Теория личности маслоу кратко

Теория самоактуализации личности по Маслоу. Что это?

Если говорить о теории личности по Маслоу кратко, то можно сказать, что человек стремится к высшей ступени иерархии потребностей – собственному развитию, самоактуализации. Иными словами, он хочет понимать, принимать и правильно использовать свои возможности.

Самоактуализирующаяся личность по Маслоу

Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:

    • знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
    • принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
    • увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
    • независима от окружения;
    • понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;

А также, такая личность:

  • стремится к познанию нового;
  • различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
  • ее поведение естественно;
  • проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
  • осознает трудности и решает проблемы.

Лишь около 5 % людей соответствуют этим особенностям.

Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.

Теория развития личности Маслоу

Концепция развития личности по мнению Маслоу представляется, как восхождение по «лестнице» потребностей – от примитивных физиологических (еда, вода и т.д.) до высоких духовных (самоактуализация, познание и т.д.). Психолог считал, что люди изначально мотивированы на поиск высших целей.

Иерархия потребностей человека и составляет структуру личности по Маслоу.

Она включает пять уровней:

  1. Физиология – поддержка внутренней среды организма.
  2. Безопасность – подразумевают свободу от страха и уверенность. Перестают мотивировать при регулярном удовлетворении.
  3. Любовь и привязанность – желание иметь место в семье, социальной группе.
  4. Уважение и уверенность в себе – желание иметь хорошую репутацию, признание.
  5. Самоактуализация, самореализация и творчество.

Маслоу утверждал, что все потребности человека, предусмотренные в иерархии, являются врожденными. По мере насыщения потребностей начальных уровней возникают желания следующей позиции иерархии.

Теория личности Маслоу

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;
потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремление к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию личности Маслоу входят понятия «идентификация» и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой социальной группы.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Теория личности А. Маслоу

Самым большим недостатком психоанализа, считал Маслоу, является тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. Главной его идеей была мысль о том, что человек, не стремясь к равновесию со средой, наоборот, хочет взорвать это равновесие, потому что оно является смертью для личности. Основой развития человека и общества в целом, является самоактуализация, т.е. стремление к развитию, к личностному росту.

Так же активно теория личности Маслоу выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, свойственному бихевиоризму.

Исследовать человеческую природу необходимо, считает Маслоу, но изучать надо её лучших представителей, только так можно исследовать границы человеческих возможностей и понять истинную природу человека.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическую психологию лучше рассматривать как движение, поскольку она не является строго организованной теоретической системой. Взгляды сторонников этого движения, имеющие широкий спектр, определенные фундаментальные концепции на природу человека все-таки разделяют. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. На развитие гуманистического подхода к личности свое влияние оказали такие известные психологи, как Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл и др.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экзистенциалистский взгляд на человека

Свое начало он берет из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека. Этот человек существует в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что человек не существует вне мира и мир не имеет значения без людей, в нем живущих. Они подчеркивают идею о том, что каждый человек ответствен за то, кто мы и чем становимся – это первый принцип экзистенциализма. Таким образом, они полагают, что каждому человеку брошен вызов – наполнить жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С их точки зрения, люди испытывают боль отчаяния, одиночество, тревогу, потому что сознают, что в ответе за свою судьбу.

Свобода выбора, данная людям, вовсе не означает, что они будут действовать в своих собственных интересах, и вовсе не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Экзистенциальная философия апеллирует к гуманистической психологии, т.к. полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, следовательно, гуманистическая психология принимает ответственного человека в качестве основной модели.

«Я есть мой выбор» – говорил Сартр. Гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма важную концепцию – это концепция становления, в которой всегда находится человек. Человек, отказывающийся от становления, означает, что он отказывается расти и создать достойную жизнь, полную смысла. Экзистенциалисты называют это предательством, поэтому, естественно, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.

Единственная «реальность», утверждают экзистенциалисты, известная кому-либо, это реальность субъективная, но не объективная.

Индивид как единое целое

В основе гуманистической позиции Маслоу, наиболее фундаментальным тезисом является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Он понимал, что психологи длительное время сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, а не на человеке в целом, поэтому его теория изначально развивалась как протест против таких теорий.

Маслоу считал, что организм человека всегда ведет себя не как набор дифференцированных частей, а как единое целое. На весь организм будет влиять то, что случается в какой-то его части. Ученый считает, что мотивация влияет не только на отдельные части организма, она влияет на человека в целом. Центральной характеристикой личности для него выступает непременное единство и общность.

Внутренняя природа человека

Помещая внутреннюю природу в свою конструкцию самоактуализирующейся личности и человека как таково, Маслоу говорит о том, что внутренняя природа человека выражена не так сильно и ярко как у животных. Она легко становится жертвой привычки, давления цивилизации и неадекватного отношения, потому что слаба и уязвима.

В отличие от животных, человек может действовать и наперекор и вопреки своей собственной природе. Внутренняя природа человека, чтобы стать действенной и активной, нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции и Маслоу выделяет особый тип сознания. Функция этого типа сознания заключается в рефлектировании человеком собственной внутренней природы. Основой этого внутренне присущего человеку сознания является бессознательное и предсознательное восприятие собственной природы, судьбы, способностей, призвания к жизни.

Таким образом, внутренняя природа это не та, которая действует «сама по себе» и «для себя». Это та природа, которая напоминает человеку о себе очень скромно и не всегда различимыми голосами-импульсами.

Природа, к которой надо прислушиваться и которую можно игнорировать, она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.

Если характеризовать внутреннюю природу в нравственных категориях, то она, согласно Маслоу, или нравственно нейтральна или являет в человеке «добро». При игнорировании, подавлении, разрушении внутренней природы в жизни человека появляется «зло». В каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Маслоу всю жизнь придерживался такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество.

Творческий потенциал человека

Самая значительная концепция гуманистической психологии это признание приоритета в человеке творческой стороны. Первым, кто указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой у людей, был Маслоу. Способность к творчеству заложена в каждом человеке и не требует специальных талантов или способностей. Творчество, являясь универсальной функцией человека, ведет ко всем формам самовыражения, например, творческими могут быть бизнесмены, продавцы, программисты и даже профессора. Самоактуализация это путь реализации творческого потенциала личности, это постоянный труд человека над собой.

Самоактуализированные люди обладают следующими чертами:

  • Стремление к реализации своего творческого потенциала;
  • Доброжелательность;
  • Не враждебное, философское чувство юмора;
  • Адекватная самооценка;
  • Опыт внешних переживаний.

Самоактуализация занимает свое место в иерархии потребностей и Маслоу выделил пять основных их групп:

  1. Потребность жизнеобеспечения;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Потребность социальных контактов;
  4. Потребность в признании;
  5. Потребность в самоактуализации.

Первые четыре группы потребностей можно полностью удовлетворить, а пятая потребность может свой личный потенциал реализовывать очень долго.

Чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, по мнению Маслоу, все предыдущие группы потребностей у него должны быть удовлетворены, в противном случае, вся активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

Иерархия потребностей по Маслоу представлена на рисунке

В концепции иерархии потребностей Маслоу ключевым моментом является то, что потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Он сделал предположение, что средний человек свои потребности удовлетворяет в следующей степени:

  • Физиологические – 85%;
  • Безопасность и защита – 70%;
  • Любовь и принадлежность – 50%;
  • Самоуважение – 40%;
  • Самоактуализация – 10%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *