Финансовое обеспечение выборов

Финансовое обеспечение выборов

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 16

Финансовое обеспечение представляет собой один из элементов обеспечительной составляющей избирательного процесса. Действия, относящиеся к финансовому обеспечению, осуществляются на всех стадиях избирательного процесса и гарантируют с материальной точки зрения проведение избирательной кампании.

Кроме того, финансовое обеспечение выборовможно рассматривать как правовой институт, представляющий собой совокупность норм избирательного права, регулирующих отношения в сфере финансирования процесса подготовки и проведения выборов, с одной стороны, и финансирования кандидатами, избирательными объединениями своих избирательных кампаний – с другой.

В структуре этого института можно выделить два субинститута, наличие которых обусловлено внутренней дифференциацией финансового обеспечения избирательного процесса на две составляющие:

1) финансовое обеспечение самого механизма выборов, т.е. подготовки и проведения выборов, которое предполагает финансирование нормальной деятельности всех избирательных комиссий в стране, а также финансовые затраты на технологическое оборудование для проведения голосования, на изготовление избирательной документации, обеспечение связи, транспортные расходы и многие другие статьи расходов, обеспечивающие в совокупности подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства;

2) финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, осуществляемое самими этими субъектами в установленном законом порядке, которое предполагает затраты участников избирательного процесса на осуществление сбора подписей избирателей либо на внесение избирательного залога, на проведение предвыборной агитации, на иную организационную работу в рамках избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, которые в совокупности направлены на обеспечение достижения целей участия указанных субъектов в избирательном процессе.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет соответствующих бюджетных средств. Такие средства предусматриваются на каждом соответствующем уровне – в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете.

Финансирование указанных выше расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета. При этом такое финансирование должно быть осуществлено не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней (такая ситуация обусловлена существующей системой и функциями избирательных комиссий, которые участвуют в подготовке и проведении выборов разных уровней), должны вести раздельные бухгалтерский, кассовый учет и отчетность по средствам, полученным из разных бюджетов.

Финансовое обеспечение деятельности ЦИК России осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; деятельности ИКС РФ – за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых ЦИК России в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; деятельности ИКМО, ТИК, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, – за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

В сфере финансового обеспечения подготовки и проведения выборов ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО наделяются специальным финансово-правовым статусом главных распорядителей средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов. Главные распорядители бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса в Российской Федерации. Их статус и функции в бюджетном процессе регламентирует ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Порядок голосования и подсчета

Подсчёт голосов в России — этап избирательного процесса в Российской Федерации, на котором избирательные комиссии производят непосредственный подсчёт бюллетеней, подсчёт голосов и установление волеизъявления избирателей.

Порядок подсчёта голосов регламентируется в общем виде статьёй 68 («Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией») Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

В России на участковых избирательных участках в подавляющем большинстве случаев применяется ручной подсчёт голосов, что обуславливается изъявлением избирателей на бумажном носителе — бюллетене. Кроме того, некоторое количество участковых избирательных комиссий участвуют в эксперименте по применению машин по автоматизированному подсчёту голосов (так называемые «комплексы обработки избирательных бюллетеней» — КОИБ).

Принципы

Подсчет голосов осуществляется (п. 1):

· открыто;

· гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов.

Время

Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели (п. 2).

В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем — в органы местного самоуправления (п. 2).

Место

Непосредственный подсчет голосов производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.(п. 10)

Как правило, на избирательных участках это положение реализуется следующим образом: по окончании голосования столы, за которым сидели члены комиссии сдвигаются в центр помещения.

Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. (п. 10)

Субъекты

Непосредственный подсчет голосов производится членами участковой комиссии с правом решающего голоса (п. 8).

При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать (п. 9):

· члены участковой комиссии с правом совещательного голоса;

· наблюдатели;

· иностранные (международные) наблюдатели;

· члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов;

· кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией или его доверенное лицо;

· уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией или кандидат из указанного списка;

· член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

расходы по подготовке и проведению выборов, производимые либо за счет государства (прямое и косвенное государственное финансирование), либо за счет негосударственного (частного) финансирования. В некоторых странах с развитыми традициями проведения выборов предусмотрено прямое государственное финансирование предвыборных расходов партий и кандидатов на определенных условиях: получение определенного процента голосов избирателей (4% в Австралии, 15% в Канаде, 0,5% в Германии, 3% в Греции, 1,5% в Мексике и т.д.), выдвижение кандидатов в большинстве избирательных округов (2/3 в Италии) и т.п. В большинстве случаев прямого государственного финансирования суммы распределяются либо по единообразной ставке за каждое депутатское место (Израиль), либо чаще всего пропорционально проценту голосов, полученных партией (кандидатом). В отдельных государствах определенная доля финансирования разделяется поровну между всеми зарегистрированными участниками выборов, а основная часть — пропорционально количеству полученных голосов (Италия, Греция). Косвенное государственное Ф.в. производится путем оплаты перевозок (Австралия, Израиль), части публикаций в печати, изготовления плакатов и почтовых расходов (Великобритания, Мексика, Швеция), предоставления части эфирного времени по радио и телевидению (Бельгия, Канада, Германия, Великобритания, Россия и многие другие страны), предоставления налоговых льгот и скидок (Германия, Япония, Таиланд, Турция и др.), а также за счет дотаций партийным фондам (Германия), бесплатного использования государственных помещений (Великобритания), оборудование мест для проведения массовых митингов (Япония) и других форм поощрения участия партий и кандидатов в избирательном процессе. Чаще всего основная нагрузка по Ф.в. ложится на негосударственное финансирование за счет пожертвований от частных лиц и юридических лиц, а также за счет собственных средств партий и кандидатов. При этом избирательное законодательство стремится к жесткой регламентации этого вида финансирования, устанавливая прежде всего ограничения сумм пожертвований от отдельных источников или в совокупности, запрещая пожертвования от иностранных источников, вводя практически повсеместно строгую отчетность по предвыборным расходам. В России расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) с предоставлением законодательному (представительному) органу отчета о расходовании этих средств (см. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации » 1997). Что касается расходов избирательных объединений и отдельных кандидатов, российское избирательное законодательство предусматривает создание ими собственных избирательных фондов за счет следующих средств: — средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссии; — собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; — средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; — добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В состав избирательного фонда к а н д и д а т а или и з б и р а т е л ь н о г о объединения (блока) включаются также средства, выделяемые Центральной избирательной комиссией (на федеральных выборах), субъектами Федерации (на их выборах), а иногда — органами муниципальных образований (на соответствующих выборах). Согласно международным избирательным стандартам, российское законодательство вводит определенные пределы на индивидуальные пожертвования и на пожертвования юридических лиц (в минимальных заработных платах), а также запрещает пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, а также со стороны российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30%. Запрещаются также пожертвования государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Предусмотрены также сроки и форма отчетности за произведенные предвыборные расходы. А.И. Ковлер

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Юридическая энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *