Ринолалия методика коррекционной работы

Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

При ринолалии тембр голоса назализован. Наиболее распространённым речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте губы и неба. Одной из причин расщелин лица, верхней губы и неба могут быть различного рода патологии: гинекологические и эндокринные заболевания. Немаловажное значение играет радиационное излучение. Особая роль в возникновении аномалий придается различным лекарственным и химическим веществам, широко применяемым в быту и промышленности: бензин, ядохимикаты, кислоты. Не исключается из этого списка алкоголь и курение. По последним статистическим данным с каждым годом увеличивается количество детей с патологией губы и неба, поэтому коррекция ринолалии является одной из важнейших задач специализированных учреждений. Коррекционная работа требует воздействия на всю системы голоса и речеобразования.

Особенно важными являются комплексные мероприятия, которые помогают ослабить развитие дефекта. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости.

Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи:

Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха.

Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

Вдох Выдох Вдох Выдох
нос
нос
нос
рот
нос
рот
нос
ротт
нос
рот
нос
рот
нос
нос
рот
рот

Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день.

Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.

Артикуляционная гимнастика для губ: Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ: “хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ “хоботком”. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа “поцелуй”. Оскал с последующим движением губ в “хоботок” при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ –тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.

Гимнастика щечных мышц: Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены). Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Упражнения для языка: Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя. Тянуть кончик языка к носу, к подбородку. Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке). Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания), по нижней губе. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов. Покусывание зубами боковых краев языка. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Пощелкивание языком как “лошадки”.

Перечисленные выше упражнения не проводятся на одном занятии. Каждое занятие состоит из нескольких элементов дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и упражнений на активизацию мягкого неба.

Упражнения на активизацию небной занавески: Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.

Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

Приемы массажа: Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке. Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1,5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении.

Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях (2 минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты).

Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6 месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.

Следующим направлением коррекционной работы является развитие фонематического слуха. Дети должны научиться различать на слух речевое и неречевое звучание. Учитывая возраст ребенка задания упрощаются или усложняются. Сначала детям предлагается различить на слух звучащие предметы, голоса. Для этого используются такие игры: “Кто на чем играет?”, “Узнай по голосу”, “Кто позвал?”, “Угадай, что стучит?”. Детям постарше помимо игр и упражнений полезно давать такие задания: выделить звук из ряда других звуков; определить место звука в слове (начало, середина, конец); учить различать на слух различные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос или восклицание.

Постановка гласных и согласных звуков: При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например:

А
АА
ААА
АААА
Э
ЭЭ
ЭЭЭ
ЭЭЭЭ
О
ОО
ООО
ОООО
У
УУ
УУУ
УУУУ
И
ИИ
ИИИ
ИИИИ
Ы
ЫЫ
ЫЫЫ
ЫЫЫЫ

Когда изолированно гласные звуки будут отработаны, переходим к слитному произнесению сочетаний из двух гласных звуков, затем из трех.

АЭ—ЭА
АО—ОА
АИ—ИА
УА—ЭА
ОА—АИ
ИУ—ОИ
АОЭ—ЭАО
ОУИ—ИОУ
ЭИО—УИО
АИУ—АЭИ
ЭОА—ОУИ
ЭИО—ЭОА

Сочетания произносятся то низким голосом (имитация голоса волка), то высоким голосом (имитация голоса зайца), то средним голосом (имитация голоса ежика). Дети охотно подражают голосам животных. Такие игры развивают умения координировать высоту голоса.

После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходим к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Введение новых навыков начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в позиции между двумя гласными звуками. Специфическим является порядок постановки звуков. Первым отрабатывается звук –Ф-, к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:

А——Ф——; Э——Ф——; О——Ф——; У——Ф——; И——Ф—— (черта показывает длительность звучания).

АФ—-АФА; ЭФ—-ЭФЭ; ОФ—-ОФО; УФ—-УФУ; ИФ—-ИФИ.

Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА——АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО——АФО-ОФО-УФО;

ЭФ-ФЭ——АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ——АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ——АФЫ-ОФЫ-УФЫ.

Звук –Ф– в мягких слогах: ИФ-ФИ——АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ——АФЕ-ОФЕ-УФЕ;

ЮФ-ФЮ——АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ——АФЯ-ОФЯ-УФЯ.

После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь. Сначала звук вводится в наиболее употребляемые в быту слова, например: звук –С– стол, стакан, салат, совок, носки, стена. Затем дается задание родителям, воспитателям обращать внимание на качество произнесения только этих слов. Далее этот звук закрепляется в стихах, потешках, скороговорках. Успешное выступление на праздниках, четкие ответы на занятиях помогают сломать старые стереотипы, избавить ребенка от стеснения, боязни.

Многолетняя практика показывает, что предлагаемая комплексная методика работы позволяет достичь наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией.

Фрагмент логопедического занятия (подгруппового) Тема: “Звук –А–.”

Цель: Уточнение состояния фонематического слуха. Отработка четкого произношения звука и закрепление артикуляции звука.

Логопед: “Возьмите зеркала, посмотрите на себя, улыбнитесь, начинаем нашу сказку о Веселом Язычке. Жил-был Веселый Язычок. Жил он в своем домике, открыл он дверь вот так (показ, дети выполняют упражнение 3 раза) – рот открыть и закрыть. Потом он вышел на улицу, посмотрел вниз, посмотрел вверх (показ, дети повторяют движение несколько раз) – язык тянуть к носу, к подбородку. Решил он построить около дома заборчик (зубы обнажены, губы растянуты – дети выполняют). Смастерил себе Язычок дудочку (дети собирают губы в трубочку) чередуем “заборчик”–“трубочка” 3–4 раза. В саду понюхал цветочек (вдох носом, выдох ртом 3–4 раза). Заболело горло у Веселого Язычка, пошел он к врачу. Попросил врач широко открыть рот (дети открывают) и сказать: “А–А–А!” (дети произносят звук). Язык широкий лежит у нижних зубов, он спокоен – повторить несколько раз. Запомним чистоговорку на звук –А–: А–А–А– высокая гора, А–А–А – на горе идет игра”. Дети проговаривают звук –А–, логопед заканчивает чистоговорку.

Итог занятия: Отметить активность детей. Дать положительные оценки ответам детей.

Логопедическое занятие. Тема: Фонема “С”.

Цели: Коррекционные: Автоматизация звука “С” в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова “САД” и развитие валентностей слов. Развитие функции словоизменения. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль. Воспитательные: Знакомство с трудом людей и воспитание уважения к нему. Воспитание любви к родной природе.

Ход занятия: Прослушивание образца правильной речи. (два раза). Соня любила гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

Какой звук встречается в тексте чаще других? Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком “С” слышите.

Сегодня мы вместе с Соней побываем в саду, посмотрим, что в нем растет, поучимся работать в саду, но при этом будем постоянно следить за правильным произнесением звука “С”.

Общее расслабление:

Приготовьтесь, мы деревья.
Руки вверх мы поднимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Тихо ветками качаем.
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Исчезает напряженье,

Снова руки поднимаем,
Снова ветками качаем.
И опять немного лени
Руки снова на колени
Наступает расслабленье
И становится понятно,
Расслабление приятно.

(Дети выполняют соответствующие действия под счет).

Развитие мелкой моторики:

Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Пальцы поднимаются вверх, ладони сомкнуты, пальцы слегка округлены. Пальцы рук разводятся.)
Всем лепесткам красоту и питанье
(Пальцы рук ритмично покачиваются)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опускаются вниз, прижимаются друг к другу тыльной стороной, пальцы разводятся и ритмично двигаются)

Массаж лица и шеи:

Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал.
Капли убери со лба,
Хоть и теплая вода.
На веселые глаза
Дождик брызнул, как слеза,
Плакать не хотят глаза.
Уходи домой, слеза!

По щекам бегут ручьи.
Ты ладошкой их сотри.
Все дождинки убираем.
Хитрый дождик, прекрати,
Губы нам не щекоти,
Пальцем губку разминай,
Все дождинки вытирай.
Шею дождик намочил,
Как бы нас не простудил.

(Все движения выполняются по направлению к вискам под счет).

Развитие подвижности губ:

Осмотрелась и устала,
Вмиг вертеться перестала,
Тихо села на пенек,
До чего хорош денек.
(Улыбнулась солнышку).

(Движения повторяются перед зеркалом несколько раз и удерживаются под счет1–2–3).

Активизация мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки:

Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать: Выдох-пффф— пауза; возврат дыхания—пффф—пауза; возврат дыхания (губы сомкнуты, челюсти размыкаются – форма зевка)—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания + форма “зевка”—выдох-пффф—пауза; возврат дыхания—расслабление брюшного пресса.

Артикуляционная гимнастика:

Солнце светит высоко,
А в саду совсем тепло.

Показать, как высовывают язык животные, когда им жарко: рот широко открыт, удерживание языка на нижней губе под счет (1–5); удерживание языка за нижними зубами под счет; губы в улыбке, зубы сближены; выдох на кончик языка (контроль) С–С–С–С. Все упражнения выполняются 3 раза перед зеркалом.

Акустико-артикуляционный образ звука: губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка у основания нижних резцов; посередине языка идет узкая, холодная воздушная струя; голосовые складки не работают, голос не образуется.

Чтобы заинтересовать детей в работе по развитию речевого дыхания мною были использованы такие игры, как “Бабочка, лети”, “Чья птичка дальше улетит?”, “Одуванчики летят” и другие.

“Бабочка, лети”. Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.

Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.

Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях. Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?!” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.

“Чья птичка дальше улетит?”. Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.

Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу “Птички полетели” дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

“Одуванчики летят”. Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.

Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.

Для работы по развитию речевого слуха были подобраны следующие игры: “Угадай, чей это голос?”, “Улиточка”, “Улавливай шепот”.

“Угадай, чей это голос?”. Цель: определить товарища по голосу.

Играющие дети сидят. Один из них становится в центр круга и закрывает глаза. Логопед, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре ребенка. Последний должен угадать, кто назвал его имя. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если он ошибся, то снова закрывает глаза.

“Улиточка”. Цель: узнавать товарища по голосу.

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: “Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я?” Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

“Улавливай шепот”. Цель: развивать остроту слуха.

Играющие строятся в одну шеренгу. Водящий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловим только в том случае, если каждый внимательно слушает) отдает команды (руки вверх, в стороны, кругом). Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, тем самым усложняет игру.

Одной из важнейших задач в коррекционной работе с детьми-ринолаликами является развитие фонематического восприятия. Для этой цели были подобраны такие игры, как: “Запомни и повтори”, “Какой звук пропал?”, “Найди ошибку и скажи правильно”.

“Запомни и повтори”. Цель: воспроизводить слоговой ряд, менять ударение.

Логопед четко, не торопясь, произносит слоговой ряд, делая первый раз ударение на первом слоге: па-па-па. Дети по очереди (3–4 человека) повторяют его. Второй раз логопед делает ударение на втором слоге: па-па-па. Дети снова повторяют. Последний раз при произнесении ударение делается на третьем слоге: па-па-па.

“Какой звук пропал?” Цель: отрабатывать фонематический слух.

Логопед предлагает детям прослушать двустишия, найти нужный звук и вставить в нужном месте.
Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама … осы (косы).
Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живет.
Мама кукле шар… (шарф) вязала,
Ее дочурка помогала.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки (пушки).

“Найди ошибку и скажи правильно”. Цель: развивать остроту фонематического слуха.

Логопед проговаривает детям двустишия, в которых допущена ошибка, дети внимательно слушают, находят ошибку и говорят слово правильно.

Писем мы не написали
Тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки
У нее сломались банки (санки).

Коррекционная работа при ринолалии

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) нормализация «ротового выдоха», т.е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

5) нормализация просодической стороны речи;

б) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения. При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов.

Первый этап – этап «предречевых» упражнений – включает следующие виды работы:

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция;

4) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап – этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап – этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Четвертый этап – этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля ср стороны самого ребенка и логопеда.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);.

2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

З) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

З) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

а) массаж мягкого нёба;

б) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

в) артикуляционная гимнастика;

г) голосовые упражнения.

Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:

– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воз душной струи;

– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

– выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Основная цель массажа мягкого нёба – разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт.

Гимнастика мягкого нёба включает целый ряд упражнений:

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба.

2. Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.

5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков а, э, затем – о, у с утрированной артикуляцией. Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда а, э, у, о в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится переходят к плавному произнесению звуков.

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например, пример: вдох носом — выдох ртом; вдох – выдох носом; вдох – выдох ртом.

При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы. Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.

Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем.

Дыхательные упражнения нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение – дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5 – 6 мм, в конце 2 – 3 мм.

Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри». Более трудным упражнением является игра на духовых инструментах. Необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Одновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых нормализация речевой моторики. Особенности артикуляции детей с ринолалией:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.

Устранение названных особенностей артикуляции – важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения, развивающие губы, щеки, язык:

1) надувание обеих щек одновременно;

2) надувание щек попеременно;

3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;

4) сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов;

6) «хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;

11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

12) вибрация губ;

13) движение губ хоботком влево-вправо;

14) вращательные движения губ хоботком;

15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка:

1) высовывание языка лопатой;

2) высовывание языка жалом;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо;

5) поднимание и опускание задней части языка – кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;

14) высунутый язык удерживать чашечкой;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т);

18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.

Перечисленные упражнения не следует давать все подряд. Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произнесении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох.

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку.

Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом). Паузы постепенно увеличивают до 2 – 3 с. далее можно переходить к плавному произнесению.

Постановку согласных звуков начинают со звуков ф и п.

Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку бывает легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Дети с ринолалией, посещающие специальный д/сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи устранение лексико-грамматического недоразвития. Включается ряд разделов:

1. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

2. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

3. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д’; з, з’; ш; р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м – п; м’ п’; н – д; н – т; м – б; м’ – б’.

Как отличить парез (паралич) мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич) мягкого неба от функциональной (привычной) гнусавости. Сделать это можно следующими способами:

— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель) нажимает шпателем (черенком ложки) на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения (парез, либо паралич мягкого неба).

— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич) мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал, массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3) утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5) произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрированно, на так называемой «твёрдой атаке».

Восстановление дыхания

В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

«Вьюга»

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

«Ветер»

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

«Мячик»

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

«Насос»

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Вот ещё несколько. Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава»: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник»: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол»: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
  4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
  5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
  8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
  9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *