Контрольный текст экскурсии

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии

Уточнение маршрута экскурсии

Проделав работу по изучению экскурсионного потенциала предполагаемого маршрута экскурсии, источников, на базе которых будет создаваться текст экскурсии, следует провести уточнение маршрута. Для этого необходимо совершить его повторный объезд или обход. На этом этапе работы уточняются трасса движения, месторасположение объектов, условия их обзора из автобуса, подъезды к намеченным местам выхода экскурсантов из автобуса, выбираются варианты размещения группы для лучшего осмотра объектов, фиксируются явления, которые могут мешать проведению экскурсии (стройка вблизи объекта, начинающийся ремонт дороги и т.п.).

В процессе работы по уточнению маршрута экскурсии необходимо провести хронометрирование времени, отводимого на показ объектов, переезд (переход) от одного объекта к другому, а также времени на выходы группы из автобуса. Это даст возможность уточнить продолжительность экскурсии в целом и в зависимости от результатов хронометрирования внести в маршрут необходимые коррективы. Все изменения отражаются на обзорной схеме маршрута экскурсии.

Окончательно разработанная схема маршрута должна быть согласована с соответствующим отделом ГИБДД. После этого она вычерчивается на листе формата А4, утверждается органом транспортной инспекции и размножается для всех экскурсоводов, проводящих данную экскурсию, водителей автобусов и сотрудников ГИБДД.

Основой для проведения экскурсии на любую тему является ряд методических документов. В число таких документов входят: контрольный текст экскурсии, методическая разработка, схема маршрута следования экскурсионной группы, карточки (паспорта) экскурсионных объектов, включенных в экскурсию, «портфель экскурсовода», паспорт маршрута (для автобусной экскурсии), список литературы по теме, материалы к экскурсии (рефераты, справки, статистические данные, дополнительные фотографии, репродукции, копии документов, адреса учреждений, где хранятся материалы по теме), список экскурсоводов, которые допущены к проведению данной экскурсии.

После утверждения маршрута экскурсии творческая группа начинает работу над созданием текста экскурсии. В экскурсионной практике его принято называть контрольным текстом, или текстом бюро. В него вносится необходимый материал для проведения разрабатываемой экскурсии, подготовленный членами творческой группой. Отбирается самое главное, намечается логический ход изложения, формируются обобщения, формулируются выводы. Совершенно необходимо в контрольном тексте сохранить указания на источники используемых материалов.

Излагаться текст может как в хронологическом порядке, так и согласно расположению экскурсионных объектов на маршруте, т.е. по очередности раскрываемых подтем. В контрольном тексте приводятся также материалы, которые могут составить содержание вступления, заключения и логических переходов между подтемами. В него могут включаться и сведения об объектах, не предусмотренных разрабатываемой экскурсией, но относящихся к ее теме. Это делается с целью дальнейшего их использования в случае создания вариантов экскурсии на ту же тему.

На практике установлено, что объем контрольного текста для 3-часовой автобусной экскурсии составляет 40-50 страниц текста Компьютерного набора (шрифт 14 через 1,5 интервала), для пешеходной 25 — 30 страниц.

Контрольный текст экскурсии, подготовленный творческой группой и утвержденный руководством туристской организации, представляет собой основу для разработки индивидуальных текстов отдельных экскурсоводов.

Среди формальных, обязательных требований к оформлению контрольного текста следует указать на необходимость титульного листа. На него выносятся название туристско-экскурсионного учреждения, организовавшего подготовку новой экскурсии, наименование ее темы, состав творческой группы, дата утверждения текста.

Требования к любому тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала (даты, цифры, факты, названия, фамилии и др.), наличие информации по теме, обязательное полное раскрытие темы, хороший литературный язык.

Контрольный текст в большинстве бюро содержит хронологическое изложение материала, не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности. Практически он является тщательно подобранным и выверенным (со ссылками на источники) материалом, изложенным в соответствии с требованиями научности. В контрольный текст в соответствии с требованиями методической разработки должны быть включены содержание вступительного слова и заключения, а также логические переходы между подтемами экскурсии. В отличие от индивидуального, текста в нем могут содержаться материалы, связанные с объектами и подтемами, не включенными в маршрут данной экскурсии.

Индивидуальный текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно после ознакомления с объектами, изучения литературы и других источников, рекомендованных по теме. При этом он использует положения, фактический материал и выводы, которые содержатся в контрольном тексте.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоят в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст делится на части, каждая посвящена одной из подтем. Построение всех индивидуальных текстов одинаково. Они состоят из трех частой: вступления, основной части и заключения.

Вступление подразделяется на организационную и информативную части. В организационной экскурсовод сообщает свое имя, отчество, фамилию, называет организацию, проводящую экскурсию, знакомит также группу с водителем автобуса, называет тему, сообщает маршрут, продолжительность экскурсии, место ее окончания (где желающие могут покинуть автобус), проводит инструктаж о правилах поведения в автобусе.

В информационной части экскурсовод кратко излагает содержание экскурсии, называет наиболее значимые объекты, которые увидят экскурсанты, несколько подтем, с которыми их познакомят. Вступление не должно занимать более 5-7 минут, и его рекомендуется проводить до начала движения по маршруту.

Вступление должно быть ярким, лаконичным. На этом этапе устанавливается контакт с экскурсантами, они получают первое представление об экскурсоводе. Вступление- это ответственный момент экскурсии, который может предопределять успех, так и неудачу экскурсовода. Уже во время во время вступления опытный экскурсовод может нащупать точки взаимопонимания с группой, вызвать к себе интерес как к знающему специалисту и интересному человеку, что способствует успешному проведению экскурсии.

Основная часть экскурсии строится на сочетании показа и рассказа и состоит из отдельных раскрываемых на различных объектах подтем, соединенных между собой логическими переходами. Они должны вытекать из содержания, последующей подтемы и помочь перейти к изложению следующей. Логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения и т.д. Удачный логический переход свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве и хорошей методической подготовке экскурсовода.

Нередко, заканчивая одну подтему и переходя к объекту показа другой, экскурсоводы пользуются формальными переходами, которые не связаны с содержанием экскурсии. Например, «Сейчас мы с вами пройдем дальше и осмотрим…» «А теперь мы проедем к следующему памятнику…». Такие формальные переходы, заменяющие собой логические, относятся к недоработкам в экскурсиях. Они не способствуют установлению тесной связи между отдельными частями экскурсии.

В заключительной части экскурсии подводятся итоги тому, что увидел и услышал экскурсант. Экскурсовод излагает выводы но теме в целом, подчеркивает основное, как бы обобщает впечатления экскурсантов. В индивидуальном тексте это занимает не более полутора-двух страниц.

Индивидуальный текст представляет собой готовый для «исполнения» рассказ, в котором не может быть сокращений при изложении исторических событий, оценке их значения, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, В то же время текст отражает особенности руки «исполнителя».

По своему содержанию оба текста – контрольный и индивидуальный – совпадают. А это означает, что у всех экскурсоводов бюро, освоивших данную тему, экскурсии «стандартны», т.е. одинаковы по содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах по отдельным подтемам и по теме в целом. Проводя анализ одного и того же объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как образца, которому следует подражать.

При одинаковом содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты в иной последовательности. Одно и то же положение, выдвинутое несколькими экскурсоводами в соответствии с текстом бюро, может быть раскрыто на разных примерах. Все это придает индивидуальные особенности каждой экскурсии, не меняя главного – ее содержания и идейной направленности.

8. Формирование «портфеля экскурсовода»

«Портфелем экскурсовода» принято называть в профессиональной среде комплект наглядных пособий для экскурсантов, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листья, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

— необходимость и целесообразность их использования;

— познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными;

— необычность;

— выразительность;

— сохранность.

Фотографии, карты-схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18х24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24х30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

Контрольный текст экскурсии

Смотреть что такое «Контрольный текст экскурсии» в других словарях:

  • Контрольный текст экскурсии — 3.13 Контрольный текст экскурсии технологический документ, включающий научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. Примечание На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 50681-94: Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг — Терминология ГОСТ Р 50681 94: Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг оригинал документа: 3.14 «Портфель экскурсовода» комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ 28681.1-95: Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг — Терминология ГОСТ 28681.1 95: Туристско экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг оригинал документа: 3.14 «портфель экскурсовода» комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • проектирование — 3.21 проектирование (design): Все связанные виды инженерной деятельности, необходимые для разработки проекта трубопровода, включая как конструирование, так и подбор материалов и защиту от коррозии. Источник: ГОСТ Р 54382 2011: Нефтяная и газовая… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Проектирование отдельных видов туристских услуг — 5.8 Проектирование отдельных видов туристских услуг 5.8.1 Проектирование услуги «Туристское путешествие» Порядок проектирования услуги «Туристское путешествие» предусматривает два этапа: 1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Светлогорск (Калининградская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Светлогорск. Город Светлогорск Раушен Герб … Википедия

  • Кистень — Кистень. Современная фантазия на базе средневекового прототипа. У слова «Кистень» есть и другие значения: см. Кистень (значения). Кистень гибко суставчатое хо … Википедия

  • Марокко — Королевство Марокко, гос во на С. З. Африки. Страна получила название по городу Марракеш, который в средние века был одной из ее столиц. В самом Марокко гос во до сих пор называется так же, как и город, Марракеш. Но в Европе в конце XIX в.… … Географическая энциклопедия

Подготовка контрольного текста экскурсии

Определив маршрут следования, члены творческой группы приступают к составлению контрольного текста экскурсии. В такой текст необходимо включить основные положения, фактический материал для полного и глубокого раскрытия всех подтем и вопросов, входящих в экскурсию.

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

При составлении контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии. Контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Это обстоятельство требует особенно серьезного отношения к подготовке этого документа. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала, не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам около объектов.

Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, изложенным в соответствии с требованиями научности и партийности.

В контрольном тексте могут содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст представляет собой развернутый материал в помощь экскурсоводам, готовящимся проводить или уже ведущим экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В отдельных случаях, когда материал невозможно расположить в хронологическом порядке, например в обзорной городской экскурсии, контрольный текст представляет собой материал к подтемам экскурсии.

Контрольный текст является директивным документом для всех экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты. Основные положения экскурсии на данную тему должны излагаться и трактоваться в соответствии с содержанием контрольного текста.

Существует и другой вид текста экскурсии — индивидуальный. Такой текст экскурсовод, готовясь проводить экскурсию на данную тему, составляет самостоятельно.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал в индивидуальном тексте размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной подтеме.

Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения рассказ, содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Здесь не может быть неоправданных сокращений при изложении сущности исторических событий, оценке их значений, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Вступление в свою очередь обычно подразделяется на две части — организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса (фамилия, имя, отчество, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания, называет то учреждение, которое организует экскурсию. Затем следует инструктаж о поведении и правилах безопасности экскурсантов — сообщается, например, о том, что в пути следования на автобусе необходимо соблюдать определенные правила: занимать одни и те же места, не разговаривать и не заниматься посторонними делами и т.д.

Во второй части вступления — информационной — кратко излагается содержание предстоящего мероприятия, его задачи. При этом могут быть названы отдельные подтемы, упоминаются два-три наиболее интересных объекта. Не следует превращать вступительную часть в краткий конспект экскурсии, давать подробную характеристику памятникам, которые будут показаны.

Во вступлении сообщаются сведения по организационным вопросам. Задача экскурсовода — заинтересовать аудиторию, привлечь внимание участников мероприятия к объектам, которые будут показаны, и к самой теме. Основные требования к вводному слову — краткость и динамичность. Оно не должно утомлять слушателей. Общее время, отведенное на вступление, обычно не должно превышать 5-7 мин. Отличительная черта вступительной части состоит в том, что речь экскурсовода не сопровождается показом экскурсионных объектов. Поэтому вступление проводят сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы появление зданий и объектов природы за окном не отвлекало участников экскурсии. От степени их внимания к сообщению экскурсовода в этот момент зависит успех всей экскурсии.

После вступления следует основная часть — то, что составляет основу экскурсии, — показ и рассказ, раскрывающие тему. Структура этой части более сложна, в нее входит несколько подтем. Каждая из них раскрывается на одном или нескольких объектах.

Экскурсия имеет заключительную часть, которая подводит итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. В заключительной части экскурсовод в краткой форме излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

Особенности создания текста для экскурсии

Требования, предъявляемые к контрольному тексту

После формирования маршрута творческая группа приступает к созданию контрольного текста экскурсии. Данный текст состоит из основных положений, фактического материала для максимального раскрытия всех подтем, которые входят в экскурсию.

Определение 1

Экскурсионный текст – это информационный материал, подготовленный для освещения всех подтем, их которых состоит экскурсия. Его основное назначение — обеспечение тематической направленности рассказа экскурсовода и формулировка определенной точки зрения на события, которым посвящена экскурсия, и объективная оценка достопримечательностей.

Замечание 1

Главными требованиями, предъявляемыми к контрольному тексту, является:

  • лаконичность,
  • четкость формулировок,
  • достаточное количество информационного материала,
  • полное освещение темы,
  • литературный язык.

Текст экскурсии разрабатывается творческой группой при формировании новой темы и выполняет определенной функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен формирует свой рассказ согласно требованиям конкретного текста.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При разработке контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы информация излагалась с учетом темы и цели мероприятия. Контрольный текст — это основа всех экскурсий, которые будут проводится по данной теме. Этот момент обуславливает достаточно серьезный подход при составлении этого документа. Контрольный текст состоит из хронологического изложения материала, в его задачу не входит отражение структуры экскурсии и не выстраивается в последовательности маршрута с распределением излагаемого материала по остановкам околодостопримечательностей.

Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный по источникам материалом, который излагается в соответствии с критериями научности и партийности.

Контрольный текст содержит информацию, связанную с объектами, которые могут быть не включены в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст — это развернутый рассказ в помощь экскурсоводам, которые готовятся проводить или уже проводящие экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста разрабатываются несколько вариантов экскурсий одну и ту же тему, в том числе рассчитанных на детей и взрослых, для различных групп населения.

В некоторых ситуациях, когда информацию нельзя оформить в хронологическом порядке, например, при организации обзорной городской экскурсии, контрольный текст выступает основой подтем экскурсионных мероприятий.

Требования, предъявляемые к индивидуальному тексту

Контрольный текст — это директивный документ для всех экскурсоводов, которые составляют свои индивидуальные тексты. Главные положения экскурсий на эту тему излагаются и трактуются согласно содержанию контрольного текста.

Другим видом экскурсионного текста является индивидуальный. Данный текст экскурсовод, готовящийся проводить экскурсию, оформляет самостоятельно.

Главным отличием индивидуального текста является отражение структуры экскурсии и построение соответственно с маршрутом. Информация в индивидуальном тексте оформляется исключительно в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст подразделяется на отдельные части, каждая из которых посвящена одной подтеме.

Определение 2

Индивидуальный текст — это законченный документ, содержащий полное и четкое изложение экскурсионного рассказа. Он не содержит неоправданных сокращений при изложении исторических фактов, их анализа и выводов по подтемам.

Замечание 2

Также является недопустимым изложение фактов без дат, ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.

Основные части экскурсионного текста

Вступление делится на две части — организационную и информационную. Первая часть содержит фамилию, имя, отчество гида-экскурсовода, ознакомление группы с водителем экскурсионного транспортного средства (ФИО, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщение времени и места ее окончания, называния учреждения, разработавшего экскурсию. Далее проводится инструктаж о правилах поведения и безопасности участников на маршруте.

Вторая часть вступления также называется информационной. Здесь содержится краткое изложение предстоящей экскурсии, ее основные задачи. Здесь указываются отдельные подтемы, сообщаются названия двух-трех наиболее интересных объекта. Не стоит в материалах вступительной части кратко излагать текст экскурсии, давать подробную характеристику объектам показа.

Вступление содержит информацию по организационным вопросам. Задача экскурсовода – обратить внимание аудитории на достопримечательности, которые будут показаны, и к самой теме. Основными требованиями к вводному слову являются лаконичность и динамичность. Оно не должно вызывать чувство утомления. Продолжительность вступления по времени должно быть не более 5-7 мин.

Замечание 3

Отличительной чертой вступительной части является то, что рассказ экскурсовода не должен сопровождаться демонстрацией экскурсионных объектов. Вступление проводится сразу же после посадки в автобус, до начала движения по маршруту, чтобы здания и объекты природы за окном не отвлекали экскурсантов. От степени их внимания к информации, которую сообщает экскурсовод, зависит успех всей экскурсии.

Далее излагается основная часть, то есть основа экскурсионного мероприятия, — демонстрация и рассказ, раскрывающие тему. Данная часть обладает более сложной структурой и состоит из нескольких подтем, каждая из которых раскрывается на одном или нескольких объектах.

Также у экскурсии есть заключительная часть, подводящая итоги того, что увидел и услышал экскурсант. Заключительная часть содержит краткое изложение выводов по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.

Пример контрольного текста

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

Маршрут: Железнодорожный вокзал — Вознесенское Архиерейское подворье (620151 Вознесенская пл., 1) — Александро-Невский Собор Ново-Тихвинского монастыря — Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь — Александро-Невская часовня (620144 Зеленая Роща, 1) — Екатерининский горный собор (Площадь Труда) — Иоанно-Предтеченский кафедральный Собор (620086 ул. Репина, 6-а) — Свято-Тоицкий Кафедральный Собор – Храм Спас-на-Крови — Железнодорожный вокзал.

Вид экскурсии:

а) по содержанию — тематическая;

б) по способу передвижения – автопешеходная

Продолжительность: а) общая – 2,5 часа

б) ведение – 2 академических часа

в) сопровождение – 1 час

Протяженность маршрута: 20 км

Состав экскурсантов: транзитные пассажиры железнодорожной станции «Свердловск-Пассажирский»

Автор-разработчик: Бахтиярова Марина

ЦЕЛЬ: Ознакомить экскурсантов с историей православия на Урале православных храмов – памятников архитектуры.

ЗАДАЧИ:

  • Рассказать об особенностях и истории возникновения религии на Урале;

  • Познакомить с устройством и назначение христианского Храма;

  • Показать архитектурные особенности Храмов;

  • Познакомиться с историей храмов города Екатеринбурга.

Таблица 1

Методическая разработка экскурсии

Маршрут

Объекты

показа

Остановки

Время в мин.

Перечень основных вопросов, названия подтем

Организационные указания

Методические указания (логические переходы)

К месту встречи с группой

У дороги

Вступительная беседа:знакомство с группой, тема экскурсии, ее продолжительность, цели и задачи.

Ознакомить экскурсантов с правилами поведения на экскурсии.

Начинать без движения

К Вознесенскому Архиерейскому подворью От Храма идем к автобусу

Вознесенское Архиерейское подворье

У Вознесенского Архиерейского подворья

История возникновения Храма

Расположить группу полукругом на небольшой площадке, чтобы было видно храм. Дать время на фотографирование

Приемы: предварительный осмотр, зрительная реконструкция с помощью фотографии Храма из портфеля экскурсовода; экскурсионная справка, объяснение.

От Вознесенского Архиерейского подворья к Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского монастыря По ходу движения автобуса

Александо-Невский Собору Ново-Тихвинского монастыря

У Александро-Невского Собора Ново-Тихвинского монастыря

Подтема: Рассказ о Александро-Невском Собое Ново-Тихвинского монастыря

Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. Стоя при включенном микрофоне.

Использование приема объяснения, приема цитирования

От Александро-Невского Собора Ново-Тихвинского монастыря до Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря По ходу движения автобуса

Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь

У Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря

Подтема: История возникновения и современное состояние монастыря

Стоя при включенном микрофоне

Прием характеристики Прием вопросов и ответов

От Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря до церкви всех Святых на Михайловском кладбище

Церковь всех Святых на Михайловском кладбище

Информационная справка о дате возникновения Храма

Выход из автобуса Дать время для осмотра места и для фотографирования

Прием предварительного осмотра, панорамный показ, переключение внимания – вид Храма

От церкви всех Святых на Михайловском кладбище до Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора

Описание убранства

интерьера основного дома

Постановка группы для осмотра интерьера Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора Дать время на фотографирование

От Иоанно-Предтеченского кафедрального Собора с проездом через

Александро-Невской часовни и Екатерининского горного Собора

до Свято-Тоицкого Кафедрального Собора

Логический переход: сообщить экскурсантам, что после осмотра всем необходимо вернуться к автобусу, который отправиться в обратный путь

От Свято-Тоицкого Кафедрального Собора обратно к железнодорожному вокзалу По ходу движения автобуса

Заключительная беседа.

Перечислить посещенные объекты, сделать выводы. Внести свои предложения

Ответы на вопросы.

Прощание

Проводится на обратном пути

Необходимо кратко подвести итоги экскурсии

Здравствуйте, Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем городе. Меня зовут Марина, я ваш экскурсовод. Сегодня я проведу для вас авто-пешеходную экскурсию, в чем мне будет помогать водитель автобуса Анатолий Викторович. Во время движения автобуса просим вас не вставать со своих мест. Номер нашего автобуса – 25. Пожалуйста, запомните его.

Протяженность экскурсии – 20 км, время проведения 2 часа 20 минут.

Тема данной экскурсии – «Екатеринбург-Православный». Вы познакомитесь с историей возникновения религии на Урале, сможете проследить этапы становления и развития Храмов в Екатеринбурге.

В заключение нашей экскурсии, автобус доставит вас обратно на железнодорожный вокзал.

Логический переход. Первым объектом нашего осмотра будет Вознесенское Архиерейское подворье (рис. см. в приложение).

Первая церковь на Вознесенской горе была поставлена в мае 1770 года, для чего были использованы бревна перенесённого сюда деревянного придела первой деревянной Богоявленской церкви. Здание ее располагалось почти точно на месте того крыла Ипатьев-ского дома, где было совершено 18 июля 1918 года цареубийство. Церковь была освящена 19 сентября 1770 года. В 1789 году прихожане пожелали соорудить вместо этой церкви каменную двухэтажную церковь, причем для строительства ее были использованы чертежи недавно выстроенного Богоявленского собора. Здание новой церкви было заложено 16 мая 1792 года протоиереем Карпинским в 300 м. к востоку от прежней церкви в самом высокой части горы на месте прежней усадьбы основателя города В.В. Татищева. Рождествобогородицкая церковь на первом этаже была освящена 2 сентября 1801 года, а Вознесенская церковь на втором этаже была освящена 25 июля 1818 года. Деревянная церковь была разобрана и в 1808 году перенесена в Нижне-Исетский завод, где она сначала была приходской, а после строительства там каменной церкви стала кладбищенской.

В 1834 году была начата капитальная реконструкция церкви по проекту архитектора Н. Шулаева, которая должна была полностью изменить ее облик и переделать из церкви XVIII века в стиле барокко на церковь в византийском стиле, напоминающую церкви архитектора К. Тона. К зданию были пристроены по бокам двухэтажные пристрой с приделами на каждом этаже, что увеличило число приделов с двух до шести. При этом полностью изменился фасад церкви и немного была надстроена и изменена колокольня, причем первоначальный шпиль был заменен на маковку. 25 июля 1837 года был заложен северный пристрой, а 23 июля 1839 года был заложен южный пристрой. Митрофаниевский придел на первом этаже северного пристроя был освящен 6 июня 1848 года. Благовещенский придел на первом этаже южного пристроя был освящен 23 сентября 1852 года. Приделы на втором этаже были освящены в июле к концу века: Казанский придел в 1889, а Пророко-Ильинский лишь в 1890 году. Проект перестройки восточной части храма с сооружением над ней нового купола с огромной маковкой к счастью не состоялся, благодаря чему эта часть сохранила облик XVIII века.

После установления советской власти в 1920 г. при Вознесенской церкви было образовано религиозное общество, в котором зарегистрировалось 3000 человек. В 1922 г. она, как и все церкви пострадала от кампании по изъятию церковных ценностей. Из нее было изъято 2 пуда (32 кг.) серебра и 30 бриллиантов. После раскола церкви община Вознесенской церкви не уступила ее обновленцам и осталась «староцерковной». В связи с этим на общину усилилось давление с целью добиться закрытия церкви. Во время проведённой в апреле 1925 года проверки имущества община была обвинена в пропаже ряда культовых предметов на сумму 1200 руб., а также в факте сокрытия от властей иконы Казанской Божией Матери в серебряной ризе. Одновременно с этим руководство общины было обвинено в контрреволюции которая состояла в том, что в церкви на службах поминали имя Патриарха Тихона и молились за него в тот период, когда он находился под судом, что рассматривалось, как «вызов советской власти». Хотя большая часть «похищенного» нашлась, на основании предъявленных обвинений президиум горсовета расторг в 1925 году договор с общиной и поставил вопрос о закрытии церкви и передаче ее под музей или школу. В 1926 году церковь была закрыта и в 1927 переоборудована под школу. Позднее она в течение многих лет использовалась в качестве Краеведческого музея. Однако начале 70-х годов музей «закрылся на ремонт», который длился около 20 лет и так и не был окончен. В 1991 году церковь была возвращена верующим. Однако первоначально возвращён был лишь второй этаж. Начать службы на первом этаже не удалось и через три года. Службы идут в главном Вознесенском и в Ильинском приделах. К 1995 году в основном проведен наружный ремонт здания. Золотом засияла маковка гладкого купола, покрытая стальным листом с титановым напылении. В 1995 году Казанский придел был временно передан общине ста рообрядцев Поморского согласия.

16 июля 2007 г в стенах этого храма, при правящем архиереи Екатеринбургской епархии Епископе Никоне (Миронове) и старшем священнике подворья иереи Алексии Горине, проходила церемония прощания с возможными останками императора Николая второго и его близких.

Логический переход. Теперь перейдём в автобус, на котором мы отправимся к Александро-Невскому Собору Ново-Тихвинского монастыря.

Храм был задуман в 1807 г., когда екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников изъявили желание построить для Общины при Успенском храме храм в честь Императора Александра I и во имя его ангела св. Александра Невского. После утверждения монастыря и окончания войны 1812 года храм был заложен 22 августа 1814 г., в память победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально был выстроен сравнительно небольшой двухэтажный храм с двумя приделами, по одному на каждом этаже, который был освящен 26 июня 1832 г. Но для стремительно развивавшегося монастыря здание стало тесным, и появилась мысль о его расширении, в результате которого, первоначальное здание пришлось разобрать почти полностью. Новое здание и было заложено в 1838 г.

Главный придел нового здания был освящён в 1852 г., Никольский придел в 1853 г., и Воскресенский придел был освящён в 1854 году.

Собор стал крупнейшим по площади церковным зданием города, вмещавшим до 6000 человек. Храм был холодным, и службы в нём проходили с мая по октябрь. Здание имело в длину 26 саж.(55,4 м), в ширину 16 саж.(34 м), имело 5 куполов и 3-ярусную колокольню с 1 колоколом. Храм был выстроен в классическом стиле и имел 3 классических портика перед каждым из трёх входов (см. рис. в приложение). Главный храм имел 2-ставный аркообразный золочёный иконостас с 48 иконами. В боковых приделах были 3-ярусные иконостасы, с 33-34 иконами в каждом, в том числе в Никольском приделе был золочёный иконостас. После установления советской власти с сентября 1920 г. храм был передан общине, организовавшейся при Успенской церкви и именовавшейся Тихвинским религиозным обществом. На богослужениях в нём, по сведениям милиции, собиралось до 5000 верующих. В октябре 1925 г. храм был закрыт вместе с Успенской церковью по требованию командования военного городка и имущество из них изъято. Однако по жалобам верующих и архиепископа Григория (Яцковского) ВЦИК 19 января 1926 постановил возвратить здание Александровского собора верующим. И всё же, постановлением облисполкома 17 марта 1930 года он был закрыт.

В последующие годы в здании собора был воинский оружейный склад, в связи с чем в нем были сооружены мощные железобетонные перекрытия, превратившие его в 3-этажное здание. В 60-е годы здание было передано Краеведческому музею, который разместил в нём экспозиции отдела природы и фонды музея.

В 1991 г. образовалась Александро-Невская община, которая потребовала возвращения собора. Решение о возвращении было принято городским советом 10 сентября 1991 г. после месячной голодовки членов общины перед зданием горсовета и поражения «августовского путча». Однако лишь в 1992 году общине был фактически передан южный Воскресенский придел и в нём начались службы. А освобождение остальных приделов на 1 этаже затянулось до 1994 года. К 1995 г. собор снова стал храмом возрожденного Ново-Тихвинского монастыря.

Логический переход. А теперь мы отправимся к следующему объекту нашей экскурсии — Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь.

На пересечения Александровского проспекта (ул. Декабристов) с Уктусской улицей (ул. 8 Марта) расположен комплекс строений бывшего екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. И пройдя по осевой линии Александровского проспекта, подойдем прямо к Святым воротам. Когда-то здесь была Надвратная Введенская церковь, акцентирующая главный вход, и по обе стороны от Надвратной симметрично расположенные Федосьевская церковь и церковь Пресвятой Богородицы.

При входе за воротами были еще две церкви — Успенская, очень старая, построенная в конце XVIII века, и Храм Всех Святых более позднего времени постройки. Во дворе располагались кельи и мастерские. И чуть в стороне — северней от этой группы построек — собор Александра Невского. Большая часть этих строений, хотя и в перестроенном виде, сохранилась. Сохранился и храм Александра Невского.

В конце XVIII века на этом месте было кладбище, там в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре здесь была организована богадельня. В 1798 году она была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря.

Указ об образовании екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: шесть храмов, кельи, больница, богадельня.

Монастырский парк был обширен и ухожен, в нем были пруды, текла речка Монастырка. После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать воротам более парадный вид: вот тогда и возник уникальный комплекс трех церквей. Апсиды тех церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный, это был типично классический комплекс.

Он выглядит значительным даже теперь, когда куполов нет, а вместо Надвратной церкви стоит башня с тяжелыми зубцами.

В первые годы после революции монастырь еще продолжал действовать; монашки по специальному разрешению властей еще доставляли продукты для царской семьи, заключенной в Ипатьевском доме. За день до убийства две послушницы из Ново-Тихвинского монастыря по приказу Юровского принесли полсотни яиц и четверть молока… В Ипатьевском доме все были еще живы… Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружен высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли — вдоль старой монастырской ограды до старой угловой башни.

Долгое время в здании собора размещался краеведческий музей. А до музея здесь помещался военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника.

В 1991 г. по требованиям верующих из образовавшейся Александро-Невской общины решением горсовета от 10 сентября 1991 г. собор был возвращён церкви, но лишь в 1992 г. был фактически передан верующим южный придел 1 этажа и только к 1994 г. был полностью освобождён от экспонатов 1 этаж. В 1993 г. начались переговоры с командованием Уральского военного округа о возвращении помещений монастыря Епархии.

В 1995 г. в Екатеринбурге восстановлен Ново-Тихвинский женский монастырь, который имеет в своем распоряжении только 1-й этаж Александро-Невского собора, надвратное помещение и Александровскую часовню в Дендрологическом парке. В том же году началось сооружение загородного монастырского комплекса («заимки»), основой которого стал бывший Дом отдыха «Шарташ». Сегодня в монастыре полным ходом идут реставрационные работы. Он вновь является пристанищем монахинь и послушниц.

Логический переход. Уважаемые жители и гости нашего города, мы подъезжаем к Александро-Невской часовни (см. рис. в приложение).

Здание часовни хорошо известно, так как оно почти полностью сохранилось на территории дендрологического парка — прежней Хлебной площади. Но почти никто не знает, что это единственный сохранившийся в городе памятник, сооруженный до революции. Все остальные были снесены.

Часовня была заложена в 1881 г. и завершена в 1890 г. как памятник в память отмены крепостного права и освобождения крестьян. Здание ее было выстроено в нерусском стиле, и является едва ли не единственным сохранившимся представителем этого стиля в церковной архитектуре Екатеринбурга.

В нишах в стене, которые хорошо видны по бокам от входа, были укреплены мраморные доски: на одной из них был запечатлен текст Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян от крепостного права, а на другой было написано когда, кем и в память чего часовня была поставлена. Часовня относилась к Архиерейскому дому. Закрыта она была вероятно в 1933 году, когда одновременно были закрыты все часовни. Школьники и студенты многочисленных близлежащих школ и вузов нередко забегали в нее, чтобы поставить свечку перед экзаменом.

После закрытия она использовалась как сторожка или склад для садового инвентаря. Утратила маковку с крестом, но зато в нишах ее появились мозаики с изображением трав и цветов. В настоящее время она возвращена Епархии и передана общине Ново-Тихвинского монастыря. Отреставрирована в 1996году.

Логический переход. Следующая часть экскурсионного показа будет Екатерининский горный собор (см. рис. в приложение).

Небольшая, недавно возведенная часовня на Площади Труда, обозначает место, где стояла первая в Екатеринбурге церковь. Именно здесь, 1 октября 1723 года была заложена первая в нашем городе мазанковая церковь Во Имя Великомученицы Екатерины. Её строили около двух с половиной лет и освятили 26 февраля 1726 г. (с этого времени она стала действующим храмом). Церковь была мазанковой, т.е. сложена из бревен, промежутки между которыми закладывались глиной. В 1747 г. она сгорела и на ее месте была возведена каменная, двухэтажная, с колокольней. Строилась новая церковь с 1758 по 1768 г., на государственные средства и на пожертвования екатеринбуржцев. Самые «черные» земляные работы и укладку фундамента делали каторжники, а кладку стен и куполов — каменщики из Соликамска. В 30-90-е годы 19 в. храм был несколько перестроен. Екатерининский собор был наиболее величественным в городе. Он вмещал до 8 тыс. чел., имел длину 55,5 м, ширину 40,5 м, а колокольня со шпилем и крестом достигала высоты около 60 м. На колокольне, служившей одновременно дозорной и пожарной вышкой, красовались куранты — часы с боем. О начале церковных служб и торжественных событиях возвещал звон девяти колоколов храма, весивших 21 т. В церкви было 5 иконостасов, главный из них — девятиярусный, весь вызолоченный. В храме имелось множество богослужебных предметов, сделанных из золота, серебра и уральских камней: в 1920-х гг. в Екатерининской церкви было изъято серебряных предметов общим весом 165кг. Екатерининская церковь дала имя всей части города, расположенной на левом берегу Исети, — ее величали Церковной или Заречной стороной. Храм был закрыт и взорван в 1930 г. А в преддверии 275-летнего юбилея города на его месте возвели небольшую часовню (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы). На месте Горного Екатерининского Собора, взорванного в 1930 г., спустя десятилетия, в 2007 году, была возведена небольшая часовня (церковь без алтаря, в которой можно молиться, но нельзя совершать некоторые церковные службы), которая стала именоваться Екатерининской. Логический переход. Следующим объектом нашего показа будет Иоанно-Предтеченский кафедральный Собор (см. рис. в приложение). Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь — одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным — св.Иоанна Предтечи северным — Святителя и Чудотворца Николая и южным — в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое «для сомнительных умерших». Левый Никольский придел был освящён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь для Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов). После установления советской власти при церкви было образовано церковное общество, в котором зарегистрировалось 700 человек. На службах в ней присутствовало до 400 человек. Церковь эта приобрела особенное значение в жизни города в период наивысшего гонения на церковь. Поскольку церковь одновременно стала кафедральным собором для сергианского направления, здесь служили до 1937 г. сергианские архиереи: архиепископы Софроний (Арефьев), Макарий (Звездов), Серафим (Силычев), Симеон (Михайлов), Глеб (Покровский), епископ Пётр (Савельев). Из них епископ Петр был расстрелян в Свердловске 19 октября 1937 г., одновременно с григорианским архиепископом Петром (Холмогорцевым). Остальные были арестованы в 1937 г. в разных городах страны и очевидно тоже расстреланы, так как никаких сведений о них после ареста не осталось.

После 1937 г. в церкви оставался лишь один священник отец Николай Адриановский, но и он из-за непосильных налогов в 1935. 1940 гг. на 1 год оставлял службу и уходил на фабрику. После того, как в 1942 г. была восстановлена Свердловская епархия, Иоанно-Предтеченская церковь снова стала Кафедральных собором, теперь уже Патриаршей церкви. С 1943 года Иоанно-Предтеченский храм уже остается главным храмом Екатеринбургской епархии. А учитывая, что с 60-х годов Свердловский архиерей возглавлял почти все Уральские епархии, то храм почти треть века был главным храмом Урала. Около церкви были похоронены многие из последних екатеринбургских священников, в том числе последний до 1917 г. благочинный Екатеринбурга, гласный (депутат) старой Городской Думы, протоиерей Феодор (Коровин), предпоследняя игуменья Магдалина (Досманова), митрополит Григорий (Яцковский), епископ Алексей (Майеранов) и протоиерей Николай (Адриановский), на котором едва не кончилась вся церковная жизнь города. На Ивановском кладбище, на котором оказались утраченными многие могилы и памятники, все же сохранились от прошлого могилы открывателя способа добычи золота промыванием золотоносных песков, создавшего всю современную золотодобывающую промышленность, Л.И. Брусницына, строителя Крестовоздвиженской церкви городского головы купца В.В. Кривцова, строителя Иоанно-Предтеченской церкви купца Е.А. Телегина. Многие старинные памятники Ивановского кладбища не уступали лучшим образцам памятников столичных кладбищ, хотя Ивановское кладбище было, конечно, беднее главного Екатеринбургского кладбища при Ново-Тихвинском монастыре.

Логический переход. Следующим объектом нашего показа будетСвято-Троицкий кафедральный собор (см. рис. в приложение).

Единоверческая церковь Святой Троицы строилась довольно долго. Главная ее часть появилась приблизительно в 1818 году; она была построена местным старообрядческим обществом во главе с Якимом Рязановым (когда церковь построили, его сын Яков стал старостой прихода). Потом возникли южный и северный приделы, и в 1854 году к архитектурному ансамблю добавилась колокольня. Церковь считалась одной из самых богатых в Екатеринбурге: в ней хранились высокочтимые иконы в серебряных и золоченых окладах, имелось древнее Евангелие и дарохранительница весом около 13 килограммов, украшенная самоцветами, — пожертвования И.Я. Рязанова. Рязановы собирались позолотить купола, но первая мировая война помешала им воплотить этот благочестивый замысел. После установления советской власти при церкви было образовано религиозное общество, в котором было зарегистрировано более 300 человек. В мае 1920 года из церкви в ходе кампании по изъятию церковных ценностей было изъято 5 пудов серебра (80 кг) и оклад с иконы Казанской Божией Матери с 132.брилиантами (вклад Императора Александра. I). Церковь по богатству оказалась на 5 месте в Екатеринбурге. Церковь была закрыта в 1930 г. в ходе кампании по массовому закрытию церквей. Решение о ее закрытии было вынесено президиумом горсовета 17 февраля 1930 г. и подписано предгорсовета А.Н.Бычковой. В том числе в главном приделе под куполом были сооружены междуэтажные перекрытия для второго этажа, сооружена огромная лестница на второй этаж, выделено большое помещение для туалета. С наступлением демократии культурный центр сочли ненужным. Здание возвратили церкви — православной епархии. Теперь тут каждый день крестят, венчают и отпевают. Полным ходом идет реставрация: восстановлена алтарная апсида, воздвигаются колокольни, купола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *