Ролевые позиции педагога

Т е м а 2. РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ К ТЕСТУ В. Ф. РЯХОВСКОГО

30-32 очка.Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам лю­дям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков.Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необхо­димость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то на­долго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но и не ограничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти переломить эти осо­бенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабель­ность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка,у Вас нормальная коммуникабельность. Вы лю­бознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточ­но терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают в Вас раздра­жение.

9—13 очков.Вы весьма общительны (порой, быть может, да­же сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда може­те их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам

25не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкнове­нии с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по лю­бому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представле­ние. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое де­ло, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некото­рой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее.Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете не­объективны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не про­ходит бесследно.

ПЛАН

1. Три состояния человека по теории Э. Берна.

2. Ролевые позиции в педагогическом общении.

1. Три состояниячеловека по теории Э. Берна.

Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разрабо­тал теорию трансактного анализа общения. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый че­ловек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи лю­дям, имеющим проблемы в общении.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людь­ми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель-Р) состояние «Я»,которое под­разделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критиче­ское родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентиро­ваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверен­ные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуа­циях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рас­смотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослое—В) состояние «Я»воспринимает и пе­рерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способст­вует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уни­кальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответст­венного принятия решений.

Детское (Дитя-Д, или Ребенок) состояние «Я»следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряже­ния, получение приятных, иногда «острых», необходимых в опре­деленной степени для нормальной жизнедеятельности впечатле­ний. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживаю­щийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражаю­щее детское «Я».

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случай­ного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с пози­ции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три со­ставляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает по­давлять другие, что обусловливает нарушение общения и пережи­вается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно кон­тролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я».

Таблица 1

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция «Я» Типичные способы поведения, высказывания
Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает: «Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает: «Опять ты опоздал на работу?», «У каждого на столе должен быть график!»
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение: «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»
Окончание табл.
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эго­центричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабли­вающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабли­вающееся к нормам, уступчивое поведе­ние: «Я бы с радостью, но у нас будут неприят­ности»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведе­ние: «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

2. Ролевые позиции в педагогическом общении.

С психологической точки зрения содержание педагогическо­го общения может быть очень многообразным по ролевым позици­ям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значе­ние то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:

1) Отношение педагога кучащемуся как «родитель — дитя».

Родитель <4————————► Дитя

«Ты — тупой!», «Ты — трус!», «Ты — безответственный чело­век!», «Негодяй!» и т. п.

Среди неадекватных способов оценки учащихся педагогами отмечается манера оценивать (как негативно, так и позитивно) личность ребенка в целом, а не конкретно его поступки.

Этими словами педагог уже программирует подростка на все дурное и низкое.

Если родитель постоянно позитивно оценивает личность учащегося в целом, а не его поступки, то у подростка возможно формирование истероидных черт характера в виде гипертрофии потребности в восторженном, восхищенном признании его лично­сти.

2) Отношение педагога к учащемуся как «Родитель -взрослый».

Родитель -4————————► Взрослый

обращение к подростку, как к взрослому 29Это наиболее трудный жанр педагогического общения, но в то же время здесь отчетливо выступает педагогическое мастерство учителя. Основная трудность заключается в том, чтобы не допус­тить ошибок двоякого плана.

Первая — чтобы, воздействуя на ученика, не поставить его в позицию «дитя», потому что речь идет об обращении к нему, как к взрослому, вторая — самому педагогу сохранять позицию «Взрос­лого».

Например, если вы даете задание: «Вот тебе веник, подмети кабинет, сделай это так-то и так-то», то это будет стиль — «Роди­тель-дитя», а если вы поручаете навести порядок в кабинете, а как он будет делать, предоставляете решать и отвечать за решение ему самому, то это уже отношения стиля «Родитель-взрослый».

3) Отношенияпедагога к учащемуся как «Взрослый — ро­дитель».

Взрослый -4————————► Родитель

«Я прошу тебя, потому что ты — не забудешь».

Ребенка мы превращаем не просто в «помощника педагога», а в защитника интересов педагога.

Например, вы поручаете ученику следить за временем. В данном случае важно выдержать определенный тон общения с под­ростком, в котором присутствует и озабоченность, и подчеркнутая заинтересованность в помощи именно данного учащегося: «Я про­шу тебя, потому что ты — не забудешь».

4) Отношение педагога к учащемуся как «Взрослый — взрослый».

Взрослый -4————————^ Взрослый

Правило 3 «П»: понимание, приятие, признание

Правило, которого следует придерживаться педагогу в этой позиции, — правило 3 «П»: понимание, приятие, признание.

Понимание означает умение увидеть подростка «изнутри», умение взглянуть на ситуацию одновременно с двух точек зрения: своей собственной и подростка.

Приятие — означает безусловно положительное отношение к подростку, его индивидуальности — независимости от того, радует он взрослых в данный момент или нет; признание его уникальности.

Признание — это, прежде всего, право подростка в решении тех ли иных проблем.

Позиция педагогического общения

Для оптимального педагогического общения необходимо правильно выбрать соответствующую задаче позицию.

Позиция общения – это положение людей относительно друг друга, при котором проявляется зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, людям необходимо стоять лицом друг к другу и их глаза должны находиться на одном уровне. Существует несколько позиций.

Общаясь с учащимися и их родителями, коллегами по работе, руководством школы, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает определенные коммуникационные позиции: доброжелательную, нейтральную, враждебную. Он может также занимать активную, открытую (желание и умение выразить свои мысли, чувства и готовность понять позиции других) или пассивную, закрытую (нежелание или неумение выразить свою точку зрения, имеющуюся информацию) позиции.

Последние могут быть: 1) позицией «превосходства»; 2) «наравне»; 3) «подчинения».

  • 1. Позиция «превосходства». Учитель выступает активным, доминирующим субъектом общения. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего субъекта общения. Этот тип характерен для взаимодействий «учитель – ученик».
  • 2. Позиция «наравне». Реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Чаще всего этот тип реализуется в общении «учитель – учитель», «учитель – родитель».
  • 3. Позиция «подчинения». Учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, что характерно в его коммуникативных контактах с руководством.

Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.

В реальной жизни часто происходит смещение позиций и нарушение «правил» общения.

Реализация учителем лишь одной коммуникативной позиции также может привести к отрицательным результатам.

Монопольное владение учителем позицией «превосходства» ведет к подавлению творческой активности учащихся, снижению их интересов к учению. Но и в позиции «наравне» полное равноправие преподавателей со школьниками может обернуться анархией в школе, непослушанием детей и увеличением числа асоциальных поступков. Учитель должен уметь реализовывать различные позиции в зависимости от ситуации и возраста школьника.

Позиция «превосходства» может быть эффективной в коммуникативных контактах с учащимися младших классов, в учебной деятельности которых необходимы управление и контроль учителя. Эта позиция сохраняет свое значение в общении учителя с подростками и старшеклассниками, но только в ситуациях обучения. Учитель должен «держать» дисциплину в классе, давать новые знания и т.д. Его строгость и требовательность, самодисциплина и профессионализм выступают образцом для учеников.

Ситуация. По окончании урока изменяется и ситуация общения.

Какой должна быть ситуация общения учителя во внеурочное время?

Решение. Чтобы изучать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, учителю надо уметь гибко перестраиваться и занимать позицию «наравне».

Успешность овладения педагогом той или иной позицией зависит во многом от его личных качеств и внутренних позиций по Э. Берну.

Развивая идеи психоанализа 3. Фрейда, Эрик Берн разработал трансактный анализ. («Трансакция» как взаимодействие ЭГО-состояний (Я-состояний) двух вступающих в общение индивидов. Он подметил, что в каждом из нас как бы продолжает жить тот маленький человечек, каким мы были трех лет от роду. Также где-то внутри помещаются наши собственные родители. Все это – «записи» прошлых событий и ощущений, наиболее значительные из которых случаются в первые пять лет жизни. Имеется также Я-состояние, которое носит название ВЗРОСЛОГО.

РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ и ДИТЯ – это три Я-состояния, независимые и обособленные во внутреннем мире человека, совокупность эмоций, установок и схем поведения. В зависимости от ситуации активизируется то или иное Я-состояние человека: РЕБЕНОК, РОДИТЕЛЬ или ВЗРОСЛЫЙ.

Я-состояние ВЗРОСЛОГО обращено к реальной действительности; Я-состояние ДИТЯ – это актуализация установки и поведения, выработанных в детстве; Я-состояние РОДИТЕЛЯ – чувства, установки и привычки поведения, которые относятся к роли РОДИТЕЛЯ (рис. 1.7).

В позиции «В» учитель предпочитает решать все встающие перед ним задачи и проблемы конструктивно, преимущественно обдуманно, проверяя их реальность. Старается найти наиболее оптимальные и приемлемые способы выхода из сложившейся ситуации. Аналогично он ведет себя и в любой конфликтной ситуации, предлагая противоположной стороне поступать так же.

Позиция «Р» подразделяется на заботливое и критическое родительские Я-состояния.

Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет учителю успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

В конфликтной ситуации учитель обычно поучает своего партнера и указывает, что тот должен сделать, считая себя, в большинстве случаев, правым, т.е. находится чаще в позиции «Р».

Позиция «Д» – это позиция маленького растерянного ребенка, переполненного эмоциями. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», впечатлений. Кроме того, детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на: естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающий, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское «Я».

Рис. 1.7. Позиции общения (по Э. Берну)

Взрослый человек с внутренней позицией «Д» ждет, когда кто-нибудь ему поможет и возьмет на себя разрешение всех проблем. Он либо жалуется окружающим на судьбу и явно или неявно ищет помощи, либо с беспечностью того же ребенка делает вид, что проблемы не существует, а разрешится она сама собой. В конфликтной ситуации такой человек либо впадает в истерику, обвиняет всех и вся, либо избегает каких-либо способов разрешения конфликта.

Э. Берн считает, что в каждом человеке присутствуют все три перечисленных позиции, но с возрастом, психическим развитием одна какая-нибудь начинает преобладать.

У каждого учителя, как у любого человека, также присутствуют эти позиции (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Позиция «Я»

Типичные способы поведения ( высказывания)

Родитель

Заботливый

Утешает, исправляет, помогает («Это мы сделаем». «Не бойся». «Мы все тебе поможем»)

Критический

Грозит, критикует, приказывает («Опять ты опоздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»)

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения («Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»)

Ребенок

Спонтанный

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение («Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе». «Вы эго сделали просто замечательно!»)

Приспосабливающийся

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение («Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»)

Бунтующий

Протестующее, бросающее вызов поведение («Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»)

Каждое из Я-состояний выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно доминировать.

Учитель должен обучать учащихся актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три Я-состояния.

Уровни общения

Ролевые позиции в общении

Педагогическое общение как взаимодействие

Уровни общения

Педагогическое общение как взаимодействие

2.Ролевые позиции в общении

Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:

— общение педагога с отдельными учащимися;

— общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

— общение с коллективом в целом

общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.

У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.

Роль первого впечатления в формировании образаФизическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых — наоборот.

1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше.

2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше.

3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей.

4. Уверенность в себе тоже влияет на общение.

Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:

— Пристройка сверху;

— Пристройка снизу;

— Пристройка рядом.

Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.

Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.

Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.

Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:

Дитя – Пристройка снизу;

Родитель – Пристройка сверху;

Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.

Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.

Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.

Защита от манипуляции:

— Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.

— Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.

— Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.

— Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.

Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.

Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.

Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.

Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.

Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.

Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.

Ролевые позиции педагога в новой образовательной парадигме

Гуманистическая парадигма, заявившая о себе в полной мере в конце XX века, внесла в образовательную педагогическую систему, проявившуюся в педагогическом процессе, значительные коррективы: личностно-ориентированным и личностно-деятельным стали подходы к обучению. Происходит переход на личностно-ориентированные технологии, означающие по словам В.А. Сластёника, “персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков)”. Характеризуя новый тип технологий, исследователи отмечают, в первую очередь, что они “предусматривают преобразование суперпозиции преподаватели и субординцированной позиции студента в личностно равноправные позиции”. Объясняя преобразования, нужно указать на новые акценты в деятельности педагога и тем самым раскрыть новые его функции в процессе педагогического взаимодействия, а именно… “преподаватель не только учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студента к общему и профессиональному развитию, создаёт условие для его самостоятельности”.

Имея некоторый педагогический опыт, мы отмечаем, что в подростковом и юношеском возрасте очень значительным становится понимание других людей, это оказывает большое влияние на развитие их самосознания, формирование позиции взрослого человека.

Понимание учащимися своих педагогов способствует установлению хороших взаимоотношений между учителями и учащимися в совместной деятельности, что ведёт к повышению качества учебно-воспитательной работы.

Исследуя проблему понимания подростками своих педагогов, можно сказать, что эта проблема сравнительно молода, хотя общие подходы к её разработке в науке были определены Б.Г. Ананьевым ещё в 30-ые годы. В ходе наших исследований установлено, что начиная с младшего школьного возраста, прослеживается определённая динамика понимания педагога: так, образ учителя в сознании первоклассника характеризуется слитностью, отсутствием дифференциации личностных и условных черт педагога. У второклассников восприятие учителя начинает дифференцироваться: в образе учителя выделяются профессиональные черты, наиболее часто употребляемые им способы педагогического воздействия, особенности внутреннего мира учителя. На этом основании в ряде случаев они критически оценивают своего учителя.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что подростки характеризуют учителя по трём линиям по их действием, поступкам и поведению, сопоставляя при этом несколько учителей.

С возрастом учащиеся реже фиксируют особенности поведения учителей и чаще качества личности, набор которых постепенно расширяется. В общей структуре понимания учителей учащимися устойчиво просматриваются 3 элемента: коммуникативные свойства, деятельность по обучению и отношение учащихся к учителю. В процессе развития они проявляются в самых различных вариациях, сочетаниях.

Подростки видят в своих учителях в основном положительные качества, проявляя в то же время достаточную проницательность в восприятии отрицательных качеств и свойств. Последнее связано с преодолением “эффекта ореола, свойственного большинству учащимся школьного возраста, а также с ростом критичности подростков по отношению к взрослым.

С “повзрослением” у подростков отмечаются сложные интегративные свойства личности учителей: коммуникативные качества, особенности обучения детей. Они реже оценивают отношение учителей к работе, их интеллектуальные и волевые качества, особенности внешности. Критичное отношение к учителям у девушек выше, чем у юношей. Количество негативных характеристик у юношей с возрастом уменьшается, у девушек – устойчиво возрастает.

Приближаясь к старшим классам, учащиеся всё острее реагируют на то, как к ним относятся учителя. У старших подростков чётко дифференцируются личностные и профессиональные черты и качества учителя, они преодолевают отрицательные стереотипы их восприятия, негативизм в отношении к отдельным учителям – важный компонент социальной ситуации развития..

Подросток в поисках идеала обращает внимание на своих родителей и близких взрослых.

К сожалению, тенденция к взрослости настраивает подростка не только на осмысление положительного, но и на усвоение нежелательных для его развития образцов поведения, отношения к сверстникам или другим взрослым.

Проанализировав всё выше сказанное нельзя не согласиться с тем, что педагог – ключевая фигура в образовательной парадигме, которая играет важнейшую роль в “построении” личности учащегося. Осуществляя такую “стройку”, важно знать о требованиях предъявляемых к педагогу. Одним из них, которые предъявляет педагогическая профессия, является чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе.

В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком её понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни были прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он так поступает, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет своё решение интуицией.

На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщение требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  • друга, если стремится проникнуть в душу ребёнка;
  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • советчика, если он использует осторожное уговаривание;
  • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, “как надо”, опускаясь, порой до самоунижения, лести;
  • вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) интересными целями, перспективами.

В ходе наших исследований было установлено, что выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От выбора позиций, занимаемых педагогом в учебном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с обучающимися.

Мы полагаем, что независимо от того, как выступает педагог – информатором или другом, а может быть и тем и другим в одном лице. Он всегда воздействует на личность ребёнка. Воздействуя на учащихся и взаимодействуя с ними, он постоянно соприкасается с внутренним, душевным миром ребёнка. Нужно помнить, что этот момент соприкосновения весьма ответственен и требует от педагога, помимо глубоких профессиональных знаний и умений, демонстрации высокой общей культуры, нравственности, тактичности.

Разделение учителем ролевых позиций в образовательной парадигме строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь).

При реализации функций взаимодействия в задачу учителя входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию. Здесь, как отмечается многими педагогами и психологами, на первый план выходят позиции учителя- наделённого функциями помощника, советчика и учителя-партнёра, реализующего диалоговый характер воздействия на личность ученика. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции учителя – управление взаимодействием обучающихся, установлению новой формы педагогической деятельности – личностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия.

В личностно-ориентированном подходе к учебному процессу прослеживается новая роль учителя, который является субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность учащихся, обеспечивая внутренние мотивы и желания учителя, проявлять самостоятельность в получении новой информации. При этом учитель всё более стимулирует интеллектуальную активность, побуждая студентов решать проблемные задачи, раскрывая интеллектуальный потенциал, творческую потребность обучающегося.

Какой бы роли и позиции учитель не поддерживался он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире, — говорил М.И. Калинин. – “Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз”.

Экзамен сегодня и всегда. Так можно охарактеризовать творческий путь учителя. Добавим, что экзамен этот государственности и с оценкой не ниже, чем “хорошо”, а лучше – “отлично”. Чтобы выдержать этот экзамен, нужно быть мастером своего дела, нужно много знать и уметь, быть добрым, мудрым и терпеливым человеком.

Учитель для учащихся – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нём. На педагоге лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений.

Такая ответственность требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Он формирует культуру поведения у учащихся и через них способствовать развитию внутренней и внешней культуры их родителей, таким образом влияя на современное состояние общества.

Литература

метки: Педагогический, Человек, Конструктивный, Личность, Действие, Свойство, Умение, Воспитанник

Информационное обеспечение

Теоретический материал к практическому занятию № 4. «Педагогическая коммуникация»

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек — Человек». В психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Согласно Е.А. Климову, человек этой профессии отличается такими свойствами, как:

1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;

2) умение слушать и выслушивать;

3) широкий кругозор;

4) речевая (коммуникативная) культура;

5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомые по опыту»

6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;

7) способность сопереживания;

8) наблюдательность;

9) «глубокая убеждённость в правильности идеи служения народу в целом»;

10) умение решать нестандартные ситуации;

11) высокая степень саморегуляции.

Структура педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой

… нравственная основа — обесценивание жизни, здоровья и достоинства других людей. Перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений необходимые для … настойчивость, активность; подготовленность. Для индивидуального подхода при составлении перечня психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе …

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Типичные педагогические ролевые позиции, по Л.Б. Ительсону

Педагог может выступать в качестве:

— информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);

— друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

— диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

— советчика, если использует осторожное уговаривание;

— просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;

— вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *