Право граждан на информацию

Право граждан на информацию и его ограничение

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 25

Право на информацию – незыблемое право личности – является одним из

основных институтов информационного права. Оно означает в первую очередь

право на свободный поиск и получение любых необходимых сведений. Право

на информацию – это право обращаться в любые органы и организации за по-

лучением информации, право получать сведения из научных источников, про-

изведений и средств массовой информации.

Право на информацию закреплено во Всеобщей декларации прав человека,

утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря

1948 года. Статья 19 гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убежде-

ний и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепят-

ственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и рас-

пространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государ-

ственных границ».

Это фундаментальное положение присутствует и в Российском законода-

тельстве – Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Вер-

ховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года1, и Конституции РФ. Часть 4 ста-

тьи 29 Конституции гарантирует каждому право свободно искать, получать, пе-

редавать, производить и распространять информацию любым законным спосо-

бом. При этом, согласно части 2 статьи 24, органы государственной власти, ор-

ганы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечивать

каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосред-

ственно затрагивающими его права и свободы. За сокрытие фактов и обстоя-

тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 52 предусмат-

ривает ответственность должностных лиц.

Кроме этого, в Конституции РФ закреплен еще ряд прав и свобод, относя-

щихся к сфере информации:

– право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

(ч. 1 ст. 23);

– право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле-

графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

– свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

– свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

– свобода выражения мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

– право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

(ст. 42).

1 См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

Следует отметить Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав

граждан на информацию» от 31 декабря 1993 года № 2334, закрепивший право

граждан на информацию и обозначившим его одним из фундаментальных прав

человека.

Положения Конституции РФ, касающиеся информационной среды, дета-

лизированы в Законе об информации. В нем не только подтверждены права и

свободы граждан в получении информации, но и указывается, что все имеют

равные права на доступ к информации и не обязаны обосновывать перед вла-

дельцем необходимость запрашиваемой информации. Указанный Закон предо-

ставляет гарантии реализации права на доступ к информации (ст. 8) и регла-

ментирует порядок предоставления запрашиваемой информации.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на

общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой огра-

ничен федеральными законами, так называемая информация ограниченного до-

ступа.

В зависимости от порядка ее предоставления или распространения инфор-

мация подразделяется на:

– свободно распространяемую;

– предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих

отношениях;

– информацию, которая в соответствии с федеральными законами подле-

жит предоставлению или распространению;

– информацию, распространение которой ограничивается или запрещается.

Информация, доступ к которой не ограничен, называется общедоступной

информацией. Общедоступная информация может использоваться любыми ли-

цами по их усмотрению. Обладатель информации, ставшей общедоступной по

его решению, вправе требовать от распространяющих ее лиц указывать себя в

качестве источника такой информации.

Закон указывает, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и

получение любой информации, доступ к которой не ограничен законодатель-

ством, в любых формах и из любых источников. Гражданин имеет право на по-

лучение от государственных органов, органов местного самоуправления, их

должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и

свободы. Организация имеет право на получение от указанных органов инфор-

мации: – непосредственно касающейся ее прав и обязанностей, – необходимой

для взаимодействия с указанными органами при осуществлении организацией

своей уставной деятельности. Соответственно, государственные органы и орга-

ны местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о

своей деятельности.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления, размещенная ими в информационно-телекоммуникационных

сетях, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица предостав-

ляется бесплатно.

На предоставление своевременной полной и достоверной информации о

состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране указывает Закон

РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12, 13). В соответствии с

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе-

ления» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ст. 5) может быть истребована инфор-

мация об эпидемиологической обстановке, о качестве товаров, пищевых про-

дуктов и питьевой воды.

Право граждан на информацию относится к фундаментальным правам, но

оно может быть ограничено: а) правами и свободами других лиц; б) по иным

основаниям по прямому указанию закона.

Основаниями для ограничения информационных прав и свобод, согласно

Конституции Российской Федерации, выступают:

– защита основ конституционного строя;

– защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других

лиц;

– обеспечение обороны и безопасности государства;

– условия чрезвычайного положения (с указанием сроков);

– использование информационных прав и свобод для пропаганды социаль-

ной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или язы-

кового превосходства;

– предотвращение разглашения конфиденциальной информации и инфор-

мации о гражданах;

– обеспечение правосудия.

Несмотря на определенный перечень информации ограниченного доступа,

российское законодательство пошло по пути введения перечней сведений, до-

ступ к которым не может быть ограничен. В частности, общий перечень такой

информации содержит статья 8 Закона об информации, перечень сведений, не

подлежащих засекречиванию, содержит статья 7 Федерального закона «О госу-

дарственной тайне» (дал. – Закон о государственной тайне). Анализ законода-

тельства позволил выявить следующие виды информации, доступ к которой не

может быть ограничен:

1. Законы.

2. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина (ст. 15 Конституции РФ), устанавливаю-

щие правовое положение организаций и полномочия государственных органов,

органов местного самоуправления (ст. 8 Закона об информации).

3. Информация о состоянии окружающей среды, о фактах и обстоятель-

ствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, 42 Конституции

РФ).

4. Информацию о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демо-

графии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состояние пре-

ступности (ст. 7 Закона о государственной тайне).

5. Информацию о деятельности государственных органов и органов мест-

ного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исклю-

чением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); (ст. 8

Закона об информации), информацию о размерах золотого запаса и государ-

ственных валютных резервах РФ (ст. 7 Закона о государственной тайне).

6. Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и

архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных

системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и органи-

заций такой информацией (ст. 8 Закона об информации).

7. Информацию о привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых

государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям

(ст. 7 Закона о государственной тайне).

8. Информацию о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина

(ст. 7 Закона о государственной тайне).

9. Информацию о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ (ст. 7

Закона о государственной тайне).

10. Информацию о фактах нарушения законности органами государствен-

ной власти и их должностными лицами (ст. 7 Закона о государственной тайне).

Отдельно следует привести перечень сведений, которые не могут состав-

лять коммерческую тайну, содержащийся в статье 5 Федерального закона «О

коммерческой тайне» и ранее принятом Постановлении Правительства РСФСР

«О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Не-

которые положения по смыслу повторяют указанные ранее, но мы не исключа-

ем их, поскольку они позиционируются к конкретному хозяйствующему субъ-

екту. Это следующие сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, доку-

ментах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об

индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные ре-

естры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпри-

нимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного

предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств

соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной без-

опасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, без-

опасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное

воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных

объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об усло-

виях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного

травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных ра-

бочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным

социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах при-

влечения виновных к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов госу-

дарственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о разме-

рах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда

их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности

некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени

юридического лица.

Этот перечень носит открытый характер и соответствующими законода-

тельными актами в него может быть включена и иная информация. Закон «О

коммерческой тайне» прямо указывает на такую возможность, говоря, что к

коммерческой тайне нельзя относить и иные сведения, обязательность раскры-

тия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена

иными федеральными законами.

Date: 2015-09-05; view: 485; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Проект закона города Севастополя № 19/4 «О дополнительных гарантиях права граждан на обращения»

  • Регистрационный номер: 19/4
  • Дата регистрации: 14.10.2014
  • Вид документа: Проект закона Севастополя
  • Статус документа: Документ не принят (подписаться на обновление статуса)
  • Авторы документа: Колесников Борис Дмитриевич
  • Ответственный комитет (комиссия): Постоянная комиссия по законодательству и государственному строительству
  • Регистрация14.10.2014 Не принят20.01.2015

ПРОЕКТ

Вносится депутатом законодательного собрания города Севастополя Колесниковым Б.Д

ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ»

Принят Законодательным Собранием
города Севастополя «___»__________2014 года

Настоящий закон в соответствии Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) устанавливает дополнительные гарантии Российской Федерации направленные на защиту права граждан на обращение,

Действие настоящего закона распространяется также на правоотношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Действие настоящего закона распространяется также на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральными законами.

Статья 1.Понятия и термины, используемые в настоящем законе

Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

6) коллективное обращение — обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей;

7) Публичные функции — деятельность различных юридических лиц, по удовлетворению общественного, интереса, признанного и охраняемого государством.

Статья 2. Дополнительные гарантии права граждан на обращение

1 Гражданин имеет право лично или через своего представителя, чьи полномочия оформлены надлежащим образом, присутствовать при рассмотрении его обращения.

2. Вправе получить в государственном органе, органе местного самоуправления или у должностного лица устную, в том числе по телефону, информацию о факте получения и регистрации его обращения, а также о лице, которому поручено его рассмотрение.

3. При приеме письменного обращения непосредственно от гражданина по его требованию на втором экземпляре обращения, который остается у гражданина, либо на копии обращения, которая остается у гражданина, ставится отметка о принятии обращения с указанием даты, фамилии, имени, отчества (последнее – при наличии), должностного положения лица, принявшего обращение, а также сообщается контактный телефон.

4. При направлении гражданам ответов на обращения им в обязательном порядке должны быть возвращены приложенные к обращению документы, если требование о возврате таких документов было письменно заявлено гражданином. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо вправе оставить в своем распоряжении копии возвращенных документов.

5. Ответ на коллективное обращение граждан направляется одному из авторов обращения, указанному в обращении в качестве получателя ответа или представителя всех авторов обращения при его рассмотрении. Если такое лицо в коллективном обращении не указано, ответ направляется одному из списка граждан, подписавших обращение, для доведения содержания ответа до сведения остальных авторов обращения.

Статья 3. Дополнительная гарантия права граждан на обращение в форме электронного документа

В целях реализации гражданами права на обращение, направляемое в форме электронного документа, государственные органы, органы местного самоуправления создают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» раздел для приема и обработки указанных обращений («Интернет-приемная»).

Статья 4. Дополнительные гарантии реализации права граждан на личный прием

1 В целях организации личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются дни и часы приема граждан. Информация о порядке личного приема граждан (место, дни и часы приема, номер контактного телефона, факса) доводится до сведения граждан путем размещения на информационных стендах в помещениях, занимаемых указанными органами, иных отведенных для этой цели местах и на официальном сайте государственного органа, органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

2 Если в помещении, котором осуществляется личный прием граждан, ведется видео или аудио фиксация, то гражданин должен быть предупрежден о наличии такой фиксации

2. Правом на первоочередной личный прием обладают:

1) ветераны Великой Отечественной войны;

2) ветераны боевых действий; 3) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

4) инвалиды I и II групп, их законные представители, семьи, имеющие детей-инвалидов;
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6) Почетные граждане города Севастополя

7) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

8) граждане, удостоенные звания Героев Социалистического Труда, и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

В случае, если правом на первоочередной личный прием одновременно обладают несколько граждан, прием указанных граждан производится в порядке их явки на личный прием

3. При личном приеме граждане, указанные в пунктах 1–5 и 7–8 части 2 настоящей статьи, предъявляют документ, подтверждающий их право на первоочередной личный прием.

4. Граждане, являющиеся инвалидами I группы, обладают правом на личный прием по месту их нахождения (далее – личный выездной прием) руководителем или уполномоченным им на проведение личного приема лицом государственного органа.

5. В письменном обращении, направляемом в государственный орган, граждане, указанные в части 4 настоящей статьи, вправе дополнительно заявить о проведении личного выездного приема, указав адрес места их нахождения, телефон для уведомления о дате и времени его проведения (при наличии), а также приложив копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности.

В случае непредставления гражданином копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, руководитель государственного органа или уполномоченное им на проведение личного приема лицо принимает решение об отказе в проведении личного выездного приема, а поступившее в государственный орган письменное обращение рассматривается по существу.
6. Личный выездной прием проводится руководителем государственного органа или уполномоченным им на проведение личного приема лицом. О дате и времени проведения личного выездного приема граждане уведомляются по телефону либо в иной форме.

Статья 5. Обращения, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, сроки рассмотрения обращений граждан

1.Обращение в письменной форме или в форме электронного документа подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

2. В исключительных случаях, а также в случае необходимости направления запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения, в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

3.Государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо вправе устанавливать сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.

4. Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения. Ответ заявителю должен содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта.

5. Рассмотрение обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно

6. В случае, если гражданин в одном обращении ставит ряд вопросов, разрешение которых находится в компетенции различных организаций или органов, копии обращения должны быть направлены в течение пяти дней со дня регистрации в соответствующие организации или органы.

7. В случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо обязаны довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа, а также указать орган или должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.

Статья 6. Рассмотрение обращений, адресованных должностным лицам, полномочия которых прекращены

Если письменное обращение адресовано должностному лицу, полномочия которого прекращены, то оно рассматривается должностным лицом, на которое возложено осуществление указанных полномочий.

Статья 7. Организация работы по рассмотрению обращений граждан

1. В пределах предоставленной компетенции государственный орган, орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение, иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, разрабатывают положения (регламенты) в которых определяются

1) порядок регистрации письменных и устных обращений, образцы карточек личного приема граждан;

2) лица, уполномоченные проводить личный прием граждан, график личного приема и порядок оповещения о нем граждан;

3) порядок работы с зарегистрированными обращениями;

4) порядок хранения и последующей передачи в архив рассмотренных обращений и ответов на них;

5) должностные лица, на которых возлагается координация, контроль и обобщение результатов работы по рассмотрению обращений, периодичность подготовки указанными должностными лицами соответствующих отчетов, учет содержания обращений граждан в текущей и перспективной работе;

Статья 8. Бесплатность рассмотрения обращения

Органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие публично значимые функции должностные лица рассматривают обращения граждан, не взимая платы

Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор
города Севастополя С.И. Меняйло

Основные информационные права и свободы в РФ, основания их ограничения

20.03.2012 30566

Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст. 3), право на свободу мысли (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

— в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г., для Российской Федерации — 28 февраля 1996), где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

— в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы:

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч. 1 ст. 23;

— право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч. 2 ст. 23;

— свобода мысли и слова — ч. 1 ст. 29;

— свобода массовой информации — ч. 5 ст. 29;

— право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч. 3 ст. 29;

— право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч. 4 ст. 29;

— право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст. 33;

— свобода всех видов творчества — ч. 1 ст. 44;

— право на доступ к культурным ценностям — ч. 2 ст. 44.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая 26 мая 1995 г. и вступившая в силу 11 августа 1998 г. в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Таджикистан, также в ст. 11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в федеральных законах.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

— обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст. 12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

— удовлетворение справедливых требований морали;

— общественного порядка;

— и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничений прав только по закону расширяется и уточняется перечень оснований для такого рода ограничений:

— в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия;

— в целях предотвращения беспорядков и преступлений

— для охраны здоровья и нравственности;

— для защиты и репутации или прав других лиц;

— для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально;

— для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах выделены следующие основания для ограничений:

— для уважения прав и репутации других лиц;

— для охраны государственной безопасности,

— общественного порядка

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2.ст. 2) выделяются следующие основания для ограничений по закону:

— в целях защиты конституционного строя;

— нравственности;

— здоровья;

— законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень ограничений. Там указано, что информационные права и свободы ограничиваются, если они используются в целях насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч.З. ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

— защиту основ конституционного строя;

— нравственности;

— здоровья;

— прав и законных интересов других лиц;

— обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст. 56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст. 23, ч.1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст. 51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Из этого сравнительного анализа можно сделать следующий вывод: Если основные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания их возможного ограничения и прямые ограничения, определенные там же, зачастую не совпадают между собой. Необходимы унифицированный перечень оснований для ограничений (для защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а также в интересах обороны и безопасности государства) и перечень случаев прямого ограничения прав и свобод с последующим их закреплением в законе.

Ограничение прав и свобод граждан в информационной сфере: правовые аспекты

Информационные права, как уже было описано в предыдущем разделе исследования, гармонично вписываются в структуру иных прав и свобод человека. При этом они обладают своей определенной спецификой, обозначенной сферой их деятельности. Они «регулируют информационные процессы в сферах, которые не урегулированы другими правами, регламентирующими информацию».

При этом на наш взгляд, следует обратить внимание на то, что все права, непосредственно связанные с информационными процессами, а именно процесс их реализации, следует строить на принципах информационной свободы человека. Именно свобода информации занимает основополагающее место во всех информационных процессах, связанных практически с любыми правами человека. Так как, именно информационная свобода предопределяет определенную возможность естественного права, информационного права. При отсутствии информационной свободы можно забыть о возможности реализовывать ряд политических, социальных, культурных и тем более личных прав человека, так как практически все из них базируются на наличии необходимой информации, возможности ее свободно добывать, получать, использовать. Это многократно усиливается в современном информационном обществе, формирование и развитие которого мы переживаем в настоящее время. В этой связи следует сделать вывод о том, что именно с позиции информационной свободы следует трактовать информационные права человека.

Данный подход является не только обязательным, но и универсальным в отношении не только политических, социальных, экономических и иных категории прав. Но и в первую очередь, свобода информации лежит в основе информационных прав, о которых мы говорили ранее, а именно праве на доступ к информации, праве на производство и распространение информации, праве на защиту и конфиденциальность информации, праве на хранение информации. Без свободы информации невозможна реализация этих прав. Этот момент можно рассматривать и с другой стороны, а именно при реализации информационной свободы, человек получает информацию любыми возможными на то способами (обоняние, осязание, зрение, ощущение, чтение, технические моменты и пр.), происходит обмен информацией с другими объектами, создает концептуально новую информацию, либо обрабатывает старую информацию. При этом свобода человека не является абсолютной. В целях обеспечения информационных интересов личности, общества и государства, в интересах национальной безопасности, этических ценностей человечеством разработана определенная система ограничения информационной свободы. Основу таких ограничений составляет мораль и правовые нормы.

Ограничение информационной свободы закреплено и на международном уровне. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека закреплено:

  1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
  2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
  3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных наций». То есть, реализуя свои свободы человек не должен переходить определенных рамок, за которыми существуют права и свободы других лиц. Именно определение таких границ и является одной из сложнейших задач человечества во все времена. Нельзя не согласиться с мнением ученых, утверждающих, что на допустимую степень свободы влияет масса факторов, а именно менталитет народа, уровень культуры, воспитание, образование, а также международное и национальное законодательство, а также иные аспекты.

Международным законодательством определены общие рамки ограничения информационной свободы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела основные основания для ограничения информационной свободы в статье 10:»Осуществление этих свобод налагающие обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимых в демократическом обществе и интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает более ограниченный перечень ограничений, отнеся к ним:

а) уважение прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

П.1 ст.39 Конституции РК закреплен общий перечень ограничений в сфере свободы информации, а именно: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Далее п. 3 ст. 20 дается более расширенная трактовка: «Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».

В монографии А.Е. Жатканбаевой, при разработке проекта Закона «О доступе к информации» предложено выделять следующие основания ограничения информационной свободы, а именно:

  • обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия.
  • введение режимов чрезвычайного и военного положения;
  • предотвращение разглашения конфиденциальной информации;
  • обеспечение общественного спокойствия и общественного порядка;
  • обеспечение безопасности и обороны страны;
  • защита моральных устоев и нравственности граждан Республики Казахстан;
  • защита здоровья граждан;
  • защита прав, свобод и законных интересов граждан;
  • защита основ конституционного строя;
  • «Перечень оснований для ограничения информационных прав:
  • Перечень случаев прямого ограничения информационных прав:
  • пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан;
  • пропаганда или агитация нарушения территориальной целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия;
  • нарушение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, права на уважение чести и достоинства человека, его деловой репутации, тайны переписи, телефонных, телеграфных, почтовых и Интернет сообщений;
  • нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую, банковскую и иные тайны;
  • нарушение конституционного права человека на отказ давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом, в частности, Законом РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.».

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. N 5 О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» определено, что в пункте 4 ст. 13 Закона Республики от 27 ноября 2000 года «Об административных процедурах» определены требования, предъявляемые к информационному обмену: «Информационные процедуры не должны допускать разглашения служебной и иной информации, связанной с интересами государства; государственным служащим служебная информация предоставляется только для выполнения возложенных на них служебных обязанностей. Специальный режим использования законами определен также и в отношении коммерческой, налоговой и банковской тайны, технической и организационной информации, секретов производства (ноу-хау) и другой информации. Соответственно, конституционные права граждан, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 и пунктом 2 статьи 20 Конституции, реализуются в пределах и порядке, определяемыми законами» . В данном случае, нормы конституционного законодательства страны более детально регламентированы специальными законодательными актами РК. А именно, Законом РК от 26 июня 1998 года № 233-I «О национальной безопасности Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I «О браке и семье», Гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, Законом Республики Казахстан «О средствах массовой информации от 23 июля 1999 г. №451-1, Законом Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. № 349-I, Уголовным Кодексом РК от и рядом других нормативных актов. То есть существует достаточно много оснований для ограничения информационной свободы как таковой. В данном случае, можно обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, который отмечает, что ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями, государство обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в части 3 ст. 55 Конституции РК, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формальной определенной, точной четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения. И с данной позицией следует согласиться. Законодательство должно четко регламентировать основания и условия ограничения прав и свобод человека, что особо актуально в отношении информационных, которые являются жизненно необходимыми. Вместе с тем такие ограничения ни в коем случае не могут перерасти в уменьшение или умаление роли прав и свобод. И рамки столь хрупкого соотношения «ограничение и ущемления (умаления)» могут быть очерчены только законом. «Закон, является главным инструментом обеспечения прав и свобод личности, обязан защищать от произвола государства и других индивидов — в это его высокая задача».

К числу ключевых оснований ограничения информационной свободы является защита интересов безопасности личности, общества и государства, то есть национальной безопасности. Обеспечение безопасности касается большого спектра общественных отношений, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением внутренних и внешних угроз личности, обществу и государству. Объектом национальной безопасности являются национальные интересы, представляющие собой «совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Казахстан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов».

Национальные интересы в информационной сфере обеспечиваются институтом государственной тайны, который регламентирован Законом РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 года № 349-I. Ограничения, связанные со статусом государственного секрета (государственной или служебной тайной) связаны, прежде всего, с процессом передачи информации. Сам секрет (Secret -тайна) достигается путем соблюдения определенных условий, которые в совокупности образуют административно-правовой режим — режим секретности. Использование информации, относящейся к государственной тайне, влечет за собой ряд ограничений в информационных правах и свободах:

  1. права на информацию, представляющую собой государственную или служебную тайну;
  2. права использовать изобретения и открытия, представляющие собой государственный секрет;
  3. права на неприкосновенность частной жизни в процессе работы с гоударственными секретами и в процессе получения допуска к ним.
  4. права на выезд за пределы Казахстана в течении 5 лет.

Важной отличительной чертой ограничений прав и свобод гражданина, связанных с государственными секретами является то, что человек сознательно идет на действующие ограничения, реализация которых возлагается на специально уполномоченные государственные органы. В данной сфере можно выделить ряд возможностей для существенного ограничения свободы информации, а именно:

Во-первых, Законом РК «О государственных секретах» отнесен очень широкий перечень информации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, а именно в области экономики, образования, науки и техники, военной области, внешнеполитической и внешнеэкономической области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности. Это дает возможность уполномоченным государственным органам отнесения к государственной тайне практической любой информации по своему усмотрению, тем самым могут быть нарушена свобода информации. Примером тому может быть отказ в предоставлении информации о состоянии экологии и влиянии на нее добычи нефти в Казахстане, об объемах нефтедобычи запрошенной общественным объединением «Экологическое общество «Зеленное спасение»», что привело к длительным судебным тяжбам, не принесшим должного результата. Так, только в надзорном производстве на уровне Верховного Суда Казахстана (Постановление № 4гп-64-08 от 26 марта 2008 г.) на основании иска вышеназванного общества об отказе в предоставлении запрашиваемой информации по выбросам предприятия «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.», загрязняющим атмосферу, нарушающими права и законные интересы граждан было дано право получить запрашиваемую информацию, тогда как до этого времени данная информация не выдавалась как государственный секрет. Тогда как было установлено, что «анализ национального законодательства и международного договора свидетельствует о том, что запрашиваемая экологическая информация не может быть закрытой, предоставление такой информации не влияет отрицательно на конфиденциальность работы государственного органа в лице органа статистики и, более того, информация о выбросах, относящаяся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию».

Во-вторых, множество действий, в частности различных аспектов обеспечения режима конфиденциальности регулируется ведомственными нормативными актами, которые в свою очередь также представляют собой служебную тайну. Это также может повлечь за собой существенное нарушение прав и свобод человека и гражданина. К числу оснований для ограничения информационной свободы также следует отнести иные виды тайн, таких как коммерческая тайна, банковская тайна и др. В той или иной степени все эти и многие другие виды тайн направлены на защиту определенной информации от разглашения и тем самым ограничивают свободу информационного обмена в определенных целях. Этой целью выступает определенный интерес. Одним из важных оснований для ограничений информационной свободы являются интересы личности, среди которых важное место занимают персональные данные. В век безграничной информатизации персональные данные практически каждого человека в той или иной степени занесены в различные информационные системы государственных органов, банков, частных структур оказывающих различного рода услуги, то есть автоматизированные базы данных. В этой связи, обеспечении конфиденциальности занесенных в эти системы данных является одной из сложнейших и актуальнейших проблем сегодняшнего дня.

Вопросы персонификации данных, правовому регулированию обеспечения их конфиденциальности рассмотрены в работах таких известных ученых-правоведов как В.Н. Лопатин, И.Л. Бачило, В.А. Копылов, А.Е. Жатканбаевой и других. Персональные данные — это сведения, позволяющие идентифицировать личность. В соответствии с Законом РК «Об информатизации» под персональными данными понимается: «сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни физического лица и (или) данные, позволяющие идентифицировать его личность».

«Персональные данные — это сведения, использование которых может нанести вред чести, достоинству, доброму имени и деловой репутации человека, а также иным материальным и нематериальным ценностям. Персональные данные являются основной составляющей конфиденциальных данных личности, круг которых со временем возрастает, теперь он включает в себя не только данные о рождении, адреса, телефоны, но и различные идентификационные коды и шифры, которые также должны находиться под защитой государства».

Постановлением Правительства РК от 5 июня 2007 года № 460 утвержден Перечень персональных данных физических лиц, включаемых в состав государственных электронных информационных ресурсов, к которому отнесено:

  1. Фамилия, имя, отчество;
  2. Транскрипция фамилии и имени;
  3. Данные о рождении: дата рождения, место рождения;
  4. Национальность;
  5. Пол;
  6. Семейное положение;
  7. Данные о гражданстве: гражданство (прежнее гражданство), дата приобретения гражданства РК, дата утраты гражданства Республики Казахстан;
  8. Индивидуальный идентификационный номер (ИИН);
  9. Портретное изображение (оцифрованная фотография);
  10. Подпись;
  11. Юридический адрес, дата регистрации (снятия с регистрации) юридического адреса;
  12. Данные документа, удостоверяющего личность: наименование документа, номер документа, дата выдачи документа; срок действия документа, орган, выдавший документ.

При этом данный перечень не является окончательным и увеличивается в связи с появлением новых параметров, посредством которых можно идентифицировать личность. К такой информации, следует добавить иные сведения биометрического характера, позволяющие при наличии специальных (биологических, стоматологических, глазных и иных) знаний идентифицировать личность. «Вбивание» этих данных в единые информационные системы обязывает владельцев и пользователей этих систем соблюдать определенный режим, позволяющий избежать утечки конфиденциальной информации. Общая правовая база режима конфиденциальности автоматизированных информационных систем заложена в Законе РК «Об информатизации» от 11 января 2007 года № 217-III ЗРК и целям блоком подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых Министерством РК Информатизации и связи.

Актуализация сохранности и конфиденциальности автоматизированных информационных систем возросла с принятием Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» от 12 января 2007 года № 223-III ЗРК. В соответствии с данным Законом целью создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера. Это в свою очередь позволяет обеспечить:

1) актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;

2) совершенствование механизма управления и использования информационных ресурсов;

3) совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.

Практика введения такого рода единых идентификационных номеров широко используется в зарубежной практике. Однако вся мировая общественность осознает опасность возможности распространения или незаконного и нецелевого использования персональных сведений, использование этих сведений в угоду нечистоплотных и преступных целей. Так, Национальная Комиссия информатики и свобод Франции в своем заключении о введении Национального регистра идентификации физических лиц указала: «Представляется, что идентификация человека автоматизированным кодом, введенным во все досье, если об этом не будут беспокоиться, может, благодаря возможностям единых информационных сетей и способностям сопоставления, привести к возникновению «общества тоталитарного надзора» по Оруэллу». В этой связи, использование Национального регистра идентификации физических лиц для осуществления обработки и получения, данных личного характера возможно только при наличии, в каждом конкретном случае, разрешения Государственного Совета Франции.

Контроль за обновлением и сохранностью сведений возложено на Национального оператора -общество «Национальные информационные технологии» и Министерство информатизации и связи РК. При этом Закон РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» определяет, что «Сведения, содержащиеся в национальных реестрах идентификационных номеров, не подлежат разглашению, за исключением случаев представления сведений:

  1. регистрирующим органам в целях поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров на основании письменного разрешения уполномоченного органа;
  2. органам, осуществляющим в соответствии с законом уголовное преследование;
  3. судам в ходе рассмотрения дел об определении ответственности за преступления и иные правонарушения;4) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
  4. Информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть предоставлена другому лицу без нотариально удостоверенного согласия физического или юридического лица в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Не допускаются утрата документов государственных баз данных информационных систем или иных носителей информации, содержащих сведения о физических и юридических лицах, а равно их неправомерное изменение лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью». Еще одним важным фактором на ограничение информационной свободы является право собственности на информацию. Возросший объем отношений, складывающийся относительно информационного обмена и баз, данных содержащих информацию повлек за собой создание и совершенствование законодательства в области частной собственности на информацию и информационные ресурсы.

Закон РК «Об авторских и иных смежных правах» и Гражданский Кодекс РК закрепляет право собственности на информацию произведенную (авторское право) и приобретенную на законных правах. Закон РК «Об информатизации» впервые в действующем казахстанском законодательстве обозначил понятие частная собственность на информационные системы. Ст. 16 Закона «Об информатизации» определен правовой статус информационных систем как объектов права собственности. Собственник информационной системы обладает правом владения, пользования и распоряжения информационной системой в целом как имущественным комплексом, собственником же определяется порядок эксплуатации информационной системы в случае, если собственниками технических средств, электронных информационных ресурсов и информационных систем являются разные лица, определяется соглашением между этими лицами.. Собственник информационной системы вправе, если иное не установлено собственником электронных информационных ресурсов, запретить, или ограничить перемещение и распространение электронных информационных ресурсов. Реализация информационной свободы строится не только на законодательном закреплении основания и порядка ее ограничения, но и на непосредственной реализации охранительной функции права. Закон закрепляет и обеспечивает охрану информационной свободы, тем самым он гарантирует защиту и предполагает самозащиту информационной свободы с помощью государства. За последние 5 лет — период стремительного вхождения Казахстана в мировое информационное сообщество, был принят целый блок специальных законодательных актов, а также внесены изменения и дополнения в административное законодательство, предусматривающего ответственность за отказ в предоставлении запрашиваемой информации, за сокрытие информации и пр.

Вместе с тем, важное место в системе обеспечения информационной свободы занимает механизм защиты информации от вмешательства государственных органов. В этом случае контроль за деятельностью госструктур обеспечивается с помощью негосударственных органов, неправительственных организации, общественных объединений и иных институтов современной демократии. Определенный объем ограничений свободы информации в тоже время никоим образом не ущемляет самой мысли информационной свободы, без которой жизнь современного общества уже не представляется возможной. Демократические, технические, информационные и коммуникационные условия жизни делают практически невозможным искусственное ограничение информационного обмена.

Литература

  1. Кротов А.В. Конституционное право граждан на информацию и свободу информации. Дисс. на соиск. уч. степ. к.ю.н.
    Казань. 2007 г. с. 159.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Информационная система «Параграф»
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. ETS №5. Заключена в Риме 4 ноября 1950 г. // Информационная система «Параграф».
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Информационная система «Параграф».
  5. Жатканбаева А.Е. Конституционно-правовые аспекты информационной безопасности в РК. А., 2010 г. с. 304.
  6. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. N 5 О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»
  7. Постановление Конституционного суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности
    отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
    граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан.
  8. Нурпеисов Д.К. Теоретико-правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан.
    Автореф. на соиск. уч. степ. к.ю.н. А., 2009 г. с. 45
  9. Закон РК «О национальной безопасности» от 26 июня 1998 года № 233-1.
  10. 10.Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-I «О государственных секретах».
  11. Постановление Верховного Суда от 26 марта 2008 г. Официальный сайт общественного объединения
    «Экологическое общество «Зеленое спасение» // greensalvation.org/index.php?page=vs-zko-kpo
  12. 12.Закон РК «Об информатизации» 11 января 2007 года № 217-III ЗРК // Информационная система Параграф.
  13. Жатканбаева А.Е. Конституционно-правовые аспекты информационной безопасности в РК. А., 2010 г. с. 304.
  14. Перечень персональных данных физических лиц, включаемых в состав государственных электронных
    информационных ресурсов. Утвержден Постановлением Правительства РК от 5 июня 2007 г. № 460 // Информационная
    система «Параграф»
  15. Закон РК «О национальных реестрах идетификационных номеров» от 12 января 2007 года № 223-III ЗРК.
  16. Заключение Национальной Комиссии информатики и свобод Франции по введению в стране Национального регистра идентификации физических лиц. // Сборник французско-русских документов — 1991. №19. с. 116
  17. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1720 «О Национальном операторе в сфере информатизации».

Общая характеристика основных информационных прав и свобод человека и гражданина

Изначально информационные права и свободы были включены в основополагающие документы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Эти акты и сегодня служат долгосрочным ориентиром развития позитивного права многих государств.

Так, Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. в ст. 11 устанавливает, что свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. Статья 16 Декларации гласит, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции. Эти базовые статьи составляют основу международной системы защиты прав человека и его основных свобод, в том числе и в информационной сфере.

Билль о правах 15 декабря 1791 г. и Поправка I Конституции США устанавливает, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб .

Основные информационные права и свободы закреплены как на международном, так и на национальном уровне.

Конституция РФ отдает приоритет именно ратифицированным международным документам, к которым наша страна уже присоединилась. Перечислим некоторые акты, в которых в общем виде (в силу их комплексности) закрепляются нормы- принципы, посвященные правам и свободам в информационной сфере.

На международном уровне:

  • 1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашает в преамбуле в качестве высокого стремления людей создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды. Помимо этого, данный документ закрепляет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).
  • 2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. устанавливает право каждого свободно выражать свое мнение, включающее свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей (ст. 10).
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. относит к свободному выражению своего мнения распространение любой информации, идей, любыми способами по своему выбору (ст. 19).

Национальное законодательство включает нормы

Конституции РФ, а также положения федеральных и иных законов, в которых находят закрепление основные информационные права и свободы.

  • 1. В Конституции РФ, в частности, закреплены:
    • — право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23);
    • — на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
    • — на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
    • — на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26);
    • — свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28);
    • — свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
    • — право на свободу выражения собственных мнений и убеждений (право свободно выбирать, иметь и распространять любые убеждения (ст. 28);
    • — никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29);
    • — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4ст. 29);
    • — свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
    • — право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
    • — право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
    • — право на образование (ч. 1 ст. 43);
    • — свобода всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44);
    • — право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
    • — на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Информационные права и свободы личности, закрепляемые в Конституции РФ, могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 55,17 Конституции РФ).

2. Среди федеральных и иных законов, устанавливающих информационные права и свободы, следует особенно выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и др.

Часть информационных прав и свобод получила подтверждение в документах стран — участников СНГ, в частности в Модельном информационном кодексе от 3 апреля 2008 г., в Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и др.

Некоторые авторы несколько расширительно трактуют информационные права и свободы, указывая на тот факт, что часть конституционных прав и сама возможность их реализации непосредственно связаны с информационными правами граждан. Например, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако для того, чтобы реализовать это конституционное право, необходимо обладать информацией, касающейся характера и специфики той или иной трудовой функции, профессии. То же самое относится к ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, где установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право можно реализовать, только обладая определенной медицинской информацией и т.д. {{См. подробнее об этом: Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 56—57.}

Таким образом, то или иное конституционное право сопрягается и дополняется информационным правомочием.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Конституция РФ в ст. 42 закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 11) гражданам также было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Аналогичное требование об обеспечении граждан информацией установлено Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 29 этого Закона граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).

Статья 38. Право на получение информации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Право граждан на доступ к информации

Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • Статья 29 п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • Статья 44 п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает, что граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *