Особенности профессиональной деятельности учителя

Особенности профессиональной деятельности преподавателя.

Характеризуя педагогическую деятельность, О. А. Лапина и Н. Н. Пядушкина указывают на следующие ее особенности .
Первая особенность профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она находится в прямой зависимости и обусловлена спецификой деятельности воспитанника и наоборот.
Данная взаимосвязь и взаимообусловленность исходит из того, что субъектами педагогической деятельности выступают как минимум два человека, которые взаимодействуют в педагогическом процессе: воспитатель и воспитанник, учитель и ученик. Взрослый – всегда первый субъект, а ребенок, независимо от статуса, выступает вторым субъектом и педагогического процесса, и деятельности. Его индивидуальные особенности, многообразие и неординарность проявлений в конкретных ситуациях обусловливают своеобразие педагогической деятельности взрослого.
Вторая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что в ней цели общества находятся в соответствии с потребностями, целями и мотивами деятельности педагога, который, развивая ребенка, приближает потребности, цели и мотивы деятельности воспитанника к общественно значимым.
Это специфика подтверждается тем, что педагогическая деятельность всегда была нужна обществу. Каждое общество имеет свой идеал и стремится к его достижению. Педагог, как один из главных участников общественного воспитания, призван и подготовлен обществом к реализации обозначенного общественного идеала.
Третья особенность профессиональной деятельности педагога заключается в различии и взаимообусловленности предметов деятельности каждого из ее субъектов.
В деятельности воспитанников происходит частая смена предмета деятельности. Это зависит от того, что предмет деятельности воспитанника тесно связан с его потребностями. Круг потребностей развивающейся личности разнообразен.
В деятельности педагога всегда один предмет – деятельность его воспитанника.
Четвертая особенность профессиональной деятельности педагога в ее реальной обеспеченности, составляющими которой являются средства и способы их использования, в соответствии с характером труда субъектов.
Средствами педагогического воздействия выступают предметы и явления окружающего мира: природа, игра, музыка, мысли, знания, стихи, сама деятельность, общение, коллектив. Вне педагогической деятельности эти средства воздействуют на человека стихийно, и результат этого воздействия непредсказуем. Педагогическую направленность эти средства получают благодаря субъектам педагогического процесса (педагогу и воспитаннику).
Показателем действенности применяемых средств и методов является деятельность детей. Если она целесообразна, личностно и общественно значима, то средства педагогического воздействия достигают поставленной цели.
Пятая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что результаты деятельности педагога и воспитанника взаимообусловлены, в процессе педагогической деятельности совершенствуется каждый из ее носителей.
Педагогическая деятельность преобразует всех участников педагогического процесса. Изменяя себя, каждый приобретает знания, умения, навыки, формирует личностные качества, развивает способности, удовлетворяет и обогащает свои потребности, реализует цели и мотивы, совершенствует окружающий мир и себя в нем.
Шестая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что все ее функции должны реализовываться в комплексе.

Функциями педагогической деятельности являются:
• диагностическая – постоянное изучение детей, ближайшего окружения. Результативность педагогической деятельности напрямую зависит от знания педагогом особенностей детей, условий протекания педагогического процесса.
• Ориентационно-прогностическая – выражается в умении определять направления воспитания и обучения, ставить конкретные цели, задачи, выбирать способы достижения на каждом этапе педагогической работы.
• Конструктивно-проектировочная – обеспечивает отбор и компоновку учебного материала, планирование и построение педагогического процесса, проектирование собственной педагогической деятельности и деятельности воспитанников.
• Организаторская – предполагает вовлечение детей в намеченную воспитательную работу, включение их в разнообразные виды деятельности, стимулирование их активности, самостоятельности, творчества, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
• Информационно-объяснительная – реализуется через присутствующие в педагогическом процессе информационные составляющие. Педагог носитель научной, мировоззренческой и эстетической информации, источник культуры.
• Коммуникативно-стимулирующая – направлена на установление целесообразных отношений педагога с детьми.
• Аналитико-оценочная – обеспечивает обратную связь. В процессе аналитико-оценочной деятельности организуется постоянная сверка того, что прогнозировалось, с достигаемым результатом. Отклонения от нормы позволяют вносить в педагогический процесс соответствующие коррективы.
• Исследовательско-творческая – требует научного подхода к разнообразным педагогическим явлениям, грамотного и ответственного использования нововведений в практике педагогической работы, владения умениями научного поиска и использования методов исследовательской работы. Эта функция предполагает наличие в деятельности педагога творчества.
В педагогической деятельности все функции реализуются в комплексе и проявляются в работе педагога любой специальности.

| следующая лекция ==>
местного отделения ВОО «Русское географическое общество». | Дифференциатор и интегратор на основе ОУ

.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Деятельность и образ мышления человека зависят от его принадлежности к профессии. Исходя из классификации Е.А. Климова, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых выступает человек. Но профессия педагога отличается от других, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, уровню высокой ответственности и чувству долга. Поэтому педагогическая профессия выделяется в особую группу.

В отличие от других профессий, связанных с людьми педагогическая профессия является и преобразующей, и управляющей профессий. Так профессиональная цель педагогической деятельности — становление и преобразование личности, учитель должен управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития личности, формирования ее духовного мира. Деятельность педагога требует не только взаимодействия с людьми, но и должна понимать и удовлетворять потребности человека.

Главное отличие данной профессии от других в том, что у неё как бы двойной предмет труда. Главное в профессии — это взаимоотношения с людьми: если у учителя нет хороших отношений с подчиненными людьми, то самого важного в его деятельности нет. А также, подобные профессии требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в профессиональной области. Педагогу необходимо ясно знать и представлять деятельность учащихся, процессом воспитания которых он руководит. Поэтому, для получения профессии педагога необходима двойная подготовка – специальная и человековедческая.

Особенность педагогической профессии заключается в том, что она имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

За педагогической профессией исторически закреплены адаптивная и гуманистическая функция. Смысл адаптивной функции состоит в адаптации учащегося к требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистической – с развитием учащегося, как личности, его творческой индивидуальности. Учитель готовит своих учеников к требованиям настоящего времени, к конкретным запросам общества. Но, так же учитель, как и раньше, хранитель и проводник культуры, несущий в себе вневременной фактор. Учитель работает на будущее, так как его целью является развитие личности.

В отличие от других профессий, связанных с людьми, в педагогической профессии крайне сложно вычленить вклад каждого конкретного педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование воспитанника. В педагогическую профессию всё больше входит в обиход определение совокупного субъекта педагогической деятельности. Им является педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, в более узком смысле − педагоги, имеющие отношение к учащимся или конкретному ученику.

Деятельность педагогов, помимо количественных характеристик имеет и качественную меру. Организацию и содержание работы педагога, возможно, достоверно оценить, определяя степень его творческого отношения к своему труду. Степень творчества в работе учителя отображает уровень применения им способов для выполнения намеченных целей. Важнейшая уникальность педагогической деятельности — ее творческий характер. Но целью творчества педагогов выступает не создание нового, оригинального, а развитие личности. Педагог, работающий творчески, педагог – новатор, конечно, создает собственную педагогическую систему, но она выступает только лишь средством получения наилучшего результата в данных условиях. Творческий потенциал личности педагога образуется из имеющегося социального опыта, знаний психологии, педагогики и предмета, новых идей, умений и навыков, способствующих нахождению и применению оригинальных решений, новые разработанные формы и методы совершенствуют исполнение профессиональных функций. Найти новые, оригинальные пути и способы решения способен только эрудированный учитель со специальной подготовкой. Практически доказано, что творчеством обладают только те, кто ответственно подходит к труду, регулярно повышает свою профессиональную квалификацию, обогащает свои знания и занимается изучением деятельности опытных школ и учителей.

Область проявления творчества педагогов зависит от основных составляющих их трудовой деятельности и включает все ее компоненты: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В настоящее время в научной литературе педагогическое творчество описывается как решение различных педагогических задач в меняющихся условиях. В связи с необходимостью решать огромное количество стандартных и нетиповых задач, педагог, как и другие исследователи, планирует деятельность исходя из общих правил эвристического поиска: при помощи анализа педагогических ситуаций; путём проектирования результата с учётом исходных данных; анализом средств, необходимых для проверки гипотез и получения нужного результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Но творческий характер педагогической деятельности заключается не только в решении педагогических задач, в творческой деятельности присутствуют познавательный, мотивационно – потребностный и эмоционально — волевой компоненты личности. При этом решение специально подобранных задач, развития каких-либо структурных компонентов творческого мышления- главный фактор и важное условие развития творческого потенциала личности педагога.

Опыт творческой деятельности не способствует приобретению новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки педагога. Научить творчеству можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих педагогов и специфической творческой познавательной мотивации, выступающей фактором регулирующим процесс решения педагогических задач. Это задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на вычленение новых проблем в стандартных ситуациях, на выявление новых функций, методов и приемов, на сложение новых способов деятельности из типичных, упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Нередко сферу творчества педагога сводят к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. При этом творчество педагога в значительной степени проявляется и при решении коммуникативных задач, создающих своеобразный фон и основание педагогической деятельности. В.А. Кан – Калик детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу подобных первоочередно относят умение контролировать своё психическое и эмоциональное состояние, вести себя в публичной обстановке, используя разнообразные приёмы. Творческая личность отличается и особым сочетанием личностно-деловых качеств, представляющих ее креативность.

Е.С. Громов и В.А. Моляко выделят семь признаков креативности: эвристичность, оригинальность, активность, фантазию, концентрированность, четкость, чувственность. Педагогу − новатору присущи такие качества, как инициативность и самостоятельность в сфере образования. В настоящее время значительные инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования.

Список литературы:

  1. Асташова H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. М. Изд.-во МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000 – 134 с.
  2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009 – 324 с.
  3. Бизяева A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2001.
  4. Бондарёвская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях уровневого образования в педагогическом вузе: Научно-метод. Разработка. Ростов н/Д: РГПИ, 2001– 154 с.
  5. Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2004 – 156 с.

Вопрос № 63. Особенности профессиональной деятельности учителя-преподавателя, его профессиональная карьера. Методы диагностики профессиональных качеств учителя (преподавателя).

Педагогическая деятельность представляет особый вид соц. деятельности, направленный на передачу старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных соц. ролей в обществе.

Основное содержание пед. профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек — человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Своеобразие пед. профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Структура пед. деятельности. Виды ПД (Кузьмина Н.В., Сластенин В.А., Щербаков А. И.) –

  1. Диагностическая (связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности).

  2. Ориентационно – прогностическая (выражается в умении учителя определять направления предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе восп. работы, прогнозировать ее результаты, т. е. то чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он стремится обеспечить).

  3. Конструктивно – проектировочная (2. + конструирование и проектирование восп. работы).

  4. Организаторская деятельность (направлена на вовлечение учащихся в намеченную восп. работу и стимулирование их активности).

  5. Информационно – объяснительная (все обучение и воспитание основано на информационных процессах).

  6. Коммуникативно – стимулирующая (предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обояние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно – познавательной, трудовой и художественно – этической деятельности).

  7. Аналитико — оценочная (организация пед. процесса, его анализ и оценка).

  8. Исследовательско – творческая (творческие способности учителя при применении теории).

Уровни профессионализма учителя-

  1. Педагогическая умелость – уровень профессионализма учителя (преподавателя), который включает обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого – педагогической теорией и системой учебно – воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально – личностные свойства и качества, что в совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. она базируется на достаточной теор. и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педаг. учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.

  2. Пед. мастерство – это доведенная учителем до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения псих.- педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно – воспитательного процесса.

  3. Пед. техника – комплекс общепедагогичких и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педаг.-целесообразного общения, то есть оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных пед. ситуациях.

  4. Пед. творчество – внесение в учебно – воспитательную деятельность методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой – либо ломки пед. процесса.

  5. Высший уровень – инновационная пед. деятельность – внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Например, проблемное обучение.

Профессиональная подготовка учителя продолжается на протяжении всего периода проф. деятельности. Непрерывность проф. образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индив. пед. опыта. Рост проф. мастерства и пед культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индив. опыт осмысливается и соединяется с соц. и проф. опытом, если в педаг. коллективе поддерживается и поощряется творческий проф. поиск.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей один раз в 5 лет они проходят специальное обучение в ИУУ или на спец. факультативах пед. учебных заведений. Практика показывает, что знания, полученные на базе ИУУ и пед ВУЗов, нуждаются в практической доводке, в осмыслении и опробации в школе.

Профессиограмма учителя. Учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Профессиограмма учителя — совокупность личностных качеств, необходимых специалисту для успешного осуществления проф. деятельности. В самом общем виде эту совокупность можно представить состоящей из 3 частей –

  1. Физические и душевные качества (любовь к детям, педаг. такт, любовь к предмету, положительные черты характера (доброта, выдержка, аккуратность, трудолюбие, справедливость), научное мировоззрение, общественная активность, физическое и психическое здоровье).

  2. Знания (знание детей, их психологии, знание теории и методики воспитания и обучения, широкое общее образование, эрудиция, знание методики проведения опытно – экспериментальной работы).

  3. Умения (умение учить детей, вести преподавательскую работу, воспитательную работу, умение сотрудничать с родителями учащихся, учителями, координировать работу школы, семьи и общественности по воспитанию детей, умение вести исследовательскую работу).

Практическое освоение пед. профессиональных умений и навыков связано с развитием специальных педаг. способностей –

  1. Дидактические – способности просто говорить о сложном, возбуждать интерес к предмету, стимулировать активную познавательную и практическую деятельность.

  2. Экспрессивные – способности ясно и четко выражать мысли и чувства в речи с помощью мимики и пантомимики.

  3. Организаторские – способности организовывать работу отдельных учащихся, всего класса.

  4. Коммуникативные – способности к общению с детьми и взрослыми, умение находить правильный подход.

  5. Авторитарный – эмоционально – волевое влияние на учащихся с целью добиться дисциплинированности, внимательности, организованности.

  6. Перцептивные – способность проникать во внутренний мир ученика, понимать его психическое состояние.

  7. Способность распределения внимания – умение одновременно удерживать в поле зрения весь класс.

  8. Педаг. воображение – умение предвидеть возможные изменения личности воспитанника и последствия своих действий в различных условиях и ситуациях.

  9. Способность владеть своим настроением – оптимизм и добрые отношения.

Академические – способность к исследованию и творчеству соответствующей специальности учителя области науки, искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *