Дуговая эластичность по цене

Эластичность спроса по цене: понятие, свойства, факторы. Точечная и дуговая эластичность.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 38

Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршаллом.

Эластичность спроса относительно цены(ценовая эластичность) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

где εрD – эластичность спроса по цене;

ΔQd — относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP — относительное изменение цены (в процентах).

Это точечный коэффициент эластичности, используется при небольших изменениях цены.

Когда рассматриваемые изменения ΔQ и ΔР оказываются значительными, значения коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин спроса и цены могут существенно расходиться. Тогда лучше определять дуговую эластичность:

εрD = (ΔQ/∆P) * (Р1 +Р0)/(Q1+Q0).

Также в расчетах применяется следующая формула:

где Q1 , Q0 — величина спроса до и после изменения цены;

P1 , P0 — цена до и после изменения.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение εрD берут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда εрD > 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Когда εрD < 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Если εрD = 1, то спрос единичной эластичности.

Крайние случаи: если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то εрD=0, случай абсолютной неэластичности; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то εрD = — ∞, случай абсолютной эластичности (рис.4.4).

Рис.4.4. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос

Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

7. Определение границ рынка: чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называетсяперекрестной эластичностью.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

где Q1B, Q0B – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;

P1A, P0A – цена блага А до и после изменения.

Если εс > 0, то перед нами товары-субституты, если εс < 0 – взаимодополняемые.

Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда εс= +∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если εс=-∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда εс < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ — примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.

Эластичность спроса по цене — это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на рис. 18.2 изображено точкой М.

Рис. 18.2. Дуговая эластичность

Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:

где Р0 — начальная цена;

Q0 — начальный объем спроса;

P1 — новая цена;

Q1 — новый объем спроса.

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен.

Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д.

Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X (рис. 1).

Рис. 1. Точечная эластичность

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

19. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная ценовая эластичность. Практическое значение теории эластичности.

Эластичность спроса относительно дохода(εi) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:

где Δ I – относительное изменение дохода потребителя.εi = (ΔQ/∆I) * (I /Q).Если показатель εi является отрицательным, то товары являются недоброкачественными. Если εi > 0, благо является нормальным. Если 0 < εi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При εi > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).

Закон Энгеля: для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с εi > 1 для конкретного потребителя.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называетсяперекрестной эластичностью.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

где Q1B, Q0B – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;

P1A, P0A – цена блага А до и после изменения.

Если εс > 0, то перед нами товары-субституты, если εс < 0 – взаимодополняемые.

Чем выше эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда εс= +∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если εс=-∞, то это пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда εс < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

Знание проблем ценовой эластичности имеет большое значение при разработке налоговой политики государства.

На рисунке 2.16 исходное равновесие на рынке товара представлено кривыми спроса (D) и предложения (S), точкой их пресечения е, ценой Pe и количеством товара Qe. Предположим, государство решило ввести фиксированный налог на единицу продукции – акциз = t (или любой другой косвенный налог). На рисунке 2.16 показано, как это приводит к сокращению предложения (S1 < S). Равновесие переместится из точки е в точку е1. Потребители купят Q1 единиц товаров (< Qе) по цене P1 > Pе. Предприниматели получат от каждой единицы товара P2 (P2 < Pе). Заштрихованная область – сумма налога, полученного государством.

Рис. 2.16.

P Площадь треугольника ae1eпредставляет избыточное налоговое бремя.

Концепция эластичности позволяет выяснить, какую часть налога оплатит потребитель, а какую – производитель.

Пропорция деления налога между потребителем и производителем зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если спрос эластичнее предложения, то большую часть оплачивает производитель (рис. 2.17).

Рис.2.17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *