Основное отклонение

Основное отклонение

Смотреть что такое «Основное отклонение» в других словарях:

  • основное отклонение — Одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), используемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии (в системе СЭВ ближайшее к нулевой линии). Тематики машиностроение в целом … Справочник технического переводчика

  • основное осевое отклонение конуса — (ez min. Ez min) Осевое отклонение, соответствующее основному отклонению поля допуска диаметра в основной плоскости. Наружный конус 1 номинальный конус; 2 наибольший предельный конус; 3 наименьший предельный конус. Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов … Справочник технического переводчика

  • Основное отверстие — 1.1.22. Основное отверстие отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю. Черт. 3 Черт. 4 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ 25346-89: Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений — Терминология ГОСТ 25346 89: Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений оригинал документа: 1.1.19. Вал термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Допуск — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

  • Допуск (техника) — Допуск разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства. Назначается (выбирается) исходя из технологической… … Википедия

  • Допуск (машиностроение) — Допуск разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства. Назначается (выбирается) исходя из технологической… … Википедия

  • Квалитет — Допуск разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями (размеров, массовой доли, массы), задаётся на геометрические размеры деталей, механические, физические и химические свойства. Назначается (выбирается) исходя из технологической… … Википедия

  • ГЕМОФИЛИЯ — (от греч. haima кровь и philia склонность), термин, введенный в начале XIX века Шенлейном (Schonlein) для заболевания, известного еще значительно раньше. Гемофилия это передающийся по наследству (согласно своеобразным законам) геморагический… … Большая медицинская энциклопедия

Основные отклонения

Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений.

Гладкие цилиндрические соединения разделяют на подвижные и неподвижные.

Подвижные соединения должны создавать между валом и отверстием гарантированный наименьший зазор, обеспечивающий жидкостное трение, заданную несущую способность подшипника и сохранение указанного вида трения при увеличении зазора.

Неподвижные соединения должны обеспечивать точное центрирование деталей и передачу в процессе эксплуатации заданного крутящего момента или осевой силы благодаря гарантированному натягу или дополнительному креплению деталей шпонками, винтами и т.д. в случае применения переходных посадок.

Переходные посадки – это посадки, которые могут иметь как небольшие зазоры, так и небольшие натяги. В переходных посадках неподвижные соединения можно получить только за счёт применения дополнительного крепления.

Получить любой вид соединения (посадки) можно путём использования системы допусков, оформленных в виде стандартов. Эта система допусков позволяет производить массовое изготовление деталей, обеспечивающих хорошую собираемость и взаимозаменяемость.

Исходя из того, что в тракторном, автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении используют детали размером до 500 мм стандарт предусматривает соответствующую систему допусков и посадок в пределах этого интервала.

Независимо от вида соединения оно должно быть выполнено в одной из двух систем: системе отверстия или системе вала.

Квалитеты

Квалитет, по другому класс точности, (от французского gualite – качество) – совокупность допусков, изменяющихся в зависимости от номинального размера так, что уровень точности для всех номинальных размеров остается одинаковым.

В системе ISO для размеров до 3150 мм установлено 18 квалитетов: 01;0;1;..16. В системе СЭВ для размеров от 1 до 10000 мм предусмотрено 19 квалитетов (добавлен 17).

Квалитет характеризуется величиной допуска размера и сложностью получения размера независимо от диаметра.

Допуск устанавливается в зависимости от номинального размера и квалитета. Квалитеты обозначают буквами IT и порядковым номером 01, 0,1, 2..17. Например: IT 5; IT 9; IT 16. Применяются квалитеты:

IT 01; IT 0; IT 1- для изготовления концевых мер;

IT 2; IT 3; IT 4- для калибров;

IT 5…IT 13-для образования посадок;

IT 14…IT 17-для неответственных несопрягаемых поверхностей;

Рекомендуемое применение квалитетов в машиностроении приведено в таблице.

Применение квалитетов точности в соединениях (посадках)

Квалитет Применение
5–6 ответственные соединения в станкостроении и моторостроении (высокоточные зубчатые колеса, шпиндельные и приборные подшипники в корпусах и на валах)
6-7 соединения типа поршень — гильза, зубчатые колеса на валах, подшипники качения на вал и в корпус
7, 8, 9 точные соединения в тракторостроении и ответственных узлах сельхозмашин
при пониженных требованиях точности, а также в соединениях, где используется калиброванный материал для валов
подвижные соединения сельхозмашин при больших зазорах и значительных их колебаниях (грубая сборка), а также крышки, фланцы кольца…
12-13 неподвижные сварные соединения сельхозмашин (плуги, сеялки и др.)

Правильно назначить квалитет не менее важно, чем произвести расчет размеров детали. Назначение квалитета связано с точностью и эксплутационным назначением механизма, а также с характером требуемых посадок.

При выборе точности изготовления (квалитета) необходимо также учитывать и экономическую целесообразность. Изготовление деталей по расширенным допускам не требует больших затрат и уменьшает вероятность появления брака, но при этом снижается надежность конструкции (идет большой разброс зазоров и натягов) и, как следствие, долговечность работы машины.

Машины в основном выходят из строя не из-за разрушения, а из-за потери работоспособности, вызываемой снижением точности сборки узлов и агрегатов.

Связь точности и стоимости изготовления деталей

Для квалитетов от 5 до 17 значения допусков определяются исходя из единицы допуска i мкм, которая характеризует закономерность изменения допуска от величины диаметра. Для размеров до 500 мм

где dср в мм, i в мкм.

Допуск выражается формулой

где а -число единиц допуска, постоянное для данного квалитета, независимое от номинального размера.

Значения числа единиц допуска для квалитетов с 5 по 17 представлены в таблице .

ТаблицаЗначения единиц допуска для квалитетов IT5…IT17

Квалитет

Число единиц. допуска

Квалитет характеризуется величиной допуска. При переходе от одного квалитета к другому допуски увеличиваются по геометрической прогрессии со знаменателем 1,6,.

Изменение допусков при изменении квалитета

Через каждые пять квалитетов, начиная с IT 5, допуски увеличиваются примерно в 10 раз.

Основные отклонения

Для образования посадок с различными зазорами и натягами стандартами СЭВ установлены 27 основных отклонений для отверстий и валов. Они обозначаются прописной буквой латинского алфавита для отверстий и строчной — для валов. Рассмотрим на схеме положение полей допусков отверстий и валов относительно нулевой линии.

Основные отклонения отверстий и валов в системе JSO.

Отклонения от А до Н (от a до h) предназначены для образования полей допусков в посадках с зазорами; от Js до N (от js до n)- в переходных посадках; от Р до Zс (от p до zс)-в посадках с натягами. Для отверстий и валов, обозначенных буквами Js и js поле допуска располагается строго симметрично относительно нулевой линии, а предельные отклонения равны по величине, но имеют противоположный знак.

Основное отклонение– это отклонение, ближайшее к нулевой линии. Для всех полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным является нижнее отклонение (EI или ei); для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии – верхнее отклонение (ES или es). Одноименные поля допусков отверстий и валов располагаются строго симметрично относительно нулевой линии и их предельные отклонения одинаковые, но противоположны по знаку (за исключением переходных посадок).

Для посадок от A до H известны EI

ES = EJ + TD

Для посадок от J до ZC известны ES

EJ = ES – Td

Основное отклонение отверстия должно быть симметрично нулевой линии основного отклонения вала, обозначенного той же буквой. Оно не зависит от квалитета, т. е. является постоянной величиной для одноименных полей допусков.

Верхнее ( если поле допуска расположено выше нулевой линии ) или нижнее ( если поле допуска расположено ниже нулевой линии ) отклонение определяют по величине основного отклонения и допуску выбранного квалитета.

Понятия – «система отверстия » и «система вала «

Стандартами установлены две равноправные системы посадок: система отверстия (СА) и система вала (СВ).

Как видно из рисунка , основное отверстие в системе отверстия имеет нижнее отклонение EJ равное нулю. Это является отличительной особенностью системы отверстия.

Образование посадок в системе отверстия

В системе отверстия – отверстие является основной деталью и независимо от посадки обрабатывается под номинальный размер (с допуском в тело детали), а различные посадки получаются путём изменения предельных размеров вала.

В системе вала – вал является основной деталью и независимо от посадки обрабатывается под номинальный размер (с допуском в тело детали), а различные посадки получаются путём изменения предельных размеров отверстия.

Образование посадок в системе вала

Как видно из рисунка основной вал в системе вала имеет верхнее отклонение es равное нулю. Это является отличительной особенностью системы вала.

В системе допусков и посадок ISO принято одностороннее предельное расположение поля допуска основной детали относительно номинального размера сопряжения. Поэтому, если допуски заданы в системе отверстия, то нижнее отклонение отверстия всегда будет равно нулю (EI=0), а если допуски заданы в системе вала, то верхнее отклонение вала всегда будет равно нулю (es=0) независимо от посадки.

Иными словами, посадки в системе отверстия СА – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получают соединением различных валов с основным отверстием. Эти посадки принято обозначать буквой «Н».

Посадки в системе вала CВ – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получают соединением различных отверстий с основным валом. Эти посадки принято обозначать буквой «h».

Выбор системы посадок.

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. По экономическим соображениям (сокращения необоснованного многообразия посадок, систематизации режущего и измерительного инструмента для отверстий т.д.) рекомендуется применять две гостированные равноправные системы посадок: система отверстия СА и система вала СВ. Эти системы равноценны, но в промышленности применяются в разной степени. Для работы совершенно безразлично, в какой системе назначена посадка (с зазором, с натягом или переходная посадка); важна её конкретная величина. С технической точки зрения посадки в системе отверстия предпочтительнее. Вал, т.е. наружную поверхность обработать и проконтролировать намного проще, чем внутреннюю поверхность – отверстие. Для изготовления отверстий требуется размерный режущий инструмент: зенкер, протяжка, развертка и т.д. определенного типоразмера, сложный измерительный инструмент, что повышает стоимость детали. Поэтому в основном применяется система отверстия.

Система вала, как правило, применяется в трех случаях:

1) если валы изготовлены из пруткового калиброванного материала без дополнительной обработки посадочных мест;

2) если на валах или на отдельных участках одного номинального размера необходимо поместить различные детали с разными посадками;

3) если применяются стандартные детали и узлы, изготовленные в системе вала (например: наружное кольцо подшипника в корпус, шпонки с пазами вала и втулки).

Независимо от системы посадки допускаются любые сочетания полей допусков отверстия и вала любых квалитетов. Однако предпочтение необходимо отдавать рекомендуемым сочетаниям (в таблицах взяты в квадрат) или применять предпочтительные поля допусков.

Условное обозначение посадки записывается в виде дроби, где в числителе указывается поле допуска отверстия, а в знаменателе — поле допуска вала. Например:

; ; ; ; — посадки в системе отверстия СА,

; ; ; ; — посадки в системе вала СВ.

Основные отклонения полей допусков валов ( от a до h ) и основные отклонения соответствующих отверстий ( от A до H ), применяемых для посадок с зазором приняты одинаковыми по абсолютной величине. Следовательно, зазоры в одноименных посадках в системе отверстия и вала будут одинаковыми.

Поля допусков для посадок с натягом в системе ISO и ЕСДП СЭВ построены так, что верхнее отклонение валов в системе отверстия и нижнее отклонение отверстия в системе вала соответствует тем же буквам алфавита, так как они одинаковы по абсолютному значению и, следовательно, наибольшие натяги в системах отверстия и вала одинаковы, т.к. допуски при одном и том же квалитете в обеих системах одинаковы.

Ряд основных отклонений

Рисунок 26 — Графическое изображение основных отклонений

D = EI — для полей выше нулевой линии;

D = ES — для полей ниже нулевой линии.

Основное отклонение — это одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), меньшее по абсолютной величине, т.е. отклонение, которое расположено ближе к нулевой линии.

Основное отклонение является координирующим параметром, определяющим положение поля допуска относительно нулевой линии. Основные отклонения в ЕСДП принято обозначать буквами латинского алфавита: большими — для отверстий, маленькими для валов.

Для обозначения основных отклонений отверстий: A, B, C, D, E, F, G, H, JS, K, M, N, P, R, S, T, U, V, X, Y, Z.

Для обозначения основных отклонений валов: a, b, c, d, e, f, g, h, js, k, m, n, p, r, s, t, u, v, x, y, z.

Каждая буква условно показывает на сколько и в какую сторону от нулевой линии отстоит ближайшая к ней граница поля допуска (рис. 27).

Основные отклонения отверстий равны по величине и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначаемым той же буквой. Общее правило определения основных отклонений отверстий выражается как EI = — es для A…H и ES = — ei для Js…Z. Но существуют исключения.

Рисунок 27 — Схема расположения основных отклонений.

Для одного и того же интервала номинальных размеров каждое основное отклонение остается постоянным, а меняется лишь величина допуска IT(рис. 28).

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5

В ЕСДП расположение поля допуска относительно нулевой линии характеризуется основным отклонением.

Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), ближайшее к нулевой линии.

Установлено 27 основных отклонений валов и 27 основных отклонений отверстий.

В ЕСДП введены понятия основного вала и основного отверстия.

Основный вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю, т.е. es = 0.

Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю, т.е. EI = 0.

Основной вал обозначается буквой h, а основное отверстие – Н.

Буквами Js, js, обозначается симметричное расположение поля допуска размера относительно нулевой линии. В этом случае числовые значения верхнего и нижнего отклонений одинаковы и определяются в зависимости от допуска (квалитета).

При одном и том же буквенном обозначении числовое значение основного отклонения изменяется в зависимости от номинального размера.
Исходными при построении системы были приняты основные отклонения валов, числовые значения которых рассчитаны по формулам, которые приведены в ГОСТ 25346-89 . Числовые значения основных отклонений валов приведены в прил. Б.

Рис. 6. Расположение полей допусков основного отверстия (Н) и основного вала (h)

Основные отклонения отверстий, как правило, равны по числовому значению и противоположны по знаку основным отклонениям валов, обозначаемых той же буквой, следовательно:

для отверстий с отклонениями А … Н

EI = –es;

для отверстий с отклонениями J … ZC

ES = –ei.

Данное правило действительно для всех отклонений, за редким исключением .

Предусмотрены следующие посадки в системе отверстия и системе вала.

H7 / f6 H7 / js6 H7 / m6 H7 / r6 h6 / F7 h6 / Js7 h6 / M7 h6 / R7

Точные отверстия обрабатываются дорогостоящим мерным инструментом (зенкерами, развертками, протяжками и т.п.). Каждый такой инструмент применяют для обработки только одного размера с определенным полем допуска. Валы же независимо от их размера обрабатывают одним и тем же резцом или шлифовальным кругом.

При широком применении системы вала необходимость в мерном инструменте многократно возрастет, поэтому предпочтение отдается системе отверстия

Принципы выбора допусков и посадок

В настоящее время применяют три метода выбора допусков и посадок.

1. Метод прецедентов (метод аналогов) заключается в том, что конструктор отыскивает в однотипных или других машинах, ранее сконструированных и что находятся в эксплуатации, случаи применения сборочной единицы, подобные проектируемой, и назначает такие же или аналогичные допуск и посадку.

2. Метод подобия в сущности является развитием метода прецедентов. Он возник в результате классификации деталей машин по конструктивным и эксплуатационным признакам и выпуску справочников с примерами применения посадок. Для выбора допусков и посадок этим методом устанавливают аналогию конструктивных признаков и условий эксплуатации проектируемой сборочной единицы, что проектируется с указанными в справочниках.

Общим недостатком методов прецедентов и подобия является сложность определения признаков однотипности и подобия, возможность применения ошибочных допусков и посадок.

3. Расчетный метод является наиболее обоснованным методом выбора допусков и посадок. Выбирая этим методом квалитеты, допуски и посадки при проектировании машин и других изделий, стремятся удовлетворить эксплуатационно-конструктивным требованиям, которые предъявляются к детали, сборочной единице и изделию в целом.

Основное отклонение — одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), используемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии. Таким отклонением является ближайшее отклонение от нулевой линии.

Для полей допусков вала (отверстия), расположенных выше нулевой линии, основное отклонение является нижним отклонением, вала еі (для, отверстия EI) со знаком “плюс”, а для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основное отклонение — верхнее отклонение вала еѕ (для отверстия ЕЅ) со знаком “минус”. От границы основного отклонения начинается поле допуска. Положение второй границы поля допуска (т. е. второе предельное отклонение) определяется как алгебраическая сумма значения основного отклонения и допуска квалитета точности.

Для валов установлено 28 основных отклонений и столько же основных отклонений для отверстий (ГОСТ 25346 — 82). Основные отклонения обозначаются одной или двумя буквами латинского алфавита: для вала — строчными буквами от а до zc, а для отверстия — прописными буквами от А до ZС (рис. 1, г). Значения основных отклонений приведены в таблицах.

Основные отклонения валов от а до g (верхнее отклонения еѕ со знаком “минус”) и основное отклонение вала h (еѕ равно нулю) предназначены для образования полей допусков валов в посадках с зазором; от ј (ј ѕ ) до n — в переходных посадках от р до zс (нижние отклонения еі со знаком “плюс”) — в посадках с натягом. Аналогично основные отклонения отверстий от А до G (нижние отклонения ЕІ со знаком “плюс”) и основное отклонение отверстия Н (для него ЕІ = 0) предназначены для образования полей допусков отверстий в посадках с зазором; от Ј (Ј ѕ ) до N — в переходных посадках и от Р до ZС (верхние отклонения ЕЅ со знаком “минус”) — в посадках с натягом. Буквами ј ѕ и Ј ѕ обозначено симметричное расположение допуска относительно нулевой линии. В этом случае числовые значения верхнего еѕ (ЕЅ) и нижнего еі(ЕІ) отклонении вала (отверстия) численно равны, но противоположны по знаку (верхнее отклонение со знаком “плюс”, а, нижнее — со знаком “минус”).

Основные отклонения вала и отверстия, обозначенные одноименной буквой (для данного интервала размеров), равны по величине, но противоположны по знаку; они увеличиваются с возрастанием значения интервала размеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *