Французская модель местного самоуправления

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока франкоязычной Африки.

Отличительные черты этой модели следующие:

• сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, 9 выборности и назначаемости;

• определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим;

• ограниченная автономия местного самоуправления;

• наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.

Ярким примером континентальной модели является Франция, где основу местного самоуправления составляют коммуны, которых насчитывается более 36 тысяч. Каждая коммуна имеет свой представительный орган – совет который избирает население сроком на 6 лет. Принимаемые советом решения относятся к сферам его компетенции и охватывают следующие основные вопросы:

— утверждение бюджета и финансового отчета мэра;

— создание муниципальных служб и их организация;

— управление имуществом коммуны;

— регулирование общественных работ, предпринимаемых коммуной;

— утверждение коммунального плана землепользования и т. д.

Муниципальный совет должен сам выполнять свои полномочия и не имеет права (за редкими исключениями, предусмотренными законом) передавать их мэру или государству.

Мэр избирается муниципальным советом из своего состава так же на 6 лет. Выборы проходят в три тура по мажоритарной системе.

Мэр одновременно является главой исполнительной власти и представителем центральной власти в коммуне.

При осуществлении полномочий мэр неподотчетен совету и действует независимо. К основным полномочиям относятся: 1) руководство и организация муниципальной милиции 2) руководство муниципальными службами, а также мэр председательствует на заседаниях совета и готовит проекты решений, он действует лишь как исполнитель воли совета при исполнении бюджета, при подписании контрактов, при защите интересов коммуны в суде и т, д.

В качестве уполномоченного государства мэр занимается такими гражданскими делами, как: регистрация браков, рождений, смерти, подтверждает отцовство и материнство, регистрирует все гражданские акты. Также на него возложена обязанность по организации выборов, составление списков военнообязанных и организация гражданской обороны, осуществление надзора за функционированием начальных школ, выдача разрешений на застройку.

Наряду с коммунами, местное самоуправление во Франции осуществляется на уровне департаментов и регионов.

Существуют 95 департаментов, обладающих единым статусом. На этом уровне генеральный совет является представительным органом. Члены генерального совета избираются прямым всеобщим тайным голосованием сроком на 6 лет. При этом каждые три года происходит ротация, т. е. выборы происходят раз в три года, касаясь при этом лишь половины состава генерального совета.

Основными полномочиями генерального совета являются: принятие бюджета, решения по поводу контрактов департамента, создание административных служб департамента.

Президент генерального совета является главой исполнительной власти. Совет избирает его из своего состава сроком на 3 года; новые выборы следуют за очередной ротацией. Выборы проводятся по мажоритарной системе в три тура.

Президент руководит дорожной полицией и полицией портов, управление которыми относится к компетенции департамента. Кроме того, он осуществляет общее руководство пожарной службой.

Постоянная комиссия генерального совета избирается советом из своего состава по пропорциональной системе. Функцией комиссии является осуществление текущей работы совета в перерывах между сессиями. Комиссия обладает некоторыми собственными полномочиями, в частности права внеочередного созыва генерального совета.

Во Франции существует 21 регион, Органами управления на уровне региона являются региональный совет президент совета постоянная комиссия»

Депутаты регионального совета избираются сроком на 6 лет по пропорциональной системе.

Региональный совет полномочен принимать решения по любым вопросам, относящимся к компетенции региона, — будь то компетенции, переданные государством, или вытекающие из принципа общей компетенцию

Основные полномочия совета сводятся к следующему:

• принятие бюджета;

· назначение органов исполнительной власти региона;

· создание служб администрации региона;

· принятие программ развития регионального плана и других документов.

Президент регионального советаявляется главой исполнительной власти в регионе. Он избирается советом из своего состава сроком на 6 лет. Президент совета председательствует на заседаниях регионального совета, устанавливает порядок дня и разрабатывает проекты решений. А также в компетенцию президента регионального совета входит:

• отвечает за выполнение регионального бюджета;

• руководит деятельностью региональной администрации;

• подписывает контракты, утвержденные советом;

• представляет регион в суде.

Органы местного самоуправления имеют самостоятельные бюджеты.Финансовые поступления в местные бюджеты состоят из следующих элементов:

— прямые собственные местные налоги;

— сборы и косвенные налоги;

— трансферты и субсидии государства либо других территориальных сообществ;

— плата за услуги, доходы от экономической деятельности и собственности сообществ, займы.

В Италииорганы местного самоуправления имеют задачу оказания населению на своей территории различных услуг, а также выполнения порученных им центральными органами полномочий, количество которых в последнее время неуклонно возрастает.

Админитсративно-территориальными единицами Италии являются области, провинции и коммуны.

Области- это автономные образования, наделенные широкими управленческими полномочиями и имеющие собственные уставы.

Органами областного управления является областной совет, джунта и ее председатель.

Областной совет- носитель законодательной власти, которой наделена область. Он имеет право законодательной инициативы в парламенте. Работой совета руководят избираемые из числа советников председатель и президиум.

Джунта- это исполнительный орган области. Председатель джунты избирается всеобщим прямым голосованием жителей данной области.

В компетенцию джунты входит:

• управление областным имуществом;

• составление бюджета области и обеспечение его исполнения;

• подготовка законопроектов для областного совета;

• осуществление контроля над действующими в области государственными учреждениями;

• исполнение других функций, порученных советом.

Функции председателя джунты:

— руководит политикой джунты и несет за нее ответственность;

— руководит осуществлением административных функций, делегированных области центральной властью;

— промульгирует областные законы

Прекращение исполнения обязанностей председателя джунты, вне зависимости от причины, влечет за собой отставку всей джунты и роспуск областного совета.

В провинцииорганами самоуправления являются совет, джунта и президент; в коммунах- совет, джунта и мэр.

Численность провинциальных и коммунальных советов определяется численностью населения провинции. Советы избираются сроком на 5 лет. Работой каждого совета руководит президиум и председатель, избираемые из числа советников. Совет принимает устав коммуны или провинции, планирует ее развитие, контролирует исполнение бюджета и программы общественных работ, заключает соглашения и союзы с советами других коммун и провинций.

Президенты провинций и мэры коммун избираются всеобщим прямым голосованием и, являются членами местных советов. Они представляют в совете свою политическую программу. Президент и мэр представляют провинцию и коммуну, председательствуют в джунте, а в случае отсутствия председателя совета — и в совете, а также надзирают за функционированием местных служб и исполнением законодательных и нормативных актов.

Кроме того, на мэра возложен ряд государственных функций — ведение книг записи актов гражданского состояния, издание актов, направленных на поддержание порядка и общественной безопасности.

Согласно Конституции, «области пользуются финансовой автономией в формах и пределах, установленных законами Республики, которые приводят ее в соответствие с финансами государства, провинций и коммун».

Налоговая реформа 70-х годов практически ликвидировала налоговую автономию органов местного самоуправления и одновременно увеличила суммы ассигнований и отчислений из государственного бюджета на нужды местного развития. В результате сегодня за счет государственного бюджета и средств специальных фондов развития покрывается около 85% текущих расходов органов местного самоуправления,

3.23. Сметанная (гибридная) система организации муниципальной власти

В Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистических и развивающихся странах действуют смешанные системы, вобравшие в себя разные черты англосаксонской и континентальной моделей. Характерным признаком смешанной системы является сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Существенными чертами всех муниципальных систем условиях демократии является сохранение и развитие разнообразия форм местного самоуправления. Это справедливо для тех стран, которые уделяют особое внимание соблюдению единых стандартов уровня жизни для жителей разных территорий. Например, в Германия,где коммунальное право -исключительная компетенция земель, существует множество различий между земельными коммунальными конституциями.

Общиныявляются базовой единицей местного самоуправления и присутствуют во всех немецких землях. Общиной может являться город, сельское поселение, совокупность нескольких поселений. В стране действуют четыре системы организации местного самоуправления

Континентальная (французская) модель местного самоуправления и ее реализация

  • Обязательно ли предварительное признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления для последующей реализации права на возмещение вреда (убытков), причиненного изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления?

    Одна группа ученых полагает, что для решения в суде вопроса о возмещении вреда прежде всего надлежит признать акт недействительным либо в административном, либо в судебном порядке на основании ст. 13 ГК РФ, согласно которой в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению…
    (Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость)

  • Должен ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) доказать наличие государственных (муниципальных) нужд, для реализации которых происходит изъятие земельного участка?

    Решение органов публичной власти об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обоснованным и мотивированным, содержать доказательства необходимости изъятия конкретного земельного участка, что согласно ГК РФ является гарантией от произвола должностных лиц органов…
    (Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость)

  • Континентальная, англосаксонская и другие модели местного самоуправления

    Организация деятельности органов МСУ, их взаимодействие с органами государственной власти, взаимоотношения между представительной и исполнительной ветвями МСУ, зависит от исторических традиций, политического режима, степени децентрализации власти в стране. «Континентальная» модель МСУ, связанная с таким…
    (МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ)

  • Англосаксонская модель местного самоуправления, ее реализация

    Эта модель получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран с англосаксонской правовой системой. Для нее характерно: 1) избрание населением представительного органа (совета или правления) и некоторых должностных лиц; 2) отсутствие на местах: а) полномочных…
    (МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

  • Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в России: история развития, современные проблемы его реализации

    В истории развития федерального законодательства о местном самоуправлении можно выделить несколько этапов. Первый этап (1990—1993) связан прежде всего с формированием законодательных основ организации местного самоуправления в Российской Федерации. В последние годы существования СССР были приняты первые…
    (МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО)

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

    В результате изучения данной главы студент должен: знать • понятие правового статуса органа исполнительной власти, характеристику его блоков и основных элементов. • законодательные основы правового статуса органов исполнительной власти и муниципальных органов; • функции и полномочия органов…
    (ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

  • Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности

    Согласно конституционно закрепленному принципу разделения властей в Российской Федерации выделяются три ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная. Так, основной задачей судебных органов является осуществление правосудия в Российской Федерации, защита законных прав и…
    (Финансовое право)

  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    Понятие и основные принципы местного самоуправления Исторически социальное назначение местного самоуправления было связано с защитой местных (муниципальных) интересов, которые касаются решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом местное самоуправление можно…
    (Конституционное право зарубежных стран)

  • Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления

    По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели. Первая характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации…
    (Конституционное право зарубежных стран)

Особенности континентальной модели МСУ (на примере Франции)

В странах с континентальной муниципальной системой (Франция, Италия, Испания, Бельгия, страны Латинской Америки) параллельно действуют два вида органов власти на местах: назначенный представитель государственной власти и избранный населением административно-территориальной единицей совет. Так, например, в высшую административно-территориальную единицу Франции — регион — декретом Президента, принятым в Совете министров по представлению главы правительства и министра внутренних дел, назначается комиссар Республики. Одновременно в регионе избирается местный представительный орган — региональный совет, а исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

В нижестоящей по отношению к региону административно-территориальной единице — департаменте представителем государственной власти является префект, а местный представительный орган — генеральный совет избирается населением сроком на шесть лет и обновляется наполовину через каждые три года.

В округе (следующая после департамента административно-территориальная единица Франции) имеется только назначенный представитель государственной власти — супрефект.

В самой низовой административно-территориальной единице — коммуне никаких назначаемых органов нет. Население коммуны избирает сроком на шесть лет местный представительный орган — муниципальный совет, численность которого зависит от численности населения коммуны. Так, в коммунах численностью менее 100 жителей в совет избирается девять человек, в коммунах численностью от 2500 до 3499 жителей — 25 человек, для коммун, насчитывающих от 80000 до 99999 жителей, — 53 человека. Исполнительную власть в коммуне осуществляют мэр и его заместители, которые избираются муниципальным советом.

Вопрос 9. Понятие и сущность МСУ в РФ.

Местное самоуправление в РФ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и ФЗ, а в случаях, установленными ФЗ, законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы МСУ, вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»)

Основной субъект местного самоуправления – местное население.

Формы осуществления: либо непосредственное, либо через органы.

Для чего в государстве учреждается местное самоуправление? Для решения вопросов местного значения. Это – основной смысл, назначение местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления:

1. Местное самоуправление как институт в системе российского государства, как элемент системы российского государства. Подобная точка зрения основывается на статье 12 Конституции (в РФ как в государстве есть такой институт – местное самоуправление).

а)Местное самоуправление – обязательный элемент (неотъемлемый атрибут) современного демократического государства. На эту сущность особое внимание обращает преамбула Европейской хартии о местном самоуправлении, что любое демократическое государство обязано иметь местное самоуправление.

б)Местное самоуправление – это форма народовластия. На основе статье 3 Конституции (там указано, что народ – единственный источник власти).

в)Местное самоуправление – это одна из основ конституционного строя России. Такой вывод мы делаем на основе того, что главные нормы (статьи 3, 12) – закрепляются в первой главе Конституции.

г)Местное самоуправление есть средство обеспечивания децентрализации государственного управления.

Отличие государственной власти от муниципальной:

а) По характеру власти. Государственная – суверенная власть обладает признаком суверенитета, а муниципальная власть – подзаконная, она не обладает признаком суверенитета, то есть пределы действия муниципальной власти, его возможности определяются законами государства.

б) По сферам компетенции. Местная власти её сфера – это «вопросы местного значения», а государственная власть в свою компетенцию включает наиболее важные проблемы, вопросы, требующие общегосударственного, единого подхода в масштабах всего государства.

в) Источники финансовых средств. Каждый уровень власти наделяется собственными финансовыми источниками.

г) Территориальные границы действия власти. Государственная – на всей территории, на всех жителей. Муниципальная власть действует в границах муниципального образования. Действия и решения муниципальной власти обязательны только для жителей этого муниципального образования.

2. Статья 32 Конституции закрепляет право граждан на участие в управление делами государства, отсюда следует, что местная власть – это субъективное право гражданина на участие в местном самоуправлении. Каково содержание этого субъективного права гражданина?.. Прежде всего – это право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Анализ других положений законодательства позволяет дополнить: право на занятие должности муниципальной службы, право на обращение в органы местного самоуправления (с заявлением, обращением…), право на получение информации о деятельности этих органов…

Т.Е. С одной стороны – объективно существующий институт, с другой – субъективное право граждан.

Вопрос 10. Основные теории о сущности и природе власти МСУ.

Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть?..

Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления.

Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать…

Особенности французской модели местного самоуправления

Основные принципы организации местного самоуправления во Франции были заложены еще в конце XVIII — начале XIX веков. Они существенно отличались от тех принципов, которые лежали в основе организации местного самоуправления в Великобритании, США и других странах англосаксонской правовой семьи.

Романо-германская правовая семья сформировалась прежде всего на базе римского права, и в последующем — на основе правовых реформ, инициированных Наполеоном I. В нее входят правовые системы стран континентальной Европы и большинства бывших колоний этих стран. Основные принципы этой правовой семьи оказывали огромное влияние и на российское право на разных этапах его развития. В настоящее время континентальная модель местного управления (самоуправления) получила распространение в большинстве стран мира.

Характерные черты этой модели следующие:

— сочетание на местах прямого государственного управления и местного самоуправления;

— использование принципов выборности и назначаемости при формировании органов местной власти;

— наличие контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны представителей центральной администрации;

— унифицированный и подробно регламентированный статус местных органов власти;

— местное сообщество и нация принципиально различаются и имеют разные интересы.

В средние века Франция имела достаточно развитую систему местного самоуправления, особенно в городах. Если в сельской местности административно-судебная власть длительное время находилась в руках феодалов, то города в период «муниципальной революции» XI-XIII вв. добились права на самоуправление. Данная привилегия, завоеванная или купленная у землевладельца-феодала, закреплялась в хартиях. Это придавало городским вольностям уникальный характер: каждый из городов имел свой набор вольностей, но система управления в них имела много общих черт. Собрание горожан составляло генеральную ассамблею, которая обсуждала наиболее важные вопросы и избирала местных должностных лиц. Последние составляли городскую коллегию, осуществлявшую текущее управление. Один из членов коллегии становился мэром, выполнявшим церемониальные функции.

По мере укрепления королевской власти положение местных территориальных сообществ претерпело драматические перемены. Так как система управления во Франции развивалась в это время эволюционно, новые структуры накладывались на старые, не уничтожая их, и в результате к XVIII в. сформировалась запутанная административно-управленческая система. Начавшаяся в 1979 г. революция произвела переворот и в организации власти на местах. Проблемы местного управления стали предметом жарких дебатов в Учредительном собрании. Общее направление дискуссий — стремление преодолеть существовавший на местах хаос властей и территориальных округов, создать единообразную простую и рациональную систему местного управления. Это намерение было реализовано в ряде законов 1789 и 1790 гг., заложившихсистему регионального и местного управления, которая в основных чертах сохраняется и сейчас.

ü — Старинные провинции были ликвидированы. Вместо исторических территорий страна была поделена на 83 искусственные единицы — департаменты, получившие названия по их географическому положению. Площадь их была единообразной. Границы были проведены с таким расчетом, чтобы местные жители, пользуясь конным экипажем, могли в течение дня добраться до административного центра и вернуться назад.

ü — Департаменты управлялись генеральным советом и директорией. Генеральный совет, местный представительный орган, избирался примерно на тех же принципах, что и Национальное собрание. Совет избирал директорию, в руках которой находилась исполнительная власть.

ü — Было реформировано и управление в коммунах (общинах). Новые коммуны создавались на базе всех городских поселений. В сельской же местности их основой стали церковные приходы, последних было очень много, что предопределило многочисленность французских коммун, их резкое отличие по численности населения.

ü — В коммунах с применением имущественного ценза избирался муниципальный совет, назначавший из своего состава мэра. Существовал также местный генеральный совет, в состав которого входили члены муниципального совета, дополненные почетными членами — нотаблями.

ü — Позднее мелкие коммуны были упразднены и слиты в особые округа — кантоны.

ü — Полномочия органов местного управления были достаточно велики. Они формировали местный бюджет, отвечали за сбор налогов, содержание дорог, общественное здравоохранение, образование и т. д. Правда, их наиболее важные решения должны были утверждаться центральным правительством.

Однако процесс децентрализации власти не получил продолжения. Более того, вскоре начинается обратный откат. Региональные и местные власти были поставлены под надзор правительственных комиссаров, которые могли мешать и арестовывать их представителей. В разгар революции Конвент пошел на крайние меры, практически уничтожив выборность местных должностных лиц. В период якобинской диктатуры вновь была проведена тотальная чистка органов местного управления.

Свержение якобинцев не изменило эту сторону политики центрального правительства. Директория присвоила себе право назначать всех должностных лиц в кантонах. Конституция V года ликвидировала генеральные советы в департаментах.

Только июньская монархия (1830-1848 гг.) попыталась оживить деятельность местных территориальных коллективов. Мэры и их помощники продолжали назначаться правительством, но из числа членов восстановленных муниципальных советов, избиравшихся местными налогоплательщиками. Аналогичная попытка была предпринята после революции 1848 г. Граждане, пользуясь практически всеобщим избирательным правом, формировали местный совет, который избирал мэра. Однако уже в 1848 г. крупные коммуны были лишены права избирать мэра, а Конституция 1852 г. восстановила наполеоновскую модель местного управления. Должностные лица вновь начинают назначаться.

Основы современной системы организации местных властей были — заложены в Третьей Республике Законом об организации департаментов от 10 августа 1872 г. и Законом о коммунах от 5 апреля 1884 г. Закон 1871 г. предусматривал проведение выборов в генеральный совет, которые (впервые) обязательно должны были быть прямыми, всеобщими и равными. Генеральный совет, являясь представительным органом, принимал во время своих сессий основные решения. Из своего состава члены генерального совета избирали департаментальную комиссию, принимавшую решения в перерывах между сессиями (генеральный совет имел право собираться лишь два раза в год, на определенное время), а также председателя совета. Функции председателя оставались преимущественно представительскими; исполнительным органом генерального совета являлся префект департамента, окончательно объединивший полномочия представителя правительства и представителя де — партаментальной ассамблеи. Подобная зависимость была закреплена списком полномочий. Префект составлял проект департаментального бюджета и обладал двумя основными правами: составление порядка дня и право абсолютного вето.

Организация коммуны, предусмотренная законом 1884 г., включала следующие элементы: муниципальный совет избирался путем прямых равных всеобщих выборов. Из своего состава совет избирал мэра, являющегося исполнительным органом, и его заместителей. Мэр одновременно являлся представителем правительства в коммуне и в этом качестве непосредственно подчинялся префекту департамента. Префект департамента осуществлял априорный контроль над решениями муниципального совета; в ряде случаев он имел право приостанавливать полномочия совета; в ряде случаев он имел право приостанавливать полномочия мэра и выполнять его функции. Наконец, именно префект распределял между коммунами основную часть государственных субсидий.

Все перечисленные положения действовали до 80-х гг. XX века с незначительными изменениями и с перерывом, связанным с установлением режима Виши (1940-1944 гг.).

Основные модели местного самоуправления

Библиографическое описание:



Данная статья посвящена изучению основных моделей местного самоуправления, используемых в России и мире, а также выявлению наиболее приемлемой модели МСУ для России. Исследование построено на анализе трудов российских и зарубежных авторов, на действующем законодательстве Российской Федерации и иных источниках.

Ключевые слова: местное самоуправление, модели местного самоуправления, современная российская модель местного самоуправления, Европейская Хартия о местном самоуправлении.

В первой половине XIX века немецкими и французскими учеными-юристами, такими как: Пауль Лабандом, Алексис Токвиль и т. д. были разработаны теоретические основы учения о местном самоуправлении. Считалось, что в рамках демократической системы управления, наиболее эффективным способом станет решение различных вопросов на местах, путем прямого участия населения в становлении различных негосударственных органов.

Так как в данной статье рассматриваются основные модели местного самоуправления, то, пожалуй, стоит начать с определения, которое закреплено в базовом федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так: «Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти; публичная власть населения административно-территориальной единицы, которая основана на его самоорганизации и самодеятельности, обладает большей или меньшей административной самостоятельностью и не входит в систему государственной власти» .

Модели Местного Самоуправления

На данный момент в мире сформировались две основные модели местного самоуправления, таковыми считают англосаксонскую модель и континентальную, однако наравне с ними в мире используются и другие модели МСУ.

Но для начала нам стоит разобраться в том, что же такое «модель местного самоуправления»? Так, моделью местного самоуправления является система вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, нам стоит подробнее разобрать англосаксонскую и континентальную модели МСУ.

На данный момент самой распространенной в мире является Англосаксонская (англо-американская) модель, которая действует в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Канада, и др. . Изначально англосаксонская модель зародилась на родине классического муниципализма, а именно в Великобритании. В рамках данной модели представительные органы МСУ действуют в пределах своих полномочий, а прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим и вовсе в данной модели отсутствует. Значительными полномочиями обладают комиссии местных представительных органов, так как они играют немаловажную роль в разработке и принятии решений, а центральные министерства и суды осуществляют контрольно-надзорную функцию. Англосаксонская система характеризуется:

– Высокой степенью автономии на разных уровнях власти, определение компетенции органов власти каждого уровня;

– Выборностью определенного ряда должностных лиц органов МСУ;

– Компетенцией органов МСУ, которая определяется на основе позитивного принципа правового регулирования (возможность осуществлять только то, что прямо предписано);

– Контролем за деятельностью органов МСУ, путем применения косвенных методов управления, либо через суд;

Как итог, стоит отметить, что англосаксонская модель местного самоуправления основана на общественной теории местного самоуправления, которая в свою очередь объединила теорию свободной общины, юридическую и хозяйственную теорию.

Континентальная модель местного самоуправления на данный момент распространена в франкоязычных странах Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока. Данная модель берет свое начало во Франции «сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления, построение определённой иерархической пирамиды является основной чертой континентальной системы местного самоуправления. Поскольку ее родиной является Франция, данную систему именуют еще французской» . Характерные черты данной модели МСУ заключаются в:

– высокой степени централизованного управления

– многоуровневости

– сочетании государственного управления и местного самоуправления

– подчинении нижестоящего уровня власти вышестоящему

– осуществлении прямого контроля специально-уполномоченными на то органами за деятельностью местных органов власти и др.

Так как данная модель сложилась в странах, где исторически огромную роль имел государственный аппарат, там сочетается государственное управление и местное самоуправление, что в свою очередь выражается в том, что в этих странах обеспечиваются единые условия жизни граждан, а, например, выход муниципалитетов за пределы предметов своего ведения и вовсе может обеспечиваться государственными санкциями.

Так, основываясь на вышесказанном, стоит отметить, что европейская континентальная модель построена на основе государственной теории самоуправления.

Итак, в данной работе были рассмотрены две основные модели местного самоуправления, существующие в мире, а именно англосаксонская и континентальная модель, однако не стоит забывать, что наряду с ними существует множество других моделей местного самоуправления. Так, различные авторы в качестве основных выделяют совершенно разные модели, например, ученый В. Е. Чиркин наряду с англосаксонской и континентальной выделяет такие базовые модели, как романо-германскую и иберийскую, а другой ученый Н. А. Емельянов говорит о такой модели, как смешанная или же гибридная.

Смешанная модель местного самоуправления, распространенная в Германии, Австрии и Японии, представляет собой совокупность англосаксонской и континентальной модели, так как в ней выделяются признаки присущие двум основным моделям, однако стоит отметить, что несмотря на это смешанная модель обладает своими собственными специфическими чертами. Так, свойственным признаком смешанной модели, считается сочетание автономного МСУ на низовом территориальном уровне с более высоким государственным управлением.

Модель местного самоуправления, существующая вРоссии

Модель местного самоуправления в России складывалась поэтапно, так Л. А. Велихов определял дореволюционную Россию, как «…среднее между германской и французскими типами» , после распада СССР в качестве модели МСУ, использовалось совмещение англосаксонской и континентальной модели с частичным сочетанием национально-традиционного самоуправления. С. В. Бондарев считал, что «…в постсоветской России в силу многих субъективных факторов политико-правовая институционализация местного самоуправления пошла по пути реализации принципов англосаксонской модели организации местной власти» Считается, что Конституция РФ основывалась на англосаксонской модели, несмотря на то, что организация публичной власти России наиболее близка романо-германской системе.

Муниципальное правоРоссии в настоящее время является новой областью российского государствоведения. Его возникновение предопределено политическими, экономическими и социальными реформами в нашей стране. «Местное самоуправление в современной Российской Федерации — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации»

В отличие от континентальной модели в Российской Федерации органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, так самостоятельность этих органов выражается в том, что существуют установленные в каждом субъекте местные налоги и сборы, местный бюджет и муниципальная собственность. Глава 8 Конституции РФ посвящена местному самоуправлению (ст. 130–133)

Помимо Конституции РФ, правовую основу местного самоуправления осуществляют:

– Европейская Хартия местного самоуправления

– Федеральные Конституционные Законы

– Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др. НПА, принятые в РФ

– Принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

– Конституции республик, уставы, законы и иные НПА, принятые субъектами РФ

– Решения, принятые на местных референдумах и другие муниципальные правовые акты

Наиболее значимым источником МСУ является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая в 1985 году Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Данный источник определяет главные принципы функционирования органов местного самоуправления. Согласно Европейской хартии МСУ «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и интересах местного населения» . Также данный документ закрепляет право МСУ определять свои внутренние административные структуры, положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, гарантии защиты местным самоуправлением своей территории, закрепляет право органов МСУ на объединение, право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и др.

Если рассматривать данный вопрос на примере определенного муниципального образования, а именно город Нижний Новгород, то выделить конкретную модель местного самоуправления будет гораздо проще.

Для начала стоит обратить внимание на устав города Нижний Новгород, а именно нужно рассмотреть пункт 2 статьи 26, в которой сказано, что: «Органы местного самоуправления города не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области в отношении города Нижнего Новгорода и органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Нижегородской области» На основе данного положения, можно прийти к тому, что данная особенность характерна для англосаксонской модели местного самоуправления, а именно, органы МСУ действуют в пределах своих полномочий.

Также англосаксонской модели характерно то, что комиссии местного самоуправления обладают широкими полномочиями, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько формируемым депутатами данного органа профильным комиссиям, например, если уделить внимание Постоянным комиссиям городской Думы Нижнего Новгорода, то можно отметить, что они регулируют ряд не менее важных вопросов, существующих на данный момент в муниципалитете. Сейчас в Нижнем Новгороде существуют следующие виды постоянных комиссий:

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по имуществу и земельным отношениям

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по местному самоуправлению

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по социальной политике

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экологии

– Постоянная комиссия городской Думы Нижнего Новгорода по экономике, промышленности и предпринимательству

Если основываться на вышеизложенных положениях, то можно предположить, что в городе Нижний Новгород существуют черты схожие англосаксонской системе местного самоуправления.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно прийти к выводу, что в России на данный момент действует смешение различных моделей местного самоуправления, при этом можно предположить, что преимущество имеет европейская континентальная модель, так как она оказала наибольшее влияние на становление своей особенной модели местного самоуправления в России. То есть в действующей на территории Российской Федерации модели МСУ, можно выделить следующие особенности:

– механизмы государственного контроля выходят за рамки, установленные базовым федеральным законом № 131 от 2003 года;

– каждый субъект РФ обладает своими особенностями, которые не позволяют судить о развитии определенной модели местного самоуправления в России;

– крайне низкий уровень осуществления местных публичных услуг, а также ограниченность муниципальной автономии.

Еще хочется отметить, что несмотря на то, что в Конституции РФ закреплена глава, посвященная местному самоуправлению, она является по своей сути, недоработанной и требует совершенствования в соответствии с действующим законодательством, в том числе в обязательном порядке при закреплении определенной модели местного самоуправления нужно учитывать сложившиеся исторические, культурные и национально-территориальные особенности. Итак, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя игнорировать Европейскую хартию местного самоуправления, так как во многом благодаря ей Российская Федерация сможет прийти к некому консенсусу в вопросах поиска идеальной модели местного самоуправления.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Нижний Новгород, городская Дума, модель, Российская Федерация, англосаксонская модель, континентальная модель, Россия, орган, Европейская хартия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *