Психограмма личности юриста

Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, их соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

I фактор — высокий уровень социализации личности юриста. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных, условиях профессиональной деятельности, поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

К числу профессионально значимых свойств личности юриста, составляющих данный фактор, относятся:

  • — высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
  • — доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.);
  • — честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
  • — ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму, аморальный образ жизни и т.н.

II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:

  • — высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях;
  • — высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие качества личности; низкий порог устойчивости к стрессу, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.

III фактор — познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:

  • — развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
  • — глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
  • — широкий кругозор, эрудированность;
  • — развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;
  • — емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;
  • — способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой;
  • — развитое смысловое восприятие;
  • — высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с высокой эффективностью профессионального труда юриста.

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.

Данный фактор включает следующие свойства:

  • — способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;
  • — проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;
  • — свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
  • — развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;
  • — вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
  • — умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения, оказывать управляющее воздействие на партнера по общению;
  • — адекватная самооценка;
  • — чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное поведение, снижающими его результативность, являются замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

  • — повышенная работоспособность;
  • — самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
  • — настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мотивов достижения;
  • — высокая стрессоустойчивость;
  • — чувство ответственности за свои действия;
  • — развитые аналитические способности, такие как гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей своих подчиненных;
  • — развитые коммуникативные качества, предполагающие умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков; доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;
  • — умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;
  • — умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией. Последняя группа качеств является центральной среди других составляющих организаторские способности.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, особенно если он занимает должность руководителя, являются повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

§ 3. Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора.
В настоящее время неотложным делом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В этих условиях особую актуальность начинают приобретать вопросы, относящиеся к исследованию личности
юриста, разработка ее психограммы и на этой основе создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. том, что это необходимо делать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот, к сожалению, очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых в настоящее время по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие их индивидуально-психологических качеств весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состояния психического перенапряжения и, как следствие этого, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В конечном итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы. К сожалению, подобное явление имеет место не только среди начинающих, но и среди профессионально зрелых работников.
Например, почти каждый третий опрошенный следователь, проработавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2% — на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на болезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 чел.).
По данным опроса работников территориальных органов прокуратуры с большим стажем работы, находившихся на учебе в институтах повышения квалификации Москвы и Санкт-Петербурга (78 чел.), проведенного отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ, 74% из них испытывают негативные эмоции (усталость, апатию, растерянность). Многие (65%) переживают состояние тревоги, ощущение малозначительности своего труда, ненадежности социального положения. Все
это, безусловно, не может не влиять негативным образом на эффектив-
1
ность и качество их труда .
Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
Рассмотрим эти факторы на примере прокурорско-следственных работников. См.: Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 95: см. они же: Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. М., 1994.
фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.
К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:
высокий уровень правосознания;
честность, гражданское мужество, совестливость;
принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;
обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.
Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму. фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:
устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;
развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера. фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности:
развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;
гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;
аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;
активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);
развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.
Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая
память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные. фактор — коммуникативная компетентность юриста.
Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:
способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;
проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;
доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;
умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;
адекватную самооценку; чувство юмора.
Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения. фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.
Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

самостоятельность;
чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, собранность, аккуратность в работе.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.
Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эффективность труда юриста во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать.
Рассмотренные выше факторы профессиональной пригодности, различные сочетания (симптомокомплексы) соответствующих им психологических качеств личности представлены в профессиограмме, в которой психограмма личности занимает свое место. В качестве примера приводится профессиограмма правоохранительной деятельности прокурор- ско-следственных работников (см. таблицу).
ПРОФЕССИОГРАММА
правоохранительной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора)Основные содержательные особенности профессиональной деятельности прокурорского работника
Основные особенности правоохранительной деятельности прокурорско-
го работника
JПравовая регламентация (нормативность) професси онального поведения, принимаемых решений следователя, прокурора
Властный, обязательный характер профессиональных полномочий работника прокуратуры
Негативные качества личности:
низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя: безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.
Профессионально необходимые качества: развитый интеллект: гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное: настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений: смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения: эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка: уважительное отношение к людям.
Негативные качества личности:
сниженные интеллектуальные способности: недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость: неадекватно завышенная самооценка: властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше среднего значения факторов 16-ФЛО: С,
G, H, Q2, Q3: низкие, средние значения факторов 16-ФЛО: О, Q4: линейный профиль личности по СМИЛ со средне нормативными величинами шкал; средние, выше среднего значения шкал теста УСК. Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) имеет дисциплинарные взыскания за обман, нарушения законности, утрату документов, пьянство; оценочные характеристики: «недисциплинирован», «систематически опаздывает на работу», «требует контроля» и т.п.
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, Q3. в сочетании с высокими значениями факторов О и Q4: высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих при низких значениях шкал 5, 7 (возможны различные варианты сочетаний шкал 4, 6, 8 с шкалой 9 со значениями более 70 Т-баллов: высокие значения шкалы L СМИЛ: низкие значения шкал теста УСК. Прогностически благоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «целеустремленный», «настойчивый», «умеет отстаивать свою точку зрения» и т.д.:
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения факторов 16-ФЛО: В, Q3; средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО:
С, G. N; высокий показатель IQ по методике Равена: линейный профиль личности по СМИЛ со средненормативными величинами шкал: ведущее место шкал 4, 6 СМИЛ в сочетаниях со шкалами 5, 7 в нормативном профиле личности; высокие значения показателей теста УСК. Прогностически неблагоприятные
показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «постоянно нуждается в помощи», «в сложных ситуациях теряется», «слабоволен», «высокомерен», «не пользуется авторитетом сослуживцев» и т.п.:
б) показатели психологических методих; средние, низкие значения фактора В 16-ФЛО и показателя 1Q теста Равена; низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, N, Q3; высокие значения шкал 4, 6, 8 СМИЛ в качестве ведущих более 70 Т-баллов; высокое значение шкалы 2 СМИЛ в качестве ведущей в сочетании с
Экстремальный характер правоохранительной деятельности следователя, прокурора Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности работника прокуратуры
II фактор профессиональной пригодности — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам. высокая работоспособность: нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях: развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов).
Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность: избыточная агрессивность, импульсивность поступков: невротические симптомы, быстрая истощае- мость нервных процессов: психопатические свойства характера.
TTT фактор профессиональной пригодности — познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция: гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное: активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память: развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Негативные качества личности:
низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение: слабая пауять.
низким значением У шкалы: низкие
значения шкал теста У С К.
Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в сложной обстановке не теряется», (-способен длительное время переносить физические и психические перегрузки»:
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше средних значения факторов 16-ФЛО: С, Qj в сочетании с низкими, средними значениями факторов О, Q4: линейный профиль личности СМИЛ со средненормативными величинами шкал: средненормативное расположение шкал невротической триады СМИЛ (шкалы 1, 2, 3).
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в условиях повышенной нагрузки теряется, не может сосредоточиться», «отличается низкой работоспособностью», «постоянно нуждается в помощи» и т.п.:
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: С, G, в сочетании с высокими значениями факторов Е.
О, Q4: высокие, выше нормативных (более 70—75 Т-баллов) показатели шкал 2, 4, 6, 8 СМИЛ при высоких значениях шкалы 9; высокое значение шкалы F СМИЛ: подъем профиля с высокими значениями шкал 1,
2, 7 и 8 СМИЛ.
Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах: сведений о высоких показателях, достигнутых в школе, вузе: оценочных характеристик: «проявляет аналитические способности», «умеет выделить главное», «любит читать», «способен расследовать дела любой сложности», «работоспособен» и т.п.:
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения фактора В 16-ФЛО и показателя IQ теста Равена: низкие значения шкалы L СМИЛ.
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах: данных о слабой успеваемости в школе, вузе: сведений о низкой работоспособности. нераскрытых преступлениях, возвращенных на доследование уголовных дел, отсутствии познавательных интересов и пр.:
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения фактора В 16-ФЛО и TQ теста Равена:
Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность работника прокуратуры II, Ш факторы профессиональной пригодности: социальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоциональноволевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности: смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха.
Негативные качества личности:
нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость: слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе высокие значения шкалы I. СМИЛ: высокие (выше нормативных) значения 4, 8 шкал СМИЛ в качестве
Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «проявляет самостоятельность. инициативу», «отстаивает свою точку зрения», «настойчив», «умеет планировать свою работу» и пр.:
б) показатели психодиагностических методик: показатели теста Равена, 16-ФЛО, СМИЛ, УСК, указанные в пп. I—4.
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «постоянно нуждается в помощи», «в сложной обстановке теряется» и т.п.:
б) показатели
психодиагностических методик: показатели тестов Равена, 16-ФЛО, СМИЛ. УСК. указанные в пп. I—4.
Коммуникативная подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора Организационно-управленческая подстуктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора
Негативные качества личности (см выше п. 3, 4). фактор профессиональной пригодности — коммуникативная компетентность прокурорского работника:
способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения; способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, мотивы поведения, психическое состояние; доброжелательность, вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; свободное владение вербальными, невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка: чувство юмора.
Негативные качества личности:
замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертиро- ванность): повышенные обидчивость, тревожность, легко ранимое самолюбие, конфликтность, избыточная агрессивность: неадекватно завышенная самооценка: эмоциональная неустойчивость, импульсивность: недостаточное владение вербальными и невербальными средствами общения. фактор — организаторские :пособности:
активность, инициативность, находчивость, распорядительность: смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений; самостоятельность; чувство ответственности за свои поступки: организованность, планомерность в работе: в мотивационной сфере доминирование социально-значимых
Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «доброжелательный», «пользуется уважением сослуживцев», «легко устанавливает психологический контакт с допрашиваемыми» и т.д.:
б) показатели психодиагностических методик: средние, выше средних значения факторов 16- ФЛО: А, С, Н, I, N, Qx низкие значения факторов 16-ФЛО: О, Q4: в нормативном профиле личности по СМИЛ ведущие 5, 4 шкалы с умеренным повышением 3 шкалы при 0 (нулевой) шкале в пределах 50 Т-баллов.
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «в коллективе неуживчив», «авторитетом не пользуется», «конфликтен», «высокомерен», «груб», «с трудом вступает в контакт с допрашиваемыми» и т.п.

б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов 16-ФЛО: А, С. Н, I, N, Q3 в сочетании с высокими значениями факторов О, Q4: высокие значения шкал 4, 6, 8, 9 СМИЛ в качестве ведущих (более 70 Т-баллов) отдельно или в комплексе с другими шкалами: высокие значения шкалы 7 СМИЛ (более 70 Т- баллов) в сочетаниях с высоко расположенными шкалами I, 2, 8: высокие значения 0 (нулевой) шкалы СМИЛ (более 70 Т-баллов).
Прогностически благоприятные показатели:
а) наличие в документах оценочных характеристик: «инициативен», «настойчив», «хороший организатор», «объективно, взвешенно подходит к принятию решений», «оперативен, собран в работе» и пр.;
б) показатели психодиагностических методик: высокие значения факторов G, Qi, Qa 16-ФЛО: средние, выше средних значения шкал теста
УСК.

Продолжение таблицы
I 2 3
мотивов достижения успеха в работе;
TT фактор — нервно-психическая устойчивость.
TV фактор — коммуникативная компетентность.
Негативные качества личности:
отсутствие организаторских способностей: психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, несбалансированность процессов торможения и возбуждения: пассивность, безынициативность, избыточная тревожность, мнительность: отсутствие мотивации достижения успеха в работе.
Прогностически неблагоприятные показатели:
а) наличие в документах данных, характеризующих прокурорского работника малоинициативным, теряющимся в сложной обстановке, нуждающимся в постоянной помощи
и т.п.
б) показатели психодиагностических методик: низкие значения факторов G, Q], Qz 16-ФЛО: низкие значения шкал теста УCK: см. также п. 3.
4. Воспитательная подструктура правоохранительной деятельности следователя, прокурора T фактор — социализация личности, высокий уровень правосознания:
TTT фактор — познавательная активность, развитый интеллект: эрудиция, творческое мышление, емкая память:
TV фактор — коммуникативная компетентность, свободное владение вербальными, невербальными средствами общения.
Негативные качества личности (см. п. 1
Прогностически благоприятные и неблагоприятные показатели:
(см.п. 1. 4).

Анализ рассмотренных выше различных сочетаний качеств личности дает возможность строить прогноз относительно того, в какой мере тот или иной кандидат сможет успешно заниматься в избранной области правоохранительной деятельности, т.е. позволяет оценивать его профессиональные способности при приеме на работу, при распределении служебных обязанностей, при выдвижении на более высокую должность.

Основные вопросы темы

1. Социально-психологические особенности и основные психологические подструктуры в профессиональной деятельности юриста.

2. Психограмма личности юриста. Индивидуально-психологические особенности личности – профессионально значимые способности к юридической деятельности.

1. В настоящее время одним из приоритетов в улучшении деятельности государственно-правовых структур, адвокатуры, судебного рассмотрения дел является задача разработки и практической реализации кадровой политики в системе юридических служб.

Рассмотрение психологических особенностей труда юриста (следователя, адвоката и т.д.) позволяет увидеть наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников юстиции, качественно проводить оценку и отбор лиц для работы в области юриспруденции. Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

· правовая регламентация профессионального поведения, принимаемых решений юридических служб, юристов, которые участвуют в правоприменительной деятельности. Потребность в соблюдении правовых норм является одной из ведущих среди других социально значимых потребностей, которые влияют на правосознание. И это определяет высокий уровень социализации личности юриста;

· властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц в органах юстиции. Здесь надо иметь в виду, что использование юристом своих служебных полномочий часто затрагивает интересы субъектов юридических лиц. Поэтому принятие решений требует от юриста-практика не только высокого уровня профессионализма, но и особых личностных качеств: аналитического ума, эмоциональной уравновешенности;

· напряженный, сложный, ответственный характер юридической деятельности – многообразная работа в условиях дефицита времени, нервно-психические перегрузки;

· нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов требует не только профессиональных знаний, но и знаний из различных отраслей науки, культуры, образования;

· процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.

Воспитание юриста в духе подчинения Закону формирует его правосознание, способность всегда самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения.

При психологическом анализе профессиональной деятельности юриста необходимо учитывать и ряд психологических подструктур личности юриста, которые в обобщенном виде представляют следующее:

· познавательно-прогностическая подструктура. Характерная особенность познавательного процесса, который осуществляется судьей, адвокатом и т.д., состоит в том, что главными объектами познания являются события прошлого. Если следователь познает объект посредством непосредственного чувственного восприятия, то адвокат чаще исследует обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. В познавательную подструктуру входят также прогнозирование, моделирование событий, доказательно-удостоверительный характер процесса познания и т.д.;

· коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Вся деятельность юриста протекает в условиях профессионального общения. И именно общение актуализирует индивидуально- психологические особенности свойств личности субъектов различных правоотношений. Общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер. Коммуникативная компетентность является тем качеством, которое значительно влияет на труд адвоката;

· организационно-управленческая подструктура. Умение работать с людьми – это важнейшее качество, которым должен обладать юрист-практик. Особенно это касается юриста-руководителя. Он должен эффективно распределять обязанности между подчиненными, всегда поддерживать благоприятный психологический климат, принимать оптимальные решения тактического характера и т.д.;

· воспитательная подструктура в юридической практике. Умение выступать перед аудиторией, владение жестами, участие в средствах массовой информации с целью разъяснения и доведения правовой культуры до социальных групп.

Все вышерассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны и позволяют выработать определенные критерии и подходы к профессиональной деятельности юриста-практика.

2. В настоящее время в связи с проведением правовой реформы возникает объективная необходимость в создании стройной системы подбора, оценки, воспитания и подготовки, а также переподготовки юристов, которые должны будут работать в государственно-правовых структурах, в адвокатских конторах и т.д. Поэтому особую актуальность приобретает разработка психограммы личности юриста и на этой основе создание определенных критериев профессиональной оценки и отбора для работы в сфере юриспруденции.

Последние исследования показали, что можно примерно сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности к юридической деятельности. Рассмотрим эти факторы.

Первый фактор – высокий уровень профессиональной адаптации. Этот фактор связан с нормами поведения юриста в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К качествам личности относятся:

· высокий уровень правосознания;

· честность, гражданское мужество;

· принципиальность;

· обязательность, дисциплинированность, исполнительность.

Второй фактор – нервно-психическая устойчивость личности юриста:

· устойчивость к стрессу, работоспособность в критических ситуациях;

· развитые адаптивные свойства нервной системы (уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность), которые позволяют на хорошем уровне сохранять работоспособность в сос-тоянии утомления.

Третий фактор — когнитивная (познавательная) активность юриста, высокий уровень интеллектуального развития:

· развитый интеллект, эрудиция;

· творческое мышление, сообразительность;

· аналитический склад ума, прогностическая способность, умение выделять главное;

· подвижность психических познавательных процессов (внимание, восприятие, большой объем памяти и т.д.);

· интуиция, способность к рефлексии.

Четвертый фактор – коммуникативная компетентность юриста:

· адекватная способность установления эмоционального контакта с различными участниками общения;

· умение слушать участника диалога, эмпатийность;

· достаточно гибкое владение вербальными (речь) и невербальными средствами общения;

· в конфликтных ситуациях способность находить адекватную стратегию общения и поведения;

· способность к сотрудничеству и достижению компромиссов;

· самоконтроль над эмоциями;

· самооценка.

Пятый фактор – организаторские способности.

Юрист помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

· распорядительность, активность;

· смелость, настойчивость, целеустремленность;

· самостоятельность;

· чувство ответственности за свои действия;

· организованность, собранность, аккуратность;

· высокую мотивацию достижения успеха и т.д.

Но кроме рассмотренных выше социально-психологических качеств, которые необходимы юристу для успешного занятия своей профессиональной деятельностью, конечно же ему необходимо обладать и определенными (особыми) способностями. Способности – это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

В основе развития способностей лежат определенные задатки в виде наследственных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы. Задатки проявляются только при благоприятных условиях, стимулирующих их развитие. Совокупность способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, говорят о его одаренности. Ее высшее проявление – талант. Необходимо понимать, что существуют общие и специальные способности.

Общие способности:

· интеллектуальные (проявляются в обучаемости индивида);

· творческие (использование знаний применительно к новым объектам познания).

Многие юристы-практики, да и ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста (адвокаты, судьи, следователи), необходимы именно высокоразвитые общие способности.

Специальные способности:

· сенсорные (чувствительность), двигательные и т.д.

Затем важное значение имеют коммуникативные способности (они облегчают взаимопонимание людей) и организаторские (лидер) способности.

В реальной жизни отдельные качества и свойства личности находятся во взаимодействии, одни из них компенсируют недостаток, неразвитость других. Это феномен компенсации, т.е. компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом профессиональных способностей юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты работы многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами.

Готовые ПТК МИЭП и ответы на ТЕСТЫ МИЭП можно заказать на сайте

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

Одним из самых главных факторов профессиональной пригодности юридических работников является высокий уровень социальной адаптации, который заключается в нормативности поведения юриста в различных ситуациях.
Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 23

Для успешного решения практических задач необходимо определить требования, предъявляемые этой деятельностью к психике, личности юриста, его психофизиологическим качествам, которые должны составить центральное содержание психограммы личности юриста с определением четких критериев его профессиональной пригодности либо непригодности к работе в правоохранительных органах, различных государственно-правовых и других структурах.

Стрессогенный характер работы юристов, особенно работников оперативно-следственных отделов, предъявляет высокие требования к качествам человека, способствующим преодолению дестабилизирующих факторов. Претенденты на должность в правоохранительных органах должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью, толерантностью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Необходимыми качествами работника правоохранительных органов являются самостоятельность и ответственность. Так, следователь принимает все решения об осуществлении следственных действий самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности, волевых качеств и организаторских способностей.

Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Установление официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, учет индивидуально-психологических особенностей участников правоотношений, умение поддерживать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе, разрешать конфликтные ситуации требуют от юриста личного высокого уровня коммуникативных навыков и соблюдения правил этики делового общения.

Во многих случаях общение как особый вид профессиональной деятельности приобретает для юриста самостоятельный характер, например в ситуации допроса в ходе предварительного следствия или в судебном заседании, при постановлении приговора составом суда в совещательной комнате, в ходе публичных выступлений перед судебной аудиторией, во время встреч с представителями средств массовой информации. При этом профессиональное общение в качестве одной из составляющих юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, формальную сторону общения, но и как процесс межличностного взаимодействия – неформальную сторону. Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Сбалансированность перечисленных сторон профессиональной деятельности юристов требует от них высокого уровня профессиональной адаптации, личностной интеграции, социальной зрелости; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости: интеллекта, гибкого творческого мышления; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать на себя ответственность за принимаемые решения, настойчивости при высоком уровне самокритичности.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельствуют о профессиональной непригодности юриста полярно противоположные качества: безнравственность, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность.

Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе оптимизации работы сотрудников правоохранительных органов.

Date: 2016-07-22; view: 609; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *