Средства двигательной активности

Двигательная активность как средство физического и психического развития детей

Тамара Яковлева
Двигательная активность как средство физического и психического развития детей

Двигательная активность – средство физического и психического развития детей.

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека.

Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства — критический период в жизни ребенка. Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

«Двигательная активность — естественная физическая и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

Двигательная активность обусловлена многими факторами:

— социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная

подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).

— природными (климат, сезоны года).

— биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия,

функциональные особенности центральной нервной системы и высшей

нервной деятельности).

В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние: достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.

Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности двигательной активности.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

— выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и

реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;

— формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

— развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

— формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);

— профилактика простудных заболеваний;

— воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь

его.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются

следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

— физкультурные занятия;

— утренняя гимнастика;

— физкультминутки;

— подвижные игры и физические упражнения на улице;

— физкультурные досуги, праздники;

— дни здоровья;

— закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

— самостоятельная двигательная активность;

— работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.

Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Средства повышения двигательной активности

  • •Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
  • •1. Основные понятия и определения:
  • •2. Физическая культура личности Мотивационно-ценностный компонент (мцк)
  • •Система мотивов
  • •Уровни проявления фк личности
  • •3. Основы организации физического воспитания в вузе
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • •Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
  • •2. Анатомно-морфологиз. Функциональные системы организма
  • •Костная система и ее функции
  • •Мышечная система и ее функции
  • •Кровь как физиологическая система, жидкая ткань и орган
  • •Сердечно-сосудистая система
  • •Дыхательная система
  • •Система пищеварения и выделения
  • •Нервная система
  • •Рецепторы и анализаторы
  • •Эндокринная система
  • •Внешняя среда и её воздействие на организм и жизнедеятельность человека
  • •Природные социально-экологические факторы и их воздействие на организм
  • •Функциональная активность человека
  • •Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
  • •Гипокинезия и гиподинамия
  • •Контрольные вопросы
  • •Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • •1. Здоровый образ жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья Основные понятия
  • •Здоровье человека как ценность. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
  • •Режим труда и отдыха
  • •Закаливание организма
  • •Гигиенические основы здорового образа жизни
  • •Профилактика вредных привычек
  • •Рациональное питание
  • •Контрольные вопросы
  • •Тема 4.Психофизиологическиеосновы учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов
  • •Введение. Основные понятия
  • •Динамика работоспособности в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов
  • •Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
  • •3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
  • •4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
  • •Контрольные вопросы
  • •Тема 5. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта
  • •1. Двигательная активность в современном обществе
  • •2. Особенности умственного труда Характеристика умственного труда
  • •Восстановление умственной работоспособности
  • •Условия эффективной умственной работоспособности
  • •3. Физическая культура и умственная работоспособность Влияние движений на организм
  • •Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
  • •Объем двигательной активности
  • •Средства повышения двигательной активности
  • •Физические упражнения общефизического воздействия
  • •Физические упражнения специально-направленного воздействия (сфп)
  • •4. Требования, предъявляемые работодателями к работникам: бакалаврам и специалистам по поводу их физического состояния.
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 6. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • •1. Методические принципы физического воспитания
  • •Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
  • •2. Основы обучения движениям
  • •3. Структура процесса обучения и особенности его этапов
  • •4. Основы совершенствования физических качеств Физическая подготовка
  • •Методические принципы спортивной тренировки
  • •5. Физические (двигательные) качества
  • •Развитие силы
  • •Основы методики развития силы
  • •Характеристика основных методических направлений развития силы
  • •Метод повторных усилий
  • •Метод максимальных усилий
  • •Метод динамических усилий
  • •Метод изометрических усилий
  • •Развитие быстроты
  • •Методика развития быстроты движения
  • •Развитие выносливости
  • •Основы методики развития выносливости
  • •Развитие ловкости
  • •Развитие гибкости
  • •Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
  • •Общая физическая подготовка
  • •Структура целостного процесса спортивной тренировки и её отдельных сторон
  • •Методические основы целостного построения тренировочного занятия, особенности проведения его отдельных частей
  • •Структура отдельного тренировочного занятия
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 8. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
  • •1. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или система физических упражнений Основные понятия
  • •Спорт. Многообразие видов спорта
  • •Классификация видов спорта
  • •Системы физических упражнений
  • •2. Краткая характеристика некоторых видов спорта в университете Баскетбол
  • •Волейбол
  • •Настольный теннис
  • •Мини-футбол
  • •Легкая атлетика
  • •Лыжный спорт Способы передвижения на лыжах
  • •3. Олимпийские игры
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 9. Особенности занятий избранным видом спорта: лёгкая атлетика Введение
  • •Лёгкая атлетика – королева спорта
  • •Историческая справка
  • •Формы организации спортивной тренировки в вузе
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 10. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • •Учебные занятия:
  • •Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями:
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
  • •1. Понятие и значение ппфп
  • •2. Структура ппфп
  • •Ппфп в процессе учебы в университете
  • •3. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • •4. Направленность ппфп (общие и специальные требования) Общие требования
  • •5. Производственная гимнастика
  • •Формы занятий производственной гимнастикой:
  • •Влияние производственной гимнастики на работоспособность
  • •Контрольные вопросы:
  • •Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра Введение
  • •1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) будущих специалистов
  • •2. Социально-экономические факторы, определяющие необходимость и общую направленность ппфп
  • •3. Организация, формы и средства ппфп в учебном процессе вуза
  • •Контрольные вопросы:
  • •Литература

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства, Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физические упражнения, разрабатывать новые комплексы. Для современной системы физического воспитания характерна комплексность в применении средств. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными — естественные силы природы и гигиенические факторы.

В.А. Шишкина в своих работах выделила; гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Каждая из трех перечисленных групп, как отмечает В.А. Шишкина , обладает специфическими возможностями воздействия на организм занимающихся, и объединяет по этому признаку определенное количество типичных средств. Разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эффективного из них, а с другой стороны — широкие возможности при решении любых педагогических задач.

По мнению В.А. Шишкиной, все многообразие факторов может быть сгруппировано следующим образом :

1. Личностные характеристики педагога и детей являются важнейшими факторами.

Научные факторы характеризуют меру познания человекомзакономерностей физического воспитания. Чем глубже разработаны педагогические, физиологические особенности физических упражнений, тем эффективнее их можно использовать для решения педагогических задач.

Методические факторы объединяют обширную группу требований, подлежащих реализации при использовании физических упражнений.

Метеорологические факторы (температура воздуха, влажность и пр.) составляют ту группу факторов, познав закономерности, воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений.

Материальные факторы (спортивные сооружения, инвентарь,одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортивных задач, в меньшей мере — общеобразовательных и оздоровительных.

Научные факторы характеризуют меру познания человеком

По мнению М.А. Руновой основным средством развития двигательной активности являются физические упражнения и игры. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека . Понятие «физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека Автор выделяет несколько отличительных признаков физических упражнений :

1. Физическим упражнением решается педагогическая задачана свое личное физическое совершенствование).

2. Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания.

3. Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

Результативность физического воспитания и развития двигательной активности достигается использованием всей системы средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин, отмечает Л.П. Матвеев :

1. Физические упражнения как системы движений выражаютмысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.

Физические упражнения — это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.

Физические упражнения воздействуют не только на морфо-функциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их.

Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.

Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.

Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.

Известно, что одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут привести к одинаковому результату. Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом.

Существует несколько классификаций физических упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация физических упражнений — это распределение их на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам. С помощью классификаций педагог может определить характерные свойства физических упражнений, а, следовательно, облегчить поиск упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Существующие классификации характеризуются некоторой условностью, но, тем не менее, каждая из них отвечает запросам практики. М.В. Мащенко предлагает следующую классификацию физических упражнений :

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, игровые упражнения, туристические физические упражнения, спортивные упражнения.

2. Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности: скоростно-силовые упражнения, физические упражнения, требующие проявления выносливости (например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах и т.п.); физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (например, упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду и т.п.); физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры, единоборства).

3. Классификация физических упражнений по их значению длярешения образовательных задач: основные упражнения (или соревновательные), то есть действия, являющиеся предметом изучения в соответствии с образовательными задачами учебных программ; подводящие упражнения, то есть действия, облегчающие освоение основного упражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений; подготовительные упражнения, то есть действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для изучения основного упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп предусматривает выделение упражнений для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Внутри этой классификации упражнения подразделяются на упражнения для голеностопного сустава, для коленного сустава и т.п.; на упражнения без предметов и с предметами, индивидуальные и парные, стоя, сидя и лежа; упражнения для развития силы и гибкости.

Классификация физических упражнений по видам спорта. Известно, что одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут привести к одинаковому результату.

Это является доказательством того, что физические упражнения сами по себе не наделены какими-то постоянными свойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективность воздействия физических упражнений, позволит повысить управляемость педагогическим процессом Все физические упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.).

С детьми дошкольного возраста используются лишь спортивные различные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др.). Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей. Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действии (бег, прыжки и др.). Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение, применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств.

Туризм позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного организуются прогулки с использованием различным способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним, по мнению М.А. Руновой , относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. По мнению М.В. Мащенко , учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

Применение методов обучения при руководстве двигательной активностью дошкольников, отмечает М.А. Рунова , строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.

1. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

— Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т.п.

— Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

— Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно-рефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.

Выполнение движений с музыкальным сопровождением, отмечает В.А. Шишкина , должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей.

2) Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения. В беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий. Уточнение сюжета подвижной игры и т.п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.

Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч — ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т.д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

Таким образом, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что:

— одним из информативных критериев оценки двигательного развития, является двигательная активность ребенка;

— двигательная активность — одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка;

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:

1) главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);

2) основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя (И.А. Аршавский);

3) кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шепард);

4) удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *