Гуманистическая парадигма в социальной философии

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные понятия

Аккультурация (англ. acculturation от лат. ad – к и cultura – образование, развитие)

Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям

Креативность

(англ. creative – созидательный, творческий, от лат. creatio – сотворение, создание)

Творческие способности индивида: способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации

Символический интеракционизм

Теоретическое направление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Основное внимание уделяет изучению символических аспектов взаимодействия; трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации

Социальное функционирование

Процесс целенаправленных социальных действий личности, групп, сообщества на основе индивидуальных и (или) общественных потребностей, ролей и ресурсов в целях индивидуального и (или) социального благосостояния

Трансцендирование

(от лат. transcendo – переходить, перебираться)

Акт, посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого эгоистического «Я»

Феноменология (нем. Phanomenologie – учение о феноменах )

Субъективно-идеалистическое направление, целью которого является непосредственное восприятие идеальных сущностей (феноменов) при помощи интуиции и описание этих актов сознания. Основатель – немецкий философ Эдмунд Гуссерль

Психологические и философские основания экзистенциально-гуманистической теории социальной работы

Экзистенциально-гуманистическая парадигма теории социальной работы базируется на теоретических концепциях психологии. Немалую роль в ее оформлении сыграли феноменология и символический интеракционизм. Такое многообразие концепций дало основание исследователям рассматривать данную парадигму терапии как интеракциональную, где основной акцент делается на межличностном взаимодействии. Поэтому считается, что работы А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Р. Мэя, Дж. Мида, Э. Гуссерля заложили теорию и практику данного метода не только в классической терапии, но и в технологиях практики социальной работы.

Гуманистические подходы А. Маслоу, К. Роджерса

Гуманистические темы в данной модели представлены психологическими концепциями Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Концепция А. Маслоу

Этот американский психолог развивал подходы в психологии, которые исследовали «Я-концепцию» и проблемы самоактуализации личности. Понятие самоактуализации – центральное в его концепции гуманистической психологии. Под самоактуализацией ученый понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека. Изучив биографии выдающихся личностей истории и современности, он выделил характеристики самоактуализирующихся людей:

  • 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
  • 2) принятие (себя, других, природы);
  • 3) спонтанность, простота, естественность;
  • 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
  • 5) некоторая «отъединенность» и потребность в уединении;
  • 6) автономность, независимость от культуры и среды;
  • 7) постоянная свежесть в оценке;
  • 8) мистичность и опыт высших состояний;
  • 9) чувство сопричастности и единения с другими;
  • 10) более глубокие межличностные отношения;
  • 11) демократическая структура характера;
  • 12) различие средств и целей, добра и зла;
  • 13) философское, невраждебное чувство юмора;
  • 14) самоактуализирующееся творчество;
  • 15) сопротивление аккультурации, «трансцендирование любой частной культуре».

Самоактуализацию Маслоу рассматривал как процесс, состоящий из определенных поведенческих актов, наиболее важные из которых связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои действия и т.д.

Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые делятся на нижележащий и вышележащий уровни. Эти потребности находятся в определенной иерархии, а их неудовлетворение ведет к неврозам и психологической неприспособленности личности. Теоретические подходы А. Маслоу нашли отражение в сфере образования, психиатрии, социальной работы.

Концепция К. Роджерса

В подходах к теории личности Роджерс разворачивал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этой основе концепцию о полноценно функционирующем человеке. По мнению Роджерса, человек находится в постоянной тревоге из-за несоответствия, которое выражается в его стремлении быть самим собой и в то же время смертельного страха быть таковым, в стремлении познать свой реальный жизненный опыт и в то же время боязни сделать это. Стремлению человека быть самим собой мешают определенные тенденции, осложняющие жизненное функционирование индивида. К ним Роджерс относит подчинение человека тому образу, «кем он должен быть», и страх «двигаться прочь от “Я”, которым он на самом деле не является». Человек, находящийся под таким контролем, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, не может полностью функционировать. Полноценно функционирующий человек при осознании им своего опыта – индивидуального, не конформного, социализированного – демонстрирует конструктивное поведение, которое соответствует реальности и обогащает не только его личность, но и личности окружающих людей.

Большое внимание в своей теории Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, – феноменальному полю. В связи с этим он выдвигает понятие конгруэнтности, под которой понимает степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем «поле») и осознанием (то, что вы замечаете). И напротив, неконгруэнтность есть степень несоответствия между сообщением, опытом, осознаванием (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Феноменальное ноле по К. Роджерсу

Как и Маслоу, Роджерс рассматривал самоактуализацию в качестве важнейшего феномена человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека. Клиенто-центрированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы, а его концепт социального функционирования стал базовым в теории и практике социальной работы.

Основные философские парадигмы

Парадигма — учение, теория, которая определяет пример, образец, модель, проведения исследования (определяет моду в науке: как исследовать?что?). в физике: механика Ньютона, теор относит Эйнштейна. В психологии: психоанализ, гуманнистич психология. В фил-ии; Ф- неоднородное явление, немонолитное учение. Сущ-ют различи конц-ии и виды Ф-ии. Основные типы:

2. Научная Ф (сциентизм). Наука — основа всего в т.ч. и Ф-ии. «Ф есть наука» — такая парадигма возникает в древности, Ф — протонаука. В дальнейшем отделение фил-го знания от научного, но связь их сохраняется: 1- доказательность суждений, 2-систематизированность знаний, 3- проверяемость знания. Методы: 1.Эмпирические: 1-индукция (обобщение фактов) и 2-ученый хорошо ориентир-ся в своей науке и не просвещен в другой. Необходимость в «дураке не холме», который бы не углублялся в науки обобщал их, создавал бы единую научную картину мира. 2.Верификация — соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали — научные, не соотносятся — не научные, они по ту сторону истины или лжи) 3.Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. — Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.Ф. как наука ->в методологию. Учение о путях достижения знания, определяет пути постижения (изучения) науки. Взаимовлияние Ф. и науки. 1) науки влияют на Ф: микшированные формы Ф ближе к психологии, социологии. Влияние экономики, биологин на ф -> появление срединных позиций Ф. 2) влияние фил-ов на науку (Эйнштейна, Гейзенберга, др). 3)каждый крупный ученый сам является философом, в любой науке существует уровень общих принципов (метотеоретический уровень). Недопустимо заключать отождествление Ф, что это наука и изоляция Ф от науки. Направлена: позитивизм, неопозитивизм, марксизм: философия науки — структурирование.

3. Аналитическая Ф. 1.Ф лингвистического анализа (анализ языка) возникла в сер 20в. Фил-ие проблемы возникают из-за неправильного использования языка (обыденного, научного и философского).2.Неправильно: использование слов, терминов с неясным смыслом (все делают вид,что понимают, и каждый проецирует свое значение этих слов (такие слова как: свобода,дух,религия,выбор, вера, нравственность)), и туманность, неопределенность выражений — атмосфера тайны – одна из технологий манипуляции.3.Противостоять: всегда просить пояснить смысл, говорить нужно конкретно,четко и ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Задача Ф в прояснении языка, фраз. Большинство фил-их (метафизических) проблем научно не разрешимы (проблема) субстанции (1,2,3, ..ск-ко?).

4. Антисциентизм. Ф.-не есть наука. 1 Экзистенционализм: 1)традиционные фил-ие проблемы-абстрактные проблемы, не значимы для ювеческон личности Объектом исследования является конкретный человек. Основной вопрос Ф по Канту: проблема самоубийства (стоит ли жизнь того, чтобы жить?). 2)основания Ф не научны — это не факты, а состояния тоски, бессмысленные состояния — фил-ие состояния. Науке фил-ие знания не доступны. 3) задача Ф в обретении истины чел-го бытия; задача – стать человеком, осуществление самоактуализации личности (= спасению души).

5 Эстетическая ориентация.Эстстикос — чувственный, возвышенные чувства, ф — бытие не к науке, не к религии, а к искусству, Ф порождается возвышенными чувствами, которые определяются искусством. Философ одновременно есть художник, эстет, он воспринимает ис-во и сам порождает его. ф не рациональна, интуитивна (не доказуема, а показуема). Представители: Шестов, Къеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Хайдегер, Ясперс, Фуко, и др. Ф дает непосредственное знание (интуитивное). Ф порождается страданиями человека, ф-оф пишет своей кровью. Страдание для художника и прекрасное творение для наблюдателя. Ф индивидуальна, отражает индивидуальную личность фил-фа

Универсальность — критерий научной Ф.

6 Практическая ориентация Ф. 1.Ф. как этика,как учение о добре и зле, нравственная ориентация (Аристотель,Кант) 2. Ф как снова соц изменений. В обществе явл-я эксплуатации, общ-о греховно. Необходимо измнение этого общ-ва, устранение соц-го эконом-го и духовного рабства, пробуждение чел-ка, основа самоактуалшация личности, освобождение чел-ка. 3. Ф как тоталитарная критика — франкфурская школа (60ые гг).

7. Трансцендентализм. — априоризм. Фил-ие истины так же как и научные аксиомы, математич и религиозные (порождается априорными трансцендентными врожденными структурами сознания. (Трансцендентные структуры сознания – основы истин: 1.Фил-их 2. Научных(матем.) 3. Религиозных.)Сознаниеà Индивидуальное,чувство,субъектàУниверсальное,чувство,объект.Представители:Платон,Декарт,И.Кант. *Образ Бога *Аксиомы геометрии *Логические максимы(нельзя одному объекту сущест-ть и несущ-ть одновременно)Трансцендентализмàясность,красота.

9. Религиозная Ф. РФ не тождественно ФР. Они изучают одно и тоже, но они различны по своим основаниям: РФ опирается на догматы, а ФР — на разум, научное знание. Для ФР — Бог — символ предельных ценностей, для РФ Бог- конечная реальность.

Древнегреческая философия.

1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен)Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Для Фалесаэто вода-«архэ». Вещества — бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Для Анаксимандраархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

2) ПИФАГОРЕЙЦЫ.-сторонники и последователи Пифагора: 1)первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);2)выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3)считали единицу мельчайшей частицей всего; 4)пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость-невыразимость в целых числах.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3)были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4)считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

4)ГЕРАКЛИТ 1)Первоначалом всего сущего считал огонь; 2)вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3)считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;5)признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);6)всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7)выступал за материальность человеческой и мировой души, 8)был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности;9)движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

5)СТОИЦИЗМ-распространенное в древней Греции философское те­чение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невоз­мутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направле­ния философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.

Древнегреческая фил-ия.

1)Демокритвсе состоит из атомов, атом–неделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм- каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании.Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты.Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:*вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. «майевтика».Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия.ИРОНИЯ — манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения — основа познания и критерий истины. Критерии истины — чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувства – нравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия — наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ– (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики- СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и»то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема ,пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма — действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души.3.Целевая причина. «Ради чего?». Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина.»Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития.

а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. уровень бессознательного.

б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа.Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых веществ.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души.

4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции.

5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное — отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле.

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познания – ОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском навоске, оно пассивно.Сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаемтолько форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущениядают намзнание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна.Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимостьчеловека от общества, первенство, главенство государства над индивидом.

Человек – «политическое животное». «Политика» — деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам.

7) МОРАЛЬАристотель – один из родоначальников этики. а)Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

Платон.

Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир («мир вещей») также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:»единого»;»ума»;»души».

«Единое «:*является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от «единого»;*разделен с «единым»,*противоположен «единому»;*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле.»Душа»:*подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое — ничто» и «ум — все живое»,связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна; .Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением «мира идей», предмет познания — «чистые идеи»; ;•»чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государстваПлатон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия- справедливая власть одного человека;тирания — несправедливая власть одного человека;аристократия — справедливая власть меньшинства;олигархия — несправедливая власть меньшинства;демократия — справедливая власть большинства;тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы),согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

Парадигма (философия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма (значения).

Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι — «сравниваю») в философии науки — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.

Первоначально слово использовалось в лингвистике и риторике. Так, например, ЭСБЕ определяет этот термин следующим образом: «в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике — пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения». Словарь Merriam-Webster (в англ. wiki: Merriam-Webster) 1900 года дает аналогичное определение его использования только в контексте грамматики или как термин для иллюстрирующей притчи или басни.

С конца же 60-х годов XX-го века этот термин стал преимущественно использоваться в философии науки и социологии науки для обозначения системы идей, взглядов и понятий, исходной концептуальной схемы, модели постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определённого исторического периода в научном сообществе.

Научная парадигма

Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии научной дисциплины:

  • допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
  • господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);
  • кризис нормальной науки;
  • научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

Согласно Куну, парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля, ньютоновскую механику и тому подобные вещи.

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований — примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, — все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования»

Смена парадигм

Основная статья: Смена парадигм

Смена парадигм представляет собой научную революцию или эволюционный переход.

Литература

  • Т. Кун Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977.

См. также

  • Кун, Томас Сэмюэл
  • Смена парадигм
  • Научно-исследовательская программа (по Лакатосу)
  • Концептуальная схема
  • Концептуальная система химии
  • Парадигма программирования

Примечания

Три классических периода философствования: классическая философия античности (от Фалеса до Аристотеля), классическая средневековая философия (от Августина до Оккама), классическая философия Нового времени (от Бэкона до Гегеля). Характер классической философской репрезентации: универсализм, рационализм, телеологизм. Логоцентризм (традиция во всем находить порядок и смысл) европейской философской классики.

Античная философия

Философия в античной культуре понимается как путь к мудрости. Основные направления греческой натурфилософии: путь фюзиса (природы), путь теоса, путь бытия. Антропологический поворот в античной философии. Человек — мера всех вещей. Основные категории античной мысли: Природа, Логос, Космос, Эйдос, Душа, Ум.

Основные идеи античной философии, оказавшие неизмеримое влияние на западную философию: 1) Мир — это упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Космос как единый, упорядоченный мир основной объект исследования. 2) Космос как целое является выражением всепроникающего разума, наделяющего природу назначением и целью и доступного непосредственному восприятию человеком. 3) Умственный анализ на своем глубочайшем уровне обнаруживает некий вневременный порядок, образцовый по отношению к своему временному, конкретному проявлению. Таким образом, окружающий нас мир оказывается разделенным на две части: на мир идей и мир вещей, являющийся материальной несовершенной копией мира идей. 4) Познание внутреннего устройства и содержания мира требует от человека сознательного развития своих познавательных способностей (разума, интуиции, опыта, воображения, памяти, нравственности). 5) Непосредственное постижение глубочайшей действительности мира — потребность не только ума, но и души, поскольку знание Истины, проникновение в подлинную природу вещей, способствует и интеллектуальному продвижению, и духовному освобождению.

Средневековая философия

Возникновение христианства и основные принципы его мировоззрения: монотеизм (бог един и уникален), креационизм (идея творения мира из ничего), богоцентризм (Бог является не просто предметом и целью познания, но сам дарует возможность познания себя верующему в него), провиденциализм (божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в истории человечества) и эсхатологизм.

Христианское мировоззрение складывалось в борьбе с античным и отличалось главным образом по следующим позициям:

— античность ориентировалась преимущественно на внешний мир и стремилась осознать его как грандиозное, новое, живое и гармоничное образование (космос). Средневековье обратилось внутрь человека (идея христианства — личное спасение). Предметом анализа становятся совесть, вера, надежда, любовь, самосознание, соотношение разума и веры; знания, основанного на опыте и откровении, тела и души, предопределения и свободы воли, доказательство бытия Бога;

— человек в античном мировоззрении занимал центральное место в силу центрального положения Земли в структуре вселенной. В средневековой философии центральное место человека обуславливается тем, что он является высшим творением Бога, по образу и подобию. Существенное отличие человека от всего мира усматривалось в его духовности. Вера — то, что обеспечивает истину. Библия возвышает веру над интеллектом, в то время как в античности разум, сводившийся к интеллекту, считался враждебным вере. Вера — это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира;

— в античном мировоззрении время циклично. В средневековом — мир обретает временной вектор — от сотворения его богом до предстоящего ссудного дня;

— важнейшая тема христианской онтологии — тема отношения бога и сотворенного им мира. Если у Аристотеля причина не порождает, а структуирует вещь, оформляет ее (причина у него не порождающая, а определяющий фактор), то в христианской онтологии причина и следствие понимаются как два уровня бытия;

— в средневековой философии человеческое знание считалось неизменным, божественным откровением. Источник и хранилище всех знаний — Библия. Таким образом, процесс познания в основном сводился к процессу преподавания. Цель познания — перестройка души с помощью слова божьего. Формирование схоластики как одной из форм рационального знания, рационализация христианского вероучения;

— в основе средневековой схоластики лежали два важных принципа: принцип креационизма как главный принцип онтологии, и принцип откровения как главный принцип гносеологии.

Средневековая философия занималась упорядочиванием христианской догматики и потому была служанкой теологии.

Проблема универсалий. Соотношение общего и единичного, умственного и чувственного. Реалисты полагают, что универсалии существуют до вещей; сторонники концептуализма — универсалии существуют в вещах; номиналисты не допускали реального существования универсалий: они существуют после вещей.

Философские идеи в культуре Возрождения

Антропоцентризм — идейный центр философии Возрождения. Понимание человека как творческой личности, творца самого себя.

Гуманизм — воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье и благополучие. Гуманизм как диалог культур и стиль светского философского мышления. Самым известным произведением, в котором нашло законченное выражение и философское обоснование гуманистическое учение о назначении человека и об исключительности человеческой природы, следует считать «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463 — 1494). Создание им науки о человеке стало первым опытом практической философии индивидуального существования. Идея возвращения человека к совершенной естественности природы. Самой сложной для гуманистов оказалась проблема свободы воли, ибо признание ее полноты означало умаление божественного всемогущества и необходимость пересмотра всей картины мира, построенной на идеальных первоначалах. Поэтому от идеи Бога откажется только философия XIX в., мыслители же эпохи Возрождения в своих рассуждениях по данному вопросу пытались совместить свободу воли и божественное провидение, оставляя приоритет за свободой воли.

Коперникианский переворот и его роль в становлении научного мышления. В эпоху Возрождения развиваются новые представления о Вселенной. Многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля — Птолемея об устройстве Вселенной и Солнечной системы, в центре которой якобы находилась Земля, опровергло учение польского астронома и мыслителя Николая Коперника (1473 — 1543). Он обосновал новый гелиоцентрический взгляд, согласно которому в центре Солнечной системы находится не Земля, как считалось ранее, а Солнце. Земля же, наряду с другими известными тогдашней астрономии планетами, вращается вокруг него. Идеи Н. Коперника развивал выдающийся итальянский мыслитель Галилео Галилей (1564 — 1642), который благодаря своим научным исследованиям и изобретениям (телескоп) сделал ряд важных астрономических открытий (горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера), подтверждавших открытие Коперника и доказывавших восходящую еще к античности (Анаксагор) мысль о единстве земных и небесных явлений. Поплатился жизнью за свои передовые идеи о бесконечности Вселенной и множественности составляющих ее миров, о возможности внеземных форм жизни итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 — 1600).

Европейская философия XVII — XIX вв.

Новоевропейская философия осуществила окончательный поворот к автономии человеческого разума, признанию его основой человеческого познания и деятельности. Характерные черты философии Нового времени:

— Антропоцентризм и логоцентризм (идеалом познания признается четкое, строгое рациональное мышление, считается, что доступ к пониманию мира открывает познание).

— Панлогизм. Cogito ergo sum Р. Декарта как фундаментальная формула классического рационализма. Идеалистическая панлогистская конструкция завершение и символ классического философствования.

— Метафизика. Невероятная тяга к построению систем: синтез перевешивал анализ. Метафизика, ориентированная на постижение предельных оснований, фундаментальных структур реальности, на системное и завершенное знание о естественно-упорядоченной и гармоничной действительности. Опора классического типа философствования на научные обоснования. Философия служанка науки и технологии.

— Открытие субъекта. Принципиальное различие между субъектом и объектом. Сознание «прозрачно» для субъекта.

С приходящейся на XVIII век историко-культурной эпохой Просвещения связана известная переориентация философской мысли Нового времени с Природы на человека и общественные условия его жизни. Просвещение — это идеологическая программа широкого общественно-политического движения, выступавшего за совершенствование человека и общества на основе разума и успехов в развитии науки и техники.

— рационализм, выраженный в формуле «законы природы суть законы разума». Правда, в своих представлениях просветители идут не от разума к природе, как Р. Декарт, Б. Спиноза или Г. Лейбниц, а наоборот, полагают, что человек получает разум от природы и только потом самостоятельно им овладевает;

— убеждение в наличии «естественных прав» у каждого человека, основными из которых являются права на жизнь, свободу и равенство по отношению друг к другу; вера в происхождение общества не по «воле божьей», а в результате «общественного договора» — добровольного, равноправного союза людей между собой, что отражает общий разумный порядок вещей в мире применительно к человеку и обществу;

— учение о невежестве и незнании как главной причине и источнике бед и несчастий человека, которые приводят к тому, что «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Самой ужасной социальной язвой просветители считали социально-экономическое неравенство, тесно связанное с неправильным политическим строем, далеким от первоначальных условий «общественного договора»;

— исторический оптимизм, вера в материальный и духовный прогресс человечества, решающую роль в котором должно сыграть просвещение (образование и воспитание) людей и развитие науки.

Философской базой Просвещения стал механистический материализм. Основные положения этого самого влиятельного направления в философской мысли Нового времени («второй волны» материализма в западной философии после античного материализма Демокрита и Эпикура) систематизированы в труде «Система природы» Поля Анри Гольбаха (1723 — 1789).

Немецкая классическая философия (XVIII — XIX вв.)

Крупнейшим представителям немецкой классической философии — Иммануилу Канту (1724 — 1804) и Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю — удалось подвести своего рода теоретический итог решению тех проблем, которые стояли перед философией Нового времени. В этой связи немецкую классическую философию следует считать ее последним, завершающим этапом.

Немецкая классическая философия восприняла основополагающие принципы философии Нового времени — ее рационализм и «натурализм» (рассмотрение окружающего мира как природы, существующей по внутренне ей присущим механическим законам), однако творчески их переработала. Прежде всего, если мыслители Нового времени, пытавшиеся познать и преобразовать природу и общество, опирались на идею о созидающей силе человеческого разума, то и Кант, и Гегель исходили из противоположной установки — из разумной целесообразности окружающего нас мира: «все разумное действительно, все действительное разумно». Они пошли не от природы к разуму, как просветители, а от разума — к природе. По этой причине в немецкой классической философии происходит смещение акцента с анализа природы на исследование человека как автономного мира. Если философы Нового времени знали человека только как природное тело, наделенное нетелесной душой, то для Канта и Гегеля именно из человеческого Духа, духовной деятельности человека выводится весь окружающий его мир — как природный, так и культурный.

Именно обратившись к изучению человека и его познавательных способностей, И. Кант совершил «коперникианский переворот» в философии: наши знания сообразуются не с окружающим нас миром, а с нашими познавательными возможностями. Поэтому мы познаем мир не таким, каким он есть на самом деле, а в том виде, в котором его познание доступно нашему разуму. Нам же остается констатировать лишь параллельное существование двух миров — мира «ноуменов» («вещей в себе», мира самого по себе) и мира феоменов («вещей для нас», мира явлений; мира, который мы знаем таким, каким он является нашему сознанию). Кантовские «идеи» Разума: «душа — мир — Бог» стала тремя объектами исследования классической философии.

Однако, если представить себе вслед за Гегелем, что наш разум находится не в статичном (пассивном) состоянии, а в процессе непрерывного саморазвития, и лишь логически завершает его в человеке и продуктах его духовной деятельности (морали, праве, искусстве, религии, науке, философии), то такой процесс окажется сущностной основой для всего существующего и в природе, и в обществе, и в самом человеческом мышлении, а человек предстанет способным осознать мир в целом, в его абсолютном основании. Таким образом, учением Гегеля была создана всеохватывающая система, которая не только представила ту картину мира, создание которой было целью философии Нового времени, но и оказалась наиболее полным воплощением ведущего для западной философии идеалистического направления.

Как ни парадоксально, но, доведя идеализм до своего логического завершения, Гегель тем самым показал его исчерпанность и ограниченность. Поэтому со второй половины XIX в. в западной философии основное значение начинают приобретать школы и течения неидеалистического толка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *