Кинетический и кинестетический праксис

Понятие праксиса и обследование орального праксиса

В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Понятие праксиса и его виды.
2. Обследование орального праксиса.
3. Ссылки на видео по артикуляционной гимнастике.

Понятие праксиса и его виды

Гностические функции служат базисными для овладения связанными с ними действиями, т.е. различными видами праксиса. Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.

Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом П Брока, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.

К. Липманн подчеркивал, что праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий. Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии. Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.

К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.
Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.

А.Р. Лурия, основываясь на учении К. Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный. Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.

Добавим к этому, что термин афферентный означает «центростремительный, подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру», а термин эфферентный означает «центробежный, подразумевающий направление нервных импульсов от центра к периферии».

Для того чтобы пояснить сказанное, обратимся к тому, что посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет, понимаемый как объект действительности в самом широком смысле слова. Вначале это был предмет, предоставляемый природой (камень, ветка дерева, плоды, шкуры убитых животных и т.д.), а затем появился предмет, являющийся продуктом деятельности самого человека, т.е. рукотворный. И те и другие предметы сыграли решающую роль в формировании праксических действий людей.

В «предметный» период онтогенеза ребенку, как и нашим предкам, необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки, затем — бытовые предметы, а затем и все остальные. «Королевой» игрушек, по праву, можно считать погремушку. Она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. Не менее «великими» являются куклы, кубики и пирамидки. Это незаменимые стимулы для развивающегося гнозиса и праксиса.

Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса. К нему относятся все смысловые жесты (как едят, как пьют, рубят дрова, водят машину и пр.). Известно, что именно символические жесты составляют особый язык глухих — амслен. Вербальная способность слышащих людей оттеснила язык жестов на второй план, однако всем известны ситуации, когда вместо слов приходится использовать жесты (нельзя кого-то разбудить, нужно что-либо неслышно подсказать, наконец, что-либо сообщить, когда слов не слышно, например, в момент отправления поезда).

Особое место занимает пальцевый праксис. Он свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий. Маленький ребенок очень рано (начиная с 5—6 месяцев) проявляет любовь к игре с пальчиками. В это же время у него появляется осмысленный указательный жест, делающий ребенка принципиально отличающимся от всех животных, даже от примата, который, если и может что-то обозначить, то рукой, а не пальцем. Своего апогея любовь ребенка к действиям с пальцами достигает в широко известной игре «Сорока-ворона».

Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный праксис. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и прочее.

Непроизвольность праксических действий обеспечивается высокой степенью их упроченности (автоматизации). Особенно ярко это прослеживается на примере орального праксиса. Непроизвольно, т.е. в виде рефлекса, названные выше оральные движения, как правило, выполняются. Так, больной, который не может по заданию подуть, тут же задувает горящую спичку, поднесенную к его губам. Овладение оральным праксисом составляет весьма важную подготовительную фазу речевого развития. От качества и объема оральных навыков во многом зависит усвоение нормативного звукопроизношения.

Обследование орального праксиса

Тест. Воспроизведение оральных поз

Дается задание воспроизвести ряд оральных поз (подуть, поцокать, пощелкать, посвистеть, надуть обе щеки, каждую щеку поочередно и т.д.):

а) по оптическому образцу;

б) при экранировании рта, демонстрирующего позы,

в) по словесному заданию.

Примечание: Проба проводится при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционных органов.

Диагностическое значение теста

Может выступать в качестве причины затруднений в овладении звукопроизношением, хотя вероятность компенсации нарушении орального праксиса достаточно велика за счет смысловых и оптических опор.

Область патологического функционирования в мозге

Нижнетеменная область левого полушария (вторичных полей коры)

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

  • Стимуляция рефлекторных движений оральных органов, например, задувание горящей спички.
  • Перевод реальных действий на уровень осмысления, формировать способность подуть через дутье на что-либо горячее, надувание воздушного шарика, выдувание мыльных пузырей, движения языка через «слизывание» с губ пищи и прочее
  • Отработка оральных поз и движений во время еды
  • Выполнение под музыку отрабатываемых действий орального праксиса (дутья, щелканья, цоканья и пр )

И в заключение, замечательная артикуляционная гимнастика на сайте логопеда-практика Лазаревой Татьяны Сергеевны

Часть 1 (преимущественно для постановки свистящих С,З,Ц)

Часть 2 (преимущественно для постановки Л и шипящих)

Часть 3 (преимущественно для постановки Р)

Часть 4 (усложнённый вариант)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКСИСА

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8

К основным видам праксиса относятся: кинестетический (праксис позы, статический) и кинетический (динамический). По локализации на­рушения праксиса (диспраксии) классифицируются на: оральнуюдиспрак-сию/апраксию (затрагивает лицевую и артикуляционную мускулатуру) и постуральную (затрагивает все тело или туловище); иногда одельно выде­ляют диспраксию конечностей (рук).

Нарушения праксиса (апраксии/диспраксии) в классической невро­логии определяются как приобретенные нарушения действий и целена­правленных движений, при которых отсутствуют сенсомоторные наруше­ния, парезы и другие первичные двигательные нарушения.

Так, например, кинестетическая оральная диспраксия проявляется в неумении выбрать нужную пространственную схему артикуляционного движения при принципиальной возможности его осуществления. Кинетическая оральная апраксия проявляется в неумении совершать серию плавных переключений артикулем.

Оральный праксис

Кинестетический праксис (праксис позы)

1. Ребенка просят повторить артикуляционную позу по визуальному
образцу (по речевой инструкции): вытянуть губы трубочкой, надуть щеки,
высунуть язык, открыть рот и опустить (поднять) язык как можно ниже
(выше) и т. п.

2. Артикуляционным органам ребенка (языку, губам) придают опре­
деленную позу и просят удержать ее в течение некоторого времени (считая
от одного до трех или пяти).

Кинетический праксис (динамический)

1. Ребенку предлагаются для повторения различные артикуляцион­
ные движения: пощелкать языком, нахмурить брови, а затем улыбнуться,
дотронуться языком до левого, затем до правого угла рта и пр.

2. Ребенку предлагается, следуя показу, затем инструкции, поднять
(опустить) язык, отклонить его влево, вправо, выдвинуть вперед, затем
отодвинуть в глубь рта и т. п.

Семиотика нарушений орального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в артикуляционных органах, слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз; нарушение последовательности, плав­ности артикуляционных движений.

Постуральный праксис

Кинестетический праксис (праксис позы)

1. Ребенку предлагается повторить определенные позы тела, которые
демонстрирует исследующий. Например, в положении стоя вытянуть руки
вперед, голову отклонить назад.

2. Ребенку предлагается повторить определенные позы пальцев рук,
которые демонстрирует исследующий. Например, сжать пальцы в кулак
или разжать их; соединить первый и второй пальцы в кольцо; воспроизве-
сти различные положения пальцев кисти (вытянуть указательный и сред-
ний пальцы (остальные сжаты) и т. п.

3. Ребенку предлагается закрыть глаза. Исследующий придает опре-
деленную позу пальцам рук ребенка, затем возвращает их в исходное по-
ложение и просит ребенка: а) воспроизвести позу этой же рукой; б) дру-
гой рукой.

Кинетический праксис (динамический)

1. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
тела: в положении стоя вытянуть руки вперед, согнуть ноги в коленях, при-
сеть, затем поднять руки вверх.

2. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
руки (рук): «кулак»—»ребро» — «ладонь».

3. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить графиче-
скийобразец на бумаге, не отрывая карандаша.

4. Ребенку предлагается повторить движение «игра на рояле» (после-
довательные движения пальцами), зашнуровать ботинки, застегнуть пуго-
виуу и т. п.

5. Ребенку предлагается пропрыгать на одной ноге (правой, затем ле-
вой) вдоль линии на полу.

Семиотика нарушений постурального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в теле и конечностях, слабость кинестетиче-ских ощущений поз тела и конечностей; нарушение последовательности, плавности движений тела и конечностей.

Литература

Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление

диагноза. М., 2004. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие

/Подред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

мл. шк. возр. М., 2007. Безрукова О.А. Слова родного языка: Учеб.-метод, пособие … дошк. и мл.

шк. возр. М., 2009. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста: Науч.-метод, изд. М., 2008. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоения устной речи. М., 1977. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы

дефектологии. М., 1987. Грибова О.Е. О содержании понятия «онтогенетический принцип» в

дошкольников. СПб., 1999. Лепская Н.И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации). М.,

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,

1974. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.

Чьокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М., 2009. Т. 1.

Чальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб., 2002.

Чриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые

годы жизни: Метод, пособие. СПб., 2006.

нарович. М., 1998. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте. М., 2002.

]имерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия // Логопедия: Метод.

наследие. Кн. III / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. ‘кворцов И.А. Неврология развития. М., 2008.

такова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ре­бенка: (Анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: Формирование и развитие. М., 1998. иакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. М., 2004. омичеваМ.Ф. Воспитание удетей правильного произношения. М., 2000. зеткова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического

обследования детей. М., 1997.

Введение ………………………………………………………………………………………….. 3

§ 1.Концептуальные подходы к диагностике речи детей

дошкольного возраста в современной логопедии …………………… 5

§ 2. Принципы составления логопедического заключения…………… 11

§ 3. Принципы составления психолого-педагогического

заключения ………………………………………………………………………… 15

Глава 2. Структура и содержание речевой карты ребенка

дошкольного возраста………………………………………………………..19

§ 1. Модель речевой карты ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)……………………………………….. 19

§ 2. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка раннего и младшего дошкольного возраста……………… 21

§ 3. Модель речевой карты ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)……………………………………….. 34

§ 4. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка среднего и старшего дошкольного возраста …………….. 36

Приложение 1. Речевая карта ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)……………………………………………………. 51

Приложение 2.Речевая карта ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)……………………………………………………. 54

Приложение 3.Средние показатели нервно-психического развития

детей первых лет жизни …………………………………………………………………… 58

Приложение 4.Тестовые задания для определения уровня

сформированности речеязыковой компетенции………………………………… 67

Приложение 5.Методы исследования праксиса……………………………….. 95

Литература……………………………………………………………………………………… 97

Научно-методическое издание

Безрукова Ольга Александровна

Приходько Оксана Георгиевна

Служакова Ольга Ивановна

Челей Нонна Самойловна

Методические рекомендации

по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста

Редактор, корректор M.JJ. Береснева Дизайн и компьютерная верстка Н.В. Тимирязева

Подписано в печать 20.09.2010. Заказ № 112 Формат 70×100/16. Бумага офсетная. Гарнитура LiteraturnayaC

Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,25. Тираж 1000 акз.

Отпечатано в типографии ЗАО «Академический печатный Дом» 127550, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2 А

Издательство «Русская Речь» 129323 Москва, ул. Снежная, д. 16

Глава 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Рис. 2

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Рис. 3

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро — ладонь — кулак».

2. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец:

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

3. И.: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

Рис. 4

И.: «Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

5. Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

Пространственный праксис

1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.

Рис. 5 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *