Нормативистское понимание права

Нормативистский подход к пониманию права.

  • •1. Предмет и метод теории государства и права.
  • •2. Теория государства и права, как наука и учебная дисциплина.
  • •3. Место теории государства и права в системе юридических наук.
  • •4. Организации и формы осуществления власти в родоплеменном (первобытном) обществе.
  • •5. Восточный («азиатский») и западный («европейский») пути возникновения государственности.
  • •6. Социально-экономические предпосылки возникновения государства
  • •7. Общая характеристика теологической теории происхождения государства.
  • •8. Общая характеристика патриархальной теории происхождения государства.
  • •9. Общая характеристика договорной теории происхождения государства.
  • •10. Общая характеристика теории насилия о происхождении государства.
  • •11. Общая характеристика происхождения органической теории государства.
  • •12. Общая характеристика психологической теории происхождения государства.
  • •13. Историко-материалистическая теория происхождения государства.
  • •14. Понятия и признаки государства.
  • •15. Исторические типы государства – общая характеристика.
  • •16. Общая характеристика формационного подхода к классификации государства и права.
  • •17. Общая характеристика цивилизационного подхода к классификации государства и права.
  • •18. Сущность и социальное назначение государства.
  • •19. Понятие формы государства и ее элементы.
  • •20. Форма правления: понятие и виды.
  • •21. Понятие и виды монархии, как формы правления.
  • •21. Понятие и виды монархии, как формы правления.
  • •22. Монархическая форма правления в современном мире: тенденции развития и перспективы.
  • •23. Понятие и виды республиканской формы правления.
  • •24. Перспективы развития республиканской формы правления в Российской Федерации.
  • •25. Формы государственного устройства: понятие и виды
  • •26. Понятие федерации и конфедерации
  • •27. Перспективы развития Российской Федерации как формы государственного устройства. Перспективы развития федерализма в рф
  • •27. Теоретико-правовая характеристика снг как формы государственного устройства.
  • •29. Политико-правовой режим: понятие и виды.
  • •30. Соотношение понятий «политический режим», «правовой режим», «государственный режим».
  • •31. Соотношение политического (государственного) режима и формы правления.
  • •32. Политико-правовой (государственный) режим в Российской Федерации – современная характеристика и пути развития.
  • •33. Понятие и общая характеристика функций государства.
  • •Организационно-правовые формы осуществления функций государства.
  • •Понятие и структура государственного аппарата.
  • •Понятие и структура механизма государства.
  • •Современное государство социально-демократической ориентации.
  • •Понятие и структура гражданского общества.
  • •Понятие и структура политической системы общества.
  • •Роль государства в политической системе общества.
  • •Политические партии и общественные организации в политической системе общества.
  • •Понятие и основные признаки правового государства.
  • •Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.
  • •Условия формирования и функционирования правового государства.
  • •Понятие и признаки права.
  • •Социальные и технические нормы.
  • •Принципы права.
  • •Функции права.
  • •Понятие и виды (форм) источников права.
  • •Публичное и частное право – общая характеристика, возникновение и тенденции развития
  • •Нормативистский подход к пониманию права.
  • •Социологический подход к пониманию права.
  • •Общая характеристика романо-греческой правовой семьи.
  • •Общая характеристика англо-американской правовой семьи.
  • •Общая характеристика религиозно-традиционной правовой семьи.
  • •Понятие и структура правосознания.
  • •Понятие, формы и методы правового воспитания.
  • •Понятие и содержание правовой культуры.
  • •Правовой нигилизм и правовой идеализм и пути их преодоления.
  • •Норма права: понятие и признаки.
  • •Структура нормы права.
  • •Норма права в системе других социальных норм.
  • •Понятие системы права. Отрасли и институты права.
  • •Понятие и виды нормативно-правовых актов.
  • •Пределы действия нормативно-правовых актов.
  • •Понятие и виды систематизации законодательства.
  • •67. Проблемы создания Свода законов Российской Федерации.
  • •68. Система права и система законодательства – понятие и соотношение.
  • •69. Общая характеристика отраслей права Российской Федерации.
  • •70. Понятие, приемы и способы толкования нормативно-правовых актов. (надо у Печникова уточнить) (см 76, 77)
  • •71. Пробелы в праве и способы их восполнения. Аналогия закона и аналогия права.
  • •72. Понятие и формы реализации права.
  • •73. Применение права, как особая форма реализации права.
  • •74. Стадии правоприменительной деятельности.
  • •75. Акты применения права – понятие, виды и отличие от нормативно-правового акта.
  • •76. Понятие и виды толкования права. Распространительное и ограничительное.
  • •77. Приемы разъяснения и уяснения норм права.
  • •78. Понятие и виды правотворчества. Проблемы правотворчества в Российской Федерации. (спросить у Печникова)
  • •79. Стадии законотворческого процесса.
  • •80. Понятие и признаки правоотношений.
  • •81. Состав и виды правоотношений.
  • •82. Понятие, состав и актуальность правосубъектности как правовой категории для теории государства и права и других отраслей (уточнить у Печникова)
  • •83. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
  • •84. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.
  • •85. Понятие объективного и субъективного права. (может дополнить)
  • •86. Понятие и виды юридических фактов.
  • •87. Юридические презумпции и фикции.
  • •88. Понятие и виды правомерного поведения.
  • •89. Правонарушение: понятие и виды.
  • •90. Состав правонарушения.
  • •91. Юридическая ответственность: понятие и виды.
  • •92. Принципы юридической ответственности.
  • •93. Основания освобождения от юридической ответственности. (Надо бы у него уточнить)
  • •94. Понятие и система прав и свобод человека и гражданина.
  • •95. Правовой статус гражданина Российской Федерации: понятие и содержание.
  • •96. Понятие, условия и принципы законности.
  • •97. Правопорядок: понятие и признаки.
  • •98. Соотношение законности и правопорядка.
  • •99. Гарантии законности и правопорядка.

Нормативистский подход к пониманию права

Юридическое правопони­мание

Для юридического типа пра­вопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произ­вола законо­устанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социаль­ное явление.

В рамках юридического пра­вопонимания среди прочих существуют: Естественно-право­вой подход. С точки зрения естественно-правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритет­ное к че­ловеческим установлениям. Либертарно-юриди­ческий подход, разработан­ный Нерсесянцем В.С.

Основная статья: Либертарно-юридическая концепция

Согласно данному подходу под правом понимается нор­мативное выражение прин­ципа формального равен­ства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:

1. равной для всех нормы и меры

2. свободы

3. справедливости

В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева, выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:

право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;

кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система привилегий, сословные традиции);

право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства;

право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется на естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных ценностей.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

За каждым открытием, за каждым изобретением стоит чье-то имя. На протяжении истории развития человечества было найдено и придумано немало полезных теорем и законов. Некоторыми из них общество до сих пор пользуется. Одним из таких открытий является нормативистская теория права. У представленного изобретения имеется своя история зарождения и становления.

Особенности нормативистской теории права

Представленная теория появилась на свет в XX веке. Основоположником и создателем данной теории является Ганс Кельзен. Австрийский юрист называл свое изобретение «чистой теорией права». Рассуждения Кельзена базировались на постулатах кантианской философии. Согласно выдвинутым философским представлениям, «должное» имеет прямое отношение к доопытной сфере, созданной человеческим разумом и не зависит от так называемого «сущего». Иными словами, все идеи и законы, регулирующее взаимоотношения в обществе, установлены по человеческой воле, а не по зову или воле природы. Нормативистская теория относится к «должному». Следовательно, по мнению ее основателя, не зависит от «сущего.

Ганс Кельзен

Известный юрист считал необходимым очищать право от политического влияния в любой форме. По мнению Г. Кельзена, «сила установленного права в самом праве». Функционирование определенных норм и постановлений всегда осуществляется в принудительном порядке. Созданная чистая теория права являлась для Кельзена целой юридической наукой.

Основатель выдвинутого учения выступал против естественной формы права и считал неправильным оценивать науку с экономической, моральной и идеологической точки зрения. Важно до конца изучить специфическое содержание данной теории. Основными постулатами или тезисами нормативистской теории права поныне считают:

  1. Установленные нормы влияют и постепенно формируют правовое поведение, сознание и взаимоотношения между субъектами в обществе.
  2. Изложенные в нормативных актах правовые законы тесно взаимосвязаны между собой и успешно взаимодействуют друг с другом.
  3. При необходимости реализация некоторых правовых норм осуществляется в принудительном порядке. Двигающей силой выступает государство. Именно государственные органы власти производят на свет ряд законов, регулирующих разные аспекты человеческой жизни.

Все существующие законы функционируют исключительно по воле действующих государственных правителей. У разработанной теории есть свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства юридического открытия

Популярность и востребованность нормативистской теории права объясняют следующие факты:

  • Широкий спектр влияния установленных прав. Создавая правовые нормы и законы, государство оказывает немалое влияние на общественное развитие страны.
  • Посредством сотворенных норм в цивилизованном обществе имеются границы дозволенного. Поведение и поступки граждан поддаются оценке и контролируются государством. Таким образом, в обществе удается поддерживать порядок.
  • Тесная связь с формальной определенностью права. Подобная взаимосвязь и наличие четких критериев позволяет субъектам лично знакомиться с содержанием действующих нормативных актов. Права и обязанности граждан четко обозначены. Такие возможности помогают лучше руководствоваться выдвинутыми требованиями в жизни, применения законы на практике.
  • Наличие определенного режима законности. Некоторые веления, установленные государством, носят индивидуальный характер.
  • Четкое подчеркивание нормативности права. Выдвинутые нормы и правила расположены в иерархическом порядке в зависимости от их юридической силы и возможностей.

Благодаря выдвинутым идеям нормативизма в современном мире появились институты конституционного контроля. Специальные органы активно действуют на территории разных стран. Тем не менее специалисты в области юриспруденции замечают несколько слабых сторон в данном учении.

Недостатки теории

Несмотря на логичность, последовательность и практичность, обсуждаемая теория обладает явными недостатками. Так называемыми минусами нормативистких правил называют:

  • Абсолютное влияние государства на правовую систему. Течение и срок действия принятых норм полностью зависит от конкретных лиц, наделенных властью. В таких условиях, разработанная система не всегда способна удовлетворить потребности всех граждан. Возникает определенное неравенство в юридическом отношении. Преувеличение роли государства нередко подталкивает к использованию устаревших и произвольных правовых норм.
  • Полная формализация. Нормативистская теория игнорирует содержательную сторону права. Иными словами, не учитывает нравственное начало юридических норм, а также потребности отдельно взятых личностей.
  • Выдвинутая идея недооценивает прямую связь права с другими факторами, влияющими на качество развития общества. К таким факторам относят социально-экономическую, политическую и духовную область жизни.
  • Нормы так называемого «чистого» права созданы людьми. Поэтому в большинстве случаев правила порядка, установленные государством не до конца объективны и не индивидуальны с точки зрения своего содержания.
  • Нормативистская теория отказывается понимать и принимать иные точки зрения на сущность права. По сути данная теория – властное и холодное оружие в руках государства, необходимое властям для регламентации и управления конкретным обществом.

Вывод

Появившаяся в XX веке теория права всколыхнула и изменила мир юриспруденции. По сей день представители этой социальной науки продолжают изучать и постигать открытие Ганса Кельзена. Однако знакомиться с нормами и особенностями данной теории следует и обычным гражданам. Следование подобной рекомендации поможет досконально знать свои права и обязанности, а значить уметь грамотно взаимодействовать с государством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *