сборов в пользу бедных и причитающихся с помещений налогов, подлежащих взносу до 6 апреля того же года. Ставится условием также, что никакое из подобных лиц не будет таким образом внесено в списки избирателей в каком-либо году, если оно не проживает в течение ближайших шести календарных месяцев, предшествующих последнему дню июля в соответствующем году, в пределах города или местечка или в пределах округи, участвующей в выборах вместе с городом или местечком, где ему надлежит голосовать или же в пределах семи английских миль от данного района или какого-нибудь пункта его.

Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884—85 гг. Введение тайного голосования.

цензы 1832 1867 1884-1885
Пол м м м
Возраст 21 21 21
Имущество город: избират правом пользовались лица. Владеющие в качестве собственника или арендатора домом, складом, лавкой или др строением , приносящим с землёй или без земли чистый доход не менее 10 футов и обладающий собственностью в течение 12 месяцев. Графства:владение земли с годовым доходом не менее 10 фунтов Фригольдеры и пожиз арендаторы Это арендаторы с год. Рентой не менее 50 фунтов Город:избират право получали квартиросъемщики. Уплачивающие плату в 10 футов и выше. А также собственники жилья Графства:фригольдеры, копегольдеры+владельцы иного пожиз держания с доходом не менее 5 футов+ арендаторы земель или имений с чистым доходом не менее 5 футов Город-графство:мелкие арендаторы получали право участвовать в выборы\ах; проживать в избират округе не менее 6 месяцев Владелец землёй или помещением. Ежегодный доход от которого не менее 10 футов Если есть собственность в городе. В графстве голосовать не может
Осёдлость 12 месяцев на вледении собственностью, и не менее 6 в избират округе В городе-6 месяцев 12 месяцев проживания в избират округе +
Дееспособность Отсутствие поражения в правах + +
Распределение мест А:местечки менее 2000 члк не посылают В:менее 4000-1 депутат С:2 депутата D:1 депутат Город, с численностью менее 10тыс члк…из тех городов. Которые перечислены в списке А, не будут посылать в парламент белее 1 депутата
2ой вотум действует действует действует
Гражданство
Образование
Налог в пользу бедных + + +
голосование открытое открытое тайное

1832 :позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.

1867: Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

1884-1885: Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.

1832 год — Акт о народном правительстве, предложенный правительством вигов, стал законом; ее основные моменты:

· более 50 местечек — из тех, что «гнилые», — были вовсе лишены представительства в парламенте;

· еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;

· освободившиеся 143 места были отданы: 66 — «большим густо населенным и богатым городам», 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэллсу;

· уменьшены расходы на избирательные кампании;

· голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.

· для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.

Таким образом, править Англией уполномочивался собственник.

Реформа сделала необходимой борьбу, за голоса избирателей. Тори и виги быстро это поняли, и переименовали свои партии: тори — «консерваторы» («Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде»), виги — «либералы» (поощряли прогресс).

19 век — упорная борьба за всеобщее избирательное право, ежегодный парламент, за то, чтобы депутатом мог сделаться всякий достойный рабочий человек. 1850 — 60 гг. в английском рабочем классе приобретает значение новый социальный элемент — рабочая аристократия (склонялась к компромиссу с правящими классами Англии на основе частичных уступок с их стороны). Борьба за этого нового избирателя побудила консерваторов и либералов к новой парламентской реформе. И та, и другая из партий хотели, чтобы реформа была результатом именно ее инициативы.

1867 год — Акт о народном правительстве распадался на две части:

· новое распределение мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов — 34 из 560;

· избирательный цент: расширение ценза — право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.

1872 год — вводится тайное голосование.

1884 год — Акт о народном представительстве:

· каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;

· каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;

· избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.

1885 год — Акт о перераспределении мест: в графствах — введение избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.

Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.

1871 год «Акт о тред-юнионах» — профессиональные союзы рабочих — тред-юнионы — добиваются легального существования (тред-юнион — такая временная или постоянная коалиция для регулирования отношений между рабочими и хозяевами, отношений рабочих между собой). 1875 год — профсоюзы склонили парламент к отмене тюремного заключения за нарушение договора найма. По старому закону («господин и служащий»), рабочий, оставивший место до срока, подвергался тюремному заключению на 3 месяца. Стала возможной агитация, направленная на повышение з/п; было отменено уголовное наказание за организацию забастовок; получает признание «свобода совести», то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; в той или иной степени признавалось свободное выражение мнения — свобода слова.

Отсутствие системы административных наказаний и штрафов — во всех случаях полиция обращалась за содействием к суду. Митинги не запрещались и не требовали предварительного разрешения; однако местные власти имели право разгона, если находили, что митинг превращается в «шумное сборище».

Парламентские реформы в Англии

Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.

Суть реформы свелась к перераспределению мест в палате общин и увеличению электората . Палата общин насчитывала 658 членов, до реформы представлявших: 188 мест от 114 графств, 465 — от 262 местечек, 5 — от университетов . Общее количество депутатов сохранилось, но было ликвидировано 56 «гнилых» местечек, которые посылали по 2 депутата. 32 «карманных» городка с населением до 4 тыс. человек вместо 2 стали посылать по 1 депутату. Освободившиеся 144 места в парламенте перераспределили между графствами и городами. 42 города получили право посылать депутатов (среди них крупные торгово-промышленные центры — Бирмингем, Лидс, Манчестер, Шеффилд). Было создано 22 новых избирательных округа, 14 из них — в индустриальных районах на севере Англии .

Хотя избирательный ценз не был снижен, как это предполагалось по первому варианту билля, количество электората увеличилось за счет того, что активное избирательное право было предоставлено фермерам и тем арендаторам, которые уплачивали 10 фт. стерл. в год арендной платы. Таким образом, количество избирателей значительно увеличилось в основном за счет сельского населения. Например, в Шотландии их количество выросло с 4 тыс. до 65 тыс. человек .

Однако наряду с плюсами, в проведении реформы были и существенные минусы. Во-первых, сохранение высокого имущественного ценза не давало возможности представителям средней и мелкой буржуазии, а также рабочим быть избранными в парламент и получить политическую власть. Во-вторых, городки и поселки по-прежнему оставались «представленными» в новой избирательной системе. Имелось 5 местечек с электоратом менее 200 человек, а 115 депутатов представляли округа с населением менее 500 человек . В-третьих, все еще сохранялась диспропорция между городскими и сельскими округами. Парламент 1833 г. состоял из 399 депутатов от городских избирателей, и 253 депутата были избраны от сельских округов (в предыдущем парламенте эти показатели были еще хуже и составляли соответственно 465 и 188). Это несмотря на тот факт, что по данным переписи 1831 г. 56% населения Англии проживало в городах . Правда, указывая на этот недостаток избирательной системы, необходимо учитывать процесс урбанизации, активно проходивший в английском обществе в первой половине XIX в. и постепенно нивелировавший разницу между количеством городского и сельского населения.

Более серьезной проблемой являлось то обстоятельство, что многие населенные пункты, имевшие статус городов, были на самом деле тесно привязаны к сельской местности и по существу являлись сельскохозяйственными территориями. Например, городок Хантингтон, где число избирателей в 1832 г. составляло всего 390 человек, был описан в «Избирательных фактах» как «совокупность населения, занятого производством зерна, шерсти, солода, мягких сыров» . Хотя «города-собственности», которые фактически являлись вотчинами лендлордов и могли быть проданы или куплены, к этому времени исчезли, в «сельскохозяйственных» городках земельная аристократия по-прежнему сохраняла преобладающее влияние (около 70 депутатов-лендлордов было избрано в парламент от этих территорий).

Реформа имела скромные практические результаты по двум причинам: во-первых, из-за жесткого противодействия тори , во-вторых, вследствие того, что она проводилась правым, умеренно настроенным крылом либерального движения — вигами, которые стремились, сохранив политическое господство земельной аристократии, допустить к власти тесно связанную с ней банковскую олигархию. Но виги, укрепив свое влияние в парламенте союзом с финансовыми магнатами, не желали делиться властью с представителями среднего класса и тем более с рабочими.

Однако, несмотря на это, политическое значение реформы было огромным. Она показала возможность политических перемен под влиянием общественного мнения и подтвердила правоту либералов, отстаивавших реальность поэтапного осуществления демократической избирательной реформы. Ее следствием также стало изменение соотношения сил между палатами и короной в пользу палаты общин, кабинет министров теперь стал формироваться из представителей парламентского большинства. Нужно отметить, что именно поляризация мнений в парламенте по вопросу о парламентской реформе 1832 г. положила начало новому партийному размежеванию: делению на либералов (реформистов) и консерваторов — и созданию викторианской двухпартийной системы.

Выборы в новый пореформенный парламент начались осенью 1832 г. Они принесли успех представителям либерального направления. В первой половине XIX в. говорить об английских либералах как о партии неправомерно. Либерализм тогда являлся общественно-политическим движением, представленным в парламенте несколькими группировками. В первую очередь это были так называемые «новые» виги (или «либеральные» виги), т.е. пробуржуазно настроенная часть вигов — сторонников избирательной реформы. К 30-м годам XIX в. они составляли большинство среди вигских парламентариев.

Второй группировкой в новом парламенте стали «классические либералы» (или «философские радикалы», как они именовали себя сами). Представители этой группировки, такие как И. Бентам, Дж. Милль, Д.С. Милль, Д. Рикардо, Р. Кобден, наиболее полно и подробно сформулировали политические и экономические либеральные доктрины, ставшие основой классического либерализма. В состав «классических либералов» вошли фритрейдеры, последовательно отстаивавшие экономические интересы торгово-промышленной буржуазии, и тесно связанная с фритрейдерами либеральная интеллигенция.

Третьей либеральной парламентской группировкой были так называемые радикалы. Они выражали интересы мелких собственников и социально ущемленных слоев английского общества (рабочих, католиков, нонконформистов). Обращаясь к нуждам трудящихся, и в первую очередь рабочего класса, они боролись за проведение социальных реформ. Вместе с тем взгляды и деятельность английских радикалов можно охарактеризовать как либеральные, поскольку они протестовали против насильственных методов борьбы и предлагали только реформистский путь решения политических и социальных проблем. В реформированном парламенте радикальная группировка была представлена в основном ирландскими католиками и нонконформистами.

Самой большой либеральной группировкой, представленной в парламенте, были виги, занявшие 320 мест в палате общин. «Классические либералы» получили 50 мест. Радикальная группировка — 42 места, полученных ирландскими депутатами, 71 место заняли диссентеры . Таким образом, избиратели отдали предпочтение тем либеральным группировкам, деятельность которых ассоциировалась с осуществлением парламентской реформы, в первую очередь вигам. Электорат новых промышленных округов проголосовал за либералов .

Социальный состав парламентариев также был еще далек от пропорционального демократического представительства от разных слоев общества. Три четверти депутатов происходили из аристократического сословия, остальные представляли финансовую и торгово-промышленную буржуазию . Правительство по-прежнему было выразителем интересов земельной аристократии. Из 103 членов кабинета министров (с 1830 по 1866 г.) только 14 были представителями буржуазии. При этом самые известные из «буржуазных» министров Р. Пиль и У. Гладстон, будучи выходцами из семей торговцев, получили традиционное аристократическое образование, окончив Оксфордский университет (каждый с отличным дипломом сразу по двум специальностям). Исключением из общей тенденции господства аристократии в правительстве можно считать состав кабинетов лорда Дж. Мельбурна 1834 и 1835 гг., где представители буржуазии численно преобладали, но и в них ключевые министерские посты оставались за министрами-аристократами.

Имелось две важные причины сохранения влияния земельной аристократии в парламенте после реформы 1832 г. Во-первых, наличие парламентской традиции, согласно которой неподготовленный к политической деятельности и не имевший практического политического опыта человек лишался шансов стать не только членом правительственного кабинета, но и парламентарием. Во-вторых, сохранение высокого избирательного ценза ограничивало приток новых лиц в политику, поскольку профессионально заниматься политикой могли себе позволить только очень обеспеченные люди. По данным журнала «Экономист» даже в 1864 г. карьера политического деятеля была доступна в английском обществе узкому кругу лиц, насчитывавшему не более 5 тыс. человек .

Именно этими причинами во многом можно объяснить наличие большого числа избирательных округов, где кандидатов выбирали на безальтернативной основе. Так, за период с 1832 по 1852 г. из 501 кандидата, зарегистрированного в 67 избирательных округах Англии и Уэльса, 62% не имели соперников на выборах . Однако существование безальтернативных выборов было связано также и с политической апатией со стороны части избирателей, заранее уверенных в невозможности политических перемен или не интересующихся политикой; и с предварительной договоренностью между кандидатами от вигов и тори. Часто за день до выборов соперники договаривались, и одна из сторон, согласившись на поражение, снимала свою кандидатуру. Это делалось для того, чтобы избежать затрат на проведение процедуры выборов. В отчетах подобный политический сговор именовался «неоспоримым выбором» избирателей.

В ряде округов по-прежнему значительным оставалось влияние местных лендлордов, что отражалось на ходе выборов. Например, на юге Линкольншира на выборах 1841 г. в 32 из 44 избирательных округов, принадлежащих одному землевладельцу, голоса всех избирателей были отданы ему . Если земельная собственность в избирательных округах распределялась примерно поровну между землевладельцами — кандидатами от вигов и тори, то претенденты от противоборствующих партий заключали между собой так называемый мир округа, сводившийся к дележу представительных мест от данных округов.

В силу всех этих причин избирательная реформа 1832 г. не привела к существенным изменениям как в процедуре избрания, так и составе избранных. В принципе, такая ситуация устраивала обе противоборствующие стороны, поскольку виги, как и тори, совсем не стремились к усложнению системы выборов и увеличению затрат на избирательную кампанию (они возникли бы при наличии сильных и многочисленных конкурентов). Привлечение большого числа новых лиц в политику грозило не только подрывом влияния действующих в то время политиков, но было невыгодно и по материальным соображениям. Виги решились на проведение парламентской реформы не потому, что они стремились к демократизации избирательной системы, а потому в первую очередь, что хотели прийти к власти, заручившись симпатией и поддержкой как общественного мнения, так и различных группировок парламентской оппозиции, которые им удалось сплотить в борьбе за избирательную реформу. Ликвидировав наиболее анахроничные элементы избирательной системы, виги тем не менее сохранили представительство от «гнилых» местечек, которое обеспечило преобладание в палате общин сыновей пэров и баронов.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА. НАЧАЛО ЧАРТИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Парламентская реформа 1832 г.

В английском парламенте попеременно господствовали две партии — тори и виги. Партия тори в парламенте представляла крупных землевладельцев. В партии вигов, кроме крупных землевладельцев, были банкиры, купцы, собственники заморских плантаций.

Быстрые успехи промышленности создали в Англии богатую и влиятельную буржуазию. Однако устаревшая избирательная система отстраняла от политической власти не только рабочих, но и промышленную буржуазию. Промышленная буржуазия не могла избрать своих депутатов в палату общин, которая находилась в руках крупных землевладельцев, банкиров, богатейших купцов.

Новые крупные промышленные центры, возникшие в последнее время, не имели своих депутатов в парламенте. В то же время незначительные местечки, иной раз совсем обезлюдевшие за последние десятилетия, продолжали их посылать. Эти местечки прозвали «гнилыми местечкам и». В одном из них было всего пять домов и 12 жителей, но собственники этого местечка посылали в парламент двух депутатов. Другое «гнилое местечко» было затоплено водой, но и от него все же посылались депутаты в парламент. В день выборов лорд, который владел береговой полосой, отправлялся с тремя избирателями в лодке к месту, где некогда находилось затопленное местечко, и там производил «выборы». Эти «гнилые местечки» посылали в парламент (палату общин) почти половину его членов (254 из 513).

Во время выборов кандидаты кормили и спаивали у кабаков своих избирателей — такой была обычная картина выборов. Каждый богатый дворянин, купив «гнилое местечко», мог стать членом парламента.

Система «гнилых местечек» и вообще большое преимущество сельских местностей перед городами давали земельной аристократии, пережитку феодальных времен, решающий перевес не только в верхней палате, палате лордов, но и в нижней палате, палате общин. Правда, английские лорды вели хозяйство, сдавая земли в аренду за деньги или применяя наемный труд, т. е. были землевладельцами-капиталистами, но именно они, а не промышленная буржуазия, были хозяевами в парламенте. В борьбе за господство в парламенте, а для этого за изменение избирательной системы против аристократии выступила буржуазия, поддержанная рабочими. Их вмешательство, в ряде случаев с оружием в руках, сыграло решающую роль. Сильный толчок этому движению дала июльская революция 1830 г. во Франции. В 1832 г. парламент провел реформу. Большинство «гнилых местечек» было уничтожено, крупные промышленные центры получили право посылать депутатов. Был снижен избирательный ценз. Но число избирателей возросло незначительно.

Буржуазия выиграла от этой реформы, но рабочие избирательных прав не получили. За содействие рабочих буржуазия «отплатила» им законом о работных домах, куда принудительно заключали безработных. В этих домах рабочих держали, точно в тюрьмах, в арестантских халатах, мужчин и женщин — отдельно. Рабочих заставляли делать тяжелую работу — дробить камни, рассучивать старые просмоленные корабельные канаты, отчего из-под ногтей шла кровь. Эти дома прозвали «бастилиями для рабочих» (Бастилия, как известно, была не только старинной крепостью, но и одной из ужаснейших тюрем).

Пособия, которые раньше нуждающиеся могли получать по месту жительства, были отменены.

Начало чартистского движения.

Буржуазия удовлетворилась реформой 1832 г., но рабочие, которые от нее ничего не получили, продолжали борьбу.

В 1835 г. в Англии опять началось массовое рабочее движение под лозунгами избирательной реформы. Но теперь в своих требованиях рабочие пошли дальше буржуазии и выступили против нее.

В 1836 г. разразился кризис, выбросивший на улицу тысячи рабочих. Тогда в Лондоне организовалось «Объединение рабочих» для борьбы за всеобщее избирательное право. Это «Объединение» выработало в следующем году народную хартию для подачи ее в парламент. По-английски хартия (грамота) называется «чартер», и поэтому все движение назвали чартистским.

В основном требования хартии сводились к всеобщему избирательному праву.

Английские рабочие полагали, что принятие парламентом хартии разрешит все вопросы об улучшении их положения. Они надеялись, что если парламент примет хартию и введет всеобщее избирательное право, то все остальные важные для рабочих экономические и политические вопросы будут разрешены парламентом, в который, как они думали, в большинстве попадут рабочие.

Течения «моральной» и «физической» силы. Социалисты. Уже при выработке хартии в среде чартистов обнаружились разногласия. Одним из чартистов во главе с руководителем лондонского «Объединения рабочих» столяром Ловеттом считали, что хартии нужно добиться в союзе с буржуазией и только мирными средствами — агитацией, пропагандой и петициями парламенту. «Мы прежде всего являемся противниками всего, что может напомнить революционную борьбу, призыв к физической силе, к насилию, — говорил Ловетт.- Нужно убеждать все классы населения и завоевать хартию мирным путем». Это было течение «моральной силы». Противники насмешливо называли ее «партией розовой водицы». Они заявляли, что победить можно, только применив вооруженную силу, и называли себя партией «физической силы».

К течению «физической силы» на словах присоединился ирландский адвокат ОКоннор. В качестве последнего средства борьбы, когда все другие окажутся исчерпанными, он, по его словам, признавал вооруженное восстание. ОКоннор был очень популярен в массах. Огромного роста, с могучими плечами, первоклассный боксер, который во время одной драки на рынке выдержал напор огромной толпы, обладавший громким голосом, ОКоннор был неутомимым организатором. Он не был социалистом. «Я стою за, принцип «мое» и «твое», — говорил он. В одной из газет, которую издавали его сторонники, можно было прочесть такое стихотворение:

  • Хочу я домик и доход
  • Не больше сотни фунтов в год,
  • Овцу, корову и телят,
  • Зеленый маленький лужок,
  • Куда б сгонял их пастушок.

Позже, в 1845 г., ОКоннор основал земельное общество, которое задалось несбыточной и реакционной целью: скупать земельные участки, чтобы постепенно вернуть всех рабочих на землю, превратить их в мелких собственников.

В ходе борьбы у чартистов стало оформляться революционное, социалистическое крыло. Его виднейшим представителем был Гарни, сначала сторонник революционной тактики якобинцев и поклонник Марата, а позже, с 1843 г., находившийся под большим влиянием Маркса и Энгельса. Гарни стоял не за раздел земли на мелкие участки, а за конфискацию всей земли с превращением ее в государственную собственность. Он требовал 8-часового рабочего дня, запрещения труда малолетних и других мер в интересах рабочих.

  • < АНГЛИЯ В 1815-1848 ГОДАХ. ПОБЕДА ФАБРИЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АНГЛИИ. АНГЛИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *