Проблемы легитимности власти кратко

Проблемы легитимности государственной власти.

Главным элементом существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является легитимность.

ЛЕГИТИМНОСТЬ — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Понятие легитимной власти: 1. власть действует на законных основаниях; 2. она не нуждается в принуждении.

С проблемой легитимности связана практика с легитимацией.

ЛЕГИТИМАЦИЯ – это аргументация необходимости той или иной политики, разъяснение ее смысла гражданам. (это атрибут современной власти современного государства, когда государство не просто внедряет некую политику, проводит реформы, меняет законодательство, но еще и снабжает все эти действия обязательной процедурой легитимацией, в пользу того почему граждане должны согласиться с тем что действия правителей в данной ситуацией являются законными и необходимыми).

Если мы хотим иметь современное государство, которое основано не на страхе и на насилии, а на идиллии легитимности, то мы должны поставить вопрос: А какими свойствами должна обладать власть для того чтобы считаться легитимной?

Макс Вебер нем. ученый предлагает некий классический способ разделять различные виды легитимности. Выделяют три формы (теории) легитимности:

• Традиционная легитимность — народ поддерживает власть потому, что привык к ней, власть носит длительный, устойчивый характер, примером может служить монархическая власть. (прим. признать короля настоящим королем)

• Харизматическая легитимность — в данном случае народ поддерживает власть, потому что верит в личность — носителя власти, обладающую харизматическими качествами, эта легитимность основывается на вере в вождя, способного привести к светлому будущему. (прим. выдающиеся свойства личности вождя)

• Рационально-правовая легитимность — народ поддерживает власть, так как она носит законный характер, воспринимается как справедливая, в данном случае власть действует в соответствии с интересами народа. ( прим. связана с некой общественной дискуссией)

Существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.


Признаками падения легитимности власти являются:

• Рост степени принуждения;

• Ограничение прав и свобод;

• Запрещение политических партий и независимой прессы;

• Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

• Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель

• делегитимизации власти (проявляется в попытках решить проблемы силовым путем);

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Проблема утверждения легитимности власти – постоянный фактор социальной политики.

Разработка проблем легитимности и легитимации политической власти в российской науке началась сравнительно недавно и включает в себя как освоения достижений западной политической мысли, так и собственные наработки. Одной из первых попыток комплексного осмысления явления легитимности российской власти предпринята научным сообществом в 1994 году.

К основным условиям влияющим на легитимацию и эффективность государственной власти в РФ, следует отнести: уровень компетентности властных структур, соответствие их действий законодательству; доступность, демократизм государственной власти, ее уровень ответственности перед экономическими, политическими, правовыми и духовными требованиям, идущим от народа, а также взаимовлияние власти и общества друг на друга, гуманность государственной власти; деятельность политических СМИ.

Способы и средства решения этого вопроса во многом влияют на прочность государства, направления и темпы развития общества.

Проблемы легитимности власти

Признание обществом законности, правомерности официальной власти обозначается в политологии понятием легитимность. Данное понятие указывает на общественное признание власти, на то, что общество, народ оказывает ей доверие и поддержку, а не на правовое, юридическое закрепление политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти” (общественное признание ее законности) и «легальность власти” (правовое, формальное ее закрепление).

Формирование убежденности людей в правомерности и эффективности существующей политической власти может достигаться различными способами. Немецкий социолог М. Вебер выделил три типа легитимного господства (см. рис.4.2).

Рисунок 4.2 — Типология легитимного господства по М. Веберу

Первый тип — традиционный, это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывалась на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти монарха. Сама власть опиралась на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Иордания, Кувейт и др.) и примитивных обществах.

Второй тип — харизматический. Термин «харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар”. Первоначально смысл термина имел религиозный характер. К носителям подлинной харизматической власти М. Вебер относил пророка Моисея, царя Давида, Магомета, Будду. В современном обществе наличие у той или иной личности руководителя исключительных качеств напрямую не связывают с Богом. Однако в общественном сознании существует представление, что этот человек не такой, как все, что у него есть что-то такое, необычное, сверхъестественное, что он пользуется покровительством каких-то высших сил. Среди известных исторических деятелей харизматическими качествами наделялись Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун и др. Харизматический тип власти характеризуется абсолютным доверием населения к лидеру в силу его выдающихся качеств. Следовательно, легитимность в харизматическом типе власти опирается на веру населения в исключительные способности лидера. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных и нестабильных обществах. Этот тип власти сохраняет свое значение и в развивающихся странах.

Третий тип — рационально-легальный. Он основан на вере в правильности формальных правил, по которым формируется власть: свободные выборы, верховенство закона, равная ответственность власти и граждан перед законом и т.д. Данный тип легитимности характерен для демократических стран.

Однако на практике эти идеальные типы М. Вебера причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов свободных выборов.

Легитимность власти — это не постоянное, застывшее состояние, а довольно подвижная переменная. Легитимность власти на каких-то этапах ее существования может возрастать, на каких-то падать. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делигитимизации власти. Легитимизация — это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делегитимизация — процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.

Важнейшими признаками падения легитимности власти:

  • · рост степени принуждения;
  • · ограничение прав и свобод;
  • · запрещение политических партий и независимой прессы;
  • · рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;
  • · низкая экономическая эффективность власти.

Последний признак — наиболее существенный показатель делегитимизации власти.

Легитимность власти может оспариваться ее противниками как открыто, так и скрытно. Крайней точкой падения легитимности власти являются революции, государственные перевороты.

В целом легитимность власти находится в прямой зависимости от ее эффективности, т.е. степени выполнения властью своих задач и функций. В идеале это означает гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений с наименьшим уровнем принуждения, минимальными затратами и издержками. Необходимым условием для этого являются достаточность оснований власти и эффективность использования ее ресурсов.

Важный показатель эффективности власти — четкое взаимодействие всех ее ветвей, рациональность вертикальных и горизонтальных структур.

Не меньшее значение в отношении граждан к власти имеет экономическое благосостояние, обеспечение их уровня и качества жизни, признаваемого в данном обществе нормой.

В общем власть признается эффективной, а значит, и легитимной, если ей удается обеспечить стабильность, определенность, порядок. Власть, не способная предотвратить крупные политические конфликты, гражданские и межнациональные войны, противостояние законодательной и исполнительной власти, центра, региональных и местных органов, теряет свою легитимность.

В современном обществе выработаны многообразные средства легитимизации власти: политические, идеологические, экономические и т.д. К политическим средствам относятся, прежде всего, поиск поддержки, расширение социальной базы власти. Важным инструментом этой формы легитимизации являются демократизация общественной жизни, расширение участия граждан в управлении. Это создает ощущение общей причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам в определенной степени чувствовать себя ее субъектом.

Ощущению причастности к власти могут способствовать пропаганда проводимого политического курса, идеологическая обработка масс.

Самым действенным средством легитимизации власти является успешное осуществление государственной политики и экономических программ, устойчивый рост доходов населения и в целом уровня жизни.

Список литературы

48. Проблема легитимности политической власти

  • •1. Предмет и методы политологии как науки
  • •2. Функции политологии как науки
  • •3. Ведущие современные школы политической науки
  • •4. Виды власти в современном обществе и их специфика
  • •5. Становление либеральной идеологии в эпоху Нового времени (Дж. Локк, ш. Монтескье, Дж. Милль)
  • •6. Основные этапы развития политической мысли в древнем мире
  • •7. Определение политической власти, ее особенности
  • •8. Субъекты власти. Иерархия и разновидности.
  • •9. Политико-философские течения Др. Китая: конфуцианство, моизм, легизм
  • •10. Типология политических элит
  • •11. Методы политологии как науки
  • •12.Типология политических систем
  • •13. Система органов государственной власти в современной Украине
  • •14. Политическая элита: понятие и структура
  • •15. Концепция рациальной бюрократии м. Вебера
  • •16. Вклад Макиавелли в становление политической науки
  • •17. Типология политического лидерства
  • •18. Проблемы трансформации политической системы в Украине
  • •19. Характеристика недемократических политических режимов
  • •20. Взаимодействие политологии с другими гуманитарными науками
  • •21. Типы государства по м. Веберу
  • •22. Политика как общественное явление: содержание и структура
  • •23. Становление теории элит
  • •24. Политическая система: понятие и структура
  • •25. Концепция разделения властей: механизмы политического взаимоконтроля
  • •26. Определение плюралистической демократии
  • •27. Политические партии: определение и функции
  • •28. Гражданское общество и правовое государство: проблемы взаимодействия
  • •29. Типология политических партий
  • •30. Разновидности партийных систем.
  • •31. Становление многопартийной системы в Украине
  • •32. Формы государственного правления
  • •33. Ресурсы власти: содержание и классификация
  • •34. Политический процесс: содержание и структура
  • •35. Характеристика правового государства
  • •36. Соотношение политики и идеологии в современном мире: концепции деидеологизации и реидеологизации.
  • •37. Основные этапы становления украинской политической мысли
  • •38. Характеристика и виды монархической формы правления
  • •39. Типы политической культуры
  • •40. Основные черты социал- демократической идеологии
  • •41. Лоббизм как политическая технология
  • •42. Основные формы государственного устройства
  • •43. Глобальные проблемы современности
  • •44. Основные идейно-политические течения современности
  • •45. Политическая мысль Древней Греции
  • •46. Глобализация политический аспект
  • •47. Политическое сознание : определение и основные компоненты
  • •48. Проблема легитимности политической власти
  • •49. Основные черты политической мысли эпохи Средневековья
  • •50. Правовое и социальное государство: проблемы соотношения.
  • •51. Соотношение либерализма и неолиберализма как идейно-политических учений
  • •52. Теория олигархизации политических партий
  • •53. Политическая субкультура: понятие и носители.
  • •54. Коммунистическая идеология на современном этапе
  • •55. Определение и структура власти
  • •56. Место Украины в современном геополитическом пространстве
  • •57. Идеологическая платформа европейской социал-демократии.
  • •58. Политические режимы: понятие и типология
  • •59. Государство как политический институт
  • •60. Системы рекрутирования политических элит.
  • •61. Понятие легитимности власти. Типы легитимности.
  • •62. Основные признаки тоталитарного режима
  • •63.Неоконсерватизм
  • •64. Правовое государство
  • •65. Современные политические технологии
  • •66. Бихевиористический подход к политической науке. Чикагская школа.
  • •67. Радикальные течения современности
  • •68. Группы интересов
  • •69. Виды демократии
  • •70. Республиканская форма правления
  • •71. Неоконсерватизм и неолиберализм
  • •72. Типология избирательных систем
  • •73. Классические концепции Древней Греции (Сократ…)
  • •74. Основные признаки демократии как полит системы
  • •75. Политический процесс.
  • •76. Политические учения Нового времени
  • •77. Место марксизма в становлении политологии как науки
  • •78. Структура власти
  • •79. Режимы протекания политического процесса
  • •80. Либеральная концепция демократии
  • •81. Тоталитаризм и авторитаризм: общие черты и различия
  • •82. Определение политического конфликта – его источники.
  • •83. Этапы формирования и развития политических конфликтов, технология их урегулирования
  • •84. Характерные черты политической культуры укр. Общества. Субкультуры Украины.
  • •85. Теория заинтересованных групп а. Бентли
  • •86. Основные направления политологический исследований второй половины 20 – нач. 21в.
  • •87. Субъекты международной политики
  • •88. Политическая власть как основная проблема политологии
  • •89. Международные отношения: понятие и виды
  • •90. Методы политических решений, процесс их принятия
  • •91. Коллективистская концепция демократии
  • •98. Легитимность и законность полит. Власти: соотношение
  • •99. Политическое участие: понятие и виды.
  • •100. Политическая оппозиция: виды и социальное назначение
  • •101. Политическая мысль эпохи Возрождения

Проблемы легитимности, легитимации и делегитимации власти

Механизм осуществления политической власти

Основные компоненты структуры власти – субъект, объект, источники и ресурсы власти.

Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.

Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.

Источниками власти — закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых осуществляется власть (влияние, авторитет, закон, прямое насилие и т.д.).

Политическая власть часто понимается как синоним государственной власти, опирающейся на основные институты государства (парламент, правительство, правоохранительные органы) и использующей все ресурсы, контролируемые государством. Но в сфере политики власть проявляется и в иных формах. Можно говорить, например, о партийной власти, которая распространяется на определенное число членов и сторонников партии. Властью обладают и некоторые общественные организации, в частности, профессиональные союзы. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение. Иногда монополию государственной власти оспаривают нелегальные структуры. Например, криминальный рэкет оспаривает государственную монополию на сбор налогов, преступные группировки, терроризируя население, выводят его из подчинения официальным государственным структурам. Все это может быть результатом ослабления государства и, в свою очередь, обусловить появление альтернативных центров силы и принятия решений.
Несмотря на свою моноцентричность, политическая власть обладает свойствами разделения и распределения. Разделение власти может иметь горизонтальный характер, когда отдельные функции закрепляются за специальными государственными институтами. Например, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти может иметь и вертикальный характер, когда ее полномочия делятся между центральными и местными государственными институтами..

Тема 6

Проблемы легитимности политической власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Типологию легитимности разработал М. Вебер . Он выделил три основных типа легитимности.

1. Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются..

2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти :

– легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

– легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

– легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Легитимация политической власти — это приобретение легитимности в глазах общества. Легитимация власти в ряде случаев может совпадать с легализацией – принятием основополагающих юридических актов, прежде всего, конституций. Механизмом легитимации могут быть выборы или референдумы, с помощью которых выявляется уровень поддержки населением лидеров, партий, институтов, нормативных актов или решений. На персональном уровне легитимация власти подлежит цикличному возобновлению (подтверждению).

Делегитимации власти – процесс утраты тех факторов, которые определили ее легитимность. Делегитимация власти может стать результатом целого ряда причин: 1) следствием противоречия между эгоистическими устремлениями правящей элиты и господствующими в данном обществе идейными ценностями; 2) следствием противоречия между официально провозглашенными демократическими принципами и реально политической практикой, связанной с ограничением прав и свобод населения, давлением на средства массовой информации, преследованием оппозиции; 3) следствием повышения неэффективности деятельности бюрократического аппарата и усиления его коррумпированности; 4) следствием раскола внутри правящей элиты из-за утраты уверенности в оправданности ее претензий на власть; 5) следствием конфликта между ветвями власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *