Психология журналистики олешко

Психология журналистики в системе современной массовокоммуникационной деятельности

Психология журналистики – наука относительно молодая. Она возникла и развивалась параллельно с совершенствованием каналов передачи массовой информации. Сегодня ее все чаще именуют также «медиапсихология». К примеру, московские коллеги, разделяя при этом, скажем так, традиционный и новейший подходы, в последнем случае дают следующее определение медиапсихологии: это наука «о формах осуществления нелокальных психических процессов в пространстве массовой коммуникации». Действительно, в цифровую эру медиансихология является в первую очередь «отражением нового витка развития информационных технологий массовой коммуникации и формирования новой парадигмы науки». Но, если все же рассматривать журналистику как социальный институт, развивающийся в контексте взаимосвязей не только массово-коммуникационного характера, то, по всей видимости, более правильным будет использование в расширительном значении именно термина «психология журналистики», поскольку «медиапсихология» в большей степени характеризует, на наш взгляд, в первую очередь так называемую «инструментальную» составляющую информационной деятельности. Не исключено, что перманентно развивающиеся технологии (в частности, бесконечность текста и вариативность его интерпретаций), так явно проявляющиеся сегодня в Интернете, нивелируют со временем журналистику в целом и «авторскую» в частности, но в этом случае и учебники будут другими.

Пока же, как свидетельствует новейшая практика, основная проблема, связанная с совершенствованием каналов передачи информации в целом и различных методологических подходов к изучению эффективности воздействия массмедиа, заключается именно в том, что данные технологии развиваются быстрее, нежели процессы формирования массового «информационного сознания». А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специально овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, распространения, потребления информации. При этом в нашем обществе до сих пор еще сохраняется отношение к информации либо как к явлению естественному, очевидному и потому не требующему специального внимания, либо как к чему-то опасному, желательно регулируемому и дозируемому.

Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне общественных настроений и тем более вопреки им, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, свобода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого другого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ.

Так, стремительное снижение тиражей у ряда газет и журналов является, по мнению ряда экспертов, следствием не только причин, связанных с активным наступлением сетевых и цифровых технологий, но и свидетельством в целом падения интереса ко многим печатным изданиям, ставшим в условиях рынка нс «штучными», а «усредненными». Их контент, как правило, – сугубо информационного характера или в псевдоаналитике бездоказательный, безапелляционный, с изначальной заданностью в оценках явлений или событий, причем еще и с обилием элементарных ошибок. Другая крайность – непропорционально большой объем текстов развлекательного характера. Мало спасают в этом случае даже электронные версии газет и журналов на их же сайтах, поскольку оказываются чаще всего зеркальным отражением недостатков печатных версий.

Индивидуальные проявления человеческой «творческости» трудно найти и на радио, и на телевидении, которое Владимир Познер однажды остроумно назвал «конвейер плюс театр». Отсюда объяснение феномена популярности социальных сетей как способа самоидентификации, объяснение стремительного «клонирования» их в виртуальном пространстве и продуктов Интернета – в сознании людей.

Вместе с тем в последнее время в правовое поле современной журналистики были внесены принципиальные изменения, которые де-факто уравнивают информационные и иные права «традиционных СМИ» и «массмедиа XXI в.». Так, в 2011 г. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) и Федеральный закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» были дополнены статьями принципиального характера, которые отражают как реализацию концепции информатизации современной России, так и переход на современные цифровые стандарты телевещания. Закон о СМИ был принят, как известно, в 1991 г. Безусловно, никто, в том числе и его составители, не могли предвидеть грядущее развитие информационных технологий, стремительное распространение информации в Глобальной сети. В этой связи отсутствовали законодательно установленные критерии, в соответствии с которыми информация, распространяемая через Интернет, признавалась бы продукцией СМИ, а такие сайты регистрировались бы в качестве средств массовой информации. Не случаен, к примеру, и тот факт, что так ничем закончились и многочисленные попытки разработать Закон «О телевидении». Разработчики всякий раз, что называется, догоняли «ушедший поезд».

В данном же случае в результате нововведений в Законе о СМИ в статье 2 под сетевым изданием понимается «сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим законом»; под продукцией СМИ понимается «отдельный выпуск либо обновление сетевого издания»; под распространением продукции СМИ – «предоставление доступа к сетевому изданию». Таким образом, что важно для дальнейшей практики, интернет-сайт признается средством массовой информации, продукция которого распространяется в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Вместе с тем необходимо акцентировать внимание и па том, что принцип добровольности регистрации сайта в качестве СМИ сохранился. Новая редакция статьи 8 указывает на то, что «сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не зарегистрированный в качестве СМИ, средством массовой информации не является». Те, кто будут знакомиться с новой редакцией Закона о СМИ, должны обратить внимание и на тот факт, что изменения коснулись также необходимости указания в заявлении о регистрации сетевого издания ссылки на доменное имя данного издания, что ранее (при регистрации электронного периодического издания) не практиковалось. При изменении доменного имени сетевого издания учредитель СМИ будет обязан в месячный срок уведомить регистрирующий орган о таком изменении.

Почему так важно акцентировать внимание на данных законодательных и нормативных изменениях? Да по той простой причине, что все большая субъективация процессов формирования, распространения и потребления массовой информации выводит проблематику психологии журналистики в разряд не просто остро актуальных, но и, повторим, прикладных для медийной практики. Ведь СМИ станут действенным инструментом формирования развитого общества будущего лишь в том случае, если своим содержанием и формой будут систематически способствовать развитию человеческой индивидуальности – причем как при производстве, так и при потреблении различных видов контента; если также будут способствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к информации, обеспечивать полную информированность – в пределах обусловленных законодательством – отдельных социумов и граждан. И это актуальная проблематика уже не только технологического, нравственноэтического, собственно массово-коммуникационного характера, но и психологического. Ведь все это находится в центре исследований психологии журналистики как научно-практической дисциплины.

Милан Кундера в романе «Бессмертие» сформулировал одиннадцатую заповедь как право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества – это всегда симптом болезни последнего, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического характера при посредстве массмедиа тесно связаны с политическими, экономическими, рядом других. По рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.

Олешко В. Ф. Библиотека профессионального журналиста

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

В.Ф. ОЛЕШКО

Библиотека профессионального журналиста

Тел. офиса +380 (044) 331-87-74

Гнатышин Борис Борисович +380 (067) 209-89-61

e-mail wtb@wtb.kiev.ua

Учебное пособие

Допущенорегиональной секцией Урала и Сибири научно-методического совета по журналистике УМО университетов РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»

Издательство Михайлова В. А.

Санкт-Петербург

УДК159.9

ББК88.4

Психология журналистики. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 240 с.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор, декан факультета филологии и жур­налистики Саратовского государственного университета В. В. Прозоров;

доктор политических наук, профессор, зам. председателя диссертационного совета Санкт-Петербургского госуниверситета по специальности «Политическая психология» Г. С. Мельник.

Олешко Владимир Федорович, 1955 г.р., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати Уральского государственного универ­ситета им. А.М. Горького. В практической журналистике с 1972 года. Лауреат премий Союза журналистов России за лучшие журналистские публикации 1995 и 2004 гг.

Автор шести монографий, издававшихся в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве. Сфера научных интересов — психология творчества, технологии масс-медиа, моделирование массово-коммуникационных процессов. Как и предыдущие книги, учебное пособие адресовано прежде всего студентам факультетов журнали­стики и других творческих специальностей, журналистам-практикам, а также всем тем, кто хочет достичь успеха, используя как результаты современных научных исследований, так и свой интеллект.

ISBN 5-8016-0288-7

© Олешко В. Ф.

© Издательство Михайлова В. А.

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………………………………..6

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ………………….8

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности…………………………………………….8

1.2. Массовая коммуникация — нервная система

целостного общественного организма…………………………………………………….9

1.3. Проблема, предмет, метод……………………………………………………………………..11

1.4. Цель, задачи, принципы и функции

психологии журналистики……………………………………………………………………14

1.5. Коммуникация как личностная проблема………………………………………………19

ТЕМА 2

ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМЕЖНЫЕ НАУКИ………………….22

2.1. Личность и личностные «пространства»………………………………………………..22

2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика…………………………………24

2.3. Информационные триады: сущность, виды, значение…………………………….26

2.4. Психологические исследования в журналистике…………………………………….28

2.5. Теории массовой коммуникации…………………………………………………………..28

ТЕМА 3

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВО-КОММУНИКАЦИОННОГО

ТВОРЧЕСТВА: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ…………….32

3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества…………………..32

3.2. Мотивы, цели, функции, результаты творчества…………………………………….34

3.3. Можно ли творчество программировать?……………………………………………….36

3.4. Аксиология творчества…………………………………………………………………………39

3.5. Творчество как усиление себя……………………………………………………………….42

3.6. Есть вариант!………………………………………………………………………………………43

ТЕМА 4

ЧЕЛОВЕК КАК СОЗДАТЕЛЬ ПРОДУКЦИИ СМИ………………………………..46

4.1. Специфика журналистского мышления…………………………………………………46

4.2. Характеристики творческих способностей журналиста…………………………..50

4.3. Журналистское произведение: от замысла — к реализации……………………..52

4.4. Можно ли стимулировать вдохновенье?…………………………………………………57

4.5. «Культивирование» информационного поля………………………………………….60

4.6. Творческое письмо журналиста как технология………………………………………66

4.7. Патопсихология медиатворчества…………………………………………………………68

ТЕМА 5

ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………71

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность…………………………..71

5.2. Типология аудитории СМИ………………………………………………………………….72

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия…………………………………………………74

5.4. Харизматическая модель коммуникатора………………………………………………76

ТЕМА 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………79

6.1. Определения понятия «ментальность»…………………………………………………..79

6.2. Аналитичность как традиция?……………………………………………………………..80

6.3. Аспекты деиндивидуализации личности…………………………………………………81

6.4. Тенденции толерантности…………………………………………………………………….83

6.5. Его величество тендер………………………………………………………………………….84

6.6. Синергетика пола……………………………………………………………………………….90

ТЕМА 7

ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?……………………………………………..94

7.1. Новости — лицо средства массовой информации…………………………………..94

7.2. Сущность понятия «философия новостей»…………………………………………….96

7.3. Законы внутренней этики……………………………………………………………………99

7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности …………..101

7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны»………………………….103

ТЕМА 8

СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………..107

8.1. Диалог как реальное бытие культуры……………………………………………………107

8.2. Реализация социально-технологического подхода…………………………………109

8.3. «Вас слушает читательский редактор»…………………………………………………..112

8.4. Мобильные возможности СМ И …………………………………………………………..113

8.5. Основные жанры Интернет-журналистики…………………………………………..114

8.6. Журналистика в стиле on-line………………………………………………………………116

8.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции масс-медиа……………………..119

ТЕМА 9

ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ………………………………………………………..127

9.1. Игра: сущность, основные формы………………………………………………………..127

9.2. Моделирование ситуаций игрореализации……………………………………………128

9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии………………………………………131

9.4. Информационный дискурс игрореализации…………………………………………133

9.5. Эксперименты в современной журналистике………………………………………..139

9.6. Типология игр в СМИ…………………………………………………………………………142

ТЕМА 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТОРОВ…………………………………………….146

10.1. Специфика полемики в масс-медиа……………………………………………………146

10.2. Психологические задачи полемики в СМИ………………………………………….149

10.3. Принципы ведения полемики……………………………………………………………152

10.4. Коммуникаторы: безличные и индивидуальные…………………………………..154

10.5. Масс-медиа как орудие манипуляции…………………………………………………158

10.6. «Я сам обманываться рад…»……………………………………………………………….161

ТЕМА 11

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СМИ:

ТЕКСТ, СМЫСЛ, ЭМОЦИИ ……………………………………………………………….164

11.1. Шрифт как выразительное средство……………………………………………………164

11.2. Смысл и эмоции: взаимовлияние, противоречия…………………………………168

11.3. Форма журналистского материала………………………………………………………170

11.4. СМИ как зеркало для героя………………………………………………………………..173

11.5. Жанровая палитра современных масс-медиа……………………………………….179

ТЕМА 12

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………185

12.1. Парадигма взаимодействия творческой личности и общества……………….185

12.2. Конвергентность СМИ и Интернета как тенденция…………………………….188

12.3. Медиалогика XXI века……………………………………………………………………….189

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………………..191

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»………………………………………………….195

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ………………………………………………………………214

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ……………………………227

ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ…………………………….232

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое автором пособие являет собой пример так называемого учебно-методического комплекса и призвано:

• во-первых, способствовать изучению нормативного курса «Психология жур­налистики», в плане организации учебного процесса — от его начала до сдачи экзамена;

• во-вторых, предложить необходимый минимум теоретического материала по общей и специальной психологии;

• в-третьих, быть методологическим и методическим основанием для более глу­бокого самостоятельного постижения психологической культуры творческой деятельности в сфере массовой коммуникации и обусловленной ей актуальной проблематики современной журналистики;

• в-четвертых, восполнить зачастую существующий недостаток непосред­ственного учебно-методического и личностного общения студентов (особен­но заочной формы обучения) с преподавателем;

• в-пятых, дать возможность самостоятельно, но в системе освоить психоло­гические основы медиадеятельности тем из журналистов-практиков, у кого такая необходимость возникнет.

XXI век — не только век информационный, но и век системных междисципли­нарных связей. Так, к примеру, для современных массовых коммуникаций харак­терно сращение методов журналистики и психологии. Специалисты отмечают, что на телевидении и радио, в газетах и журналах нередко применяются психологичес­кие методики организации материала. В свою очередь, новейшая практическая пси­хология, используя журналистские методы, расширяет воздействие до уровня мас­совой коммуникации.

Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей — все это и многое другое возможно осуществить в обществе в значительной степени с помощью средств массовой информации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в освоении специальной ветви прак­тической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучающихся к работе в СМИ.

Следовательно, целью курса является знакомство студентов с основными со­циально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными ком­понентами массовых коммуникаций (коммуникатор — каналы и средства массо­вой информации — содержание — аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массо­вого взаимодействия. Автором рассматривается также процесс эволюции мышле­ния и стилей, методов творческой деятельности журналиста в связи с развитием технологий массовой коммуникации. Все это в конечном итоге призвано способ-

ствовать адаптации студентов к постоянно меняющимся внешним условиям ре­альной коммуникационной практики.

Представленный учебно-методический комплекс опирается на признанный и имеющийся в большинстве регионов Российской Федерации набор учебной, пси­хологической и энциклопедической литературы, рекомендуемой Министерством образования РФ, Научно-методическим советом по специальности «Журналисти­ка» Учебно-методического объединения государственных университетов, Урало-Сибирского и Северо-Западного региональных УМО. Лекционный курс «Психо­логии журналистики» написан в соответствии с новыми государственными обра­зовательными стандартами высшей школы и включает в себя все основные его разделы.

Тематика практических занятий дополняет теоретический курс, предлагая сту­дентам с особой внимательностью проработать четыре ключевых темы: «Человек как создатель продукции СМИ», «Личность как потребитель массовой информа­ции», «Социально-технологический подход как фактор развития диалоговых от­ношений» и «Социально-психологическое моделирование деятельности коммуни­каторов». Проверить качество полученных знаний можно самостоятельно — с по­мощью тестовых заданий.

Обучающимся следует обратить внимание, что литература для подготовки к семинарским занятиям, как и при освоении учебного материала других тем, зачас­тую повторяется. Это обусловлено тем, что практически весь материал в психоло­гии журналистики «сопрягается», и несколько книг, учебных пособий могут быть полезны при подготовке по разным темам. Поэтому в числе основной литературы указано небольшое количество обязательных базовых учебников и учебных посо­бий (на выбор), а в списке дополнительной литературы — книги, которые не толь­ко могут помочь студенту в учебной работе, но и в целом способствуют формиро­ванию психологической и коммуникативной культуры личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *