Устранение нелитературных слов

Нелитературная лексика в речи детей дошкольного возраста и способы ее устранения

Весь словарный состав русского языка можно представить в виде двух пластов, в один из которых входят слова всем известные по своему звучанию, написанию и значению – их называют общеупотребительными. Этими словами пользуются все русские люди, независимо от того, в какой местности они проживают, какой трудовой деятельностью занимаются или в какой форме речи (устной или письменной) они общаются. Поэтому и называется такая лексика общеупотребительной. Наряду с такими словами в языке существуют и такие, которые употребляются не всеми, а только определенной группой людей. Это так называемая лексика, ограниченная в употреблении.

Последнее двадцатилетие в России происходят радикальные изменения, касающиеся всех сфер жизни. Они принесли изменения в общественно-политическом строе, перестановку в социально-классовом составе участников общения. Данные сдвиги сопровождаются полным снесением правил-ограничителей. В итоге происходит своеобразный «языковой взрыв». Таким образом, можно выделить несколько основных причин популяризации ненормативной лексики в современном обществе:

1) криминализация общественного сознания, начавшаяся со времен перестройки, когда было дозволено делать все, и при этом была забыта нравственная сторона;

2) увеличение деклассированных элементов (нищих, беспризорных, эмигрантов и т. д.);

3) свобода слова;

4) отсутствие однословного эквивалента в нормированной лексике;

5) экспрессивность, необычность ненормативной лексики;

6) влияние моды.

В жизни многих родителей наступает такой момент, когда их малолетний ребенок однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения.

З. К. Закирова отмечает, что источников нелитературных слов вокруг нас очень и очень много. Это и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и семья. Взрослые не всегда замечают за собой, а потом помнят об этом, что в периоды раздражения и гнева они произносят вслух те же самые ненормативные слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит вокруг? Какие же слова можно отнести к нелитературным? Безусловно, это нецензурная лексика, грубые и ругательные слова (дерьмо, сволочь, гад и т.п.), выражения, унижающие и оскорбляющие человека (дурак, идиот, псих и т.п.). Есть еще и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций («йес», «вау» и т.п.) или для вхождения в детский коллектив. Бороться с такими словами или нет – решают сами родители в зависимости от того, насколько приемлемым они считают это поведение .

Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми «плохих» слов происходит всё чаще и чаще, и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но при этом не способствуют перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.

Как отмечает И. Колосова в более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести родителей в замешательство и шокировать, однако необходимо не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант. Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чувство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину. Рассмотрим наиболее распространённые и характерные причины нарушений поведения .

Для правильного психического развития ребенка и его эмоционального благополучия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внимания со стороны взрослых. Если малыш этого не получает по ряду причин (родители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, нередки семейные конфликты), то он будет искать способ привлечь их внимание. Даже если это будут окрики, замечания и тому подобное, он достигнет своей цели. Ведь для него важно, чтобы мама и папа интересовались его желаниями, увлечениями, принимали участие в его играх.

Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мультфильма), таким образом, ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить поводом для употребления бранных словечек. Необходимо иметь в виду, что в силу своего возраста дети часто идеализируют какого-либо человека или героя фильма — если он положительный, значит, всё, что он делает, безоговорочно хорошо. Полностью отгородить ребенка от влияния внешнего мира невозможно, да и не нужно. В этой ситуации можно посоветовать внимательно следить за атмосферой, в которой происходит развитие ребенка.

Особенно хочется отметить влияние телевидения — ведь оно забирает у детей и родителей то время, которое они могли бы провести с семьей. Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни, и совсем отказываться от него было бы неправильно. По возможности старайтесь ограничивать время, проведённое ребенком у телеэкрана. Необходимо выбирать только те передачи и мультфильмы, которые соответствуют его возрасту. И никаких сцен насилия, агрессии с участием «колоритных» отрицательных персонажей.

Может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает личность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «ты – плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

Как отмечает А. Лосева, дети подчас могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть глобальные изменения в жизни ребенка – появился маленький братик или сестренка, и ребенок чувствует себя лишним, ненужным; развелись родители; ввиду сложившихся обстоятельств ребенка отправляют жить к бабушке; родители все время ссорятся. Или это единичный и мелкий повод – не купили игрушку, не пошли в гости, несправедливо наказали. И снова ребенок переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью .

Большое влияние оказывает улица, и касается оно уже детей более старшего возраста. Если ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор, группа по интересам), нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе. Вряд ли стоит из-за этого изолировать ребёнка, ведь сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, однако помочь ему развить чувство уверенности в себе – необходимо. Тогда он сможет достичь успеха в любой социальной обстановке и без показного сквернословия.

И. В. Сушкова предлагает следующие приемы борьбы с нелитературной лексикой детей. Во-первых, необходимо устранить саму причину сквернословия – проявлять к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия. Во-вторых, как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное – добиться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. И здесь задача взрослых – помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить – плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением. В-третьих, это еще и собственный пример. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», родители не должны ждать, что он с ними согласится, если родители сами служат моделью неподобающего поведения. Родителям необходимо задуматься об обстановке, царящей дома: употребляются ли унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов семьи, в том числе и детей, И самое главное нужно стараться избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка. В такие моменты взрослые заняты только выяснением отношений и ничего не видят вокруг себя. Люди совершенно не задумываются о том, что они делают и говорят в подобной ситуации. Говорить о том, что ругаться запрещено, и самому это делать – значит наносить серьезный вред воспитанию. Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Родителям необходимо научить ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь). Таким образом, возможно не только решение проблемы употребления бранных слов, но и приучение ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно .

Важной также является проблема употребления ругательств в детском коллективе, когда ребенку трудно противостоять одному. Выход один – объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять. Можно также составить «Договор о взаимоуважении», где будет записано, что членам детского коллектива не разрешается употреблять оскорбительные выражения. После того, как все дети торжественно пообещают, что больше не будут их произносить, необходимо прикрепить его на видном месте как напоминание о принятом решении. Если ребенок спрашивает родителей, ругаются ли они когда-нибудь, то необходимо сказать ему правду. Важно помнить о поощрении хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно необходимо поощрять и подчеркивать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сквернословие – это способ выражения гнева и протеста ребенка. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Ребенок дает понять, что у него есть проблема. Задача взрослого в этом случае – не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и, может быть, изменить что-то в себе. Важно помнить и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.

Литература:

Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Главной задачей современной школы является развитие речи и мышления учащихся.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из показателей умственного и речевого развития учащихся служит богатство его словарного запаса. Чем богаче словарный запас учащихся, тем красочнее и содержательнее его устная и письменная речь.

Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, не понимает его настоящего значения, не научилось свободно распоряжаться словом, всегда страдает от этого недостатка при изучении других предметов».

Одной из важнейших задач развития речи является упорядочение словарной работы, выделение основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Словарная работа предусматривает четыре направления:

1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.

2) Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:

а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;

б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;

в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;

г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;

3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.

4) Устранение нелитературных слов, перевод из активного словаря в пассивный словарь. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Методологические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой — изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов.

Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант с предварительным разбором.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

2. Картинный диктант:

  • учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
  • учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения;
  • учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1) записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — слова — названия растений;

2) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт…);

3) выписать только слова из «Словаря»:

Урожай, урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)

4. Диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

5. Диктант по памяти:

  • записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
  • записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.

6. Диктант с комментированием.

Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают однокоренные ему слова и записывают их в тетради.

7. Творческий диктант.

Заменить развернутое определение, одним словом.

Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.

Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера.

Известно, что слово, наряду с фонемой и предложением, является основной единицей языка. Поэтому важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Чтобы объяснить значение изучаемого ученикам начальной школы необходимо показывать сам предмет или его изображение. Например, дети рассматривают на предметной картинке изображения инструментов (молоток, топор), называют их, определяют их назначение, объясняют отличительные признаки этих предметов.

Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речи.

Вот некоторые примеры таких упражнений:

1. Прочитайте и объясните значение изучаемого слова, в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком — о сирени как цветке этого растения.

  • Сирень посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень.

2. Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов:

а) Вот и лето подоспело — земляника покраснела. (М. Ивенсен.)

б) Земляничка, земляничка — красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек.

в) Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

(Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.)

3. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

  1. молодая осина;
  2. осиновый лес;
  3. гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

4. Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь — морковка, жёлтый — желтоватый, чёрный — чёрненький, ветер — ветрище, корова — коровёнка, сверкать — сверкнуть.

5. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

6. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».

Организация работы с трудными словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.

1. Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком.

Третий месяц у ворот — это к солнцу поворот.

2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережёт родной страны покой и славу.

С далёкого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата.

Только взял боец трёхрядку, сразу видно — гармонист.

Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдёт в атаку смело, победит врага в бою.

Служил в рядах Советской Армии рядовой Петров.

3. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из «Слов для справок»:

  1. Как алмазы… на листьях росинки.
  2. Пылает заря, … роса.
  3. Снег … под лучами зимнего солнца.
  4. Солнце…, а месяц…

Слова для справок: блестеть, гореть, светить, сиять, сверкать.

На помощь школьнику приходит ассоциативное мышление – мышление при помощи образов.

Наш разум способен устанавливать замысловатые связи между предметами и событиями. Такие связи надолго сохраняются в памяти. Поэтому словарное слово можно проверить, подобрав к нему слово, в котором нужная буква находится под ударением. Ассоциации дети могут составлять сами дома или в классе, рисовать иллюстрации, составлять рассказы.

петух – Петя столица — стол

иней – белый товарищ – помощь идет

вдруг – гром, грянул футбол — боты

пирог – пир земляника — земля

Для активизации и обогащения словарного запаса учащихся, учитель может использовать игры типа «Кто больше?», «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?», «Кто быстрее и правильнее?», ребусы, кроссворды.

1. «Кто больше?»

а) К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите только те однокоренные слова, в написании которых вы не ошибетесь.

Герой, комбайн, жёлтый, песок, сахар.

б) К любому слову подберите подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).

Сирень, помидор, морковь, огурец, осина…

2. «Кто быстрее?»

а) К данным словам подберите противоположное по значению (близкое по значению) слово из «Словаря».

Белый — …, юг — …, запад — …, грустно — …, прощай — …, плохо — ….

б) Вспомните, о ком так говорят.

Проехал зайцем; как огурчик; ворон считает; трещит, как сорока…

3. «Кто правильнее?»

Кого так называют: тракторист, шофёр, агроном, инженер, директор…

4. «Кто быстрее и правильнее»

Подберите подходящее по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.

а) Жареный …, восточный …, солёный …, тракторный …, сладкий …, сытный …, школьный …, прекрасная …, огородные ….

б) Переходить (что?) …, ехать (на чем?) …, сварить (из чего?) …, рисовать (чем?) …, выращивать (что?) …, гордиться (кем?) ….

5. «Собери слова»

бе, за, рё; са, хар.
г… р… д
м… с… ц

рсооак —

ятбреа –

агамниз –

6. «Узнайте слово»

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг украли мышки
От слов начала откусили
И к себе в норку утащили.

а) Учитель показывает карточки, а дети пытаются вспомнить слово.

  • …рога
  • …роз

б) Вспомните и запишите слова в тетрадь.

  • мо…
  • пе…

в) Соедини слово с нужной буквой

  • яг…да
  • к…пуста А
  • быстр…
  • з…вод О
  • М…сква

7. «Кто как подаёт голос»

с…бака каркает

п…тух чирикает

в…робей лает

в…рона поёт

8. «Прочтите слово»

  • 40а
  • 100лица

б) В каждой строчке спряталось одно словарное слово. Найдите их и выделите цветными карандашами.

ПЕНТОВОРЛОПМОЛОКОПАМИТ

ВЫРАЬТЭХМРИЧМОРОЗШУФВЫ

НИКОСАТРАБОЧИЙДУМИОРЕАС

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка позволит учителю заинтересовать школьников значением изучаемых слов, обогатит и расширит их словарный запас, поможет сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *