Переход пара в жидкость

Испарением называют явление… а) переход молекул в пар из любой части жидкости; б) переход молекул в пар с поверхности жидкости; в) переход молекул из пара в жидкость; г) переход молекул в пар с поверхности твёрдого тела. 9. Какое из утверждений верно: а) в процессе кипения температура не меняется; б) в процессе кипения температура увеличивается; в) в процессе кипения температура жидкости сначала повышается, а потом не меняется;

Мяч весом 100г упал с высоты 10м на землю и подпрыгнул на 7м в первый раз на 3м во второй и на 1м в третий . Сколько энергии преоброзовалось при подск оках во внутреннюю энергию мяча и земли Считая давление нормальным,оцените силу,с которой воздух оказывает давление на лист бумаги формата А3 (420 ММ х297)​ Розрахувати електричне поле двох металевих сфер якщо радіус першої сфери 1 см, радіус другої кулі 3 см. розрахувати у випадках коли заряди: 1) q1 + q2 +2) q1- q2-3) q1- q2 +4) q1 + q2-​ Какую работу надо совершить, чтобы приподнять на 50 см один конец лежащего на земле бревна длинной 2м и массой 10кг?(g=10м/с²)Решить подробно с объяс нением Что такое энергия заряженного конденсатора ​ ФИЗИКА 7 КЛАСС 100 БАЛЛОВ!!!!!!!!​ Какой диаметр должен иметь стальной трос подъемного устройства, если максимальная масса поднимаемого груза, 5 т? Запас прочности 6. Предел прочности с тали 500 МПа, а модуль Юнга 210 ГПа. Дам 50 балов тем кто поможет Какое условие справедливо для равновесия жидкости в сообщающихся сосудах? 1) Равенство масс жидкостей в сосудах. 2) Равенство давлений столбов жидкост ей в сосудах. 3) Равентство плотноти жидкостей в сосудах Помогите❤️ Подскажите пожалуйста ​

Урок физики «Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования»

8 класс

Тема: Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования

Цели урока:

— создать условия для выявления основных особенностей кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения и зависимости температуры кипения от внешнего давления.

— развивать умения применять знания для объяснения процесса кипения, видеть и раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлениями в жизни

– осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни; развитие умения формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Мотивационный этап.

Постановка проблемы и целеполагание.

Сказка

Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол-царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.

«Мои любимые дочери, – начал свою речь царь, – сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».

Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?

Учащиеся высказывают гипотезы.

  • А правы вы или нет, мы узнаем, когда изучим сегодняшнюю тему. Итак, тема нашего урока Кипение жидкостей. Удельная теплота парообразования.

  • Какие же цели мы поставим на урок?

Понять, что такое кипение, при каких условиях оно происходит, что такое удельная теплота парообразования, научиться решать задачи.

3. Актуализация знаний.

1 ряд – выполнение теста с последующей взаимопроверкой .(приложение 1)

2 ряд – отвечают на вопросы домашнего параграфа (1 вариант отвечает, 2 вариант спрашивает)

3 ряд – вставить пропуски в текст (приложение 2)

4. Изучение нового материала

— Итак, мы вспомнили один из способов парообразования – испарение. Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что испарение сопровождается уменьшением внутренней энергии жидкости и при отсутствии подвода тепла к жидкости, ее температура неуклонно уменьшается. Однако, существует еще один вид парообразования, открыть тайну которого нам предстоит – это КИПЕНИЕ.

Демонстрация — Наблюдение процесса кипения воды (видео) Беседа.

Наливаем в колбу воду и начинаем нагревать. Сначала измерим температуру воды в колбе. Запишите в тетрадь t1= 25ºС. Постоянно измеряем температуру.

— Вода нагревается и поднимается вверх. Почему? Плотность горячей воды меньше, чем холодной, поэтому вследствие конвекции потоки теплой жидкости поднимаются вверх.

— В воде образуются пузырьки воздуха. Откуда появляются эти пузырьки? Откуда в воде воздух?

В воде всегда растворен воздух. Пузырьки чаще всего зарождаются на неоднородностях и микротрещинках поверхности. Характерные их размеры до закипания чайника порядка 1мм (при кипении они значительно возрастают и могут доходить до 1см).

Слушаем шум. Почему образовался шум? Вода продолжает прогреваться. Размеры пузырьков увеличиваются. Пузырьки всплывают. Вода закипает. Термометр показывает 100ºС, значит температура кипения воды 100ºС.

— Что образуется над чайником? Интенсивно образуется пар.

— Проанализируйте процесс кипения, ответив на вопросы:

1) Когда в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха?

2) Как изменяются размеры и число пузырьков в воде при дальнейшем повышении её температуры?

3) Что содержат в себе пузырьки?

4)Чем можно объяснить рост пузырьков?

5) Что происходит с пузырьками на поверхности?

6) Чем объясняется появление шума, предшествующего кипению?

Объяснение появления шума, предшествующего кипению. Образовался пузырек, его окружает вода. При нагревании вода начинает испаряться, и водяной пар попадает в пузырек. Пузырек заполняется водяным паром, расширяется и поднимается вверх, попадая в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды. Заполняющий пузырек пар при этом охлаждается, его давление падает и уже не может компенсировать внешнего давления на пузырек со стороны воды. В результате пузырек быстро лопается или просто сильно сжимается. Лопание одновременно большого числа таких пузырьков, гибнущих в верхних слоях воды, воспринимается как шум.

Оказывается, кипением можно управлять. А вот как и где это применяется мы с вами узнаем после вашей самостоятельной работы.

Учащиеся по группам знакомятся с информацией, а потом знакомят весь класс с ней.(приложение 3)

  1. Всем известно, что вода кипит при 100 °С. Но не следует забывать, что это справедливо лишь при нормальном атмосферном давлении (примерно 101 кПа). При увеличении давления температура кипения воды возрастает. Так, например, в кастрюлях — скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды при этом достигает 120 °С. Скороварку изобрел французский ученый Дени Папен. Преимущества скороварки по сравнению с обычной кастрюлей очевидны. Прежде всего, она позволяет быстро готовить мясо, свеклу, горох, фасоль и т. п. Блюда, сваренные в скороварке, отличаются особым насыщенным вкусом. А благодаря ускоренному приготовлению в продуктах сохраняется максимальное количество витаминов и полезных веществ.

  1. И, наоборот, при понижении давления температура кипения воды становится меньше100°С. Например, в горных районах (на высоте 3 км, где давление атмосферы составляет 70 кПа) вода кипит при 90°С. На самой высокой горе – Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при70°С. Поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется значительно больше времени для приготовления пищи, чем жителям равнин. А сварить в этом кипятке например, куриное яйцо вообще невозможно, так как белок при температуре ниже 100 °С не сворачивается.

  1. Уменьшение температуры кипения жидкости может играть и полезную роль. Так, например, при нормальном атмосферном давлении жидкий фреон кипит при температуре около 30 °С. При уменьшении же давления температуру кипения фреона можно сделать ниже О °С. Это используется в испарителе холодильника. Благодаря работе компрессора в нем создается пониженное давление, и фреон начинает превращаться в пар, отнимая теплоту от стенок камеры. Благодаря этому и происходит понижение температуры внутри холодильника.

  1. Температуры кипения различных веществ при одном и том же атмосферном давлении различны. Например, жидкий кислород кипит при — 183 °С, а железо — при 2750 °С.

Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике, например в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360 °С та ее часть (мазут), которая имеет большую температуру кипения, остается в ней, а те ее части, у которых температура кипения ниже 360 °С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и некоторые другие виды топлива.

-Температура, при которой кипит жидкость, называется температурой кипения.

– Почему температура жидкости во время кипении не изменяется? Вся энергия расходуется на интенсивное парообразование.

А можно ли рассчитать количество теплоты, необходимое для парообразования.

Количество теплоты рассчитываем по формуле Q = L m, где L – удельная теплота парообразования, т.е. количество теплоты, которое надо передать жидкости массой 1 кг при температуре кипения, чтобы полностью перевести ее в пар.

Рассмотрим таблицу в учебнике.

5. Первичная проверка знаний.

Происходит при заполнении таблицы.

Происходит при любой температуре

Парообразование с поверхности

Температура жидкости понижается

При температуре кипения

Парообразование происходит по всему объему

Во время кипения температура жидкости не меняется

– Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее?

Показываем опыт.

Заливаем в сосуд только закипевшую воду, закрываем пробкой с дыркой. Через пробку откачиваем воздух, и вода опять закипает.

  1. Закрепление изученного.

Решаем задачу: вычислите количество теплоты, которое необходимо передать воде массой 2 кг, взятой при температуре 50° С, чтобы полностью превратить ее в пар.

  1. Проверка усвоения материала.

Выполнение выходного теста с самопроверкой (приложение 4)

Возврат к проблеме: так почему же младшая дочь победила?

Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Кипение есть то же испарение, только оно сопровождается быстрым образование и ростом пузырьков пара. Во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара.

Вспомните, какие цели были у нас и подумайте, достигли ли мы их?

Выставление отметок за урок.

  1. Домашнее задание.

§ 11, упр. 9(8)

Приложение 3

  1. Всем известно, что вода кипит при 100 °С. Но не следует забывать, что это справедливо лишь при нормальном атмосферном давлении (примерно 101 кПа). При увеличении давления температура кипения воды возрастает. Так, например, в кастрюлях — скороварках пищу варят под давлением около 200 кПа. Температура кипения воды при этом достигает 120 °С. Скороварку изобрел французский ученый Дени Папен. Преимущества скороварки по сравнению с обычной кастрюлей очевидны. Прежде всего, она позволяет быстро готовить мясо, свеклу, горох, фасоль и т. п. Блюда, сваренные в скороварке, отличаются особым насыщенным вкусом. А благодаря ускоренному приготовлению в продуктах сохраняется максимальное количество витаминов и полезных веществ.

  1. И, наоборот, при понижении давления температура кипения воды становится меньше100°С. Например, в горных районах (на высоте 3 км, где давление атмосферы составляет 70 кПа) вода кипит при 90°С. На самой высокой горе – Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при70°С. Поэтому жителям этих районов, использующим такой кипяток, требуется значительно больше времени для приготовления пищи, чем жителям равнин. А сварить в этом кипятке например, куриное яйцо вообще невозможно, так как белок при температуре ниже 100 °С не сворачивается.

  1. Уменьшение температуры кипения жидкости может играть и полезную роль. Так, например, при нормальном атмосферном давлении жидкий фреон кипит при температуре около 30 °С. При уменьшении же давления температуру кипения фреона можно сделать ниже О °С. Это используется в испарителе холодильника. Благодаря работе компрессора в нем создается пониженное давление, и фреон начинает превращаться в пар, отнимая теплоту от стенок камеры. Благодаря этому и происходит понижение температуры внутри холодильника.

  1. Температуры кипения различных веществ при одном и том же атмосферном давлении различны. Например, жидкий кислород кипит при — 183 °С, а железо — при 2750 °С.

Различие в температурах кипения разных веществ находит широкое применение в технике, например в процессе перегонки нефти. При нагревании нефти до 360 °С та ее часть (мазут), которая имеет большую температуру кипения, остается в ней, а те ее части, у которых температура кипения ниже 360 °С, испаряются. Из образовавшегося пара получают бензин и некоторые другие виды топлива.

Приложение 2

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется ____________________.

Различают два вида его: _________________ и ____________________.

_________________ — это парообразование, идущее со свободной поверхности жидкости.

Испарение вызывает ____________________ жидкостей.

Испарение происходит при ________________ температуре.

Скорость испарения зависит от _____________________________, _______________________________,

__________________________________________________________ и от __________________________.

Проверка:

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное называется парообразование.

Различают два вида его: испарение и кипение.

Испарение — это парообразование, идущее со свободной поверхности жидкости.

Испарение вызывает охлаждение жидкостей.

Испарение происходит при любой температуре.

Скорость испарения зависит от рода жидкости, ее температуры,

площади свободной поверхности и от наличия ветра.

Тест. Испарение и конденсация. Кипение.

Тест. Испарение и конденсация. Кипение.

Вариант I

I. Испарением называют явление …

1. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости.

2. перехода молекул из жидкости в пар.

3. перехода молекул из пара в жидкость.

II. Испарение происходит …

1. при температуре кипения.

2. при любой температуре.

3. при определенной температуре для каждой жидкости.

III. Если нет притока энергии к жидкости от других тел, то при ее испарении температура …

1. не изменяется.

2. увеличивается.

3. уменьшается.

IV. Внутренняя энергия при испарении жидкости …

1. не изменяется.

2. увеличивается.

3. уменьшается.

V. В каком агрегатном состоянии будет находится цинк при температуре кипения ртути и нормальном атмосферном давлении?

1. В твердом.

2. В жидком.

3. В газообразном.

Вариант II

I. Какое явление называют конденсацией? Это явление, при котором происходит …

1. испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости.

2. переход молекул из жидкости в пар.

3. переход молекул из пара в жидкость.

II. Конденсация пара сопровождается … энергии.

1. поглощением.

2. выделением.

III. При одной и той же температуре количество теплоты, выделившейся при конденсации … количества (количеству) теплоты, поглощенной при испарении.

1. больше.

2. меньше.

3. равно.

IV. В тарелку и стакан налили воду одинаковой массы. Из какого сосуда она испарится быстрее при одинаковых условиях?

1. Из тарелки.

2. Из стакана.

3. Так как количество воды в обоих сосудах одинаковое, то одинаковое и время выпаривания.

V. В каком агрегатном состоянии будет находиться олово при температуре кипения ртути и нормальном атмосферном давлении?

1. В твердом.

2. В жидком.

3. В газообразном.

Вариант III

I. Какое явление называют кипением? Это явление, при котором происходит

1. испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости.

2. переход молекул из жидкости в пар.

3. переход молекул из пара в жидкость.

II. При кипении жидкости подводимая энергия идет на …

1. увеличение скорости движения молекул.

2. преодоление сил сцепления между молекулами внутри самой жидкости.

3. увеличение энергии молекул образовавшегося пара.

III. Во время кипения температура жидкости …

1. не изменяется.

2. увеличивается.

3. уменьшается.

IV. При испарении, когда нет притока энергии от других тел, температура жидкости …

1. не изменяется.

2. увеличивается.

3. уменьшается.

V. В каком агрегатном состоянии будет находиться ртуть при температуре плавления алюминия и нормальном атмосферном давлении?

1. В твердом.

2. В жидком.

3. В газообразном

Вариант IV

I. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит …

1. быстрее.

2. медленнее.

II. Чем быстрее удаляется пар с поверхности жидкости, тем испарение происходит …

1. быстрее.

2. медленнее.

III. Чем меньше площадь свободной поверхности жидкости, тем испарение происходит …

1. быстрее.

2. медленнее.

IV. В чем разница между испарением и кипением? При испарении образование пара происходит …, а при кипении …

1. внутри … на поверхности жидкости.

2. на поверхности … внутри жидкости.

3. на поверхности … на поверхности и внутри жидкости.

V. Испаряется ли вода в открытом сосуде при 0°С ?

1. Испаряется. Испарение происходит при любой температуре.

2. Не испаряется, потому что при 0°С вода отвердевает.

3. Не испаряется. Образование пара происходит при кипении жидкости.

Физика 8 класс. ПАРООБРАЗОВАНИЕ

Парообразованием называется процесс перехода жидкости в газ (пар).
Процесс обратный парообразованию называется конденсацией.
Парообразование может происходить как испарение с поверхности жидкости или в виде кипения.

До сих пор речь шла о процессе парообразования, когда исходным агрегатным состоянием вещества была жидкость. Но, существует ещё один интересный вид парообразования, когда твердое тело, минуя жидкое состояние, превращается в газ.
Такой вид парообразования называется возгонкой.
Такой особенностью обладают, например, кристаллы йода, нафталина, обычного и «сухого» льда.
Обратный процесс превращения газа непосредственно в твердое вещество называется сублимацией.

ИСПАРЕНИЕ

— это парообразование с поверхности жидкости.
При этом жидкость покидают более быстрые молекулы, обладающие большей скоростью.
При любой температуре в жидкости находятся такие молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией, чтобы преодолеть силы сцепления между молекулами и совершить работу выхода из жидкости.


Скорость испарения жидкости зависит от:
1) от рода вещества;
2) от площади поверхности испарения;

3) от температуры жидкости;
4) от скорости удаления паров с поверхности жидкости, т.е. от наличия ветра.
Испарение происходит при любой температуре.
С повышением температуры скорость испарения жидкости возрастает, так как возрастает средняя кинетическая энергия ее молекул, а следовательно, возрастает и число таких молекул, у которых кинетическая энергия достаточна для испарения.
Скорость испарения возрастает и при ветре, который удаляет с поверхности жидкости ее пар и тем самым препятствует возвращению молекул в жидкость.

При испарении температура жидкости понижается, т.к. внутренняя энергия жидкости уменьшается
из-за потери быстрых молекул.
Но, если подводить к жидкости тепло, то ее температура может не изменяться.

ИСПАРЕНИЕ СУХОЕ — ВОЗГОНКА.

Если выстиранное сырое бельё вывесить на морозе, то оно замерзает и становится жеским, как фанера. Однако через некоторое время оно становится вновь мягким и, что удивительно, абсолютно сухим!
Лёд переходит из твердого состояния непосредственно в пар, минуя плавление.
Это и есть „сухое“ испарение или возгонка.


Возгонка льда возможна практически при любой отрицательной температуре в сухом воздухе, что практически бывает при сильном морозе.
Интересно, что иней на деревьях и снег в тучах образуются в результате процесса, обратного возгонке, — так называемой сублимации, прямого перехода водяного пара в твёрдую фазу. Центрами кристаллизации здесь служат микроскопические пылинки и кристаллики соли, взвешенные в воздухе.

ИНТЕРЕСНОЕ О СУХОМ ИСПАРЕНИИ

О чем поет чайная ложка?

Устали? — Отдыхаем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *