Правовой режим рейна

Международные реки: понятие, виды, правовой режим. Конвенция о режиме Дуная 1948 года

Международные реки — реки, которые протекают на территории двух и более государств. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом — разделять.

Предметом международно-правового регулирования вопроса о международных реках являются вопросы судоходства по международным рекам — данный вопрос относится к компетенции прибрежных государств. Регулируется соглашениями этих государств. Прибрежные государства вправе (не обязаны) предоставить иностранным судам возможность судоходства. Иностранные суда, таким образом, не вправе осуществлять судоходство по международным рекам, если данный вопрос не оговорен в соответствующих международных договорах. Сами прибрежные государства вправе осуществлять судоходство на всем протяжении реки.

Вопросы судоходства по международным рекам оговорены в:

Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г.;

Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 г.

опросы несудоходного использования международных рек — в основе данного предмета регулирований лежит право прибрежных государств на использование водных ресурсов (строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам 1966 г. использование вод международных рек одним государством не должно наносить вред водам той же реки, протекающим по территории другого государства. Вопросы несудоходного использования рек урегулированы в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.

Дунай — вторая по длине (после Волги) река в Европе. Протекает по территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины. Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран запрещается. Плавание военных, полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках — лишь с согласия соответствующих прибрежных государств. Дунайская комиссия, организованная из представителей придунайских стран, осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции, координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит рекомендации и т. п.

«КОНВЕНЦИЯ О РЕЖИМЕ СУДОХОДСТВА НА ДУНАЕ» (Вместе с «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОТОКОЛОМ К КОНВЕНЦИИ О РЕЖИМЕ СУДОХОДСТВА НА ДУНАЕ…») (Заключена в г. Белграде 18.08.1948)

КОНВЕНЦИЯ
О РЕЖИМЕ СУДОХОДСТВА НА ДУНАЕ
(Белград, 18 августа 1948 года)
Союз Советских Социалистических Республик, Народная Республика Болгарии, Венгерская Республика, Румынская Народная Республика, Украинская Советская Социалистическая Республика, Чехословацкая Республика и Федеративная Народная Республика Югославии,
принимая во внимание Постановление Совета Министров иностранных дел от 12 декабря 1946 года о созыве Конференции для выработки новой Конвенции о режиме судоходства на Дунае в составе представителей указанных в этом решении государств и
желая обеспечить свободное судоходство на Дунае в соответствии с интересами и суверенными правами придунайских стран, а также в целях укрепления экономических и культурных связей придунайских стран между собой и с другими странами,
решили заключить Конвенцию о режиме судоходства на Дунае и в этих целях назначили нижеподписавшихся в качестве своих уполномоченных представителей, которые, по предъявлении своих полномочий, найденных в порядке и должной форме, условились о нижеследующем:
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Вышеизложенное не распространяется на перевозки между портами одного и того же государства.
Статья 2
Установленный настоящей Конвенцией режим распространяется на судоходную часть реки Дунай от Ульма до Черного моря через Сулинское гирло с выходом к морю через Сулинский канал.
Статья 3
Придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная. По вопросам, указанным в настоящей статье, придунайские государства консультируются с Дунайской комиссией (ст. 5 ниже).
Прибрежные государства могут в своих пределах предпринять работы по обеспечению судоходства, выполнение которых необходимо по возникшим срочным и непредусмотренным обстоятельствам. Государства сообщат Комиссии причины, вызывающие эти работы, и представят краткое описание этих работ.
Статья 4
В случае, когда какое-либо придунайское государство не в состоянии будет само предпринять работы, входящие в его территориальную компетенцию, необходимые для обеспечения нормального судоходства, то такое государство должно будет передать выполнение этих работ Дунайской комиссии (ст. 5) на условиях, которые укажет Комиссия, без права передоверия выполнения этих работ другому государству, за исключением той части речного пути, которая составит границу данного государства. В этом последнем случае Комиссия определит условия выполнения этих работ.
Придунайские государства обязываются оказывать всякого рода содействие Комиссии или государству, выполняющему указанные работы.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел I
ДУНАЙСКАЯ КОМИССИЯ
Статья 5
Дунайская комиссия, именуемая ниже «Комиссия», учреждается в составе представителей придунайских стран по одному от каждой.
Статья 6
Комиссия выбирает из своего состава председателя, вице-председателя и секретаря на трехлетний срок.
Статья 7
Комиссия устанавливает сроки своих сессий и свои правила процедуры.
Первое заседание Комиссии состоится в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящей Конвенции.
——
Страницы: 1 2 3 … 5 6 7

Правовой режим судоходства на Дунае

Разработка Конвенции 1948 г. и ее основные положения

По окончании второй мировой войны США, Англия и Франция пытались восстановить «версальский» режим судоходства по международным рекам. 23 июля 1945 г. на Потсдамской конференции делегации США внесла предложение об установлении режима свободного, неограниченного судоходства по внутренним водным путям Европы, проходящим по территории двух или более государств. Предлагалось также создать временные органы для Дуная и Рейна с участием США, Великобритании, СССР, Франции и прибрежных государств, чтобы урегулировать вопросы судоходства в интересах обеспечения равных возможностей для граждан различных государств. Эти органы в соответствии с внесенным делегацией США 22 сентября 1945 г. проектом соглашения должны были функционировать на основе положений договоров и конвенций, действовавших до ноября 1936 г. Таким образом, в проекте предпринималась попытка «воскресить из мертвых» соответствующие положения Версальского договора, а вместе с ними и былые привилегии западных держав. Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г.

На заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) государств антигитлеровской коалиции и на Парижской конференции 1946 года делегации США, Великобритании и Франции пытались решить вопрос о реках, в том числе о Дунае, в рамках мирных договоров с государствами- союзниками Германии, то есть с их участием. Советская делегация возражала против этого, указывая на то, что вопрос о режиме судоходства на Дунае — дело, прежде всего, самих придунайских государств и его нельзя решить только в мирных договорах с конкретными придунайскими государствами.

Парижская конференция приняла рекомендацию о созыве конференции придунайских государств, а также США, Англии и Франции для разработки новой конвенции относительно судоходства по Дунаю на условиях полного равенства. 5 декабря 1946 г. СМИД принял следующее советское предложение о режиме судоходства по Дунаю: «Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Вышеизложенное не распространяется на перевозки между портами одного и того же государства». Этот текст вошел также в мирные договоры с Болгарией (ст.34), Венгрией (ст.38) и Румынией ( ст.36) и в ст.1 принятой Болгарией, Венгрией, Румынией, Советским Союзом, Украиной, Чехословакией и Югославией 18 августа 1948 г. Конвенции о режиме судоходства на Дунае. Австрия присоединилась к Дунайской конвенции 7 января 1960 г., а ФРГ — в силу различных политических причин — только в 1999 году. Параграф 3 Гуреев С.А., Тарасова И.Н. «международное речное право» учебное пособие, Москва, издательство «юридическая литература», 2004 г..

В этой Конвенции Вступила в силу, в том числе для СССР, 11мая 1949 г. нашли свое закрепление положения о суверенном равенстве всех прибрежных государств (ст.5,10,11,23,25), обеспечении равенства торговых судов всех стран в вопросах навигации, пользования портовыми и иными сооружениями (ст.1, 24, 26, 40), создании наиболее благоприятных условий для судоходства (ст.3, 4, 8), передаче управления рекой только прибрежным государствам (ст. 5 и след.), гарантиях против использования международно-правового режима Дуная в целях военного или экономического давления на отдельные страны (ст.12, 25, 30). Можно добавить, что провозглашенная Конвенцией свобода судоходства для судов всех государств мира включает право захода в порты, производство в них погрузочных и разгрузочных операций, посадку и высадку пассажиров (ст.24), упрощенный порядок прохождения транзитных грузов (ст.27) и запрещение взимания сборов за транзит (ст.42). Реализация свободы судоходства обеспечивается, в частности, обязанностью придунайских государств содержать свои участки реки в судоходном состоянии и производить необходимые работы для улучшения условий судоходства (ст.3), а также отсутствием в Конвенции и принятых на ее основе актах каких-либо ограничений, связанных с признанием судовых удостоверений или удостоверений судоводителей, выданных в неприбрежных государствах. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года

http://infopravo.by.ru/fed1991/ch04/akt17672.shtm Правила плавания судов устанавливаются соответствующими прибрежными странами, а в тех районах, где берега принадлежат двум разным государствам, — согласно правилам, определенным по соглашению этих государств. При этом должны учитываться Основные положения о плавании по Дунаю, принятые Дунайской комиссией. Эти положения были приняты в 1951 году, затем пересмотрены в 1967 году и систематически обновляются с учетом, в частности, рекомендованных Европейской экономической комиссией ООН Европейских правил судоходства по внутренним водным путям.

Конвенцией была учреждена Международная Комиссия по защите реки Дунай» Бассейн реки Дунай»

http://www.cawater-info.net/bk/water_law/4_2.htm. Комиссия состоит из делегаций Сторон, проводит совещания не менее 1 раза в год. Стороны Конвенции поочередно осуществляют президентство в Комиссии, которое длится один год. Для обеспечения преемственности, вновь назначенному Президенту Комиссии помогают предыдущий Президент и будущий преемник.

В период между совещаниями Комиссии проводятся встречи Руководящей рабочей группы (РРГ), в которую входят делегаты (главы делегаций и/или назначенные ими представители). РРГ готовит вопросы для обсуждения Комиссией и осуществляет общее руководство деятельностью экспертных групп. С 1999 г. в Вене действует постоянный Секретариат Комиссии защите реки Дунай в составе 8 сотрудников. Секретариат возглавляет Исполнительный секретарь, назначаемый Комиссией.

Комиссия имеет право создавать Группы экспертов (ГЭ) по тем или иным вопросам.

В настоящее время действуют ГЭ по:

а) управлению речным бассейном,

б) источникам воздействия,

в) мониторингу и оценке,

г) защите от наводнений,

д) управлению информацией и географической информационной системе,

е) Специальная группа экспертов (СГЭ) по участию общественности

ж) СГЭ по стратегическим вопросам. ГЭ имеют право формировать целевые группы для решения отдельных вопросов с привлечением дополнительных экспертов.

Важную роль в работе Комиссии играют наблюдатели. Комиссией приняты подробные «Руководящие принципы в отношении участников с консультативным статусом и наблюдателей», регламентирующие правила получения консультативного статуса (для государств и региональных организаций экономической интеграции) и статуса наблюдателей (для международных и национальных организаций и иных органов) и правила их участия в работе комиссии. В настоящее время в Комиссии статус наблюдателя имеют 15 организаций.

Проверку работы Комиссии осуществляют независимые аудиторы, назначаемые по предложению Сторон Конвенции. Аудиторами не могут быть граждане страны гражданства Президента Комиссии или Исполнительного секретаря.

Дунай

Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. закрепляет, что навигация на судоходной части Дуная «должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства» (ст. 1).

Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских государств запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет военный корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами (ст. 30).

Важное значение имеет деятельность Дунайской комиссии, состоящей из представителей придунайских государств. Комиссия содействует решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае, в частности, составляет планы работ в интересах судоходства, разрабатывает правила речного надзора, разрабатывает и издает навигационные карты, лоции, справочники и др. Дунайская комиссия разработала и в 1970 г. ввела в действие Основные положения о плавании по Дунаю.

Развивая положения Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. применительно к особенностям бассейна реки Дунай, придунайские страны в 1994 г. заключили Конвенцию по сотрудничеству в области охраны и устойчивого использования реки Дунай.

Рейн

Международно-правовой режим судоходства но Рейну установлен Мангеймской конвенцией 1868 г. Ее целью явился пересмотр ранее действовавшей Конвенции о судоходстве по Рейну 1831 г., в связи с чем она получила название «Пересмотренная конвенция о судоходстве по Рейну».

Конвенция установила различные режимы судоходства для судов прибрежных и неприбрежных стран. Равенство в отношении условий судоходства предусматривалось лишь для судов и грузов прирейнских государств.

В 1919 г. существенные изменения в Конвенцию внес Версальский договор, который уравнял права прибрежных и неприбрежных государств и ввел в состав Центральной комиссии судоходства по Рейну представителей Великобритании, Италии и Бельгии (ст. 355).

  • 21 января 1921 г. к положениям Версальского договора, касающимся Мангеймской конвенции, присоединились Нидерланды, в результате чего на Рейне был создан единый режим судоходства, действовавший в основных чертах вплоть до 1985 г.
  • 14 декабря 1922 г. в рамках Комиссии была принята Конвенция о режиме выдачи патентов судоводителей на Рейне, которая действует по настоящее время. Она вновь ввела порядок получения патентов, выдаваемых компетентными властями одного из государств – членов Комиссии (ст. 1).

С середины 1960-х гг. режим судоходства по Рейну стал предметом многолетнего противостояния Комиссии, отстаивавшей неизменность сложившегося режима, и органов Европейского экономического сообщества, стремившихся к максимальной либерализации условий перевозок для судов государств-членов и контролю за участием в таких перевозках судов третьих стран. В 1977 г. сложившаяся ситуация стала предметом рассмотрения Суда Европейских сообществ, который вынес определение о несовместимости некоторых положений Мангеймской конвенции с Римским договором об учреждении ЕЭС 1957 г. В результате 17 октября 1979 г. был принят Дополнительный протокол № 2 к Мангеймской конвенции (вступил в силу 1 февраля 1985 г.), в соответствии с которым суда государств – членов Комиссии должны допускаться к перевозкам пассажиров и грузов между портами на Рейне и его притоках, а также на водных путях, соединяющих Рейн с морем, на условиях, определяемых Комиссией. Участие этих судов в перевозках между портом, расположенным на Рейне или на указанных выше водных путях, и портом неприрейнского государства возможно только на основе двусторонних соглашений, которые могут быть заключены заинтересованными государствами после консультаций с Комиссией. Государства – члены Комиссии должны были распространить режим, которым пользуются их суда, также на суда, имеющие право нести флаг любого государства – члена Сообщества.

27 ноября 2002 г. членами Комиссии был принят Дополнительный протокол № 7 к Мангеймской конвенции, согласно которому необходимые документы для плавания по Рейну могут теперь выдаваться не только прирейнскими, но и другими «договаривающимися государствами», в первую очередь членами ЕС. Кроме того, Комиссия получила право признавать судовые свидетельства и патенты, если они выдаются па основе сходных с рейнскими предписаний, а также процедур, которые обеспечивают их соблюдение.

Международные реки. Международно-правовой режим Дуная или Рейна

Многонациональные реки (пересекают территорию нескольких государств, каждое из которых осуществляет суверенитет в отношении той части реки, которая находится на его территории; поскольку река составляет единое целое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между государствами).

Международные реки (пересекают территорию нескольких государств; имеют судоходный выход в море; открыты для плавания судов всех стран; являются важными транспортными артериями – в их использовании заинтересованы не только прибрежные государства).

Виды международных рек:

1) реки международного значения, находящиеся под контролем комиссий, в состав которых входят представители только прибрежных государств (интернационализация первой степени);

2) реки международного значения, находящиеся под контролем комиссий, в которых представлены также неприбрежные государства (интернационализация второй степени);

3) международные реки, состоящие под непосредственным управлением комиссий (интернационализация третьей степени).

Общие международно-правовые основы регулирования режима международных рек (принципы суверенного равенства сторон, взаимной выгоды, всестороннего учета взаимных интересов в использовании вод реки).

Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (универсальное международное соглашение; участники – РФ, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия, Югославия, Австрия).

Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Придунайские государства обязались (содержать свои участки реки в судоходном состоянии, производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, не ставить препятствий для судоходства на фарватерах Дуная).

Дунайская комиссия (учреждена Конвенцией; официальные языки (русский и французский); члены Комиссии и уполномоченные ею должностные лица пользуются дипломатическим иммунитетом; служебные помещения и архив Комиссии неприкосновенны; созданы речные администрации (для производства гидротехнических работ и регулирования судоходства)).

Компетенция Комиссии (наблюдение за исполнением положений Конвенции; составление общего плана работ в интересах судоходства; консультация и дача рекомендаций специальным речным администрациям и обмен информацией; установление единой системы навигационной путевой обстановки).

Функции таможенного, санитарного и речного надзора осуществляются придунайскими государствами (Дунайская комиссия содействует унификации правил, которые должны применяться без дискриминации).

Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран запрещено (военных кораблей придунайских стран – осуществляется по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами).

Покрытие расходов по обеспечению судоходства (придунайские государства по согласованию с Комиссией могут взимать с судов навигационные сборы).

Порядок разрешения споров (любой спор между участниками относительно применения и толкования Конвенции, не решенный путем переговоров, передается на разрешение Согласительной комиссии, решение которой является окончательным и обязательным для спорящих сторон).

Свобода судоходства по Рейну установлена Парижским договор 1814.

4.ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕК

Правовой режим внутренних рек устанавливается националь ным законодательством. Плавание иностранных судов но таким ре кам может осуществляться только с разрешения данного государст ва. Так, по договору между РСФСР и Финляндией 1920 г.

фин ским судам было разрешено нлавание по реке Неве. В настоящее время Российская Федерация разрешает вход торговым судам ино странных государств в порт Игарка, расположенный на реке Ени сей.
Установление правового режима международных рек, т. е.
рек, протекающих по территории нескольких государств и исполь зуемых для международного судоходства, — проблема более слож ная. Основными принципами, которыми руководствуются государ ства при установлении правового режима таких рек, являются сле дующие: государства, через территорию которых протекает международная река, регулируют вопросы навигации по взаимно му согласию; торговое судоходство на международных реках, если нет возражений со стороны прибрежных государств, открыто для судов всех других государств; каждое прибрежное государство должно выполнять работы, необходимые для обеспечения навига ции, в его части реки; военное судоходство регулируется только прибрежными государствами с учетом их безопасности. В настоя щее время на многих международных реках установлен правовой режим в соответствии с нормами международного права (напри мер, в Европе такой режим установлен для Дуная, Рейна).
Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режимр су доходства на Дунае от 18 августа 1948 г., участниками которой яв ляются Россия, Украина, Югославия, Чехия и Словакия (как право преемники Чехословакии), Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия. Придунайские государства полностью сохраняют свой суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судо-
474 ходства на своих участках, устанавливают правила плавания и за хода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечи вающие нормальное судоходство.
Согласно ст. 1 Конвенции навигация по Дунаю должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых н на вигационных сборов и условий торгового судоходства. Из анализа этой статьи видно, что Конвенция отвечает интересам не только придунайских стран, но и других государств. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право заходить в порты, производить в них погру зочные и разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, со блюдая при этом действующие в соответствующем прибрежном го-сударстве правила. Придунайские государства обязаны содержать свои участки вод в судоходном состоянии и производить необходи мые работы для обеспечения нормальных условий судоходства.
Согласно ст. 30 плавание по Дунаю военных кораблей всех не- придунайских стран воспрещается, а военных кораблей прибреж ных государств за пределами их участков реки может осуществ ляться по договоренности между заинтересованными придунайски- ми государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции 1948 г. учреждена Дунайская комиссия (местонахождение — г. Будапешт) из пред ставителей всех придунайских государств — членов Конвенции. Свою деятельность она осуществляет на основе принципов уваже ния суверенитета и невмешательства во внутренние дела придунай ских государств. Дунайская комиссия устанавливает единую систе му навигационной путевой обстановки; составляет и издает навига ционные карты; решает вопросы плавания, речного надзора; принимает рекомендации по унификации таможенного, санитарно го надзора. Дунайская комиссия, являясь международной органи зацией, поддерживает связи с третьими государствами и с междуна родными организациями: Европейской экономической комиссией ООН и др.
Другой важной артерией Европы является река Рейн, правовой режим которой установлен Мангеймской конвенцией 1868 г., со гласно которой плавание по Рейну открыто для торговых судов всех государств от Базеля до открытого моря. Однако пользование этим правом судами неприрейнских государств ограничивается Ев ропейским экономическим сообществом, установившим определен ные льготы для плавания судов прирейнских государств.
Среди многочисленных рек Африки четкий правовой режим 475 был установлен для рек Конго и Нигер. На примере правового ре жима этих рек также видно изменение соотношения сил на между народной арене. Так, если в Заключительном акте Берлинской кон ференции 1885 г. большие права предоставлялись державам, нахо дящимся далеко от этих рек, то в 1963 г. государства бассейна реки Нигер (Гвинея, Нигер, Мали, Камерун, Чад и др. — всего 9 госу дарств) заключили соглашение, по которому устанавливается сво- і бода торгового судоходства для всех государств. Следовательно, правовой режим Нигера определяется самими африканскими госу-дарствами. Принцип свободы судоходства в 1963 г. установлен так же для Сенегала. Режим большинства других африканских рек предусматривает их использование только прибрежными государ ствами.
Реки Южной Америки (Ла-Плата, Амазонка) открыты для тор говых судов всех стран, а реки Северной Америки (Св. Лаврентия, Колорадо, Рио-Гранде) — только для судов стран, по территории которых они протекают.

Река Дунай (древнее название Истр) на пути от истока в Германи до устья в черном море протекает по территории 10 стран: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины. На его берегах решались судьбы многих европейских государств.

Где протекает: Дунай образуется в результате слияния рек Брег и Бригах, возле города Дронауэшингер в Германии на высоте 678 м. Это вторая по величине река в Европе после Волги. На его берегах расположились такие европейские столицы как: Братислава, Вена, Будапешт, Белград. В Румынии он впадает в Черное Море образую большую дельту. Еще в древние времена Дунай служил транспонтной артерией. А с возникновением судоходства его экономическое значение постоянно увеличивается. Через канал Рейн-Майн-Дунай, достроенный в 1992 году, Черное море соединено с Северным.
Длина Дуная: 2 860 километров.
Площадь бассейна водосбора: 817 000 км. квадратных.
Расход воды: 6400 куб.м/см.

Площадь дельты: 4152 км. квадратных.

Притоки Дуная: Иллер, Лех, Изар, Инн, Энс, Морава, Раба, Ваг, Грон, Ипель, Драва, Тиса, Сава, Морава, Искар, Сирет, Прут.
Биологические ресурсы: белуга, осетр, севрюга, сельдь, сом, сазан, лещ, судак, стерлядь, красноперка, карась, окунь, пескарь, щука, налим и некоторые другие. Интенсивное использование реки нарушило экологическое равновесие и количество рыбы в Дунае значительно уменьшилось. Сюда же можно добавить и другие экологические проблемы: высыхание пойменных лесов, вымирание выдов животных что традиционно жили на берегах реки.

Режим реки Дунай

Способ питания: Дунай имеет разные источники питания. Основным источником воды является талый снег с гор. Также важную роль играет дождевая и грунтовая вода.
Замерзание: Половодье проходит весной и летом, с конца февраля до августа. Меньше всего воды в Дунае в сентябре октябре. Замерзает река не ежегодно (в январе-феврале).

Смотрите также: река Меконг — Дунай Азии.

Дунай на карте:

Извините, карта временно недоступна

Фото:

Видео. Небольшой фильм про Дунай:

Природа Дуная, фильм:

Круиз:

Река Дунай. География, течение, интересные факты

Река Дунай протекает через территорию 10 европейских государств, а именно: Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Румынию, Болгарию, Молдавию и Украину. Среди рек Европы по длине и водоносности уступает только Волге.

Водосборный бассейн Дуная кроме вышеперечисленных 10 стран соприкасается с территориями ещё девяти европейских государств. В Румынии и Украине река Дунай в месте соприкосновения с побережьем Чёрного моря сформировала весьма протяжённую дельту. При этом румынская часть этой дельты настолько живописна, что была включена ЮНЕСКО в список достопримечательностей мирового масштаба.

А где же настоящий исток Дуная

Есть в немецком местечке Донауэшинген круглая ротонда. Кто-то утверждает, что на этом месте зарождается река Дунай.

Но многие не согласны с этим утверждением и указывают на место в горах Шварцвальда. По второй версии слиянием 3 ручейков близ Хюфингена рождается Дунай.

Один из этих ручьев под названием Брег, вытекает из упомянутого городка и соединяется с созвучным по названию потоком Бригах. Ещё через пару километров возле Баден-Вюртемберга к ним присоединяется третий ручей, название которого мне не известно.

Слияние Брега и Бригаха.

Но уже через 30 км от места слияния этих небольших речушек река Дунай исчезает! Нет её на поверхности, уходит в недра земные в местечке Иммендинген (Германия). На самом деле река протекает сквозь трещины и воронки в горных породах. Исследователям лишь в 1877 году удалось доподлинно установить, что вода спустя некоторое расстояние снова выходит на поверхность в 12 км южнее. Место это ранее назвали Аахским источником, отсюда река Дунай продолжает свое движение по просторам Европы. Кстати, очень просто способ определения течения реки Дунай нашли те исследователи в 1877 году — растворили соль в воде у Иммендингена, и убедились что после этого в Аахском источнике вода тоже стала соленой.

Впрочем, в туристических путеводителях присутствуют и точки, откуда вытекают ручей Брег и его «сводный» брат Бригах, также обозначенные как начало величайшей реки Дунай.

Течение реки Дунай

Полная длина реки Дунай составляет 2960 км. На берегу данной водной артерии Европы закономерно расположены многие крупные города, включая столицы некоторых стран. Вдоль русла Дуная расположились:

  • Вена, столица Австрии;
  • город Белград, столица Сербии;
  • столица Венгрии город Будапешт;
  • столица Славакии город Братислава.

Ежегодный расход воды в реке составляет 6700 м³/с. Уклон 0,237 м/км. Дунай — это довольно разветвленная река, с большим количеством рукавов и притоков. Основное питание река получает с Альп и с горной системы Карпатов. Небольшие горные речушки приносят свою воду в эту большую артерию.

Годовая амплитуда колебаний уровня воды от 4-5 метров. Зимой средняя температура в районах реки составляет от -1 до -5 градусов °C. Летом же она поднимается до +20 °C. Почти постоянно на Дунае дуют сильные холодные ветры. Воздушные массы достигают этих районов из Атлантики, восточной Европы и западной Азии. Скорость ветра может достигать 30 м/с, что даже способно изменить направления течения реки на противоположное на какое-то время.

Замерзает Дунай замерзает только при очень низкой температуре и на короткий срок. Это обусловлено большим стоком реки.

Река Дунай впадает в Черное море.

Верхнее, среднее и нижнее течения

Направление реки меняется несколько раз. Первый изгиб река делает вблизи Регенсоурга, второй недалеко от Пассау.

Дунай у Пассау

Считается, что Верхний Дунай течет до венгерского городка Генью, далее начнется Средний Дунай. От Пассау до Генью русло идет в одном направлении.

Средний Дунай

Без изгибов протекает вторая часть — Средний Дунай, уступающий место возле Железных Ворот Нижнему Дунаю, который протянулся уже до самого устья. Это условное разделение русла реки на 3 части по характеру течения.

От истока и почти до Вены Дунай — это скорее горная река. Здесь река стекая с крутых склонов, прорывается в узкую долину между Чешским массивом и Альпами, и её течение проявляет неспокойный характер. Ввиду этого в верхнем течении Дуная вдоль берегов ограждения, дамбы и плотины – это частое явление.

В средним течение река растекается по Среднедунайской равнине. Общая ширина её рукавов достигает от 5 до 20 км. Дунай образует небольшие долины проходя через горные хребты. Река сужается, её ширина не превышает 150 м, а глубина зато увеличивается до 20 м. В ущелье Казане глубина максимальна и составляет 70 м.

Название Нижнедунайская равнина говорит само за себя. Этот участок начинается от Железных Ворот и тянется до самого устья. Ширина поймы колеблется в пределах 10-20 км, и разветвляется на многочисленные протоки и рукава. В нижнем течении глубина реки существенно уменьшается в среднем до 5 м.

Устье Дуная

Дельта главной водной артерии Евросоюза снова уступила Волге. Ее площадь 4152 км.кв. Основная часть дельты Дуная находится на территории Румынии (3446 км.кв или 83% площади). Остальные 17% принадлежат Украине. Величина площади дельты постоянно меняется, на что влияет заиление русел и возникновение других.

Почва в устье Дуная болотистая, территория пронизана сетью мелких озер и небольших речушек. Основное русло реки разделяется на несколько ветвей. Сначала оно превращается в Килийское и Тульчинское гирло. Последнее далее трансформируется в Сулинское и Георгиевское, образующие в свою очередь небольшие вторичные дельты. На украинской территории расположено Килийское устье, оно считается самым быстротечным.

В Черное море река впадает 3 основными гирлами:

  • Килийским;
  • Георгиевским;
  • Сулийским.

Большую часть дельты Дуная занимают . Весь ландшафт в 1991 году взят под охрану ЮНЕСКО. На территории Украины существует биосферный заповедник, в который вошла существенная часть дунайской дельты. Основная угроза для природоохранных участков – это украинские и румынские судоходные каналы.

Крайний пункт дельты Дуная находится на Украине на острове Анкудинов. Как ни странно, но отсчет длины реки Дунай начинается именно отсюда, т.е. Дунай мерят от конца к началу, а не наоборот.

Впечатляющие рукава реки

Река Дунай может похвастаться не только своей основной протяжённостью, но и длиной и количеством своих рукавов, которые в некоторых случаях отходят от основного потока воды более чем на 10 км. С правой стороны от Дуная самыми длинными рукавами являются такие, как Мошонский и Дунеря-Веке. При этом в первом рукаве исток достигает отметки в 1854 км с гирлом в 1794 км, а во втором он составляет 237 км с гирлом в 169 км. Несмотря на эти внушительные данные, левый берег не только не уступает, но и превосходит правый. Здесь выдающихся рукавов сразу три:

  • Малый Дунай
  • Шорокшарский Дунай
  • Борча.

При этом, если в первых двух рукавах показатели истоков колеблются в пределах 1642 до 1868 км, то в последнем он составляет всего 371 км.

Природа

Обычная географическая карта Дуная не передает того богатства флоры и фауны, которым обладает река.

Вдоль русла живут популяции птиц, грызунов, редких рептилий и прочих животных. В реке обитают 45 видов рыб, а в дельте можно увидеть даже тростниковые заросли. Кроме традиционных камыша и водорослей, на Среднем и Нижнем Дунае все лето можно наблюдать цветение водяных лилий разных видов.

Упоминание

Первые известные науке упоминания о Дунае встречаются в текстах античного историка Геродота, который жил в 5 веке до н.э. Отец истории, как его называли, писал, что река Истр (Дунай на древнегреческом языке) берет начало в стране кельтов и пересекает центр Европы.

Дельта Истры находится в районе Эвсксинскогопонта (Черное море), и содержит семь рукавов. Нынешнее название -Дунай — дали, по всей видимости, кельты, жившие на этих территориях. Известно, что император Траян приказал построить каменный мостовой переход через Дунай в 105 году н.э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *