Закон имеет три сферы действия

Статья 3. Сфера действия Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

а) произведения, указанные в части первой статьи 8 настоящего Закона, и объекты смежных прав, указанные в статье 35 настоящего Закона, независимо от места их первого обнародования (либо не обнародованные, но находящиеся в объективной форме на территории Украины), авторами которых или лицами, которым принадлежит авторское право и (или) смежные права на них, являются физические лица, являющиеся гражданами Украины или не являющиеся ее гражданами, но имеющие постоянное место жительства на территории Украины, либо юридические лица, имеющие местонахождение на территории Украины;

б) произведения, указанные в части первой статьи 8 настоящего Закона, и объекты смежных прав, указанные в статье 35 настоящего Закона, впервые обнародованные на территории Украины или впервые обнародованные за пределами Украины, но после этого в течение 30 дней обнародованные на территории Украины;

в) передачи организаций вещания, имеющих местонахождение на территории Украины и осуществляющих передачи при помощи передатчиков, расположенных на территории Украины;

г) произведения архитектуры и скульптуры, объективно находящиеся на территории Украины;

д) произведения и объекты смежных прав, охраняемые в соответствии с международными договорами Украины.

2. Положения настоящего Закона направлены на защиту личных неимущественных прав и имущественных прав:

а) субъектов авторского права, указанных в статье 7 настоящего Закона, и субъектов смежных прав, указанных в части первой статьи 36 настоящего Закона, которые являются гражданами Украины или не являются гражданами Украины, но имеют постоянное место жительства на территории Украины (для юридических лиц — местонахождение на территории Украины), независимо от того, на какой территории впервые были обнародованы их произведения или объекты смежных прав;

б) субъектов авторского права, указанных в статье 7 настоящего Закона, и субъектов смежных прав, указанных в части первой статьи 36 настоящего Закона, независимо от их гражданства и постоянного места жительства (для юридических лиц — их местонахождения), произведения или объекты смежных прав которых впервые обнародованы на территории Украины или не обнародованы, но находятся в объективной форме на территории Украины;

в) субъектов авторского права, указанных в статье 7 настоящего Закона, и субъектов смежных прав, указанных в части первой статьи 36 настоящего Закона, независимо от их гражданства и постоянного места жительства, произведения или объекты смежных прав которых впервые обнародованы в другой стране и в течение 30 дней после этого обнародованы на территории Украины;

г) других лиц, имеющих авторское право и (или) смежные права.

3. Субъектам авторского права и (или) смежных прав, независимо от их гражданства, произведения или объекты смежных прав которых впервые обнародованы на территории другого государства или не обнародованы, но находятся в объективной форме на территории другого государства, правовая охрана предоставляется в соответствии с международными договорами Украины.

Статья 4. Полномочия Учреждения в сфере охраны авторского права и смежных прав

1. Учреждение обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны авторского права и смежных прав, осуществляет свои полномочия в пределах, предусмотренных законом, и выполняет следующие функции:

реализует мониторинг применения и соблюдения национального законодательства и международных договоров в сфере авторского права и смежных прав;

ведет учет организаций коллективного управления после их регистрации, осуществляет надзор за деятельностью этих организаций и предоставляет им методическую помощь;

осуществляет контроль за выполнением настоящего Закона в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

осуществляет посредничество в переговорах и при разрешении конфликтов между организациями коллективного управления, а также между этими организациями и субъектами авторского права и (или) смежных прав;

организует разработку нормативов и таблиц относительно размера минимального вознаграждения и его распределения между авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав и представляет их для утверждения Кабинету Министров Ук раины;

обеспечивает воспроизводителей, импортеров и экспортеров экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм (видео грамм) контрольными марками в соответствии с Законом Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм», ведет Единый реестр получателей контрольных марок;

организует прием и рассмотрение заявок на государственную регистрацию прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также на регистрацию договоров, касающихся прав авторов на произведения, и осуществление их регистрации;

обеспечивает составление и периодическое издание каталогов всех государственных регистраций авторского права;

организует публикацию официального бюллетеня по вопросам охраны авторского права и смежным прав;

обеспечивает разработку и реализацию образовательных программ в сфере охраны авторского права и смежных прав;

представляет интересы Украины по вопросам охраны авторского права и смежным правам в международных организациях в соответствии с действующим законодательством;

поручает заведениям, входящим в государственную систему правовой охраны интеллектуальной собственности, в соответствии с их специализацией, выполнять отдельные задания, определенные настоящим Законом, Положением о Учреждении, другими нормативно-правовыми актами в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности;

содействует деятельности организаций коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав, связанной с выполнением функций, которые определены статьей 49 настоящего Закона; (Часть первая статьи 48 дополнена абзацем четырнадцатым в соответствии с Законом Украины № 850-IV от 22.05.2003)

выполняет иные функции в соответствии с Положением об Учреждении, утвержденным в установленном порядке.

2. Учреждение имеет право требовать от организаций коллективного управления предусмотренную частью седьмой статьи 48 настоящего Закона информацию.

3. Финансирование деятельности Учреждения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Действие законов во времени, в пространстве, по предмету и лицам

Закон (иной нормативный юридический акт) имеет пределы своего действия в четырех «измерениях»: во времени, в пространстве, по предмету и по лицам. Рассмотрим каждое из этих «измерений» в отдельности.
Действие закона во времени.
Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона.
Вступление в действие закона происходит в соответствии со следующими темя принципами:
1) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи, но все, что было до дня вступления закона в действие под него не попадает, т.е. закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие указанного закона, то указанный закон не применяется.
2) обратное действие(обратная сила, когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи, т.е. на все правоотношения, которые возникли как до вступления закона в силу (что было раньше), так и после, которые возникнут после вступления закона в силу.
3) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона, может продолжать действовать по отдельным вопросам.
Нормальным (типичным) вариантом действия закона является немедленное действие. Обратная сила закона – исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть оговорен в законе. Так в ст. 54 Конституции говорится, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Имеется строгое правило в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
Переживание закона – редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемые в законе (в постановлении о порядке введения в действие закона).
Момент (день) вступления закона в действие закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.
Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок определен в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 года, одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года.
В основном законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Решающее значение в порядке вступления в действие имеют: а) официальное опубликование закона; б) срок.

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Официальное опубликование — даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.
После официального опубликования законы вступают в действие одновременно на всей территории РФ в соответствии со следующими правилами. Общий порядок – закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
1) Закон вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования.
2) Закон вступает в действие по истечении срока, предусмотренного при принятии закона (например, с 1 июня, с 1 марта…).
Определенные правила установлены в отношении вступления в действие актов Президента и Правительства РФ. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Прекращение действия закона означает утрату им юридической силы. Эти последствия могут наступать при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) истечение срока, на который был принят закон;
2) отмена закона (в постановлении о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают силу).
3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы, но этот способ создает трудности на практическом применении закона.

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Под действием закона понимается «обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права».

Точное установление границ действия законов является первейшим условием правового регулирования. От того, когда вступает в действие закон, на какую территорию он распространяется, в определенной степени зависит его эффективность, достижение целей правового регулирования. Так, чрезмерно быстрое (после утверждения) введение в действие крупного и сложного закона может вызвать затруднения в работе органов государственной власти, поставить в невыгодное положение отдельных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов.

Действие законов во времени. Законы начинают действовать с момента вступления их в силу.

Словарь русского языка определяет время как «1) продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами; 2) промежуток той или иной длительности, в который совершается, совершилось или совершится что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет; 3) определенный момент, в который произошло, произойдет или происходит что- нибудь; 4) период, эпоха».

Правовое время — «особая функциональная категория юридической науки и практики, выражающая начало, длительность и окончание какого-либо правового действия, процесса, нормы, события и последовательности смены их состояний».

Установленные временные параметры взаимодействуют с правовыми отношениями в процессе регулирования поведения людей.

Момент времени — «мгновение, отражающее начало (окончание) взаимодействия правовых субъектов, материальных тел, состояний, событий в правовом пространстве. Это понятие фиксирует с помощью указания наступления юридического факта начало или окончание каких-либо прав в виде определенного календарного срока, даты (например, подготовки или принятия закона, вступления его в силу или отмены)».

Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу законов:

1. Закон вступает в силу с момента его принятия законодательным органом. В этом случае закон сразу приобретает юридическую силу и, следовательно, порождает юридические последствия еще до его официального опубликования. Такой способ вступления в силу законов не может иметь широкого распространения, поскольку нельзя ожидать от лиц строгого соблюдения законов, если последние в той или иной форме еще не доведены до их сведения.

2. Закон начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В Российской Федерации согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В отношении отдельных актов законодательства федеральным законодателем может быть установлен иной порядок вступления их в силу.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

3. Закон вступает в силу со времени, указанного в самом законе или в законе о введении его в действие. Разрыв во времени между официальным опубликованием и вступлением закона в силу необходим не только для ознакомления с вновь принятым законом всех заинтересованных субъектов, но и для прочного усвоения его содержания лицами, осуществляющими применение права.

Установление точного строка вступления в силу закона важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Новый закон распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после вступления его в силу. В сфере правового регулирования существует общее правило — «закон обратной силы не имеет».

Обратная сила закона означает распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие нового закона. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Этот принцип является общим для всех отраслей права. Так, например, в Российской Федерации он применен в гражданском (ст. 4, 422 Гражданского кодекса РФ), уголовном (ст. 10 Уголовного кодекса РФ) законодательстве.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в статьях 54 и 57. Одновременно Конституция Российской Федерации не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение субъектов права.

Обратная сила — это ревизионная сила закона. Такой закон предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшими законами прав и обязанностей. Закон, имеющий обратную силу, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной ответственности, признании права собственности и т. д.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: а) если в самом законе об этом сказано; при издании подобного рода актов должны тщательно «просчитываться» все возможные юридические и иные последствия; б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Законы утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

1) по истечении срока действия, если закон был принят на определенный срок и этот срок истек;

2) в связи с изданием нового закона, заменяющего ранее действующий закон (косвенная отмена);

3) на основании прямого указания законодательного органа об отмене закона (прямая отмена).

Таким образом, действие законов во времени характеризуется двумя основными моментами: а) вступлением закона в силу; б) утратой им юридической силы.

Однако большая часть нормативных правовых актов принимается без указания срока их действия. В этих случаях считается, что акт действует неопределенно-длительный срок, до тех пор пока правотворческий орган не примет специального решения о признании его утратившим силу полностью или частично. До принятия такого решения акт признается действующим даже в тех случаях, когда он фактически устарел и не реализуется в конкретных отношениях. Ибо применяется принцип: государственное право не может быть изменяемо соглашением частных лиц.

Действие закона в пространстве. Действие закона определяется территорией, на которую распространяются властные полномо- чия органа, его принявшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие законов в пространстве зависит от уровня государственного органа, принявшего данный закон, и от его юридической силы.

Законы распространяют свое действие:

— на территорию страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы);

— территорию субъекта Российской Федерации (федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации);

— территорию, указанную в самом законе.

Действие законов по кругу лиц. На территории Российской Федерации законы действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные законы, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц.

Таким образом, закон начинает действовать, порождать определенные права и обязанности только тогда, когда он вступает в силу. Именно с этого момента закон становится обязательным для адресатов правовых норм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *