Сбор мочи у детей алгоритм

Содержание

Алгоритм сбора мочи для общего анализа у детей грудного возраста

Показания: выявление изменений в моче.

Противопоказания: поражение кожи гениталий.

Материальное оснащение:

— тарелка и умеренно надутый подкладной круг для сбора мочи у девочки,

— презерватив-для сбора мочи у мальчика,

— набор пеленок для пеленания,

— чистая, сухая, обезжиренная баночка с направлением в клиническую лабораторию.

Сбор данных

1) Оценить состояние ребенка.

2) Если ребенок лежит с матерью дать инструкцию по сбору мочи.

3) Оценить возраст ребенка, чтобы выбрать способ сбора мочи (посадить на горшок или собрать мочу в презерватив или в тарелку).

4) Осмотреть кожу гениталий (не должно быть гнойничковых заболеваний, обширных опрелостей и т.д.)

Тактика медсестры

1) При выявлении противопоказаний доложить врачу и получить новые рекомендации (откладывается анализ или собирается моча катетером и т.д.).

2) При отсутствии противопоказаний приступить к сбору мочи.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1) Обработать подкладной круг 1% раствором хлорамина при сборе мочи у девочки. Тарелка должна быть чистой, сухой обезжиренной.

2) Обработать горшок 1% хлорамином и обдать кипятком (для детей постарше).

3) Подмыть ребенка (девочка подмывается спереди назад). Осушить кожу промокательными движениями.

4) Девочку уложить на подкладной круг предварительно обернутый пеленкой, под спину подложить несколько свернутых пеленок, чтобы голова, спина и ягодицы находились на одном уровне, а внутрь круга помещают чистую глубокую тарелку.

5) Прикрыть ребенка пеленкой (или одеялом).

6) Мальчику надеть презерватив, зафиксировать пластырем к коже лона. При отсутствии презерватива, можно использовать пробирку (флакон). Ноги ребенка обворачиваются пеленкой с целью безопасности. М/с или мать не отлучаются от ребенка, пока не получат мочу.

Оценка и завершение манипуляции

1) Оценить, достаточно ли собрано мочи. Перелить ее в баночку, написать направление в лабораторию.

2) Ребенка запеленать или одеть.

3) Мочу доставить в клиническую лабораторию в течение 1 часа.

4) Предметы ухода обработать 1% хлорамином дважды через 15 минут.

5) Проконтролировать,чтоб анализ был подклеен к истории.

Медицинская сестра должна уметь оценить качественное исследование мочи.

У здорового ребенка моча прозрачная, не должна содержать хлопьев и осадка, цвет ее соломенно-желтый. Последний зависит от многих факторов. Например: темно-желтый – при длительном стоянии, высокой концентрации, цвет пива – при вирусном гепатите, кровянистый – при гломерулонефрите, мочекаменной болезни; розово-красный – при приеме амидопирина; бесцветная моча – при сахарном диабете или несахарном мочеизнурении и так далее.

Запах мочи здорового ребенка – обычно ароматический, обусловлен наличием в ее составе летучих жирных кислот. При длительном ее стоянии может сменяться на аммиачный.

Реакцию мочи можно определить с помощью лакмусовой бумажки. При кислой реакции мочи синяя лакмусовая бумажка краснеет, а при щелочной красная синеет. В норме реакция мочи кислая. Щелочная реакция мочи обусловливается разложением мочевины под влиянием бактерий, что встречается при заболеваниях мочевыделительной системы, неправильном и длительном хранении мочи, а также при собирании ее в грязную посуду.

При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка (его появление в моче носит название протеинурия), сахара (глюкозурия), котоновых тел (кетонурия), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия, уробилинурия), минеральных веществ (кальция, хлоридов, натрия и т.д.).

Так, протеинурия может свидетельствовать о поражении почечных клубочков; глюкозурия и кетонурия – симптомы сахарного диабета. Обнаружение желчных пигментов в моче является важным признаком желтухи.

Кроме химического исследования мочи, в общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы соли. В норме – эритроцитов не должно быть, лейкоцитов – у мальчиков – 3-5 в поле зрения, у девочек – 3-6 в поле зрения.

Повышенное содержание солей, слизи, эпителиальных клеток говорит о патологии.

Появление эритроцитов в моче носит название гематурии, которая является важным признаком многих заболеваний почек и мочевыводящих путей – острого и хронического гломерулонефрита, мочекаменной болезни, опухолей почек и мочевого пузыря. Обнаружение лейкоцитов в моче (лейкоцитурия) свидетельствует чаще всего о воспалительном процессе в мочевой системе – остром или хроническом пиелонефрите, цистите и так далее. Нахождение в моче цилиндров указывает обычно на поражение клубочков и канальцев почек. Наличие в моче бактерий (бактериурия) характерно для инфекции мочевыводящих путей.

Запомните!Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана.

22.Сбор мочи на общий анализ у грудных детей

Манипуляция — Сбор мочи у грудных детей. Цель: диагностическая Показания: взятие мочи для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: резиновый круг, пеленки, лоток или тарелка, колба, пробирка или презерватив, пластырь, емкость для мочи, бланки для направлений в лабораторию. Алгоритм действий: Подготовка к процедуре 1 .Объяснить маме ход и цель предстоящей манипуляции 2. Проверьте наличие всего необходимого для проведения процедуры 3. Вымойте руки. Наденьте перчатки 4. Подмойте ребенка 5. Вымойте руки Выполнение процедуры сбора мочи у грудных детей 1. Уложите ребенка: а) девочку на резиновый круг, обернутый пеленкой, поставьте в центр круга лоток или тарелку б) мальчику опустите половой член в пробирку, зафиксируйте пробирку лейкопластырем к коже живота 2. Оберните каждую ножку пеленкой 3. Прикройте ребенка пеленкой 4. Наблюдайте за ребенком Окончание процедуры. 1 .Собранную мочу перелейте в чистую посуду 2. Вымойте руки 3. Оденьте ребенка 4. Положите его в кроватку 5. Оформите направление 6. Обеспечьте своевременную доставку мочи в лабораторию. Инфекционный контроль 1.Обработать резиновый круг 1% р-ром хлорамина, тарелку замочить в 3% р-ром хлорамина на 60 минут. 2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

23.Определение сахара в моче у ребенка

Цель: диагностическая Показания: для лабораторного исследования Противопоказания: нет Оснащение: — глюкотест — моча в баночке Техника выполнения. Для быстрого определения сахара в моче у ребенка используют реактивные бумажки глюкотест. 1. Собрать в 200,0 баночку мочу. 2. Погрузить в мочу глюкотест и проследить за изменением его окраски. 3. Сравнить полученную окраску глюкотеста со шкалой в наборе. 4. Результаты исследования записать в историю болезни. Инфекционный контроль 1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем

24.Техника введения газоотводной трубки ребенку грудного возраста

Манипуляция — Техника введения газоотводной трубки ребенку грудного возраста. Цель: лечебная. Показания: метеоризм. Противопоказания: выпадение прямой кишки, острые воспалительные, гнойные, язвенный процессы в области заднего прохода и толстой кишки, трещины заднего прохода и его зияние, опрелости в области заднего прохода 2-3 степени, перитонит, желудочно-кишечные кровотечения, первые дни после операции на органах брюшной полости. Оснащение: А — стерильные: газоотводная трубка, лоток, салфетки, пинцет, перчатки; Б — лоток с водой, вазелин, вазелиновое масло, растительное масло, фантом — кукла, марлевые шарики, присыпка или детский крем, 3 пеленки, клеенка, дез.раствор.

Техника введения газоотводной трубки: Подготовка к процедуре: 1. Положите на пеленальный столик последовательно сверху вниз: — пеленку, — клеенку — пеленку; 2. Проверьте наличие на рабочем месте баночки с вазелином, стакан с водой, марлевых тампонов; 3. Проведите психологическую подготовку ребенка (мамы), объясните ход процедуры; 4. Вымойте руки; 5. Наденьте перчатки; 6. Возьмите пинцетом стерильный лоток: — положите стерильную салфетку; — возьмите стерильную газоотводную трубку и положите в салфетку; — поставьте лоток на пеленальный столик; — распеленайте или разденьте ребенка; — уложите его на спину или левый бок, согнув ноги в тазобедренном и коленных суставах. ВНИМАНИЕ! Перед постановкой газоотводной трубки сделайте очистительную клизму. Выполнение процедуры: 1. Возьмите правой рукой газоотводную трубку, закругленный конец ее смажьте вазелином или маслом (метод полива). 2. Раздвиньте ягодицы ребенка 1-2 пальцем левой руки, правой рукой, вращательными движениями без усилий введите газоотводную трубку в прямую кишку на 8-10 см (для ребенка первых месяцев жизни) так, чтобы наружный конец ее выступал из заднего прохода. 3. Опустите наружный конец газоотводной трубки в стакан с водой, 4. проверьте отхождение газов по наличию пузырьков в воде, 5. Накройте ребенка пеленкой, 6. Оставьте газоотводную трубку на 20-30 мин, пока не отойдут газы, 7. Примечание: в течение 30 минут проведите ребенку легкий массаж живота по часовой стрелке через согретую пеленку, 8. Через 30 минут осторожно удалите газоотводную трубку из прямой кишки, 9. Положите газоотводную трубку в дез.раствор. Окончание процедуры: 1. Обработайте после удаления газоотводной трубки окружность заднего прохода марлевым шариком, обработайте кожу в области заднего прохода детской присыпкой или кремом, 2. Запеленайте или оденьте ребенка, положите в кроватку. Инфекционный контроль: 1. Снимите перчатки и погрузите их в 3% р-р хлорамина на 60 минут, 2. Газоотводную трубку замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут. 3. Клеенку протереть двукратно 1% р-м хлорамина, 4. Обработайте руки на гигиеническом уровне. Примечание: через 3 часа процедуру можно повторить.

Общий анализ мочи у грудничков, детей раннего и дошкольного возраста

В практической деятельности врача любого профиля одним из самых часто применяемых методов диагностики является клинический анализ мочи, и педиатрия не является исключением.

Это одно из наиболее доступных и распространенных скрининговых исследований у детей всех возрастных групп (от новорожденных до детей старшего возраста).

Соответственно рекомендациям по раннему выявлению патологии почек, у детей на первом году жизни исследование должно выполняться часто, что часто несет в себе определенные трудности для родителей.

1. Введение в терминологию

Общий анализ мочи — это рутинное скрининговое лабораторное исследование средней порции утренней мочи пациента, позволяющее оценить:

  1. 1Физические характеристики – цвет, запах, уровень прозрачности, плотность.
  2. 2Кислотность (рН).
  3. 3Химический состав – определение содержания в моче таких компонентов как глюкоза, уробилиноген, белок, кетоновые тела, соли, билирубин и т.д. В норме у человека эти вещества не определяются или определяются в таких малых количествах, что их называют следовыми.
  4. 4Характер и состав мочевого осадка – производится микроскопия мочевого осадка с целью обнаружения лейкоцитов, эритроцитов, кристаллов и бактерий. Благодаря данному этапу диагностики удается не только определить содержание перечисленных элементов, но и подсчитать их точное количество, находящееся в поле зрения врача лаборанта, что важно в плане дальнейшей дифференциальной диагностики.

Анализ используется для раннего выявления патологии мочевыделительной системы, как врожденной, так и приобретенной, у детей всех возрастных групп.

2. Основные трудности

Информативность и достоверность анализа в значительной степени зависят от того, когда и как был собран материал для исследования. Известно, что качественный состав мочи, а также ее плотность и химическая структура в разное время суток могут существенно колебаться.

Для получения наиболее достоверного результата необходимо не только правильно собрать, но и вовремя доставить материал в лабораторию.

На этапах сбора и транспортировки родители, особенно новорожденных детей, могут испытывать некоторые трудности, такие как:

  1. 1Невозможность точно предугадать время следующего мочеиспускания у ребенка.
  2. 2Невозможность объяснить малышу необходимость мочиться в предоставленную ему тару или емкость.
  3. 3Невозможность «высадить» новорожденного или грудничка над специально приготовленной емкостью.
  4. 4Низкая информированность о том, в какие емкости можно собрать материал и как это правильно сделать.

3. Подготовка к сбору материала

Для анализа предпочтительно использовать «утреннюю» порцию, которая в течение сна собирается в полости мочевого пузыря. Это снижает физиологические суточные колебания показателей мочи и позволяет более достоверно интерпретировать результат.

Основные правила подготовки материала:

  1. 1Моча собирается ТОЛЬКО после предварительного туалета наружных мочеполовых органов.
  2. 2Туалет половых органов производится с использованием чистой (желательно проточной) воды, в направлении спереди назад, без использования моющих средств. Не следует для подмывания использовать мыло или местные антисептики – это приводит к искажению результата. У мальчиков необходимо отодвигать крайнюю плоть и промывать проточной водой основание головки полового члена (если этому не препятствует физиологический фимоз).
  3. 3После утреннего туалета малыша необходимо вытереть насухо чистым полотенцем. Вытирание производят путем нескольких последовательных мягких промакиваний. Тереть область половых органов не следует.
  4. 4Сбор мочи производится только в чистую и СУХУЮ емкость. Рекомендуется для этих целей использовать специальные аптечные одноразовые пластиковые контейнеры.
  5. 5Первую порцию рекомендуется пропускать, однако у грудных детей в силу физиологических причин (малый объем диуреза, невозможность контроля мочеиспускания и т. д.), допустимо собирать всю имеющуюся мочу.
  6. 6У детей более позднего возраста, способных к полноценному диалогу, первую порцию обязательно нужно слить. Предварительно ребенка следует проинструктировать.
  7. 7Категорически ЗАПРЕЩЕНО переливать мочу в подготовленную емкость из детского горшка, отжимать пеленки или подгузники. При таких манипуляциях происходит массивное бактериальное загрязнение биологического материала и искажение результата.

4. Сбор мочи у детей раннего детского возраста

У детей до достижения ими двухлетнего возраста подготовить материал для исследования затруднительно, родителям сложно объяснить малышу правила.

Поэтому существует несколько хитростей:

  1. 1У детей грудного возраста, особенно у новорожденных девочек, наиболее удобен сбор материала в специальные приклеиваемые пакеты-мочесборники. Для предотвращения сдергивания мочеприемника сверху можно надеть плотные трусики, штаны или подгузники.
  2. 2У детей 1,5- 2 лет, приученных к посещению туалета, возможно использование так называемой «схваченной» утренней порции мочи, забор которой осуществляется в стерильный контейнер сразу после начала мочеиспускания.
  3. 3Перед приклеиванием мочесборника туалет наружных мочеполовых органов производится по тем же правилам. Пакет следует снять сразу после завершения мочеиспускания.
  4. 4Если в течение 30-60 минут от приклеивания пакета мочеиспускания не произошло, то его следует поменять на новый.
  5. 5Моча, собранная с использованием приклеиваемых пакетов, пригодна для проведения ОАМ с использованием тест-полосок, однако не должна использоваться для бакпосева.
  6. 6Мочеиспускание у грудничков часто прерывается и происходит малыми объемами. Поэтому возможно использование нескольких стерильных мочеприемников подряд. Для этого сразу после окончания мочеиспускания пакет незамедлительно снимается, а содержимое переливается в стерильную емкость. Затем младенца следует немного обмыть водой, промокнуть чистым полотенцем и приклеить новый чистый пакет. Процесс можно повторять до набора необходимого объема материала для исследования.

5. Стимуляция процесса мочеиспускания

Хотя процесс сбора материала для анализа сегодня несколько упрощается наличием специальных детских контейнеров и емкостей, часто основной проблемой родителей является невозможность предугадать время следующего детского мочеиспускания.

Для решения данной проблемы возможно использование рефлекторной стимуляции процесса опорожнения мочевого пузыря:

  1. 1Процесс мочеиспускания у грудничков рефлекторно связан с приемами пищи и питьем, поэтому им можно дать грудь или покормить из бутылочки.
  2. 2Мочеиспускание у младенца также можно вызвать путем мягкого надавливания и поглаживания в надлобковой области.
  3. 3Сбор мочи у грудничка и годовалого малыша иногда проще выполнить в ванной, «высадив» его над емкостью, то есть придав малышу на руках одного из родителей полусидячую позу.
  4. 4Дополнительно для стимуляции процесса мочеиспускания возможно использование звука льющейся воды, что также рефлекторно приводит к опорожнению мочевого пузыря.

6. Сколько мочи нужно для анализа?

Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос напрямую зависит от уровня оснащенности лаборатории, в которую сдается материал.

При выполнении анализа «руками» лаборанта минимально допустимое количество мочи равно 50 мл. При наличии в лаборатории анализаторов — специальных устройств, направленных на ускорение и автоматизацию обработки образцов, минимальный объем намного меньше и составляет около 20 мл.

Этого же объема будет достаточно и при выполнении экспресс-анализа с использованием экспресс тест-систем (тест-полосок).

Рисунок 1 — Анализатор мочи автоматический

Как можно понять из вышесказанного, желательно знать возможности той лаборатории, куда будет доставлен материал для исследования.

Почти все современные лаборатории используют автоматические анализаторы, однако при наличии отклонений в результатах, полученных автоматическим путем, всегда производится пересчет элементов мочевого осадка ручным методом. Это позволяет исключить технические сбои и максимально снизить число ложных результатов.

Таким образом, для выполнения анализа мочи у грудничка лучше заполнить емкость на 50-70 мл.

7. Какие емкости лучше использовать?

Материал лучше всего поместить в готовую аптечную стерильную тару. Не стоит приобретать нестерильные контейнеры в аптеке, они могут быть загрязнены.

Как выглядят готовые стерильные контейнеры для сбора мочи, смотрите на рисунке ниже. Обратите внимание, что такие емкости всегда имеют дату стерилизации и срок годности, указанный на упаковке. Контейнеры без упаковки стерильными быть не могут, а, следовательно, требуют предварительной обработки.

Рисунок 2 — Стерильный контейнер

Для ОАМ допустимо использование многоразовой, чисто вымытой, стерилизованной кипятком и высушенной тары (например, стеклянные баночки). Такие емкости до сих пор используют в некоторых стационарах и поликлиниках.

Однако, если вы сдаете материал для бактериологического исследования, использование такой тары следует избегать, так как результат будет искажен. Моча на бакпосев собирается только в стерильные контейнеры.

У грудничков часто используются одноразовые стерильные мочеприемники (рисунок 3).

Рисунок 3 — Одноразовый, универсальный, стерильный мешок-контейнер

Такие мешки-мочеприемники имеют наружный липкий край, с помощью которого приспособление можно фиксировать к коже младенца. Отверстие в мочеприемнике может быть универсальным, а может быть адаптированным для мальчиков или девочек (рисунок 4).

Рисунок 4 — Стерильные мочеприемники для грудничков (овальное отверстие — универсальный; яйцевидное отверстие — для мальчиков; отверстие сложной формы — для девочек)

8. Правила транспортировки

На достоверность результата ОАМ оказывает влияние не только правильный сбор исследуемого материала, но и правильная его транспортировка. Основные правила доставки материала в лабораторию:

  1. 1Транспортировка должна производиться только при положительной температуре воздуха, иначе возможно выпадение солей в осадок, что ошибочно может быть принято за патологию.
  2. 2Собранная моча хранится не более двух часов. Продолжительное хранение мочи в условиях комнатной температуры приводит к избыточному бактериальному росту, разрушению элементов мочевого осадка и изменению рН. При необходимости хранения более 2 часов можно использовать холодильник, однако не стоит забывать, что замораживание мочи и чрезмерное ее охлаждение нежелательны.
  3. 3Образец должен быть доставлен в лабораторию в закрытом виде, с плотно закрученной крышкой.
  4. 4Контейнер должен иметь маркировку в соответствии с направлением. Необходимо указать на нем ФИО пациента, дату и время, а также данные с направления: номер кабинета или участка, вид исследования (ОАМ), дату рождения пациента. Соблюдение этого простого правила позволит избежать потерю контейнера. Направление можно прикрепить к емкости с помощью тонкой резинки, но это не обязательно.
  5. 5При транспортировке нужно избегать не только замораживания, но и подогрева, взбалтывания и случайного открытия крышки, это приведет к обсеменению материала и искажению результата.

Результат ОАМ обычно бывает готов в день сдачи через несколько часов. В условиях поликлиники бланк с результатом может задерживаться в лаборатории на 1-2 дня (влияние человеческого фактора). В платных лабораториях срок выполнения ОАМ иногда может быть увеличен, в этом случае в материал для исследования добавляется специальный консервант.

9. Как расшифровать результаты?

Нормальные значения показателей ОАМ у детей несколько отличаются от таковых у взрослых, что связано с функциональной незрелостью системы мочевыделения.

Внутриутробное развитие почек заканчивается примерно к третьему месяцу гестации. Количество структурных почечных элементов (нефронов) у новорожденного равно таковому у взрослого человека (около 1 миллиона), однако их строение и морфология отличаются.

Дети имеют меньшие размеры почечного нефрона, меньшую проницаемость почечного фильтра, короткие проксимальные канальцы, это влияет на процессы фильтрации и концентрирования мочи.

Постепенно, по мере роста младенца, происходит дозревание почечных канальцев, именно поэтому нормы показателей ОАМ у детей зависят от их возраста.

В таблице ниже приведены нормы, которые используются для расшифровки результата. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся отклонения в результатах и их причины.

Таблица 1 — Нормы для расшифровки результатов ОАМ у грудничков и детей после года

10. «Грязный» анализ

Загрязнение собранной мочи происходит в следующих случаях:

  1. 1Плохой туалет наружных половых органов перед сбором биологического материала для исследования.
  2. 2Отсутствие просушивания кожи.
  3. 3Переливание мочи из детского горшка.
  4. 4Использование многоразовой тары, пластиковых контейнеров, недостаточно обработанных стеклянных емкостей, мокрой тары и т.д.
  5. 5Использование у детей грудного возраста вместо специальных мочеприемников простых полиэтиленовых пакетов.
  6. 6Перегрев контейнера перед сдачей в лабораторию, длительное хранение его на свету.
  7. 7Несоблюдение сроков наложения одноразовых мочеприемников (ношение более 40-60 минут).

Особенностями такого анализа являются:

  1. 1Большое количество в поле зрения клеток плоского эпителия, иногда количество эпителиальных клеток настолько велико, что они не поддаются подсчету лаборантом. В таких случаях на бланке исследования их обозначают как «пласты эпителия».
  2. 2Количество лейкоцитов, как правило, не изменено или повышено незначительно, ведь процесса воспаления нет.
  3. 3В образце может обнаруживаться повышение количества белка, однако отклонение чаще всего незначительное.
  4. 4Уровень бактериурии может колебаться от умеренной (++) до значительной (++++).
  5. 5В образце может определяться небольшое или умеренное количество слизи.
  6. 6Уровни эритроцитов, глюкозы, уробилиногена и кетоновых тел в пределах нормы.
  7. 7Может наблюдаться увеличение плотности.
  8. 8Цвет образца не изменен, но он часто становится мутным, с неприятным запахом.

Рисунок 6 — Загрязненный образец ОАМ

11. Инфекция мочевыделительной системы

Наиболее частыми мочевыми инфекциями у детей являются циститы и пиелонефриты. Данные заболевания являются инфекционно-опосредованными, а значит сопровождаются наличием не только отклонений в ОАМ, но развитием клинических симптомов воспаления.

В раннем детском возрасте симптоматика воспалительных заболеваний, как правило, неспецифична, а сбор жалоб затруднен, что представляет определенные трудности для лечащего врача и родителей.

Именно поэтому ОАМ является основным методом скрининга, позволяющим подтвердить или опровергнуть наличие воспаления в мочевыделительной системе.

Отличиями, позволяющими заподозрить у ребенка инфекционно-воспалительный процесс в мочевыделительной системе являются:

  1. 1Лейкоцитурия (повышение числа лейкоцитов в поле зрения). Отклонение количества лейкоцитов в моче напрямую коррелирует с тяжестью инфекции.
  2. 2Умеренная протеинурия (умеренное повышение количества белка в моче, не превышающее 2 г/сутки). Чем тяжелее протекает инфекционный процесс, тем большее количество белка обнаруживается, однако выраженных отклонений данного показателя не происходит, так как почечный фильтр остается неповрежденным.
  3. 3Может наблюдаться микрогематурия (небольшое повышение уровня эритроцитов). Эритроциты в большинстве своем неизмененные. Они попадают в мочу непосредственно в мочеточниках или мочевом пузыре.
  4. 4В ОАМ может обнаруживаться большое количество слизи (чаще при уретрите и цистите). Выраженность загрязнения слизью отображается в бланке с помощью знака «+». Чем больше имеется «+» в графе «слизь», тем больше ее количество в образце. Максимальное значение «++++».
  5. 5Кислотность мочи может сдвигаться в щелочную сторону, что обусловлено процессами жизнедеятельности патогенных микроорганизмов.
  6. 6В моче малыша обязательно присутствуют бактерии, бактериурия может варьировать от «+» до «++++» в зависимости от массивности заражения.
  7. 7При инфекции мочевыводящих путей возможно обнаружение нитритов, фосфатов, реже других солей (продукты метаболизма уропатогенной флоры).

Рисунок 7 — Бланк при инфекции мочевыводящих путей. Наблюдаются лейкоцитурия, умеренная протеинурия, бактериурия, оксалаты

При обнаружении отклонений, свидетельствующих о наличии инфекции в мочевыделительной системе, малыша нужно дообследовать:

  1. 1Проба Нечипоренко – для оценки количества лейкоцитов и эритроцитов в 1 миллилитре мочи.
  2. 2Бакпосев мочи – для выявления степени обсемененности и обнаружения конкретного уропатогена.
  3. 3УЗИ почек и мочевыводящих путей – для исключения органической патологии почек, аномалий строения и конкрементов.

12. Гломерулонефрит и нефропатия

Гломерулонефрит и нефропатии различного генеза – заболевания, характеризующиеся поражением клубочкового аппарата почек без вовлечения остальных отделов мочевыделительной системы.

Чаще всего в основе патологии лежит аутоиммунное повреждение клубочков в связи с отложением на их мембранах повреждающих иммунных комплексов.

На начальных этапах болезнь протекает с минимальными клиническими проявлениями, что повышает информативность ОАМ для подтверждения диагноза. Раннее выявление гломерулонефритов и аутоиммунных нефропатий позволяет предупредить развитие тяжелой недостаточности функции почек.

Подозрение на наличие повреждений гломерулярного фильтра возникает при следующих отклонениях в ОАМ:

  1. 1Основную роль имеет повышение уровня белка в моче (протеинурия). Выраженность протеинурии может колебаться от умеренной до значительной, что связано с нарушением процесса фильтрации белков плазмы крови.
  2. 2Не менее значима гематурия (повышение количества эритроцитов в моче). Эритроциты в большинстве своем измененные. Выраженность гематурии варьирует от микрогематурии (невидимой глазом) до макрогематурии (окрашивание образца в розовый и красный цвет).
  3. 3Содержание лейкоцитов и эпителия чаще всего в пределах нормы.
  4. 4При длительно текущем повреждении почечных клубочков наблюдается снижение плотности мочи, что обусловлено нарушением процессов концентрации.

Рисунок 8 — ОАМ у ребенка с хроническим гломерулонефритом

При длительно текущих нефропатиях у ребенка может развиваться так называемый нефритический синдром, когда массивную протеинурию сопровождают отеки, снижение уровня белка плазмы крови, повышение уровня сосудистого давления.

Отеки возникают в области лица (глаз) и лодыжек, затем распространяются и приобретают плотность. Генерализованные отеки и анасарка наблюдаются при тяжелом течении заболевания.

У ребенка с подозрением на гломерулонефрит/нефропатию проводится дообследование, включающее:

  1. 1Анализ мочи на суточную протеинурию – для оценки степени суточной потери белка.
  2. 2Пробу Нечипоренко – для количественного подсчета эритроцитов и лейкоцитов в 1 миллилитре мочи.
  3. 3Пробу Зимницкого – для определения концентрационной способности почек.
  4. 4Определение скорости фильтрации в клубочках.
  5. 5УЗИ почек – для исключения органической патологии почечной ткани.
  6. 6Биохимический анализ крови (БАК), с обязательным определением уровня общего белка, альбуминов, мочевины и креатинина.
  7. 7Определение уровня патологических иммуноглобулинов, циркулирующих иммунных комплексов, антистрептококковых антител.
  8. 8Наиболее точный результат достигается при пункционной биопсии почек. Хотя данное исследование не всегда доступно, именно оно позволяет наиболее точно определить тип гломерулонефрита и подобрать адекватную терапию заболевания.

13. Вместо заключения

При наличии каких-либо отклонений в результатах всегда необходимо помнить, что данный метод исследования является скрининговым, позволяющим быстро исключить или опровергнуть наличие заболеваний мочевыделительной системы.

Для установления нозологии всегда необходимо дообследовать ребенка. Поставить точный диагноз без комплексного подхода часто затруднительно, ОАМ лишь позволяет врачу рано обнаружить отклонения.

ОСОБЕННОСТИ СБОРА МОЧИ У ДЕТЕЙ

Для обычного общего анализа собирают утреннюю порцию мочи в чистую бутылочку. Перед мочеиспусканием наружные половые органы обмывают теплой водой. Если имеются признаки воспаления половых органов, мочу получают с помощью катетера, обычно это делает врач.

Для сбора мочи у новорожденных используют специальные мочеприемники.

Катетеризация мочевого пузыря у детей раннего возраста проводится в исключительных случаях.

Проба по Зимницкому определяет количество выделяемой мочи и ее относительную плотность в течение суток. Мочу собирают через 3 ч. Особого режима питания, двигательной активности не требуется.

Суточный диурез должен составлять 2/3 принятой жидкости, из них дневной диурез – 2/3.

Для пробы заранее подготавливают емкости, на каждой из 8 емкостей ставятся норма и время. Ребенок в день исследования опорожняет мочевой пузырь в 6.00 ч утра, последующие порции собирают в пронумерованную посуду.

№ 1–9.00 ч.

№ 2-12.00 ч.

№ 3-15.00 ч.

№ 4-18.00 ч.

№ 5-21.00 ч.

№ 6-24.00 ч.

№ 7–3.00 ч.

№ 8–6.00 ч.

Ночью будят ребенка. Если в какое-то время ребенок не мочился, емкость отправляют в лабораторию пустой.

Проба Аддис-Каковского. Эта проба производится наряду с общим анализом для определения эритроцитов, лейкоцитов и цилиндров в суточной порции мочи (см. табл. 18).

Таблица 18

Оценка количественных мочевых проб (Эрман М. В., 1997 г.)

Окончание табл. 18

При биохимических методах исследования мочи определяются белок, желчные пигменты, желчные кислоты, уробилин, сахар, ацетон и т. д. Важное клиническое значение имеет определение солей.

Бактериологическое исследование мочи. Перед исследованием проводится тщательный туалет наружных половых органов. Затем открывается стерильная пробирка или банка, и ребенок мочится, заполняя ее на 1/2 или 3/5 объема. Процедура проводится четко и быстро, чтобы флакон оставался открытым минимальное время и края его не соприкасались с нестерильными поверхностями, чтобы исключить попадание бактерий из окружающей среды. Собирается моча в середине или конце мочеиспускания.

Сбор мочи на сахар. Утром ребенку необходимо опорожнить мочевой пузырь от ночной мочи, после этого провести тщательный туалет наружных половых органов и собирать мочу в проградуированную трехлитровую банку. На ней отмечают показатели объема (100, 200, 300, 400 мл и т. д.).

После сбора отмечается суточный диурез, моча мешается стеклянной палочкой, отливают 200 мл мочи и отправляют ее на исследование.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Особенности сбора мочи у детей

Для обычного общего анализа собирают утреннюю порцию мочи в чистую бутылочку. Перед мочеиспусканием наружные половые органы обмывают теплой водой. Если имеются признаки воспаления половых органов, мочу получают с помощью катетера, обычно это делает врач. Для сбора мочи у новорожденных используют специальные мочеприемники. Катетеризация мочевого пузыря у детей раннего возраста проводится в исключительных случаях.

Проба по Зимницкому определяет количество выделяемой мочи и ее относительную плотность в течение суток. Мочу собирают через 3 ч. Особого режима питания, двигательной актиности не требуется.

Суточный диурез должен составлять 2/3 принятой жидкости, из них дневной диурез — 2/3.

Для пробы заранее подготавливают емкости, на каждой из 8 емкостей ставятся норма и время. Ребенок в день исследования опорожняет мочевой пузырь в 6.00 ч утра, последующие порции собирают в пронумерованную посуду.

№ 1 — 9.00 ч.

№ 2 — 12.00 ч.

№ 3 — 15.00 ч.

№ 4 — 18.00 ч.

№ 5 — 21.00 ч.

№ 6 — 24.00 ч.

№ 7 — 3.00 ч.

№ 8 — 6.00 ч.

Ночью будят ребенка. Если в какое-то время ребенок не мочился, емкость отправляют в лабораторию пустой.

Проба Аддис–Каковского. Эта проба производится наряду с общим анализом для определения эритроцитов, лейкоцитов и цилиндров в суточной порции мочи (см. табл. 18).

При биохимических методах исследования мочи определяются белок, желчные пигменты, желчные кислоты, уробилин, сахар, ацетон и т. д. Важное клиническое значение имеет определение солей.

Бактериологическое исследование мочи. Перед исследованием проводится тщательный туалет наружных половых органов. За тем открывается стерильная пробирка или банка, и ребенок мочится, заполняя ее на 1/2 или 3/5 объема. Процедура про водится четко и быстро, чтобы флакон оставался открытым минимальное время и края его не соприкасались с нестерильны ми поверхностями, чтобы исключить попадание бактерий из окружающей среды. Собирается моча в середине или конце мочеиспускания.

Сбор мочи на сахар. Утром ребенку необходимо опорожнить мочевой пузырь от ночной мочи, после этого провести тщательный туалет наружных половых органов и собирать мочу в про градуированную трехлитровую банку. На ней отмечают показатели объема (100, 200, 300, 400 мл и т. д.).

После сбора отмечается суточный диурез, моча мешается стеклянной палочкой, отливают 200 мл мочи и отправляют ее на исследование.

Инструментальные обследования при заболеваниях почек у детей

УЗИ дает возможность оценить размеры почек и лоханок, их расположение, состояние ткани и почек.

Рентгенологические методы исследования:

1) экскреторная урография, диагностирующая пороки мочевого пузыря, уретры, почек;

2) ретроградная пиелография, исследующая состояние мочевого пузыря, мочеточников, почек.

Для исследования кровообращения почек проводится почечная ангиография.

Радиоизотопные методы исследования применяются для оценки функции, для определения динамики патологического процесса.

Биопсия почки заключается в прижизненном исследовании почечной ткани с изучением ее морфологической структуры.

Дополнительные общеклинические методы исследования

Включают в себя общий клинический анализ крови, биохимические исследования крови: протеинограмма, содержание остаточного азота, холестерина, мочевины, креатинина.

1. Общий анализ крови не дает каких-либо патогномоничных симптомов при заболеваниях почек. Однако, клинический анализ крови позволяет выявить анемию, которая часть сопровождает патологию почек и верифицировать активность воспалительных нефро-урологических заболеваний. Так, в ранней стадии острого гломерулонефрита может быть нейтрофильный лейкоцитоз без сдвига лейкоцитарной формулы влево, нередко бывает резко ускоренная СОЭ (до 30-50 мм/час).

При хроническом гломерулонефрите повышение СОЭ, обусловленное диспротеинемией, свойственно его нефротическим формам и не наблюдается при умеренной протеинурии и гематурической форме гломерулонефрита.

Более выраженный лейкоцитоз (30-40 тысяч) с эозинофилией и резким нейтрофилезом может наблюдаться при остром пиелонефрите, одновременно может быть значительное ускорение СОЭ.

Так называемый «токсический» лейкоцитоз (80-100 тысяч) отмечается в терминальной стадии ХПН.

При хронических воспалительных заболеваниях почек отсутствуют изменения со стороны лейкоцитарной формулы, иногда небольшой лейкоцитоз может быть при обострении хронического пиелонефрита, если это обострение сопровождается повышением температуры. Нередко выраженная анемия нормоцитарного и нормохромного характера может быть в начале острого гломерулонефрита. Развитие анемии при хронических почечных заболеваниях диагностически неблагоприятно, так как свидетельствуют о приближении почечной недостаточности.

Анемия появляется рано и заметно выражена при некоторых врожденных заболеваниях почек.

Представление о характере почечных заболеваний и степени активности некоторых из них могут дать биохимические исследования крови, в частности, протеинограмма и содержание в крови липидов. В норме концентрация общего белка в крови здоровых детей составляет 65-85 г/л, из них альбумины составляют 55-60%, глобулины: 7a 41 0 — 2,5-4%, 7 a 42 0 — 7 06,5-9,5%, 7b 0 — 11,5-13,5%, 7g 0 — 14,5-17,5%. Концентарция общих липидов колеблется от 400 до 600 мг%, холестерина — от 120-180 мг%. При остром гломерулонефрите без нефротического синдрома общий белок крови бывает нормальным или несколько сниженным, 7a 42 0 и 7g 0-глобулины могут быть слегка повышеными, холестерин и липиды не изменяются. Наиболее выраженные изменения протеинограммы и липидограммы наблюдаются при нефротическом синдроме любого происхождения. Типичны для нефротческого синдрома гипопротеинемия, гипоальбуминемия, гипер- 7a 42 0- и 7g 0-глобулинемия, гиперлипидемия, гиперхолестеринемия. Степень выраженности этих изменений служит критерием активности нефротического синдрома, а анализ их динамики помогает при оценке эффективности терапии. Изменения белкового спектра и липидов крови не свойственны пиелонефриту и хроническому гломерулонефриту, протекающему без нефротического синдрома

Сбор мочи у новорожденных. Советы маме

/О детях/Детское здоровье и уход

Многих молодых мамочек беспокоит вопрос, как собрать мочу у младенца — девочки или мальчика до 6 месяцев. Разобраться в этом помогает врач-педиатр педиатрического отделения Центра новых медицинских технологий (ЦНМТ) Юлия ЖЕЛТЫШЕВА.

Прежде всего, ребенка нужно подмыть, затем все складочки на коже просушить промокающими движениями мягкого полотенца.

Потом прикрепить мочеприемник. Его можно купить в любой аптеке. Это не контейнер, а обычный пластиковый пакет размером примерно 5х7 см. Он используется как для девочек, так и для мальчиков. Для мальчиков этот мочеприемник, может, немного поудобнее, чем для девочек, из-за их анатомических особенностей. Никаких раздражений на коже он не вызывает.

После того, как его прикрепили, остается надеть памперс и ждать.

Как пользоваться мочеприемником (схема)

Чего делать категорически нельзя

  • Нельзя пытаться выжимать пеленку или одежду ребенка — врача собьют с толку следы мыла и волокна ткани, которые окажутся в собранном материале!

  • Ни в коем случае не собираем «по ножке», когда моча течет по ноге ребенка, и вы подставляете баночку. По пути жидкость собирает с кожи все возможные загрязнения (и они там есть!)

  • Не стоит держать ребенка над горшком, даже если вы помыли его с мылом. Стерилизовать пластиковый горшок должным образом вы все равно не сможете.

  • Не стоит сдавать мочу, собранную вчера, если врач не просил вас об этом специально. Для анализа требуется свежая утренняя порция.

Некоторые родители сдают анализ мочи ребенка в подходящих, как им кажется, емкостях — тщательно вымытах баночках из-под детского питания. Однако как бы старательно вы не мыли баночку, она не сравнится со специальным стерильным контейнером, который вы можете приобрести в аптеке. Пожалуйста, приобретите такой контейнер и слейте туда мочу из мочеприемника, как показано на схеме выше.

Особый случай: средняя порция

У мочеприемника есть один недостаток: туда набиратся вся моча, и из-за этого собрать отдельную порцию (в начале, в середине или в конце мочеиспускания) невозможно, а иногда для анализа мочи по Нечипоренко как раз нужна средняя порция. Поэтому, если при сдаче анализа мочи случились погрешности, но при этом клинически нет никаких признаков заболевания, нужно пересдать, собрав мочу другим способом, старым дедовским методом.

  • Девочке во время мочеиспускания можно подложить теплое блюдечко. Пока снимаем памперс, подмываем ребенка, и подставляем его. Блюдечко обязательно нужно помыть и обдать кипятком, чтобы оно было чистым. После сбора мочи, ее нужно перелить в контейнер.

  • Для мальчика покупаем обычный контейнер для мочи. Он тоже, как и мочеприемник, продается в аптеке. Во время мочеиспускания подставляем контейнер, пропуская первые и последние капли.

7.12.2016 Подготовила Ольга Стрикун
анализы, о детях до года, о новорожденных

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Взятие мочи на анализ.

II. ПОКАЗАНИЯ:

При диспансеризации здоровых и больных детей, больные дети.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: Нет.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

Пелёнка, клеёнка, перчатки, чистая банка для мочи, направление.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки.
  3. Ребёнка подмыть.

Выполнение процедуры:

  1. Вскрыть стерильный пакет с мочеприёмником и вынуть его.
  2. Снять липкую ленту с овального отверстия и прикрепить мочеприёмник, клеящейся частью вокруг отверстия мочеиспускательного канала, строго герметично.
  3. Собранную мочу перелить в банку.

Окончание процедуры:

  1. Осушить пелёнкой половые органы, одеть ребёнка.
  2. Снять перчатки.
  3. Сделать запись о выполненной манипуляции в медицинскую документацию.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на БАКПОСЕВ. Сестринский процесс.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. Дородовой патронаж образец.
  4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  5. Проведение профилактических прививок для маленьких детей.
  6. Алгоритм, техника промывания желудка маленькому ребенку.
  7. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  8. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  9. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  10. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  11. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
  12. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  13. Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
  14. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  15. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  16. Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
  17. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  18. Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
  19. Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.
  20. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *