СПП с придаточным сравнения

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

1. Введение

Термин придаточное сравнительное говорит о том, что в предложении что-то сравнивается, сопоставляется с чем-то. Придаточное сравнения как раз и поясняет содержание главного с помощью сравнения, обычно располагается после главной части и относится ко всему главному. Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, чем…тем и др.

Если в главном есть указательное слово так, то в придаточном значение сравнения сочетается со значением образа действия: Какдерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин).

Придаточные сравнения часто бываю неполными: Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов)

Особое место в системе сложноподчинённых предложений с придаточным сравнительным занимают предложения с двойным союзом чем… тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. ( С. Аксаков / см. М. Разумовская.)

Придаточное сравнительное более полно и ясно, чем другие сравнительные конструкции, выражает сравнение предметов и явлений.

Важно не путать придаточные сравнительные со сравнительным оборотом (это часть простого предложения, его выделяем запятыми, он не имеет сказуемого), со сказуемым, в состав которого входит союз как, с нераспространенными обстоятельствами сравнения, которые часто можно заменить творительным сравнения.

Придаточные уступительные отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? К главному предложению прикрепляются союзами хотя (хоть), несмотря на то что, пусть, пускай, даром что, союзными словами с усилительной частицей ни (что ни, как ни, где ни, куда ни и т.д.): Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов.)

Так как сложноподчиненные с придаточными уступительными по своему значению близки сложносочиненным предложениям с противительными союзами но, а, однако, тем не менее, все же, эти союзы мы можем увидеть в главном предложении сложноподчиненного с придаточным уступительным. Не путайте эти предложения.

Надо отличать придаточное уступительное с союзным словом что бы ни от придаточного цели с союзом чтобы:Чтобы написать книгу, требуется много времени.- Что бы ни писал автор, его произведения всегда пользовались спросом.

Домашнее задание

Вопросы

1. К чему относится придаточное сравнительное?

2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

3. С каким обстоятельственным значением может сочетаться придаточное сравнительное?

4. С какими конструкциями можно спутать придаточное сравнительное?

5. На какие вопросы отвечают придаточные уступительные?

6. Чем прикрепляются придаточные уступительные к главному?

7. Где возможна ошибка в определении придаточных уступительных?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

Упражнение 2. Задайте вопрос к придаточному.

Упражнение 3. Сделайте вывод о виде придаточных в предложениях упражнения 2.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник).

Литература

Русский язык. Теория 5–9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

СПП с придаточными сравнительными. методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Учитель: Ершова С.А. Предмет: русский язык Класс: 9 класс Учебник: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение». Тема урока: СПП с придаточными сравнительными. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Содержательная цель урока: расширение понятия «сложные предложения», включение знания о сложноподчинённом предложении с придаточными сравнительными. Деятельностная цель урока: создание условий для развития у учащихся способности различать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, а также умения находить в них главные и придаточные предложения, определять средства связи.

Ход урока. 1.Мотивация к учебной деятельности (7 мин)

Задание 1: Определите выразительные средства (Выпишите сравнительные обороты со словами, от которых задаём вопрос)

-Что обозначают?

-Чем являются в предложении?

-При помощи чего присоединяются?

-На какие вопросы отвечают?

Один ученик работает у доски:

1)Перстами лёгкими (насколько? в какой степени?), как сон, моих зениц коснулся он. 2)Внизу сновали быстро (насколько? как?), будто муравьи, люди. 3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались (как?) на экстренный совет. 4) Густой (насколько? в какой степени?) туман, точно вата, лежал по всему лесу.

-Замените устаревшие слова «перстами», «зеница» синонимами.

-Назовите слова с чередованием гласной в корне (коснулся, собирались).

Задание индивидуальное (у доски 2 человека): подчеркнуть грамматические основы, найти главное и придаточное в СПП, определить тип придаточного (предложения записаны заранее):

  1. Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. Ленивый гром потягивался за горизонтом так, (подобно чему?) как будто заспанный силач распрямлял плечи.
  2. Обстрел прекратился, как только несколько мин взорвалось за рвом. Квартиры Пушкина, Чехова обладают необъяснимой силой воздействия, как будто дух хозяина продолжает жить в них.

Формулируем и записываем тему урока, ставим цели урока.

2.Актуализация и пробное учебное действие (6 мин). Задание: работа с таблицей учебника (стр.58).

— С какими придаточными можно спутать (см. средства связи)?

Сравнительный оборот

Придаточное сравнительное

Как? Насколько? В какой степени?

Как? Подобно чему? В сравнении с чем?

Является обстоятельством.

(Оставим место для записи!)

Имеет грамматическую основу.

Относится к прилагательному, наречию, глаголу.

Относится ко всему главному предложению.

3.Первичное закрепление с проговариванием (7+7).

  1. Работа у доски (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.:
  • Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  • Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к хорошей музыке.
  • Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
  • Как шитый полог, синий свод пестреет частыми звездами.
  • Что ты тих, как день ненастный?
  • И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый
  1. Работа в парах с упр.171(1-4,7) Задание:
  • 1 вариант – выписать СПП с придат. сравнит.;
  • 2 вариант – простые предложения со сравнит. оборотами.
  • 1 ученик у доски (5,6,9): грамматические основы и сравнит. обороты подчеркнуть. Проверка.

4.Физминутка.

5.Сам. работа с упр.168 (1-3) (7 мин). Задание: расставить знаки препинания, объяснить значение придаточных.

Возвращаемся к таблице (см.п.2), делаем запись в первой колонке:

«Являются также частью сказуемого»

Для 2 сильных: упр. 169- у доски.

6.Работа с текстом (устная) (см. приложение): найдите сравнения, определите стиль текста.

7.Рефлексия (2 мин).

Дом. задание: упр. 170 или 173 с творческим заданием (оценка за последнее — в журнал)

Приложение.

(17)Я начинаю понимать,

сказал Маленький принц.

(18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится,

продолжал Лис.

(19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

(24)Пожалуйста, приручи меня!

(25)Я бы рад,

отвечал Маленький принц,

но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь,

Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме: «Придаточные предложения сравнения»

Цели:

  1. Дать понятие о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.
  2. Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, осуществлять синтаксический разбор сложного предложения.
  3. Содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала и повторение пройденного ранее.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Повторение изученного.

  • Что называется сложным предложением?
  • Какие разновидности сложных предложений мы изучили?
  • Что называется СПП?
  • Какие виды СПП мы уже знаем? Например.
  • Как определить значение СПП? Например.
  • Могут ли быть два значения у СПП? Например.

Ш. Постановка цели.

Сегодня мы изучим еще один вид СПП и должны научиться отличать его от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложения, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения в тексте.

IV. Проверка домашнего задания.

Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения.

1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)

2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).

3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).

4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)

5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)

6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)

7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)

8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)

9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)

10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)

11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)

12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)

13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)

14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)

Ключ:

1. Условия

2. Условия + противопоставления

3. Условия

4. Условия

5. Изъяснительное

6. Изъяснительное

7. Времени + условия

8. Условия

9. Определительное

10. Условия

11. Условия

12. Условия+времени

13. Изъяснительное

14. Условия.

Что полезного узнали из данных высказываний, предложенных для определения вида придаточных?

V. Повторение изученного.

Тест (по рассказам М. Пришвина, кроме предложения “Д”) (записан на доске):

А. Куда я ни поплыву, всюду за мной плывет Хромка.

Б. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут.

В. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке знает где он.

Г. Трудно узнать, каких жучков- паучков вылавливала наша трясогузка.

Д. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

Е. А как раз против места, где я сел на лодку, на том берегу очень крутом и высоком в маленькой избушке жил один промысловый охотник.

Ключ: 1. ВЕ 2. БЕ. 3. А 4. ВГ 5. БЕ.

Взаимопроверка, оценивание.

VI. Подготовка к восприятию.

Какое предложение здесь оказалось “ лишним”? Почему? (“Д”. другое значение – сравнение)

Как определили? (по смыслу)

VII Изучение нового материала.

В чем состоит особенность СПП с придаточным сравнением. (выступление подготовленного учащегося)

  • Но мы знаем, что вопрос как? задается к СПП образа действия. Как отличить придаточное сравнение от придаточного образа действия?
  • Объяснение учащегося:

1. Мы так спешили, как будто за нами кто-то гнался. (есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия образ действия)

2. Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.

(отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения) сравнение.

VIII. Закрепление:

  • Устная работа по учебнику. Выполнение упражнения (определить значение придаточных, средство связи). Выписать одно предложение со значением сравнения и одно – образа действия.
  • Какова роль в тексте СПП с придаточным сравнения ? (Сравнение – одно из художественных средств выражения мысли. )
  • Какие еще способы выражения сравнения мы знаем?

1. Придаточные предложения со значением сравнения.

2. Сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что.

Например:

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье. (М. Цветаева)

3. Имя существительное в творительном падеже.

Например: Ярким солнцем в лесу пламенеет костер. (А. Фет)

4. Имя прилагательное, наречие в сравнительной степени.

Например:

Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее. (А. С. Пушкин)

5. Фразеологический оборот.

Например: Живет – небо коптит. (Пословица)

6. Метафора – слово в переносном значении, скрытое сравнение.

Например: Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона. (С. Есенин)

7. Приложение.

Например: Вьется улица- змея.

  • Приведите свои примеры предложений с выразительным средством сравнения.
  • Хотелось бы обратить внимание на постановку знаков препинания в предложении с союзом как. (Выступление подготовленного учащегося).

Ставится запятая Запятая не ставится
  1. В придаточном сравнения.
  2. Как в составе вводных конструкций.
  3. Как в сравнительном обороте
  4. Как в составе приложения в значении причины
  1. Как в составе сказуемого.
  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.
  3. Как в составе приложения со значением “в качестве”.

Объяснить постановку знаков препинания и некоторые орфограммы в данных предложениях. (Предложения записаны на доске)

  1. Луг как бархат.
  2. Луг, как бархат, зеленеет.
  3. Дождь мелкий, как изморось, продолжал бесшумно ложиться на тайгу.
  4. Надо беречь Родину как зеницу ока.
  5. Меня представили как старого знакомого.
  6. Море все в живых белых пятнах, как будто бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
  • Самостоятельная работа (упражнение заранее распечатано).

Задание: сначала выписать СПП с придаточными образа действия, затем – сравнительными, потом простые предложения со сравнительными оборотами. Расставить пропущенные знаки препинания.

1. В птич(?)ем ряду Кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. . нье чирик. . нье свист. (Г. Березко).

2. На ветках словно серебр. . (н,нн)ые колокольчики зв. . нят зяблики. (Д. Зуев).

3. Волны звучат так ласково точно просят пустить их погрет(?)ся к костру. (М. Горький).

4. На заре Звенигород звенит будто пчелы обн. . вляют соты. (С. Марков)

5. Ему очень пр. . ятно на нас см. . треть точно он в. . рнулся домой после длит. . льной команд. . ровки. (Ф. Кнорре).

6. Словно золотые нити прониз. . вают жаркий воздух жу. . ащие пчелы. (Д. Зуев).

7. Невский так широк что дома по об. . им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (С. Маршак).

8. И цепью русские п. . латки как на н. . члеге журавли белеют смутно уж (в) дали. (М. Лермонтов).

9. Озеро было так густо засып. . но палыми листьями что даже в кабину прон. . кал их сладк. . ватый запах. (К. Паустовский).

11. Прохор (не)уклюже взмах. . вает руками и словно (не)опытный канат. . ходец ловит моменты р. . вновесия. (В. Шишгков).

12. Аня перекинула косу за плечо и вдруг покраснела так как умеют краснеть (пятнадцати)летние девушки. (Ю. Герман)

IХ. Итог

Что нового узнали на уроке?

Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?

Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?

Оценивание работы учащихся на уроке.

Х. Домашнее задание.

Дифференцированное задание:

“Сильные учащиеся” подбирают из художественных произведений 10 СПП образа действия и 10 СПП сравнения.

Остальные учащиеся выполняют упражнение на закрепление из учебника (по заданию)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *