Диалектика абсолютной и относительной истины

Диалектика абсолютной и относительной истины

Философская и научная концепция (проблема) истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Целью всякого познания является получение знаний, но не просто знаний, а знаний истинных, то есть таких, которые адекватно отражают действительность. Понятие истины устанавливает отношение соответствия между нашим разумом и внешней действительностью. Оно фиксирует совпадение человеческих представлений с объективным положением, дел. Сами по себе природные или социальные процессы не истина, они действительность, а истина — это характеристика нашего знания о них, поэтому более точным выражением является «истинное знание», которое противостоит выражению «заблуждение», то есть знания, не соответствующего реальной действительности.

Существует два класса истин — логические и фактические.

Логическая истина — это тавтология (от греческого слова tauto — то же самое, logus-слоо), это выражение, повторяющее в новой словесной форме ранее сказанное. Пример тавтологии может служить 5-й постулат Евклида.

Логические истины не выводят за рамки наличного знания, в них нет прироста информации. Истинность тавтологии полностью определяется ее логической структурой. Если рассуждение совершается по схеме А есть А, то этого достаточно для его логической истины, но полученные суждения не прибавляют ничего нового к тому, что уже было сказано.

Фактические истины — это верное адекватное отражение действительности. Истинными знания могут называться тогда, когда они не противоречат, а соответствуют реальным предметам и процессам. Первая преграда при анализе истины — это определение ее «местопребывания».

Истины в материальных вещах и процессах нет как бы глубоко не проник человек в тайны микро-, макро- или мегамира, найти там истину в буквальном смысле слова нельзя, потому что истина идеальна.

Истина — это элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.

Вывод: Истина- это духовное образование, которое существует в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез и т.д. Следовательно, истина существует в сознании человека,который является природным существом. Носитель истины — отдельный человек, затем коллектив, социальная группа, класс и т.д. По изложенным причинам истина не только идеальна. Существует в форме духовного образования, но и субъективна, привязана к человеку и человечеству.

Между идеальным отражением (то есть нашими ощущениями, мыслями и т.д.) и самой действительностью существует соответствие, которое должно быть верно, независимо от воли человека и человечества, поэтому мы вправе сказать, что истина для всех одна, и она всегда объективна. Ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.

Вывод.Объективная истина есть такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Ключевым в этом определении являются два момента, которые выражены словами: и не зависит.

Знания, которые переносят истину, конечно, зависят и от человека и от человечества, поскольку именно люди являются носителями знания, но содержание знания бывает различным. Знание можно «загрузить» субъективным материалом в соответствии с принципом «я так считаю» или «все так полагают», но такие знания лишены объективной значимости, так как они не выводят нас в существующий независимо от нашего сознания мир, поэтому пользы обществу от таких знаний нет. Ценностью обладают лишь те знания, которые в идеальной форме воспроизводят действительность. Содержание таких знаний не зависит от прихоти субъекта, его воли и желания, никакого значения здесь не имеет и мнение большинства, общепринятые взгляды. Истина не устанавливается голосованием. «Истина — дочь времени, а не авторитета» Ф.Бэкон.

Вывод: объективность истин связывается со следующими положениями:

1. источник знания – объективная реальность;

2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

3. вопросы истины не решаются арифметическим большинством;

4. категорией для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.

Объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно, потому что окружающий мир безграничен и бесконечен, а человечество ограничено в своих возможностях познавать мир на каждом этапе исторического развития. Знания людей на каждом историческом этапе определяются достигнутым уровнем развития науки, техники, общественно-исторической практики. По мере развития научного познания открываются новые законы, а также уточняются те условия, при которых эти законы верны. Между познанным и непознанным нет непроходимой грани.

Вывод:

1.относительная истина выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания;

2. относительность объективной истины означает ее незавершенность, приблизительность, наличие моментов несоответствия объекту, односторонность его воспроизведения, верность в строго определенных условиях.

Но если истина относительна, то есть ли истины, которые не подвластны времени и являются абсолютными? Такие истины есть в любой науке. Это моменты объективного в относительной истине. Многое из того, что мы обнаруживаем в процессе познания, оказывается универсальным — всеобщим, абсолютным. Но даже такие истины могут изменяться. Абсолютность истиныозначает, что, она нигде никем и никогда не может быть опровергнута. Она всё та же для всех времён и народов с момента её открытия

Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:

1. абсолютно полное знание обо всем, что было. Есть и будет в мире;

2.моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;

3. так называемые «вечные», окончательные истины.

В первом случае абсолютная истина не достижима,но нет предела все более полного отыскания ее содержания. Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание, на каждом из этапов его развития и таким образом истиной является не только абсолютная истина, то есть полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительная, неполная, то есть относительная истина.

Совершенно понятно, что абсолютно полного знания невозможно достичь ни на одном из исторических этапов развития общества; немецкий философ Гегель отмечал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Поэтому есть истины абсолютные (в философском смысле слова), и нет истины вечной, истины в последней инстанции. Последний момент концепции истины — это признание ее конкретности. Конкретность истины означает то, что она отражает предметы и явления в определенных условиях места и времени. Конкретность истины предполагает постоянное соотношение теории и действительности.

Метафизическое противопоставление абсолютной и относительной истин приводит к заключению, что можно получить истину в последней инстанции, вечную истину,если принимать за истину такие положения, которые справедливы в любое время всегда и везде, то это будет означать догматическое пониманиедействительности. Догматизм в познании возникает в том случае, если принимаются без доказательства и проверки теоретические истины, которые были верными в других условиях.

Релятивизм- это признание только условности и относительности знания и отрицание, какой бы то ни было объективной абсолютной истины, объективной модели или научной картины мира, к которой стремится познание.

Прагматизм — (от древнегреческого pragma — дело) «истина то, что приносит практическую пользу, то, что полезно». Представители этого философского направления считают истинными только те суждения, руководство которыми приносит практическую пользу, обеспечивает успех, позволяет удовлетворить запросы и потребности личности.

Что является критерием истины? Отыскать критерий истины,это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного. Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.

21 Проблема истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

Истина — это цель, к которой устремлено познание. По Аристотелю истина — это соответствие знания объекту, действительности. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Для того чтобы разобраться в проблеме истины следует разобраться в вопросах познаваемости мира, суверенности мышления, пути, который проходит наше мышление на пути к достижению истины, т.е. вопросе о переходе от абстрактного к конкретному, вопросах отношения абсолютной и относительной истины. Основной вопрос философии об отношении мышления к бытию, духа — к природе можно рассматривать и с другой стороны, а именно: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Среди утвердительно отвечающих на этот вопрос есть не только материалисты, но и такие идеалисты как Гегель, только он считал действительный мир осуществлением некоей предвечной «абсолютной идеи», причем человеческий дух правильно познавая действительный мир, познает в нем и через него «абсолютную идею». Наряду с материалистами и последовательными идеалистами есть и такие философы, которые оспаривают возможность познания мира или хотя бы исчерпывающего познания.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины- не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Та истина, что вода кипит при 100С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Положение о конкретности истины, с одной стороны, направлено против догматизма, игнорирующего перемены, происходящие в жизни, а с другой стороны — против релятивизма, отрицающего объективную истину, что ведет к агностицизму. Заблуждение- это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Ложь — намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. В качестве критерия истины может выступать практика. Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут. Противоречивость практики как критерия истины является своеобразным противоядием против догматизма и окостенения мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *