Становление личности в юности

Развитие личности в период юности

Ранняя юность — это начало завершающего этапа созревания и формирования личности. Мы уже упоминали, что важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Поэтому центральным новообразованием этого возрастного периода является предварительное профессиональное и личностное самоопределение.

В словаре русского языка самоопределение понимается как действие от глагола самоопределяться, что означает осознать себя, свои классовые, общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Самоопределение связано с выработкой жизненного плана, определения смысла жизни. У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

Чтобы построить жизненный план, юноша должен более или менее четко поставить перед собой как минимум следующие вопросы:

  • • В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?
  • • Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?
  • • Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, путь, по которому намерен следовать молодой человек, и те субъективные и объективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты жизненный план — это план деятельности, поэтому он сводится в первую очередь к выбору профессии.

К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:

  • • несколько профессий нравятся одновременно;
  • • на выбор профессии влияют мнения различных людей;
  • • неадекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности;
  • • несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в вуз;
  • • несоответствие между профессиональными склонностями и способностями.

Следует отметить, что в последнее время на выбор профессии влияют совокупность представлений о ценности и престижности профессии в данной референтной группе, в «своей тусовке». При таком подходе «стадность» повышает вероятность появления в будущем большого числа людей с несостоявшейся судьбой.

Из проблем объективного плана в первую очередь можно выделить:

  • • сложности трудоустройства после окончания учебного заведения;
  • • уровень материального обеспечения и т.д.

Помочь в этой ситуации в определенной мере может формирование у юноши резервного профессионального плана. Это вариант жизненного плана, который, хотя и в несколько меньшей степени, удовлетворяет молодого человека.

Согласно И. Кону профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

По теории Гинзберга решение о выборе профессии проходит следующие стадии:

  • • на стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей;
  • • стадия пробного выбора (до 16—18 лет). Постепенно фокус внимания подростка сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать. Эта стадия включает в себя четыре периода: период интереса (11—12 лет), период способностей (13—14 лет), период оценки (15—16 лет), переходный период (17-18 лет);
  • • стадия реалистического выбора (после 18 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. Данная стадия включает три периода: период исследования (17—18 лет), период кристаллизации (19—21) и период специализации .

В зарубежной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности, введенный в научный оборот американским ученым Э. Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Идентичность необходима юноше для того, чтобы принимать взрослые решения, чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем с супругой(ом).

Источником идентичности служат:

  • • самопознание;
  • • референтная группа и значимые «другие».

Основными составляющими чувства идентичности, по Э. Эриксону, являются:

  • • способность видеть свою жизнь в определенной перспективе;
  • • уверенность в себе;
  • • предвосхищение успеха;
  • • половая идентичность;
  • • экспериментирование с широким набором ролей;
  • • готовность принять лидерство и подчиненность власти.

Полноценная включенность в жизнь, подразумевающая принятие ценностей общества, реальное участие в жизни общества, определение «пути своей жизни», формирует адекватную идентичность . Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется ролевое смешение, вынуждающее его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

  • • диффузия времени — нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего контроля времени, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
  • • застой в работе — нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
  • • отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» — опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики) . Рост отрицательной идентичности «находит свое выражение в мобилизации различных ксено- фобных установок и националистических настроений, а также в организации различных экстремистских молодежных групп», удовлетворяющих потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру. К сожалению, многие из этих сообществ принимают асоциальную и антисоциальную направленность (сатанисты, панки, металлисты, эмо- киды), основные ценности которых сводятся к хаосу, анархии, вандализму, допингу, что чаще всего и приводит их в преступную среду. Этот неблагоприятный прогноз зачастую подкрепляется низким уровнем развития родительской мотивации, недостаточной организацией бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. «В итоге сегодня дети, в том числе подросткового и юношеского возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых»66.

Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными.

Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь ведут к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой .

Рис. 8.2. Особенности самовоспитания в разные возрастные периоды

66 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 7.

Однако самовоспитание (рис. 8.2) сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий :

  • • стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые предлагают взрослые;
  • • чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать внешнее равнодушие к этой оценке, желание действовать по-своему;
  • • стремление к принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
  • • желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Эти обстоятельства надо учитывать родителям, когда они сталкиваются с непривычной, неожиданной реакцией юноши на те или иные факты и события.

В этом возрасте на основе самооценки формируется многокомпонентный образ собственного «Я», т.е. целостного представления о самом себе (рис 8.3). Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы?»

Рис. 8.3. Формирование собственного «Я»

У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые юноша себе приписывает, и теми, которыми, он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

От того, насколько глубоко юноша познает себя, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это маловероятно. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В связи с необходимостью самоопределения возникает необходимость в целостной системе мировоззрения как системе взглядов на мир . Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее создает у юношей и девушек оптимистическое самочувствие и повышенный жизненный тонус. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, (например, когда взгляды молодого человека расходятся со взглядами собеседника) могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы переживаются не только предметные чувства (направленные на определенные события, лица, явления), но и формируются

обобщенные чувства (чувства прекрасного, трагического, чувство юмора). Эти чувства выражают уже более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию .

К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознанием себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбором супруга и созданием собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

  • • увязать мечты о достижениях и жизненные реальности (только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);
  • • найти наставника (наставник желателен как образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь»);
  • • начать строить карьеру (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);
  • • установить близкие отношения (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости) .

Особенности становления личности в ранней юности

  • DEMO
  • 43 стр.
  • Курсовые
  • Психология Возрастная психология Педагогическая психология

Курсовая работа по психологии на тему: Особенности становления личности в ранней юности. В работе рассматриваются вопросы юности, воспитания, взаимоотношения с окружающими людьми, самооценки.

Введение

  1. Юность как этап становления личности
  2. Роль самосознания и самооценки в процессе становления личности в ранней юности
  3. Особенности взаимоотношений с окружающими
  4. Практическая часть

Заключение

Литература

I. Юность как этап становления личности

1.1. Основные психологические новообразования и проблемы ранней юности

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством, и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Тол­ковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более» а»подросток» — как «дитя на подросте», около 14-15 лёт. Л.Н. Толстой хронологи­ческой гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обознача­ло и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.

И тем не менее, не смотря на то что проблема хронологических рамок ранней юности является сложной и дискуссионной в современной психологии, большинство ученых склонны рассматривать этот этап развития личности в промежутке от 14-15 до 18 лет. .

II. Роль самосознания и самооценки в процессе становления личности в ранней юности

Совокупность психических процессов, посред­ством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосозна­нием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».

Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались от­дельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Уже Ж.-Ж. Руссо подчеркивал резкий перелом, ка­ким сопровождается переход от детства к воз­мужалости, и называл юность эпохой «второго рождения». Немецкий психолог Эдуард Шпрангер в 20-х годах построил целую теорию «открытия Я» как главного новообразования юно­шеского возраста, который продолжается, по его мнению, от 13 до 19 лет у женщин и от 14 до 22 лет у мужчин. Л.С. Выготский уточнил, что речь идет не об «открытии» чего-то ранее существовавшего, но неизвестного ребенку, а о формировании интегративного самосознания, но согласился, что процесс этот составляет квинтэссенцию и главный итог переходного возраста, хронологические границы которого он считал подвижными. Практически все советские психологи считают юность критическим периодом формирования самосознания.

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и ин­тереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно «з процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к се­бе и своему телу.

III. Особенности взаимоотношений с окружающими

3.1. Взаимоотношения с родителями

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

IV. Практическая часть

Методика «Несуществующее животное»

Для работы потребуется лист бумаги, простой карандаш и резинка.

Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Обработка результатов.

Старовойтова Анастасия Владимировна, ученица 9 «В» класса, средней школы №4 города Могилева.

Рисунок «Однокрылая сухопутная цапля».

Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности – почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляется, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов).

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.

Округлая форма рта означает боязливость и тревогу.

Ноги с корпусом соеденены точно – это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями. Разнообразие в положении ног говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *