Критерии оценивания группового проекта

Методические рекомендации по проведению группового проекта. Критерии оценки проекта.

Групповой проект

Методические рекомендации по проведению группового проекта

  1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных (коммуникативных и регулятивных) умений.

  1. Примерное время выполнения проекта.

Занятие рассчитано на два урока (90 минут). Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.

Этапы работы

Время проведения

Организационный этап

10–15 минут

Выполнение проектов группами

30–35 минут

Перемена

10–15 минут

Презентация работ групп

10–20 минут

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

10–15 минут

Итого

70–100 минут

  1. Организация рабочего пространства класса.

В классе одновременно работает не более трех групп (до 18 человек).

В классе должны быть:

  • рабочие зоны (по числу групп): «круглые столы» (2–4 составленные вместе парты) и стулья (по числу членов группы);

  • на столе каждой группы должны быть разложены:

  • листы с заданием (по числу участников группы),

  • листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),

  • листы самооценки (по числу участников группы),

  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши,

  • стикеры (цветные клейкие листочки). Примечание. Каждой группе выдаются стикеры (цветные клейкие листочки) своего цвета.

— бейджики с номерами от 1 до 5 (при необходимости до 6) и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;

  • компьютерная зона (3–6 столов с компьютерами (ноутбуками) – по одному на группу, расположенные, например, вдоль стены, и по два стула рядом с ними). На рабочем столе каждого компьютера размещается папка с информационными ресурсами;

  • стол с информационными ресурсами (см. Ресурсы для выполнения проекта, п. 4.1);

  • стол(ы) с ручными инструментами и материалами (см. Ресурсы для выполнения проекта, п. 4.2, 4.3);

  • зона для презентаций (экран, столы и стенды для размещения макетов, фотографий, доска с магнитами, кнопками или другими держателями).

  1. Ресурсы для выполнения проекта

    1. Подборка информационных ресурсов, подготовленных ЦОКО: тексты, примеры таблиц, диаграмм, фотографии, картинки, иллюстрирующие тему группового проекта, на бумажных носителях и в папке «Информационные ресурсы» на рабочем столе компьютера (если компьютер есть в классе).

    2. Инструменты и средства: компьютеры, принтер, проектор, экран или интерактивная доска (если они есть в классе), доска с магнитами, кнопками или с другими держателями, столы для размещения выполненных проектов, фломастеры, ножницы.

    3. Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага формата А4, картон, клей, клейкая лента, пластилин, если возможно – конструктор («Лего» или другой). Материалы готовятся с расчетом на все группы.

  2. Организация наблюдения и помощи обучающимся в работе.

Урок проводится учителем, преподающим в классе. Если в классе более 15-18 учеников, класс делится на две части и приглашается второй проводящий – учитель начальных классов этой же школы. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники или другие сотрудники школы – по одному человеку на каждую группу.

Исследовательский проект рекомендуется выполнять в классах, где обучается более 10 человек.

Функции проводящего:

  • поддержка организованного проведения урока,

  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности,

Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки.

  • общее наблюдение за процессом работы групп,

  • заполнение карты эксперта в ходе презентации групп.

Примечание. Необходимо заранее ознакомиться с картой эксперта и особенностями ее заполнения.

Функции школьного психолога (при его отсутствии – завуча):

  • проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям, описанным психологом (или завучем),

Примечание. Инструктаж проводится за один-два дня до выполнения проекта.

  • оказание необходимых консультаций и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировка результатов наблюдений,

  • общее наблюдение за процессом работы групп.

Функции наблюдателей:

  • заполнение карты наблюдений за работой групп.

Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога (или завуча).

  1. Организация деятельности учеников

  1. Учитель объявляет тему урока и делит детей на группы по 4–5 (при необходимости до 6) человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале: первые 4 или 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д. или другим случайным способом – по жребию.

Внимание! При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей или педагогов.

Если в одной образовательной организации выполняют групповой проект обучающиеся нескольких школ или базовой школы и ее филиалов, рекомендуется сформировать группы так, чтобы обучающиеся не оказались в группе, где другие ученики им незнакомы.

Если в 4 классе 6-7 человек, то проводящий делит их на группы по 3-4 человека в каждой группе.

В малокомплектных школах возможно формирование разновозрастной группы из обучающихся 2-3-4 классов. При этом оценивается работа только обучающихся 4 класса.

  1. Сразу после деления класса на группы учитель сообщает каждой группе ее номер.

  2. Две-три группы остаются в данной классной комнате под наблюдением учителя (проводящего), остальные переходят с другим учителем (вторым проводящим) в соседнее помещение (также заранее подготовленное для выполнения проектной работы).

Примечание. Если в классе более трех групп и ученики работают в двух аудиториях, проводящие в ходе урока неоднократно меняются местами, переходя из одной классной комнаты в другую. Это необходимо для создания равных условий для всех групп класса.

  1. Проводящие предлагают каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами (от 1 до 5 или 6 в каждой группе).

Когда ученики будут выполнять проект, проводящий должен составить списки групп с указанием номера каждого участника, обозначенного на бейджике.

  1. Проводящий, находящийся с группами в классе:

А) предлагает детям прочесть текст задания, обращает внимание на то, что они самостоятельно уточняют тему проекта и выбирают, в каком виде они будут представлять свою работу (участники группы должны решить, что они будут делать – макет, плакат, компьютерную презентацию – и из какого материала); показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами, стол с информационными ресурсами;

Б) обращает внимание детей на необходимые этапы выполнения задания, записывая (показывая) на доске каждый этап:

обсуждение задания, формы представления результата;

составление плана работы (дети находят Лист планирования и продвижения по заданию);

выполнение задания;

контроль за выполнением задания (дети находят в Листе планирования и продвижения по заданию столбец с отметкой о выполнении задания);

представление результатов;

голосование за лучший проект, если групп несколько;

самооценка (дети находят Лист самооценки);

В) еще раз обращает внимание детей на информационные и другие ресурсы, их расположение;

Г) дает необходимые пояснения, отвечает на вопросы,

Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 15 мин).

  1. Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15-20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому через 35–40 минут после начала урока пповодящий должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта на 5–7 минут.

  2. По окончании работы над проектом делается перерыв. После перемены все группы собираются в одной аудитории и поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет каждую выступающую группу и прикрепляет к доске табличку с ее номером и названием. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этап презентаций затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.

  3. Во время выступления каждой группы проводящий заполняет карту эксперта.

  4. После выступлений всех групп учитель просит всех учеников проголосовать за лучший, по их мнению, проект – то есть взять с рабочего стола свой стикер (цветную карточку) и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а дети заполняют свои листы самооценки.

Примечание. При подсчете результатов голосования рекомендуется зафиксировать общее число проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

  1. В конце занятия объявляются проекты-победители – вызвавшие наибольший интерес, и группы, выполнившие эти проекты. Учитель, психолог и наблюдатели благодарят детей за работу, интересные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:

  • групповой Лист планирования и продвижения по заданию,

  • Листы самооценки

Примечание. Необходимо проследить за тем, чтобы подготовленная группой компьютерная презентация была сохранена с указанием в наименовании файла названия подготовившей ее группы и класса.

  1. Ввод данных по результатам проведения проекта.

Ввод данных осуществляется в электронные формы в соответствии с инструкцией по вводу данных в день проведения группового проекта в присутствии независимого наблюдателя. Независимый наблюдатель передает заполненные электронные формы муниципальному координатору.

  1. Отчетные материалы по каждому классу включают:

  1. Файл с результатами проведения проекта в образовательной организации.

  2. Замечания и предложения по совершенствованию материалов (в свободной форме включаются в протокол проведения проекта – в электронной форме).

Критерии оценивания ученических проектов

Критерии оценивания ученических проектов.

Стратегия модернизации общего образования определила его основные направления: интеграция учебного содержания, формирование коммуникативных компетентностей и развитие пользовательских навыков в информационных технологиях. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценок невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором и показателем результативности.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта ориентирует при оценке достижений учащихся на три составляющие качества образования: предметно-ориентационную, деятельностно-коммуникативную и ценностно-ориентационную.

Учителю для определения уровня достижений учащихся необходимо иметь шкалу показателей развития учебных навыков и критериев, по которым можно оценивать сформированность ключевых компетенций.

Шкала достижений и критерии оценок достижений помогут учащимся и учителю проследить за формированием и развитием у обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.

Согласно РК, творческая группа учителей, работающих над этой проблемой, предлагает два варианта критериев оценивания ученических проектов.

Вариант 1.

Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности:

  • 2 – выше среднего
  • 1 – средний
  • 0 – ниже среднего.

Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности Фамилии учащихся
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
3.Знание источников информации
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
5.Умение формулировать цель, задачи
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее
13.Умение оценивать достоверность полученной информации
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство
ИТОГО:

Максимально возможное количество баллов: 28

Предлагаем ввести штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

  • какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
  • на каком уровне он его усвоил;
  • каковы его умения и навыки;
  • какова оценка его творческой деятельности;
  • в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Вариант 2.

Критерии оценивания проектов

критерий показатели балл
1. Структурные 1.1. Логичность достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы проекта 2
обоснование актуальности и ее соответствие теме проекта неполное (показана только общественная или только личностная значимость темы) 1
актуальность не представлена в тексте 0
1.2.Культура исполнения элементы структуры проекта представлены в полном объеме, приложения соответствуют 2
не все элементы структуры проекта представлены, приложения не соответствуют (по качеству или количеству) 1
большинство элементов структуры проекта не представлено 0
сумма баллов по I критерию (макс. 4 балла)

II. Теоретические (макс. 14 баллов) 2.1.Целостность проблема представлена полно, ее значимость достаточно обоснована 4
проблема и ее значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы 2
постановка проблемы и обоснование ее значимости отсутствуют 0
2.2. Коммуникативная компетентность представлено самостоятельное проблемное осмысление заявленной темы в соответствии с изученными источниками 3
присутствуют элементы самостоятельного осмысления темы, ссылок нет 2
отсутствует самостоятельное осмысление представленной информации 1
2.3. Информационная компетентность на основе изученной информации сделаны выводы и обобщения, использованные в практической части 7
использованные источники позволили провести анализ и выразить оценочное суждение к материалам (проблеме) 5
источников достаточно для раскрытия темы, терминология корректна 4
источников для раскрытия темы проекта достаточно, но в используемой терминологии встречаются неточности 3
источников для раскрытия темы проекта недостаточно, в используемой терминологии встречаются неточности 2
используемая терминология недостаточна или некорректна, ссылок на изученные источники нет 1
сумма баллов по II критерию (макс. 14 баллов)

критерий показатели макс. балл
III. Исследовательские (макс. 20 баллов) 3.1. Соответствие теоретической и практической частей практическая часть проекта связана с теоретической и направлена на решение исследуемой проблемы 3
практическая часть связана с теоретической рассматриваемой проблемой (темой) 2
практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объему 1
3.2.Корректность методов исследования заявленные методы исследования (инструментарий) использованы корректно 5
отдельные методы (инструментарий) исследования некорректно использованы или нецелесообразны 3
заявленные методы (инструментарий) исследования не использованы или некорректны 1
3.3.Результативность исследования выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты ее решения 6
выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объеме 3
выводы приведены, но слабо связаны с заявленной проблемой исследования 1
3.4.Элементы исследовательской компетентности цели и задачи проекта достигнуты, адекватно представлены в выводах 6
цели и задачи проекта достигнуты частично, соотнесены с методами и результатами исследования 3
представлена попытка соотнесения целей и задач с методами и результатами исследования 1
сумма баллов по III критерию (макс. 20 баллов)
IV. Особое мнение рецензента (до 2-х баллов)
СУММА БАЛЛОВ (макс. 40 баллов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *