Математизированная технология создания стандартизированных измерительных

Лекция 8-9. Психометрические основания диагностики

8.1. Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка – математизированная технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Психометрия описывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры и правила их разработки и применения.

Дифференциальная психометрия– область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

Требования к психологическому тесту:

— использование шкалы интервалов;

— надежность;

— валидность;

— дискриминативность;

— наличие нормативных данных.

8.2. Характеристики эффективных психологических тестов

Валидность (обоснованность) инструмента – это его способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

: Основные виды валидности:

1. Конструктная:

1.1. Факторная;

1.2. Конвергентная;

1.3. Согласующаяся с теорией поведения переменной.

2. Критериальная:

2.1. Диагностическая (текущая, конкурентная);

2.2. Прогностическая;

2.3. Ретроспективная.

3. Содержательная:

3.1. Лицевая (очевидная)

Надежность теста -характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

Виды надежности:

1. Надежность по внутренней согласованности.

2. Надежность параллельных форм.

3. Надежность частей теста.

Дискриминативность – это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей.

Достоверность – особая разновидность валидности, требующая специальных процедур по ее обеспечению. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность.

8.3. Обобщение и представление результатов исследования

Способы представления научных исследований:

1) научные тексты (устные и письменные изложения);

2) графическое или пространственно-образное представление: графики, схемы, диаграммы, гистограммы, профили, графы;

3) знаково-символические (знаки, формулы, таблицы).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2009.- 464 с.

2. Анисимова, Н.П. Метод наблюдения. – М.: Логос, 2007.- 365 с.

3. Гусев, А.Н., Измайлов .Ч.А и др. Общий психологический практикум: Уч. пособ.- М.: МГУ, 2009.- 420 с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник. – М.: Логос, 2010.- 630 с.

5. Практикум по общей психологии: Учебник /Под ред. А.И.Щербакова, 2-е изд. –М.: Логос, 2009.- 467 с.

6. Практикум по психодиагностике /Под ред. М.М.Карлинской — М.: МГУ, 2010.- 413 с.

7. Практикум по психологии: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Н.Д.Твороговой. – М.: Юрайт-Издат., 2008.- 632 с.

Дополнительная литература:

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: Учебн.пособ. – СПб.: Питер, 2010, — 350 с.

10. Корнилова, Т.В. Введение в психологию эксперимента. – М.: МГУ, 2009.- 430 с.

11. Крылов, В.Ю. и др. Математические методы в современной психологии. – М.: ИП РАН, 2008. – 360 с.

12. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Питер, 2010, — 560 с.

13. Логвиненко, А.Д. Измерения в психологии: математические основы. – М.: Юройт-Издат., 2008. – 470 с.

14. Методы исследования в психологии: Учебное пособие /Под ред. Т.В.Корниловой. – М.: Логос-М, 2009.- 420 с.

15. Мощенко, А.В. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы: Уч.пособ. – М.: Логос-М, 2008.- 560 с.

16. Турусова, О.В. Практикум по экспериментальной психологии. – М.:НПО «МОДЕК», 2008. – 340 с.

СЕМИНАРСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Методологические и теоретические аспекты психолого-педагогического исследования.

Семинарское занятие № 1.

Вопросы:

1. Зарождение и основные этапы развития психологии как естественной науки.

2. Вскройте основные подходы к решению вопроса о предмете и объекте психолого-педагогической диагностики.

3. Дайте характеристику основных этапов планирования научного эксперимента.

4. Зависимые и независимые переменные. Ведение протокола. Контроль за чистотой эксперимента.

5. Охарактеризовать модель ведения исследований в первых психологических лабораториях на Западе и в России.

Вопросы для рефератов и докладов

1. Методологические проблемы современных психолого-педагогических исследований.

2. Проблема психологической стратификации и типологизации изучаемых явлений психологии.

3. Проблема взаимосвязи показателей выборки психологических исследований.

4. Зависимые и независимые переменные в экспериментальном исследовании.

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

Тема 2. Психологический анализ документов.

Семинарское занятие № 2.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте основные направления и область применения анализа документов.

2. Охарактеризуйте биографический метод.

3. Дайте характеристику основным структурным элементам анализа продуктов деятельности.

4. Охарактеризуйте метод количественно-качественного анализа.

Вопросы для рефератов и докладов:

1. Анализ документов в деятельности социального педагога-психолога.

2. Задачи биографического метода при изучении личности, возможности его применения в деятельности социального педагога-психолога.

3. Становление метода анализа продуктов деятельности, первые исследования в этой области.

4. Контент-анализ как метод изучения текстовой информации.

5. Проблема формализации психологических показателей в исследовании.

Форма контроля: Заслушивание рефератов и ответов на вопросы на семинаре.

Лабораторное занятие № 1.

Статистическая обработка результатов психологических исследований

Цель: овладение навыками вычисления основных стати стических параметров для количественных данных.

Оборудование: наборы данных для обработки (можно использовать данные выполненных заданий по психологическим исследованиям)

Порядок выполнения. Студентам после предваритель- ного знакомства с содержанием методических указаний предлагается рассчитать по своим данным:

1. Меры центральной тенденции (среднее арифметическое или медиану, в зависимости от характера данных).

2. Меры рассеивания (размах или стандартное отклонение, в зависимости от характера данных).

3. Вычислить доверительный интервал среднего арифметического или медианы.

4. Определить достоверность различий двух средних арифметических или медиан.

Тема 5. Личностные опросники.

Лабораторное занятие № 2.

Исследование свойств темперамента.

Цель: освоить метод личностных опросников, определить уро уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента.

Оборудование: тест-опросник В.М.Русалова, состоящий из 105 105 вопросов, бланк ответов.

Порядок выполнения. Исследование свойств темперамемента с по помощью тест-опросника проводится в групповой форме.

Данные группируются в 4 блоковую структуру функциональной сис темы человека:

— блок афферентного синтеза, которому соответствует эргич- нос ность;

— блок программирования, который представлен пластич- нос ностью;

— блок исполнений, которому соответствует темп;

— блок обратной связи, которому соответствует эмоциональная чув чувствительность.

После обработки результатов студентам предлагаются вопросы для обсуждения.

Вопросы:

1. В чем суть опросников, что они измеряют?

2. Перечислите основные характеристики личностных опросников.

3. На примере личностного опросника Русалова опишите достоинства и недостатки данного метода.

Тема 6. Тестирование.

Семинарское занятие № 3.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте репрезентативность психодиагностических норм.

2. Определите понятие «надежность теста».

3. Дайте характеристику валидности методов, перечислите виды валидности.

4. Охарактеризуйте внутреннюю согласованность пунктов теста.

Общее понятие о дифференциальной психометрии и области ее применения

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 26

Психометрия (психометрика) – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка психометрии предполагает ее рассмотрение как математизированной технологии создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Психометрия описывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры и правила их разработки и применения.

Понятие психометрии введено в 1734 году Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых в психологии стало измеряться время реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии, по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. При таком понимании психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизиологических до личностных.

В 20-30-е годы двадцатого века благодаря развитию тестирования формируется и развивается особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями – дифференциальная психометрия. Дифференциальная психометрия (дифференциальная психометрика) – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемой в процессе применения различных методов и средств, информации. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности “субъективных” параметров. Конечно, ответы на вопросы теста или анкеты или составляют “субъективную” информацию, но и ее можно получить в максимально полной и надежной форме, а можно упустить многие важные моменты, проистекающие из этой “субъективности”. Для преодоления ошибок такого рода и вводится ряд психометрических требований.

Такие требования в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Психологический тест может быть охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям. Основные из них следующие:

а. использование шкалы интервалов;

б. надежность;

в. валидность;

г. дискриминативность;

д. наличие нормативных данных (либо критериев, установленных экспертами).

Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур.

Date: 2015-10-18; view: 1392; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Finepsyhology

Психометрия — раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на «общую» и «дифференциальную».

Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).

Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие «психометрия» впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

В этой второй области психометрии. разработаны основные критерии качества психологического измерения — такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различных методов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрических требований.

Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения.

Вот основные из них:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

Рассмотрим подробнее валидность и надежность.

Ценностные ориентации подростков
Основой отношения человека ко всем аспектам жизни является направленность его личности. И, по мнению многих авторов, системообразующим фактором направленности личности является структура ценностных ориентаций. Причем компоненты направленности становятся свойствами личности. Разные авторы в своих работах по-разному классифицируют ценнос …

Развитие конфликта и его завершение
Развитие конфликта есть процесс перехода к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением или затуханием). Оно включает в себя изменение основы конфликта, усложнение формы противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы. Кроме такого поступательного развития конфликта существ …

Психологическая грамотность как фактор формирования психологической культуры личности
Наша работа раскрывает особенности влияния индивидуальных и личностных характеристик на специфику формирования психологической грамотности в структуре базовых компетенций психологической культуры личности. Объектом работы выступает психологическая культура личности. Предметом – психологическая грамотность в структуре базовых компетенций …

Дифференциальная психометрика

Страница 1

Термин «дифференциальная психометрика» в данном контексте обозначает науку о дифференциально-психологических измерениях. Дифференциальную психометрику целесообразно отличать от «общей психометрики». Общая психометрика

имеет дело с задачами измерения психологических характеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологические (справедливые для всех людей) функциональные зависимости между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. В психофизике речь идет об установлении соответствий между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений (сенсорная психофизика), в социально-психологических измерениях устанавливается соответствие между рядами социальных объектов (например, разные виды рекламируемых товаров) и определенными психическими реакциями (например, на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится»). В дифференциальной психометрике

числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между людьми в качественном и количественном составе психических свойств, каковыми являются способности, отдельные когнитивные (познавательные) функции (память, внимание), мотивы, поведенческие черты, установки, оценки и самооценки, способы психического самосохранения (психической защиты) и т. п.

По отношению к психодиагностике и дифференциальной психологии психометрика выступает в следующем статусе: она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры их разработки и применения.

Основываясь на введенном выше основании классификации, современные методы психодиагностики условно можно разделить на две категории:

1) стандартизованные, измерительные методы (будем называть их в дальнейшем «тесты»),

2) экспертные методы, или методы понимания (по традиции, они часто фигурируют под названием «клинические методы»).

К первым

относятся объективные тесты и стандартизованный самоотчет, ко вторым

– проективные и диалоговые методы. В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью.

Экспертные методы в большей степени рассчитаны на профессиональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагноста. Эти методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики.

Достоинства измерительных методов: объективный характер процедуры, возможность перепроверки – обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполнению психометрических требований – требований репрезентативности,

надежности, валидности.

Краткие определения: репрезентативность– соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест; надежность

– точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов; валидность– соответствие методики измеряемому концепту.

Если эти требования не выполнены

, то использование тестов – ничуть не менее произвольная процедура, чем стихийное «вчувствование» эксперта в испытуемого. Более того, в этом случае результат оказывается в нелепой зависимости от комплекса случайных и побочных обстоятельств; психодиагност в своем отношении к тесту уподобляется фаталисту, склонному уповать на жребий и выразившееся в нем «провидение» (при отсутствии каких-либо разумных доводов в пользу того или иного решения). Опасны не тесты сами по себе, а их использование без теории и без психометрики, когда стандартная процедура выполняет фактически лишь роль глухого забора, отгораживающего психодиагноста от реального испытуемого. В этом случае тест служит источником иллюзорного впечатления о возможности освобождения психолога от необходимости наблюдения за весьма информативными признаками поведения испытуемого, его манерами, способами работы над заданиями и т. п.

Знание психометрики дает психологу необходимую критичность в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, системы задач и т. п.

Страницы: 1 2

Что такое психометрия, и какие возможности она дает?

Психометрия позволяет развить человеку потрясающую проницательность! По сути, с этой способностью можно узнать обо всем. Узнайте подробнее о ней здесь!

Что такое психометрия?

Изучая феномен времени, ученые вывели определенный закон ускорения. Он гласит о том, что время постоянно ускоряется. К примеру, жизненный уклад во времена Римской империи был совершенно другим, нежели в XVII веке. И точно также сейчас люди живут намного быстрее, чем в XVII веке.

Также это называют повышением уровня частотности пространства: на каком-то глубинном уровне оно меняется, становится «быстрее». И вместе с повышением частоты начинает проявляться все больше разных экстрасенсорных способностей.

Одна из них называется «психометрией», и данная способность может значительно изменить жизнь человека и устройство всего общества в ближайшем будущем.

Психометрия — это способность человека считывать информацию с какого-либо места, человека или вещи. Она заложена в каждом человеке.

Как известно, все обладает памятью. Исследования японских ученых показали, что даже вода имеет память и запоминает все, что произошло или было произнесено около нее. Также и другие вещи, начиная от пуговицы и заканчивая зданием или географическим местом, несут в себе информацию.

Психометрия является одной из форм ясновидения

Прикасаясь к вещам, связанным с неким местом, человеком или событием, психометр (человек с развитой способностью психометрии) открывает энергетические записи происходивших событий и видит образы прошлого, связанного с данным предметом.

Во время проведения сеанса психометрии устанавливается информационная связь между психометром и материальным предметом, содержащим астральные записи: они заключают в себе образы прошлых событий.

Все знания во Вселенной содержатся в особом информационном поле, которое находится вне времени и пространства, то есть везде.

Человек с помощью психометрии подключается к полю и «загружает» в себя информацию, связанную с конкретным предметом или географическим местом.

Вещь может быть любая: камень, ткань, письмо или зеркало. При помощи такого объекта экстрасенс строит психический контакт с заложенными в нем знаниями и может различные события прошлого.

Какие возможности открываются с психометрией?

Человек, который обладает ею, способен на очень многое! Область применения психометрии весьма обширна:

  • криминалистика¹.

С помощью этой способности всегда можно увидеть след преступника по образцу следа или кусочку одежды. Таким образом можно подключиться к ауре разыскиваемого – любой организм, оставляет за собой индивидуальный астральный след.

Следует сказать, что с опытом работы в этой сфере психометрия может проявляться неосознанно. Опытные следователи подтвердят, как им удается увидеть след, дополнительное доказательство, увидеть в простом предмете гораздо больше, чем в нем есть с первого взгляда. Обычно людьми это воспринимается как определённого вида сноровка;

  • экспертиза произведений искусства.

С помощью этой сверхспособности можно легко анализировать и получать информацию о тех или иных произведениях искусства, легко определять истинную стоимость, стать мастером своего дела;

  • реконструкция важных исторических событий и археология.

Психометрия позволяет изучать историю такой, какой она была на самом деле, избежать заблуждений в науке, знать, как действительно происходили события.

По антикварным предметам древности можно восстанавливать образы событий прошлого.

Также эта экстрасенсорная способность позволяет делать новые открытия, находить древние города и другие археологические свидетельства, сокрытые в земле.

О том, как развить способность к психометрии, читайте здесь >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Криминалистика — прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств (Википедия).

² Ясновидение — тип экстрасенсорного восприятия, способность человека получать информацию помимо русел восприятия, известных науке и определяемых современными научными средствами, в том числе сведения о событиях прошлого и будущего (Википедия).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *