Формирование тоталитарного государства в СССР

Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина

Внутрипартийная борьба в 1920-е гг. и установление единоличной власти Сталина. Большевистская партия была централизованной организацией, но и в ней существовали различные мнения относительно внутренней и внешней политики. В 1921 г. на Х съезде РКП(б) были запрещены фракции и оппозиции, т.е. группировки с отличающимися от мнения руководства партии взглядами. Пока был жив Ленин, он своим авторитетом добивался единства. Смерть Ленина (21 января 1924 г.) обострила борьбу за лидерство в РКП(б) и определение основных принципов внутренней и внешней политики советского государства.

Основная борьба развернулась между Троцким, претендовавшим на роль второго (после Ленина) вождя партии, и Сталиным, занимавшим с 1922 г. пост генерального секретаря ЦК РКП(б). В 1924 г. Троцкий был обвинен в «левом уклоне».

Выступившие первоначально на стороне Сталина Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев в 1925 г. сами перешли в оппозицию к генеральному секретарю («новая оппозиция»), объявив выдвинутый им тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране изменой делу мировой революции.

В 1926 г. произошло объединение Зиновьева и Каменева с Троцким («объединенная оппозиция»). В 1927 г. Троцкий, Зиновьев и Каменев были исключены из партии (в 1929 г. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а затем – за границу). В 1928-1929 гг. сталинская группировка добилась победы и над сторонниками «правого уклона» в партии (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.), выступившими против свертывания НЭП. В 1929 г. Сталин оказывается единоличным правителем страны.

Особенности советской политической системы.В 1920-1930-е гг. сформировались основные черты советской политической системы. Она была однопартийной. Все партии, кроме большевистской, были запрещены. Сама большевистская партия многократно выросла в численности, изменилось ее название. В 1918 г. она получила название Российской коммунистической партии (большевиков) – РКП(б), в 1925 г. – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) – ВКП(б).

Государственный и партийный аппараты срослись. Более того, к концу 1920-х гг. партийные органы практически подменили Советы. Ни одно решение, принимаемое государственными органами, не обходилось без предварительного обсуждения в партийных комитетах того или иного уровня. Таким образом, фактическая власть в государстве оказалась в руках коммунистической партии.

Ведущей социальной опорой формирующегося режима стала номенклатура – список должностей, назначение на которые производилось решением вышестоящего партийного комитета.

Был создан особый карательный аппарат. Карательные органы (ВЧК, затем ОГПУ, затем НКВД) вели борьбу с «ненадежными элементами», прежде всего интеллигенцией и церковью.

В 1922 г. из страны были высланы около 200 представителей интеллигенции («Философской пароход»). В 1928 г. инженеры и техники Донбасса были обвинены во вредительстве (взрывах), сговоре с бывшими владельцами, покупке ненужного импортного оборудования, нарушении законов о труде («Шахтинское дело»).

В 1930 г. по делу «Промпартии» была осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с Л.К. Рамзиным.

По обвинению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии были осуждены ученые-аграрники Н.Д. Кондратьев (предсказавший окончание экономического кризиса за рубежом), А.В. Чаянов (за то, что выступал против методов коллективизации).

Церковь была поставлена под контроль государства. Значительная часть церковных ценностей была конфискована. Усилена антицерковная пропаганда, разрушались храмы и соборы. Началось преследование священников. Патриарх Тихон – заключен под домашний арест. Для подрыва церковного единства, правительство поддержало «обновленческие» течения, призывавшие мирян повиноваться власти. После смерти Тихона в 1925 г. правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха.

Начинает формироваться культ личности И.В. Сталина, т.е. его возвеличивание. Портреты и имя Сталина были везде, его благотворному влиянию и политике приписывались все достижения, все провалы считались происками «врагов народа».

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, провозглашавшая победу социализма в стране. Экономической основой СССР объявлялась социалистическая собственность, существовавшая в двух формах – государственной и кооперативно-колхозной. Число союзных республик было увеличено до 11. Согласно Конституции, высшим органом власти в СССР становился двухпалатный Верховный Совет СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием (на практике выборы проводились на безальтернативной основе: в бюллетени для голосования вносился лишь один кандидат «блока коммунистов и беспартийных», утверждавшийся в соответствующих партийных инстанциях).

Конституция декларировала широкий круг политических, личных и социально-экономических прав, включая право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости. На практике эти права исполнялись избирательно: за реализацией экономических прав государство следило, а личные и политические права не исполнялись.

К концу 1930-х гг. в стране сформировался тоталитаризм, т.е. режим, характеризовавшийся полным контролем власти за всеми сферами жизни общества. Завершили формирование тоталитарного режима массовые репрессии 1937-1938 гг., которые преследовали следующие цели:

1) уничтожение всякой, даже потенциальной, оппозиции, малейшей нелояльности верховной власти, олицетворявшейся Сталиным;

2) ликвидация «старой партийной гвардии» и остатков прежних («не социалистических») социальных групп, мешавших новому харизматическому вождю своими традициями, знанием реальной истории и способных к самостоятельному мышлению;

3) снятие социальной напряженности через наказание «стрелочников» – «виновников» ошибок, негативных явлений в обществе;

4) очищение от «разложившихся» номенклатурных работников, подавление в зародыше местнических, ведомственных настроений.

В 1936-1938 гг. прошли открытые московские судебные процессы по сфабрикованным делам «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», «Параллельного антисоветского троцкистского центра», «Правотроцкистского антисоветского блока»; в результате этих процессов была физически ликвидирована старая большевистская («ленинская») гвардия. Развернулся массовый террор, жертвами которого стали миллионы партийных, советских и хозяйственных руководителей, военачальников, рядовых членов партии, деятелей науки и культуры, инженеров, рабочих, колхозников.

В ходе политической борьбы и репрессий 1930-х гг. окончательно оформился режим личной власти Сталина, оформилась система тотального контроля над всеми сферами экономической и социальной жизни, наукой и культурой. Несмотря на это, 30-е гг. отмечены важными достижениями в науке и технике (производство синтетического каучука, открытие новых нефтяных месторождений на Урале и в Башкирии, начало работ в области ракетостроения, разработка новейших образцов авиационной техники, исследование и освоение Арктики), литературе, музыке, кинематографии, живописи.

При всех недостатках тоталитарной системы, она и ее лидеры пользовались поддержкой большинства советского народа, так как средний уровень жизни и диапазон возможностей для образования, карьерного роста, лечения резко возрос в сравнении с дореволюционным периодом.

Формирование и особенности тоталитарного режима в СССР.

Во избежание раскола партии, еще 1921 г. X съезд запретил создание внутрипартийных фракций. В 1924 г. умирает Ленин. Естественно, началась активная и нескрываемая борьба за власть между его преемниками. Многоэтапные чистки, призванные изгнать из партии всех, кто не хотел поддерживать сталинскую линию, дали результаты. Генеральный секретарь Сталин добился внедрения своего режима. Тоталитарный строй подразумевал:
— однопартийность, и как следствие, тотальное верховенство правящей партии;
— подавление свобод и прав, а также введение слежки;
— репрессии;
— абсолютное и непоколебимое отсутствие разделения власти;
— собрание населения в массовые организации.
Собственно, исходя из этого, основными характеристиками советского тоталитарного режима стали восемь существенных аспектов.
1. Тотальный, всеобщий контроль и верховенство государства. Владея производством, практически всей собственностью (например, фабриками и заводами, учебными заведениями, магазинами, больницами, издательствами, газетами и даже театрами), государство имело абсолютную и непоколебимую возможность регулировать все сферы жизни. Стремление к полному подчинению народа в экономической, политической, социальной, духовной и даже семейной жизни, спустя несколько лет дало возможность практически тотально контролировать каждого отдельно взятого гражданина.
2. В своих управленческих, контрольных, регулятивных и нормотворческих функциях государство полностью подменялось партией. Большевистская партия получила возможность держать в руках все нити общественной жизни. Наряду с этим, при формальном наличии институтов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), все решения всегда принимались партией. Во всех отраслях и учреждениях партийный секретарь фактически был выше руководителя.
3. Абсолютная монопольная власть единственной в стране партии сулила отсутствие оппозиции, а потому любое проявление неповиновения или инакомыслия жестоко наказывалось.
4. Разумеется, при таком режиме, власть всецело принадлежала даже не совсем партии, а ее лидеру И.В. Сталину. Будучи харизматической личностью, он отличался злопамятность, интриганством, хитростью и жестокостью, поэтому положительные эмоции вызывал не долго. Будучи весьма эффективным менеджером, Сталин умудрился подчинить народ и создать культ своего правления. Культ вождя проявлялся в песнях, кинофильмах, стихотворениях, книгах, газетных и журнальных материалах. Уважение, граничащее со страхом и трепетом, превозносило лидера до небес.
5. Монопольная идеология, основанная на марксистско-ленинской системе взглядов, признавалась единственно возможной. Всякое инакомыслие уничтожалось. Отсюда ненависть, с которой партия восстала против религии, всех ее институтов и носителей.
Фраза «СССР, как оплот прогрессивной общественности всего мира», стала постулатом того времени. Власть простыми и доступными средствами внедряла в сознание населения свои догмы, для этого повсеместно использовались лозунги, патриотичные песни, воспевающие партию стихотворения, мудрые цитаты вождей, а также многочисленные лекции по изучению курса истории ВКП (б).
6. Строжайшая цензура над всеми существующими средствами массовой информации, а также издательской и любой другой творческой деятельности, контролировала все уровни информационных потоков. Специальные цензоры от партии вычитывали все тексты и запрещали печатать, снимать и выпускать все, что расценивалось как критика системы. Учитывая, что государство решало, что людям читать, слушать и смотреть, альтернативных вариантов просто не было. Запрет на критику представителей власти, в целом государственную идеологию возымели результаты, поскольку со всеми, кто не подчинялся указаниям, быстро и жестоко расправлялись.
7. Для обеспечения монополии идеологии и власти, тоталитарное государство мощно и активно использовало два важнейших рычага управления: перманентное насилие и тотальную пропаганду. Во всех сферах деятельности человека ожидала информационная атака, направленная на внедрение нужных мнений и мыслей. Образование, культура, воспитание и досуг организованно воздействовали с единой целью — воспитать совершенно нового человека. Отрицались культурные ценности и всевозможные достижения прошлого, а наряду с этим шел активный поиск новых образов и идеалов. Под давлением обстоятельств, революционный авангард в искусстве и литературе сформировался довольно быстро. Искусство стало зависимым и политизированным. Беззаветное мужество, массовая жертвенность и классовая ненависть преподносились выше всех достоинств, параллельно с этим предприимчиво культивировалась безжалостность к врагам.
8. Система карательно-ограничительных органов развивалась стремительно. Насилие, как единственно возможный и действенный прием власти помогал держать народ под контролем. Репрессивная машина работала в таких масштабах, что до сих пор трудно подсчитать колоссальные потери. Для обеспечения репрессивного контроля везде реорганизовывались органы государственной безопасности. Расширение их властно-карательных полномочий давало страшные результаты. В распоряжение ГПУ поступили особые войска, а определенным органам позволили проводить обыски и аресты без суда и следствия.
Общая численность попавших в лагеря и колонии заключенных в 1941 году выросла до 2 млн. человек. Фактически каждый третий в ГУЛАГе был осужден по политическим мотивам, а другие в разной степени являлись жертвами экономической и социальной политики режима Сталина.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА СССР

Попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика.

За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Тоталитарный режим идеологизирует все сферы жизни, теряя всякую способность к самокоррекции. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи «непогрешимого вождя» и «образа врага». Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности — все это оправдывало необходимость противостояния «врагам народа». Вечной борьбой с «врагами народа» в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной «сверхзадачей» всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия.

На рубеже 1950 — 60-х годов с окончанием перманентного идеального состояния (XX съезд разрушил миф о внутренних «врагах народа», были провозглашены паритет сил с НАТО и «окончательная победа социализма в нашей стране») и одновременно начались процессы деидеологизации и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой социалистической революции.

Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.

Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.

Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом — в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.

Картина мира тоталитарного сознания не ограничивается отношениями между народом и властью. Она включает в себя и глубинные представления о причинности, природе вещей, о времени, человеке и т.д. Принятие этой мифологии — не только следствие пропагандистских манипуляций. Являясь кратчайшим путем к счастью в наличных условиях существования, тоталитарная мифология принимается добровольно и с благодарностью.

Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.

В ходе третьего этапа окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.

В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.

Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.

Процесс становления и утверждения тоталитаризма также предполагает и насильственную «организацию» общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», что неизбежно сопровождается милитаризацией. В нашей стране дополнительные возможности этому процессу предоставлялись и самим принципом организации политической власти — концентрацией всех ее ветвей — законодательной, исполнительной и судебной — в руках одного субъекта, Совета. Номинальная реализация лозунга «Вся власть Советам» закономерно привела к концентрации ее в руках исполнительного комитета. В силу сложившейся однопартийной системы произошло слияние исполнительного комитета с аппаратом правящей

Источником, экономической базой тоталитаризма является тотальная государственная собственность (на средства производства прежде всего). Экономическую основу этого строя составляет репрессивно-принудительный способ организации производства, базирующийся на монопольной государственно-бюрократической собственности.

В нашей стране отмена частной собственности означала сосредоточение собственности в руках узкой группы людей, стоящих у власти. Коллективно партия владеет всем, потому что она всем управляет и распоряжается продуктами так, как считает нужным. В годы после революции она смогла занять господствующее положение почти беспрепятственно, так как процесс шел под флагом национализации. Считалось, что если класс капиталистов лишить собственности, то наступит социализм. Однако В. И. Ленин намного глубже, чем его соратники, понимал, что социализм невозможно строить в условиях тоталитарной системы, как и нельзя «железной рукой загнать человечество в счастье».

Вынужденный переход к нэпу свидетельствовал о признании неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Развитие товарно-денежных отношений и связанная с ним демократизация общества начали понемногу лишать власть ореола святости и подтачивать таким образом основы тоталитаризма. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию «военного коммунизма». В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.

Третий этап тоталитаризма в области экономики характеризуется достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая взаимозависимость стран ведут к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация. Но власти, которые объявили нашу страну «маяком всего человечества», были не в силах смириться с ситуацией экономической «гонки без развития» с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран.

После отказа от насильственных методов управления руководители СССР с целью «уравновешивания общества» начинают «развинчивать гайки». Но так как не произошло отхода от существа тоталитарной системы, этот процесс мог идти только в одном направлении, в сторону ослабления контроля над работой и дисциплиной.

Фактически складывается новый механизм принуждения личности: люди искусственно принуждаются к «ничего неделанию», а те, кто не избавился от иллюзий и не согласен с порочной формулой «ты делаешь вид, что работаешь, мы делаем вид, что платим», постепенно склоняются к алкоголизму, «уходят» в восточные верования, наркоманию и т. п. Серьезное же недовольство управленцами рассматривается как антисистемная, «антисоветская» деятельность. Создается порочный круг, выхода из которого нет.

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова а так же тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше.

Теория тоталитаризма складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против ком Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социальную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех характер. В нацистской Германии даже был издан специальный закон предусматривающий единую, обязательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализируется, приобретает некоторые черты религиозного культа.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

Политические черты:

  • 1. И соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация обществ дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным аппаратом власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением.
  • 2. Тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой от власти частной жизни.
  • 3. Политическая система, а точнее, партийно-государственная организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.
  • 4. Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций.
  • 5. К политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения.
  • 6. Слепая вера и страх — главные ресурсы тоталитарного управления. осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

В то же самое время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение высшей народности, или демократии высшего типа. Она использует безальтернативные, преимущественно формы демократии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и создающие видимость всенародной поддержки, по не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью пссвдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобилизация и участие, например 99,9-процентное участие в выборах.

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг буржуазия, империализм, евреи и т.п. в процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под се тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действительности он порождает глубокое социальное неравенство.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства па распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *