План аннотации хорового произведения

План аннотации хорового произведения

I. Вступление

  • Историко-стилистический анализ произведения

  • Сведения об авторах произведения

  • Литературный текст

II. Основная часть

  • Музыкально-теоретический анализ

  • Вокально-хоровой анализ

  • Вокально-хоровые трудности и методы по их преодолению

  • Исполнительский анализ

III. Заключение

    • Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства

Литература

I. Вступление

1. Историко-стилистический анализ произведения.

Общие сведения о хоровом произведении: полное название, хоровой жанр, вид хорового исполнительства.

Хоровой жанр: народная песня, обработка народной песни, переложение для хора, хоровая песня, хоровая песня в стиле фольклорно-лирических образцов («Ясный месяц», «При долине куст калины» и др.), хоровой романс, хоровая поэма, хоровая миниатюра, часть хорового цикла, сюиты, кантаты, оратории, хор из оперы и т. д.

Вид хорового исполнительства: хор a’cappella, хор с сопровождением.

Сведения об авторах произведения

Особенности эпохи, в которой произведение создавалось, год (период) создания. Краткие сведения о жизни и творчестве композитора: годы жизни, характеристика творчества, основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества (хоровые жанры, темы, образы его произведений, своеобразие приемов хорового письма, излюбленные поэты, отношение к поэтическим первоисточникам – подвергаются ли они переработке или же остаются неизменными). Место этого произведения в ряду других.

Если произведение является частью более крупного произведения, кратко охарактеризовать весь цикл, его идею.

Если произведение является обработкой народной песни или переложением инструментального сочинения, надо дать сведения об авторе обработки или переложения, дать характеристику произведения в первоначальном виде, проанализировать степень изменения хорового сочинения в сравнении с оригиналом.

Проведение параллели между анализируемым произведением и произведениями других композиторов, написанных на тот же литературный текст или посвященными той же теме.

Краткие сведения об авторе текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества.

2. Литературный текст

Содержание литературного текста, его образы, тема, идея, настроение (постижение произведения не только интонационным путем, но и через смысловое значение текста). Выявить эмоционально-психологический «подтекст» поэтического произведения, раскрыть символику, особенно в русских народных песнях. Форма изложения, размер (количество строф, строк, куплетов). В обработке или переложении сравнить текст хорового произведения с оригиналом. Если текст — отрывок из литературного произведения, дать краткую характеристику всего произведения. Проследить взаимосвязь литературного текста и музыки, степень соответствия содержания литературного текста содержанию музыки, воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Проанализировав, какие образы, мысли, идеи поэта нашли в музыке наиболее яркое воплощение, можно сделать вывод о том, что привлекло композитора в данном поэтическом тексте, что считает главным, в чем видит суть его содержания.

Если литературный текст на иностранном языке, то необходимо сделать перевод, дать сведения об авторе перевода.

Требования к оформлению аннотации хорового произведения. Областное государственное образовательное учреждение

Стр 1 из 11

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Иркутский педагогический колледж № 3»

Рекомендации

К составлению аннотации

Хорового произведения

Рекомендации к составлению аннотации анализа хорового произведения / сост. Г.А. Камкина – Иркутск: ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009.

Данные рекомендации ставят своей целью оказать учебно-методическую помощь студентам ИПК №3, обучающимся по дисциплине хоровое дирижирование при анализе и составлении аннотации хорового произведения.

Составитель: Камкина Г.А., преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин ОГОУ СПО ИПК №3

Рецензент: Маркидонов С.А., доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженный работник культуры РФ

© Камкина Г.А.

© ИПК №3

1. Требования к оформлению аннотации хорового произведения ………….4

2. Образец титульного листа ……………………………………………………5

3. План аннотации хорового произведения …………………………………..6

I. Вступление

· Историко-стилистический анализ произведения …………………7

· Литературный текст ………………………………………………..7

II. Основная часть

· Музыкально-теоретический анализ ………………………………8

· Вокально-хоровой анализ …………………………………………..10

· Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы по их преодолению ……………………………………..10

· Исполнительский анализ …………………………………………14

III. Заключение

· Значение произведения с точки зрения современного хорового искусства……………………………………………………………..15

Приложение ………………………………………………………………… 16

4. Словарь эстетических эмоций на основе модальностей В.Г.Ражникова……………………………………………………………….17

5. Ритмическая организация речевого акцентного стиха ……………………..19

6. Звуковедение – одно из основных художественно-выразительных средств хорового звучания …………………………………………………21

7. Общепринятые темповые разновидности …………………………………23

8. Хоровые жанры русской духовной музыки ……………………………….27

9. Хоровые жанры (духовные и светские) западноевропейской музыки………………………………………………………………………..28

10. Периодизация хоровых жанров по эпохам ………………………………..30

11. Литература, которую можно использовать при анализе и написании

аннотации хорового произведения …………………………………………….33

Аннотацияв курсе учебной дисциплины «Хоровое дирижирование» — это письменное изложение анализа хорового произведения. Обучение написанию анализа хорового произведения осуществляется поступенно, параллельно с изучением дисциплин специального и профессионального циклов, таких как «Теория музыки», «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных форм», «Музыкальная литература», «Хороведение» и других.

В настоящей работе дается перечень разделов, подразделов аннотации; рекомендации по их содержанию и наполнению; раскрываются основные понятия дирижерско-хороведческой терминологии и др.

Как показывает практика, студенты при анализе хорового произведения чрезмерно большое место отводят описанию жизненного пути авторов. Еще в большей степени ситуация усугубилась развитием и доступностью Интернет-ресурсов. Несмотря на колоссальную пользу Интернета, во всемирной сети появляется огромное количество информации, зачастую недостоверной, которая позволяет делать неверные выводы и мешает пониманию произведения. Студенты должны научиться использовать только проверенные источники, обращаясь в первую очередь к словарям и энциклопедиям, уметь отбирать и структурировать найденный материал, основное внимание уделив анализу самой партитуры.

Требования к оформлению аннотации хорового произведения

· Объем анализа хорового произведения должен соответствовать 15-30 стр. печатного текста.

· Печатный текст ограничивается полями: справа – 2 см, слева – 3 см; сверху, снизу — 2,5 см.

· Электронный вариант представляется в редакторе Microsoft Word

Windows 3.1, 3.11 или 95, 97 через интервал 1 или 1,5 размером 14nm.

· Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.

· Титульный лист оформляется согласно прилагаемому образцу.

· В анализе должна быть представлена партитура (если произведение с сопровождением, партитура должна быть выписана с сопровождением; в партитуре должна быть проставлена гармония).

· Анализу предшествует план с указанием страниц.

· Объем и глубина раскрытия каждого раздела должны соответствовать уровню подготовленности студента.

· Каждый раздел аннотации начинается с нового листа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *