Действия проводника при возникновении пожара

Содержание

Действия проводника пассажирского вагона при возникновении пожара в вагоне в пути следования.

  1. II.3.3) Сила и пространство действия законов.
  2. IX. Самоход одного вагона.
  3. V. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕНИ
  4. VI.2.2.) Требования к личности и действиям опекуна.
  5. VI.3.1. Принципы действия
  6. А) Антихолинэстеразные средства обратимого действия
  7. А) Если на систему оказано воздействие, то она будет действовать таким образом, чтобы уменьшить влияние этого воздействия
  8. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  9. Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.
  10. Активные действия

При обнаружении пожара проводники обязаны:

1. остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом или в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих организации тушения пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест.

2. вызвать по «цепочке» начальника поезда, поездного электромеханика, сообщить о пожаре проводникам соседних вагонов.

3. оповестить пассажиров: «Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы вагона открыты».

4. при возникновении пожара на пультах и щитах управления электрооборудованием, светильниках, а также в зоне расположения вентилятора приточной вентиляции отключить соответствующими переключателями все потребители электроэнергии высокого и низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения вагона (в ночное время).

5. при пожаре не связанном с электрооборудованием или возникшем по неизвестным причинам, отключить все потребители высокого и низкого напряжения, кроме вентилятора приточной вентиляции и (в ночное время) цепей аварийного освещения вагона.

6. после отключения электрооборудования, не дожидаясь прибытия начальника поезда, поездного электромеханика, приступить к тушению пожара.

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседних вагонов обязаны:

1. открыть наружные двери (а при отсутствии высокой платформы и откидные площадки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки; открыть аварийные выходы (там, где они предусмотрены конструкцией вагона).

2. открыть двери в соседние вагоны и обеспечить проход пассажиров.

3. не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на «полевую» сторону путей.

4. в зависимости от места возникновения пожара в вагоне при следовании поезда в местах, исключающих его остановку, эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с учетом того, что огонь распространяется в направлении, противоположном ходу поезда.

5. одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее (убедившись, что все пассажиры покинули вагон), проводники вагонов обязаны приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

— остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда;

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник – после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее — самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров – аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Пожарная безопасность вагонов поезда: требования и действия персонала

Люди, отправляющиеся в командировку, на отдых в вагонах пассажирских поездов, рассматривая мелькающие пейзажи, грузовые составы, в том числе перевозящие горючие жидкости, газы, редко задумываются, насколько опасным может стать путешествие, если железнодорожники и пассажиры не будут соблюдать требования безопасности.

Обеспечение требований пожарной безопасности в поездах это очень важно, так как на небольшое количество вагонов, большое количество пассажиров; узкие коридоры, неудобные эвакуационные, аварийные пути, выходы при возникновении возгорания, задымлении затрудняют экстренное покидание, ставя под угрозу здоровье и жизнь людей. Рассмотрим подробнее.

Вагоны пассажирского поезда

Нормативные документы

Разработку, выполнение противопожарных мероприятий, организацию проведения различных работ, направленных на обеспечение безопасности от пожара в пассажирских, грузовых поездах, проводят на основании следующих официально утвержденных нормативных документов:

  • ППР в РФ – основополагающие государственные правила ПБ, в которых приведен ряд требований к грузовым составам, но практически нет указаний по организации противопожарного режима в пассажирских поездах.
  • ППБО-109-92 – «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте», часто кратко именуемые ЦУО/112 по номеру приказа МПС РФ.

Хотя данные правила неприменимы с 21.07.2019 согласно приказу Минтранса РФ, но это наиболее полный свод требований к обеспечению ПБ людей, транспортируемых грузов в пассажирских, грузовых поездах как на стадии формирования, в пути следования, так при стоянках на станциях, экстренных остановках, поэтому до выхода в свет новых утвержденных ППБ на ж/д транспорте, целесообразно пользоваться этим нормативным документом.

  • ЦЛ-ЦУО-448 – актуальная инструкция пожарной безопасности для пассажирских поездов, изданная в 1997 году.

А также другие приказы, новые указания РЖД, в том числе изданные в связи с происшедшими авариями, пожарами на подвижном составе железной дороги.

Требования

Общие, так и конкретные противопожарные требования изложены в вышеуказанных нормативных документах.

При перевозке опасных и взрывопожароопасных грузов по железной дороге следует руководствоваться требованиями раздела XII «ППР в РФ» о транспортировке таких веществ, материалов, а также указаниями ППБО-109-92.

В целях обеспечения безопасности работников железной дороги, защиты дыхательных путей, глаз на случай действий при пожаре в пассажирских, грузовых поездах с 20.03.2019 в «ППР в РФ» дополнительно включен пункт 288.1, предписывающий обязательное обеспечение локомотивов, вагонного подвижного состава средствами индивидуальной защиты исходя из расчета – не меньше 1 комплекта на 1 работника локомотивных, поездных бригад.

Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Общие

  1. Включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, при нагреве аппаратов или отдельных мест на пульте управления, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра.
  2. Самостоятельно заменять электрические лампы.
  3. Самостоятельно заменять сработавшие предохранители.
  4. Включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона.
  5. Хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы в близи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов предусмотренных конструкцией вагона.
  6. Эксплуатировать вагон с замыканием, утечкой тока на корпус вагона.
  7. Включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями на приборах (вольтметр, амперметр). Электрообогреватели водоналивных и сливных труб не имеющие устройств автоматического отключения, включать более чем на 15-20 минут. Электрообогрев вагона с электроотоплением напряжением 3000 В при ручном режиме включается не более чем на 30-40 минут (в зависимости от температуры в купе вагона).
  8. Включать электрокалориферы при неработающей вентиляции и допускать их нагрев выше 28 С по показанию дистанционного термометра.
  9. Оставлять меж вагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки.
  10. Эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку не установленным способом.
  11. Сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.
  12. Выполнять самостоятельный ремонт электрооборудования.
  13. Оставлять вагон без присмотра.
  14. Применять для растопки котлов печей, плит и кипятильников легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, несоответствующее эксплутационной документации на вагон.
  15. Хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы.
  16. Топить котел, бойлер и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их деталями а также применять дрова, длина которых превышает размер топки.
  17. Оставлять без надзора действующие отопительные приборы.
  18. Выбрасывать на перегонах и подстанциях в не установленных местах шлак и золу, а также чистить котёл при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого в местах на станциях, указанных в расписании пунктах формирования и оборота.
  19. Эксплуатировать вагоны с нарушенной (частично или полностью) термоизоляцией стен и перегородок, в котельных помещениях, кухнях, возле кипятильника и надпотолочном пространстве в районе проходя дымовытяжных труб.
  20. Оставлять неочищенные от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления и вентиляционные дефлекторы.
  21. Применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона.
  22. Отогревать открытым огнем (факелом, раскалёнными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы.
  23. Применять для освещения открытый.
  24. Курить в не установленных для этих целей местах. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами (не менее двух).
  25. Закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок «секретку» в пути следования поезда.
  26. Загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и не рабочий тамбура).
  27. Допускать к поездке пассажиров с легковоспламеняющимися жидкостями, взрывоопасными материалами.

ВАЖНО: при обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом), проводник обязан отключить все потребители, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

В пассажирском поезде

Купейные, плацкартные или вагоны пригородной электрички, с точки зрения порядка эвакуации при пожаре, мало чем отличаются по своей конструкции, устройству эвакуационных, аварийных выходов:

  • При обнаружении запаха дыма во время движения поезда, необходимо без паники, помогая престарелым людям, детям, эвакуироваться в противоположную от очага возгорания сторону через двери тамбуров в соседние вагоны.
  • После остановки поезда следует выходить наружу через штатные боковые двери в тамбурах вагонов пассажирских поездов, электричек.
  • При невозможности воспользоваться основными эвакуационными выходами в пассажирских вагонах – купейных, типа «плацкарта» необходимо открывать аварийные выходы, которыми являются окна в купе № 3, 6, обозначенные надписями: «Аварийный/запасный выход», укомплектованными ручным инструментом для разрушения оконных стекол.

Кроме того, хладнокровно действуя в чрезвычайной ситуации, при невозможности по тем или иным причинам воспользоваться штатными, аварийными выходами из вагона, следует разбивать твердыми предметами, включая огнетушители, которыми в обязательном порядке укомплектован каждый пассажирский поезд, любые доступные для проведения эвакуации окна, очищая проемы от остатков стекла по всему периметру.

Ответственными за ПБ, в том числе за организацию работ по ликвидации пожара в пассажирских, грузовых вагонах, цистернах, на платформах в пути следования подвижного состава являются:

  • Начальники, механики-бригадиры, электромеханики данных поездов.
  • Машинисты отвечают за локомотивы, мотор-вагонный состав.
  • Обеспечение пожарной безопасности в вагоне должностными обязанностями возложено на проводников, начальников, экспедиторов почтово-багажных вагонов, приемосдатчиков багажа, грузов; электромонтеров, механиков вагонов с дизельными электростанциями; директоров вагонов-ресторанов, заведующих купе-буфетами.

Эвакуационные выходы из вагона поезда

Запрещено отправлять в рейс пассажирские вагоны:

  • При выявлении технических неисправностей, которые могут привести к возникновению возгорания.
  • Не полностью укомплектованных средствами первичного пожаротушения.
  • С неисправными системами тушения пожаров, установками сигнализации, в которых оконечными устройствами обнаружения очага возгорания служат дымовые извещатели.
  • С неработоспособными аварийными выходами, системами принудительного удаления дыма.
  • С нестандартными аппаратами, плавкими вставками защиты от короткого замыкания электрооборудования, что может привести к возгоранию.

Пассажирские вагоны комплектуются воздушно-пенными, углекислотными, порошковыми огнетушителями согласно нормам оснащения, приведенным в таблице 1 ЦЛ-ЦУО-448.

Для проводника вагона при эксплуатации, проведении технического сервиса важно выполнять основные требования ПБ, изложенные в правилах, инструкциях, приказах Минтранса, РЖД:

  • Знать, неукоснительно исполнять должностные, противопожарные инструкции.
  • Не допускать любые действия, которые могут способствовать возникновению очага возгорания.
  • Выполнять все технологические, регламентные работы по обеспечению ПБ при подготовке к отправке в рейс пассажирских вагонов.
  • Не использовать неисправное оборудование, приборы, инструменты; соблюдать эксплуатационные правила безопасности.
  • Выполнять указания начальников депо, вагоноремонтных участков; лиц, что отвечают за проведение пожароопасных работ.
  • Уметь пользоваться имеющимися в вагоне средствами тушения пожаров.
  • Не допускать загромождение проходов, тамбуров, выходов из вагонов, а также провоз опасных грузов – горючих, легко воспламеняемых жидкостей, взрывчатых веществ.

Пожарные извещатели в вагоне поезда

Все должностные лица, которые виновны в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера, последствий своих поступков, бездействия, несут ответственность – от дисциплинарной до уголовной, согласно законодательству РФ.

В грузовом поезде

Пожарная безопасность поезда, перевозящего различные грузы, определяется как их свойствами, например, пожарной опасностью нефти, нефтепродуктов, бензина, так и комплексом стандартных противопожарных мероприятий – от регламентного проведения работ по наливу, загрузке без потеков на корпусах, россыпей, проливов горючего сырья, материалов внутри грузовых вагонов, на транспортных платформах до соблюдения правил перевозки, аккуратной разгрузки, слива в емкости хранения.

Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования

Среди них такие требования пожарной безопасности:

  • Любой подвижной состав, который подается под загрузку пожароопасным сырьем, товарами, должен быть технически исправен, предварительно очищен от следов ранее перевозимых материалов, сгораемой упаковки, мусора.
  • Запрещено производить погрузку пожароопасных материалов в поврежденной таре, с открытыми крышками.
  • При обнаружении в ходе транспортировки поврежденной тары/упаковки, россыпей, розливов взрывопожароопасных материалов, следует немедленно их удалить, убрать, очистить пол.
  • Недопустима перевозка на открытых платформах, площадках грузов в бумажной, пергаментной упаковке или из других легкогорючих материалов.
  • В вагоне поезда опасные грузы – различные виды агрессивных, взрывоопасных, горючих веществ, материалов следует разделять, производя складирование в противоположных отсеках. При этом запрещается погрузка в вагоны, в контейнеры на платформах грузовых поездов взрывопожароопасных материалов, что не разрешены к совместной транспортировке.
  • Все опасные грузы, включая взрывопожароопасные, требуется надежно закреплять внутри вагонов, контейнеров, на открытых площадках, платформах, чтобы исключить перемещение в ходе движения, резкого торможения.
  • Уровень заполнения цистерн горючими жидкостями, ЛВЖ не должен превышать показатели, что установлены в документации на эксплуатацию этого вида подвижного состава.
  • При разгерметизации цистерн, воспламенении истекающих сжиженных углеводородных газов следует немедленно подробно сообщить об аварийной ситуации диспетчеру поезда, дежурному ближайшей станции.

Подводя итоги, можно сказать, что безопасность людей в пути следования поездов в целом зависит от их действий – от не курения пассажирами в тамбурах вагонов до грамотных, умелых действий работников железной дороги в повседневных, аварийных ситуациях.

Средства пожаротушения

  1. Огнетушители (оборудован каждый вагон):
  • ОСП устанавливается в шкафах управления электрооборудованием;
  • ОУ или ОП в малом коридоре со стороны рабочего тамбура;
  • ОВП в малом коридоре со стороны нерабочего тамбура.

Огнетушители в вагоне поезда

  1. Установка газового пожаротушения применяется в шкафах управления электрооборудованием (вместо ОСП).
  2. Установка водяного пожаротушения (имеется не во всех вагонах) – это пожарный рукав, кран и кнопка запуска находится в нише 2-го и 7-го купе.
  3. Установка пожарной сигнализации (оборудован каждый вагон) располагается в служебном купе проводника.
  4. Пожарный кран. В зависимости от типа вагона расположен в различных доступных для обнаружения местах (котельное отделение, туалет и др.).
  5. Багор, лом, топор – находятся в ресторане или в штабном вагоне.
  6. Песок находится в вагоне – ресторане.

Места быстрого набора воды

Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.

Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.

Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.

Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.

Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».

Действия персонала

При обнаружении пожара

Ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде является начальник поезда.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда каждый работник поездной бригады, начальник поезда, электромеханик, проводники вагонов, работники багажного, почтового, почтово-багажного, вагона-ресторана и купе-буфета, вагона-клуба, видеосалона и служебно-технического вагона обязаны:

  • Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара). Разбудить проводника находящегося на отдыхе, вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива.

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.

  • Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров. Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, кроме цепи аварийного освещения, открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы – и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами;
  • Открыть аварийные выходы (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, а при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара по ходу эвакуации пассажиров.

Стоп кран в вагоне поезда

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять необходимые меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Одновременно с эвакуацией пассажиров и после нее проводники вагона, не дожидаясь прибытия начальника поезда и электромеханика поезда, обязаны приступить к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) первичными средствами пожаротушения. После эвакуации пассажиров и во время тушения пожара двери для перехода из вагона в вагон в соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

Все работники поездной бригады обязаны прибыть к месту пожара с огнетушителями или с другими средствами пожаротушения и принять участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

По различной обстановке (например потеря связи): при остановке поезда, один проводник хвостового вагона бежит с сигнальными огнями приблизительно за километр от состава в сторону путей и сигнализирует о ЧП.

По прибытии к месту пожара начальник поезда и проводник горящего вагона должны лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, используя для этих целей самоспасатель СПИ-20, а электромеханик удалить предохранитель аккумуляторной батареи на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания).

Отцепка горящего вагона

Во всех случаях при возникновении пожара начальник поезда обязан через локомотивную бригаду или дежурного по станции и поездного диспетчера вызвать территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд. Одновременно принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (но не менее 10 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить удобный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

После расцепки состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения в контактной сети.

Отцепка горящего вагона

Расцепку состава производят электромеханик и начальник поезда в следующей последовательности:

  • Взять у машиниста локомотива или его помощника ключ отопления поезда и разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);
  • Отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, привести в действие автотормоза хвостовой (оставляемой на месте) части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, выдвинуть головную часть поезда вместе с горящим вагоном на расстояние не менее 10 м;
  • Отцепить загоревшийся вагон от головной части поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа. Головную часть вагона подвинуть на расстояние 15-20 м.

В случае невозможности удержать вагоны на автотормозах, привести в действие ручные тормоза; помощник машиниста в данной ситуации должен уложить под колёса I вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Тормозные башмаки укладываются с учётом уклона пути.

При отцепке хвостовой части состава и горящего вагона, а также ограждении поезда на перегоне подавать машинисту локомотива сигналы, установленные Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации № ЦРБ-757.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принимать все зависящие от нее меры по спасению пассажиров и ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения и индивидуальной защиты, а после прибытия командного состава на место происшествия руководствоваться их указаниями.

Эвакуация пассажиров

Своевременная и правильно организованная эвакуация пассажиров позволяет значительно снизить число пострадавших, а чаще всего, практически полностью избежать несчастных случаев и человеческих жертв.

Необходимо помнить, что при пожаре в вагоне чаще всего главную опасность для большинства людей представляет собой вовсе не огонь, а дым и токсические выделения внутренней обшивки и оборудования вагона. Угарный газ, синильная кислота, хлористый водород (и другие соединения), выделяющиеся при горении, являются сильнейшими «кровяными ядами» и блокируют свойства гемоглобина по переноске кислорода к тканям организма. В первую очередь это пагубно сказывается на деятельности жизненно важных органов. При вдыхании продуктов горения в течение одной – двух минут человек перестает адекватно реагировать на обстановку, теряет сознание. Если своевременно не вынести пострадавшего из зоны задымления и не оказать медицинскую помощь – в 100% случаев наступает летальный исход.

Возможные поражения (травматические повреждения) людей при пожаре в вагоне и эвакуации:

  • ожоги (при термическом действии пламени, от контактов с раскаленными и тлеющими поверхностями);
  • отравление продуктами горения (при вдыхании дыма), острые приступы у страдающих заболеваниями дыхательных путей (астма и т.д.);
  • переломы, вывихи, ушибы (при давке, выходе из вагона и т.д.)
  • кровотечения (при контакте с битым стеклом и другими режущими, колющими предметами);
  • сердечные приступы, нервные срывы.

Избежать (либо свести к минимуму) вышеперечисленные поражения позволяет правильно организованная эвакуация пассажиров.

Одним из главных правил в действиях при пожаре должен быть принцип «защита временем». Чем быстрее будет обнаружен очаг возгорания, чем быстрее начнутся мероприятия по его ликвидации, чем быстрее пройдёт спасение людей, тем меньше будет ущерб от случившегося.

Для оптимального проведения эвакуации крайне важным является согласованность действий. Необходимо помнить, что пассажиры не знакомы с порядком эвакуации и в состоянии крайнего возбуждения могут действовать по своему усмотрению (и не всегда правильно). Особую трудность представляет эвакуация в ночное время, когда необходимо быстро разбудить всех пассажиров и объяснить каждому порядок действий. Дополнительную сложность представляет и плохая видимость в темное время суток.

Пожар в вагоне относится к разряду экстремальных ситуаций. Поведенческие реакции людей в данных условиях крайне не однозначны и напрямую зависят от доминирующих типов высшей нервной деятельности (темперамента). В любом случае человек испытывает стресс, который в свою очередь может привести как к панике, апатии либо к активным и разумным действиям.

Наибольшую опасность представляет паника. Люди, подверженные панике теряют способность к адекватной оценке ситуации, действуют бессознательно, не организованно, представляют реальную угрозу для самих себя и окружающих. Значительно проще предотвратить панику, чем управлять ей. Для этого необходимо помнить о том, что проводник должен первым (а не от пассажиров) узнать о происшествии, своевременно и правильно оповестить людей о случившемся, быстро и четко поставить задачу по порядку эвакуации, оказать помощь (либо организовать оказание помощи) нуждающимся. Важно не допустить проявление любой инициативы от активных пассажиров, чьи неправильные действия могут осложнить ситуацию и привести к потере времени. В состоянии паники люди начинают подражать тем, чьи действия им подсознательно кажутся убедительными. Значит «пример для подражания» должен действовать правильно.

Правила поведения проводника при организации эвакуации в вагоне

Материал доступен по кнопке СКАЧАТЬ внизу статьи

  1. Сконцентрировать на себя внимание пассажиров (резким хлопком ладоней, громким твердым голосом).
  2. Учитывая, что концентрация внимания будет очень кратковременной необходимо незамедлительно четко, громко и внятно объявить о происшествии, объяснить порядок действий. Психологи рекомендуют в данном случае вместо слова «пожар» использовать выражение «возгорание в вагоне». Таким образом, первая фраза проводника может звучать следующим образом: «Внимание, граждане пассажиры! Прошу тишины! Внимание в вагоне произошло возгорание (либо угроза возгорания)! Просьба всем срочно покинуть вагон! Все двери и аварийные выходы открыты!». Важно помнить, что большинство пассажиров (тем более в состоянии стресса) плохо себе представляют, где находятся рабочий (или не рабочий) тамбур. Проводник должен указать словами (продублировав рукой) направления выхода из вагона.
  3. Необходимо, прежде всего, эвакуировать людей! Выполнение этой задачи может осложнить то, что большинство пассажиров в первую очередь начнут собирать свои вещи, тем самым, теряя драгоценное время. Кроме того, выход с вещами значительно затруднит и замедлит прохождение узких коридоров в вагоне. Пассажирам необходимо объяснить, что сначала нужно спасти людей, а вещи можно будет забрать после ликвидации пожара, либо в случае их порчи (утраты) железная дорога возместит ущерб в полном объёме.
  4. Обеспечить одностороннее непрерывное движение пассажиров в направлении «из вагона».
  5. Использовать помощников из числа пассажиров для содействия в эвакуации. Для этих целей лучше всего подходят военные, спортсмены, либо просто вменяемые, владеющие собой люди, а также, безусловно члены поездной бригады.

Каждому из них необходимо четко, внятно, правильно поставить задачу, которая может выглядеть следующим образом:

  • дублирование команд проводника по вагону (купе);
  • недопущение заторов на путях эвакуации (коридоры, тамбуры, ступени и т.д.);
  • контроль за состоянием ранее зафиксированных дверей в тамбурах;
  • помощь в выходе пожилым, инвалидам, детям, лицам с неадекватным поведением, вынос пострадавших;
  • приём пассажиров с улицы (со ступенек вагона, из окон);
  • проверка наличия не эвакуированных (либо спящих) пассажиров в купе;
  • нейтрализация лиц в состоянии глубокой паники (отвлечение, вывод «за руку», в критических случаях физическое воздействие);
  • нейтрализация лиц осложняющих эвакуацию своими неправильными действиями.
  1. По окончании эвакуации убедиться, что в вагоне не осталось пассажиров и травмированных членов поездной бригады.

Источники и литература:

  • Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» № ЦЛ-ЦУО-448;
  • Правила пожарной безопасности на ж.д. транспорте ЦУО/112 (ППБО-109-92);
  • ППР РФ.

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 ..

Приложение А (обязательное)
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие действия:
— вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;
— остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;
— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения, привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять посильные меры к тушению пожара.
Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).
В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.
Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами.
Организовать эвакуацию пассажиров:

— открыть двери всех купе;
— оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.
Примерный текст оповещения пассажиров:
«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери открыты».
При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.
В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить в направлении, противоположном источнику возгорания.
Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай, обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.
При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода.
При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара.
Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).
После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.
Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.
При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.
Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место

(точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.
Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.
В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.
А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона
Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.
Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.
Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и самоспасателем по полевой, стороне пути.
Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.
После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные меры к тушению пожара в горящем вагоне.
А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном
Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре — обязан взять огнетушители, самоспасатель и доставить их к горящему вагону выйдя на полевую сторону пути.
Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.
А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:
Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.
Привести в действие ручной тормоз.
По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45-49 Приложения № 7 к ПТЭ.
Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.
А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему

вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.
А.6 Начальник поезда обязан:
Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами первичного пожаротушения, самоспасателем и носимой радиостанцией.
После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации пассажиров дать конкретные указания всем членам поездной бригады о порядке дальнейших действий:
— экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;
— организация тушения пожара;
— организация и направление эвакуации пассажиров;
— определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры, с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.
Начальник поезда обязан лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, при необходимости используя для этих целей самоспасатель.
Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение и пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другими средствами связи в Ситуационный центр АО «ФПК»:
— номер поезда;
— местонахождение;
— свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;
— обстоятельства случившегося.
Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 15-20 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.
На электрифицированных участках, после расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.
Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям инструкции по сигнализации, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.

Начальник поезда руководит и передает приказы остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных пожарных подразделений или пожарного поезда.
Начальник поезда обязан организовать работу поездной бригады и принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.
А.7 Поездной электромеханик обязан:
Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.
Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.
Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее — АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).
По указанию начальника поезда и под его руководством — выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:
а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления поезда;
б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (тормозными башмаками) после изоляции горящего вагона;
в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);
г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 15—20 м;

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м;

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара

В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:

через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;

через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.

Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.

Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.

При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.

Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.

Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.

Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.

Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Эвакуация инвалида производится:

через тамбур тормозного конца вагона на носилках;

через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.

А.9 В вагоне-ресторане

При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

  • подготовить пути эвакуации;

  • оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

  • после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Рабочий по кухне:

  • подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;

  • оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

  • после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Повар:

  • после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия — официант) обязан:

  • оповестить посетителей о необходимости эвакуации;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

  • руководить эвакуацией посетителей;

  • после эвакуации принять посильные меры к тушению пожара. Официант:

  • помогает эвакуации посетителей;

  • после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара. В нерабочее время:

    Сторож вагона-ресторана:

  • останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

  • оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);

  • перекрывает торцевую дверь и открывает боковые тамбурные двери;

  • принимает посильные меры к тушению пожара.


    А.10 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

    Дежурный приемосдатчик груза и багажа в поездах обязан:

  • остановить поезд стоп-краном за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • подать сигнал остановки в сторону локомотива;

  • сообщить отдыхающему приемосдатчику груза и багажа в поездах;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;

  • принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    Отдыхающий приемосдатчик груза и багажа в поездах:

  • выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;

  • принимает посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    А.11 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

    Начальник почтового вагона или иное должностное Лицо ответственное за пожарную безопасность в пути следования обязано — остановить поезд стоп- краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • подать сигнал остановки в сторону локомотива;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;

  • принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    Заместитель начальника почтового вагона:

  • выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;

  • принимает посильные меры по тушению пожара. Начальник почтового вагона организует тушение пожара.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда, поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара,


А.12 Тушение пожара в вагоне пассажирском предназначенном для перевозки легковых автомобилей

При возникновении пожара, в вагоне, предназначенном для перевозки легковых автомобилей (далее – вагон-автомобилевоз), произойдет срабатывание пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения (далее – СПЗ), сигнал о пожаре поступит на съемный пульт управления (далее – пульт) находящийся в первом купе вагона сопровождения.

Дежурный приемосдатчик груза и багажа обязан:

нажать кнопку «Сброс звука» для отключения звуковой сигнализации; остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд

находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

сообщить о происшествии начальнику поезда через работников поездной бригады или средства внутрипоездной связи

принять меры по выявлению причин срабатывания СПЗ в вагоне- автомобилевозе, при этом взяв с собой из вагона сопровождения генераторы огнетушащего аэрозоля;

обесточить вагон путем отключения специального электрического разъема (находящиеся с торцевых сторон вагона) от вагона сопровождения

при отказе системы автоматического пожаротушения, принять посильные меры по тушению пожара, путем забрасывания в вагон-автомобилевоз генераторов огнетушащего аэрозоля.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – автомобилевозе соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

Приложение Б (обязательное)

Действие обслуживающего персонала при пожаре.

Действие дежурного проводника горящего вагона:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

— остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

— обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда;

Действие отдыхающего проводникавагона:

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

После эвакуации убедится что ни кто из пассажиров не остался в вагоне, совместно с начальником поезда используя средства защиты СПИ-20 пройти и убедится что в вагоне нет пассажиров.

Второй проводник – после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее — самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров – аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Действие дежурного проводника соседнего с горящим:

1. Передать по цепочки о пожаре

2. Разбудить, отозвать с отдыха отдыхающего проводника направить в горящий вагон.

3. Открыть тамбурные двери на проход в свой вагон если поезд остановился то тамбурные двери на полевую сторону закрепив их на фиксаторы

4. Объявить своим пассажирам об аварийной ситуации в соседнем вагоне и организовать эвакуацию пассажиров.

5. По завершению эвакуации поднять переходную площадку закрыть переходную тамбурную дверь.

6. Приступить к тушению горящего вагона.

Действие отдыхающего проводника соседнего с горящим:

1. Взять первичные средства пожаротушения (огнетушитель)

2. Прибыть к горящему вагону для эвакуации и тушения пожара

Действие дежурного проводника первого за локомотивом вагона при пожаре в поезде:

1. Отозвать с отдыха проводника уведомить его о пожаре

2. Оставить его за себя

3. Прибыть к локомотивной бригаде уведомить её о пожаре если этого не сделал начальник поезда, поездной электромеханик

4. Ели принято решение начальником поезда о расцепке горящего вагона от состава взять тормозные башмаки у локомотивной бригады.

5. Прибыть с тормозными башмаками к горящему вагону.

Действие дежурного проводника хвостового вагона при пожаре в поезде:

1. Отозвать с отдыха проводника уведомить его о пожаре

2. Оставить его за себя

3. Если принято решение ЛНП об ограждении состава оградить согласно инструкции

4. Взять сумку главного кондуктора

5. Закрутить ручной тормоз

6. При выходе убедится в том что ручной тормоз приведен в действие, хвостовые сигнальные фонари горят

7. Отойти на 800метров от состава (отмеряя по пикетным столбикам каждый через 100 метров) на перегон уложить петарды в шахматном порядке через 20 метров каждая, 2-е со стороны машиниста, от первой уложенной петарды отойти в сторону своего состава и стоять там с развернуты красным флагом в ночное время с красным фонарем

8. Снять ограждение только при:

— Прибытии пожарного, восстановительного поезда

— Подачи сигналом машиниста__ __ __ . .

— Приказ начальника поезда

Первичные средства тушения пожара.

ОГНЕТУШИТЕЛИ

Классификация огнетушителей:

1. Огнетушители делятся:

— переносные (массой до 20кг.)

— передвижные (массой не менее 20, но не более400кг.

2. По виду применяемого огнетушащего вещества:

а) водные (ОВ)

Водные огнетушители по виду выходящей струи подразделяются на:

— Компактной струёй ОВ (К)

— Распылённой струёй (средний диаметр капель более 100 мкм) ОВ (Р)

— Мелкодисперсной распылённой струей (средний диаметр капель менее 100 мкм) ОВ (М)

б) пенные, которые, в свою очередь, делятся на:

— Воздушно – пенные (ОВП)

— Химически – пенные (ОХП)

в) Порошковые (ОП)

г) газовые, которые подразделяются на:

— Углекислотные (ОУ)

— Хладоновые (ОХ)

д) комбинированные

3. По принципу вытеснения огнетушащего вещества огнетушители подразделяются на:

— Закачные (З)

— С баллоном сжатого или сжиженного газа (Б)

— С газогенерирующим элементом (Г)

— С термическим элементом

— С эжектором

4. По значению рабочего давления:

— Низкого давления (ниже или равно 2,5 МПа при температуре окружающей среды + 200С

— Высокого давления(рабочее давление выше 2,5 МПа при температуре окружающей среды + 200С

5. По возможности и способу восстановления технического ресурса огнетушителя:

— Перезаряжаемые и ремонтируемые

— Неперезаряжаемые

Огнетушители углекислотные

Переносные огнетушители углекислотные ОУ-5 и ОУ-6 предназначены для тушения загораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний на электрифицированном железнодорожном транспорте и электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000 В.

Огнетушители ОУ-5 и ОУ-6 в зависимости от места установки изготовляются в транспортном исполнении, с кронштейном для крепления на вагонах. На рис. Б.1 и Б.2 представлено устройство огнетушителей.

Огнетушитель представляет собой стальной баллон, в горловину которого ввернуто запорно-пусковое устройство (ЗПУ) с раструбом (огнетушитель ОУ-5), а ОУ-6 оборудован шлангом с раструбом.

На рис. Б.3 представлено ЗПУ нажимного типа.

Рис. 3 – Запорно-пусковое устройство нажимного типа

1 – предохранительная мембрана; 2 – клапан; 3 – рычаг; 4 – шток; 5 – корпус;

I – рабочее положение рычага.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *