Критерии оценки открытого занятия

«Методические рекомендации для открытого занятия» (критерии оценки открытых занятий, отработка навыков, анализ занятий и разработок).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Полтавской

(критерии оценки открытых занятий,

отработка навыков,

анализ занятий и разработок).

Старший воспитатель:

Астахова

Алена Григорьевна.

2016 год

МО Красноармейский район,

станица Полтавская

Методические рекомендации для открытого занятия.

Пояснительная записка.

Открытые занятия — развитие традиций? Одна из форм изучения, обобщения и распространения передового опыта работы воспитателей? Ответим, конечно, положительно. И особое значение они приобретают в современных условиях, когда наряду с другими показателями, критериями деятельности (особенно в рамках государственной аккредитации) введено использование инновационных методов в образовательном процессе, что ярко проявляется и легко поддаётся самообследованию, обследованию и мониторингу через контроль и анализ, изучение и рефлексию проведённых открытых занятий воспитателей ГБОУ школы-интерната.

В нашей работе всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не в полной мере обеспечивают современный уровень решения профессиональных задач и проблем, не дают удовлетворения самому воспитателю. И тогда мы прибегаем к новым приёмам и способам, анализируем и прогнозируем свою деятельность, а самое главное — учимся друг у друга.

Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный учебный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятии.

На открытом занятии воспитатель показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим.

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи воспитателям в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Основные задачи данных методические рекомендаций:

 способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей в ходе подготовки к проведению открытых занятий;

 повышению качества преподавания;

 оказание методической помощи при анализе занятия;

 распространение педагогического опыта.

Общие рекомендации для проведения открытого урока.

Для открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки воспитателя.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Воспитатель, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей занятия, достижение которых запланировано.

Самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками учебного материала.

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим данное занятие.

Цель проведения открытого занятия:

 повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к воспитателям-профессионалам высокого уровня;

 экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами и др.) новшеств, экспериментальных методик, разработанных воспитателем;

 саморазвитие воспитателя, стремление к постоянному повышению квалификации (когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментом развития воспитателя).

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенными воспитанниками под руководством воспитателя.

К подготовке и проведению открытого занятия предъявляется ряд требований:

 занятие воспитателя, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта;

 открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих, или то, что хорошо использует сам воспитатель, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

 открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает воспитатель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы-интерната. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

 открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому воспитатель, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

 при проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

 открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся.

Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих.

Для посещающих обязательно готовятся рабочие места. Места должны располагаться за спиной воспитанников, чтобы посетители не отвлекали их внимание.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же учебной группой. Это требование нарушается повсюду: воспитатели предварительно готовят обучающихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого занятия.

Рекомендуется сообщить воспитанникам о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит их к ситуации, когда на занятии будут сидеть посетители.

Основные этапы подготовки открытого занятия.

  1. Выбор темы.

Выбор темы открытого занятия воспитатель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности воспитанников на разных этапах занятия.

  1. Формулировка методической цели и задач урока.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели и задач открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации. В соответствии с методической целью занятия, воспитатель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства.

3. Разработка проекта занятия.

К открытому занятию необходимо составить план открытого занятия с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают воспитатель и воспитанники.

Не позднее, чем за 10 дней до проведения открытого учебного занятия, воспитатели представляют разработанные сценарии их проведения заместителю директора по воспитательной работе или заместителю директора по учебно-воспитательной работе для согласования.

  1. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей.

Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание учащихся, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на учебную цель занятия.

Создание электронной презентации.

Проведение открытого занятия должно сопровождаться электронной презентацией, выполненной с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.

Требования к оформлению презентаций.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Стиль:

 соблюдайте единый стиль оформления;

 избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

 вспомогательная информация не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон: для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета:

 на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

 для фона и текста используйте контрастные цвета.

 обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты: используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 используйте короткие слова и предложения;

 минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;

 заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице:

 предпочтительно горизонтальное расположение информации;

 наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

 если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты:

 для заголовков – не менее 24;

 для информации не менее 18;

 шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

 нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

 для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

 нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации. Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки. Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

Проведение открытого занятия.

За 1-2 дня до проведения открытого занятия воспитатель вывешивает сообщение о нем.

Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.

В состав группы, посещающих открытое занятие, обязательно входят заместитель директора или методист МО.

Приглашенные входят в учебный класс (кабинет) до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание воспитанников и без помех наблюдать за действиями воспитателя и обучающихся.

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии воспитанников своего отношения к работе воспитателя, ведущего занятие.

Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить, как воспитатель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования рабочей программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение и анализ открытого занятия.

Существует два вида открытого занятия. Первый – это самоанализ занятия воспитателем. Второй вид – это анализ присутствующих.

Если это открытое занятие, где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия.

Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра.

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию.

Во-первых, следует обратить внимание на то, как воспитатель объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее – на мотивацию последующей работы.

Шаг 2. Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели.

Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного воспитанникам материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии.

В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации воспитанников на нем:

• выбор методов и приемов обучения для реализации цели занятия;

• результативность способов стимулирования познавательной активности детей;

• оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;

• способы привлечения концентрации внимания воспитанников;

• использование приемов, препятствующих утомлению;

• уровень сформированности организационных умений и навыков.

Шаг 4. Анализируем ход занятия.

Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии, именно уместность:

• распределение времени на разные виды деятельности;

• смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов.

Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие. Одним из признаков успешности занятия является стиль общения воспитателя с детьми. Поэтому очень важно определить:

• стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие;

• общую эмоциональную атмосферу общения;

• правильность и нормативность речи воспитателя;

• приемы стимулирования детей к взаимодействию.

Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий:

• стимулирует ли воспитатель детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;

• создает ли ситуации взаимоконтроля.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия.

Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.

Путь к высокому мастерству воспитателей — длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опыта, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе.

А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег, является ключом усовершенствования воспитателями собственного мастерства к самоанализу.

Анализ занятия во время открытого просмотра.

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию.

Шаг 2. Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации воспитанников на занятии.

Шаг 4. Анализируем необходимость предложенного хода занятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов.

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя на занятии.

Шаг 7. Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия.

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения.

При обсуждении занятия вопросы к воспитателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

 воспитатель, проводивший открытое занятие;

 приглашенные воспитатели;

 председатель МО;

 заместитель директора по ВР или УВР.

Первое слово предоставляется воспитателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку занятию, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление воспитателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

Выступающие воспитатели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, компьютерной техники. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы воспитателя.

В заключении выступают председатель МО и заместитель директора. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности.

Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется воспитателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Все присутствующие на открытом занятии, заполняют бланки анализа учебного занятия.

Типичные ошибки, допускаемые

при подготовке и проведении открытого занятия.

1. Выбор воспитателем приемов и методов, не используемых в повседневной практике;

2. Психологическое давление на воспитанников в ходе подготовки к занятию;

3. Преобладание объяснительно-иллюстративных методов;

4. Несоответствие темы занятия программе и календарно-тематическому планированию;

5. Использование методов, имеющих чаще всего развлекательный характер и небольшую дидактическую ценность;

6. Несоответствие структуры занятия и его содержания поставленным целям и задачам;

7. Слабо прослеживается логическая взаимосвязь между отдельными этапами занятия;

8. Не планируется дифференцированный подход;

9. Отсутствие педагогической гибкости, способности оперативно вносить коррективы в урок.

Оформление материалов открытого занятия.

На открытое занятие воспитатель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

 рабочую программу;

 календарно-тематический план;

 план учебного занятия;

 конспект занятия;

 комплект материалов по разнообразным видам контроля;

 дидактический, раздаточный материал;

 задания для самостоятельной работы;

 комплект видеоматериалов для ТСО;

 варианты заданий или вопросов для самостоятельной работы детей;

 оформляется методическая разработка открытого занятия.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Пояснительная записка.

4. Содержание основной части.

5. Библиографический список.

6. Приложения.

7. Рецензия.

Титульный лист является первой страницей методической разработки и заполняется по строго определенным правилам.

Выходные сведения включают в себя следующие элементы:

— в верхней части полное наименование образовательного учреждения;

— в средней части название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.);

— фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория;

— в нижней части – место и год описания работы.

Заглавие отражает объект методической разработки (наименование).

Подзаголовок – указывает учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также, могут приводиться и другие, необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа содержит: название методической комиссии, где рассмотрена методическая разработка.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений и отражающее название данной методической разработки. Также ниже, приводится фамилия и инициалы рецензента(ов).

Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного листа, или в конце методической разработки – после списка литературы.

Пояснительная записка содержит:

— цели (объяснение того какие знания, умения, навыки должны быть приобретены воспитанниками в результате работы).

— обоснование выбранной темы, где должны быть показаны:

1. актуальность и значимость данной методической разработки;

2. учебно-практическая ценность;

3. объяснение того, какое место занимает данная методическая разработка (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения.

Основная часть.

Основная часть методической разработки включает план проведения открытого мероприятия и содержание материала.

Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения материала.

Рецензия.

В рецензии на методический материал важно указать следующие моменты:

1. актуальность работы;

2. научная достоверность содержания;

3. доходность языка и качество стиля;

4. оригинальность преподнесения материала;

5. логичность изложения материала;

6. практическая значимость содержания;

7. широта использования данных материалов;

8. соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано;

9. возможность широкого распространения.

В конце рецензии необходимо указать дату, фамилию, имя отчество, должность и роспись рецензента.

Требования, предъявляемые

к содержанию методической разработки занятия.

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы воспитатели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Содержать конкретные материалы, которые воспитатель использовал в своей работе (планы уроков, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.).

Общие требования к оформлению методической разработки.

Оформление методических разработок должно соответствовать определенным требованиям.

Печать текста методических разработок:

— на одной стороне стандартного листа формата А4 белой бумаги через один интервал с размером полей (левого – 30 мм, правого – 15мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм), шрифт 12, Times New Roman.

— список литературы оформляется в соответствии ГОСТ 7.1-2003 в алфавитном порядке.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими воспитателями.

Критерии оценки методической разработки учебного занятия

на первую квалификационную категорию

Критерии.

Баллы.

Соответствие программе.

Целеполагание.

Мотивация деятельности воспитанников.

Оригинальность и творческий подход к отбору содержания занятий.

Методическая проработка плана и хода урока в плане выбора технологий, приёмов, методов и средств обучения.

Поиск путей интеграции с другими областями знаний.

Практическая направленность.

Использование наглядного материала.

Соответствие итогов занятия поставленной цели.

Культура оформления.

Критерии оценки учебного занятия и самоанализа воспитателя

на высшую квалификационную категорию.

Этапы анализа

Баллы

Постановка целей и задач.

Этап целеполагания отсутствует.

Воспитатель сообщает цель занятия.

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие воспитанники.

Цели занятия нельзя измерить, продиагностировать.

Цели занятия диагностичны, измеряемы.

Создание мотивационного поля.

Отсутствует.

На этапе целеполагания.

На отдельных этапах занятия.

Планирование деятельности воспитанников.

Этап планирования отсутствует.

Работа ведется по плану, предложенному воспитателем.

Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ботагоз Байданова
Критерии урока в соответствии с требованиями ФГОС

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.

Выполнила:

учитель начальных классов

1 кв. категории

Байданова Б. Р.

г. Ханты – Мансийск

2016 год.

1 СЛ. КРИТЕРИИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.

2 СЛ. «Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции».

В. А. Сухомлинский.

3 СЛ. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

4 СЛ. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия; самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

5 СЛ. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

6, 7 СЛ. Выделяют три постулата современного урока:

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Организация современного урока — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.

• Объём написанного учениками в тетрадях.

• Количество выставленных ученикам отметок.

• Количество упражнений, выполненных за урок.

• Устная или письменная форма выполняемых заданий.

• Однотипность или разнотипность содержания урока.

• Наличие традиционных этапов урока.

• Распределение времени по различным этапам.

• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.

• Использование для работы на уроке учебника.

8 СЛ. Характерная особенность современного урока — активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.

9 СЛ. КРИТЕРИИ Результативности УРОКА

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;

формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;

высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

10 СЛ. Методы и формы современного урока

1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

— развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— овладевать практическими способами работы с информацией;

— проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

— Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

— Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

— Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются:

— повышение качества образования в школе;

— поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

— систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

— формирование адекватной самооценки у обучающихся;

— формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

— создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

11 СЛ. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.

Дети, работая группами:

— решают, составляют задачи,

— ищут наиболее рациональный способ решения;

-составляют план произведения, инсценируют; готовят коллективный пересказ,

-пишут продолжение рассказа;

-разгадывают кроссворды, головоломки.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель — ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»:

• полное внимание к однокласснику;

• серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»).

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

Урок – игра,

урок – экскурсия,

урок – исследования и др.

12 СЛ. Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *