Способы влияния государства на экономику

ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ

Устойчивое развитие рыночной экономики предполагает, что государство реализует свою экономическую роль посредством ряда функций:

Ø защиты конкуренции;

Ø создания правовых условий экономической деятельности;

Ø корректирующих функций;

Ø функции, регулирующей распределение доходов в рыночной экономике;

Ø стабилизационных функций.

Путем выполнения первых двух функций государство поддерживает и обеспечивает функционирование рыночной системы. Посредством остальных – усиливает и модифицирует действия рыночной экономики.

Рассмотрим названные функции:

1. Защита конкуренции.

Конкуренция является основным регулирующим механизмом рыночной экономики, той силой, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены.

Задача государства – защитить этот механизм от монополии, поддержать ситуацию, при которой число продавцов велико, и каждый продавец не способен оказать влияние на общий объем предложения, а следовательно, и на цену продаваемого продукта. Когда на рынке появляется монополия, продавцы начинают манипулировать ценами в свою пользу и в ущерб обществу. Они искусственно ограничивают объем продукции и тем самым продают его по более высокой цене.

Государство с целью контроля над такой ситуацией может действовать различными путями, например, оно проводит в жизнь антимонопольное законодательство, защищающее и усиливающее конкуренцию. Кроме того, оно может образовывать государственные комиссии для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги для так называемых «естественных монополий», таких отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков (транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и т.д.); а также государственную собственность на предприятия электроснабжения, газоснабжения и др.

Иногда государство не борется с монополиями, а искусственно их создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Безусловно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике, но, с другой стороны, это создает мощные материальные стимулы к новым и более эффективным изобретениям.

2. Создание правовых условий экономической деятельности.

В рамках этой функции государство определяет формы и право собственности, условия заключения контрактов и хозяйственных договоров, организационно-правовые рамки функционирования предприятий, правила деятельности финансово-кредитных учреждений и др. Кроме того, важным направлением является социальное регулирование: законодательное регулирование минимума заработной платы, условий труда на предприятиях, вопросов социального страхования и социального обеспечения (гарантированный минимум, социальная помощь малоимущим), отношений в рамках коллективных договоров и т.д.

3. Корректирующая функция.

В рамках этой функции государство выполняет две основных задачи: а) корректировку результатов рыночных процессов; б) обеспечение производства «общественных товаров и услуг».

Что касается первой задачи, то вмешательство государства представляется целесообразным в случае существования так называемых «внешних эффектов», сопровождающих производство или потребление отдельных видов товаров и услуг. Внешние эффекты не выражаются в денежной форме, и рынок сам по себе не реагирует на них. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных действий. Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом: 1) по источникам возникновения – на производственные и потребительские; 2) по объектам воздействия – производство и потребление; 3) по знаку – положительный и отрицательный. Примером отрицательного воздействия производственного внешнего эффекта на производство может служить загрязнение окружающей среды. Оно снижает качество жизни так, будто люди лишились части заработной платы или столкнулись с неожиданным подорожанием товаров и услуг. И если рынок дает возможность больше заработать, изменить структуру спроса, то с внешними эффектами справиться без участия государства невозможно.

Примером положительного влияния внешнего эффекта на потребление может служить положительное влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар — национальную оборону, и тем самым удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Военные корпорации – производители этой государственной услуги – способствуют развитию НТП, результаты которого бесплатно используются всеми членами общества, потому что потребитель покупал по цене, равному налогу, только национальную оборону, а не социальные последствия милитаризации. И следовательно, потребитель остается в долгу у военно-промышленного комплекса и для компенсации этого внешнего эффекта государство может предоставлять военным корпорациям субсидии, увеличивать цену на военную продукцию, увеличивать подоходные налоги.

Таким образом, государство, выполняя данную функцию, прежде всего, выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме и принимает решение, компенсирующее несовершенство рыночной экономики. Регулирование внешних эффектов осуществляется с помощью введения дополнительных налогов или предоставления субсидий из государственного бюджета, что позволяет перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов. Иногда государство может прибегать и к прямому администрированию, которое может выражаться в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

Что касается второй задачи, то в этом случае государство берет на себя функцию «дополнения» рыночной системы в тех сферах, где рынок не желает выделять ресурсы на производство товаров и услуг, например, на производство общественных благ и услуг. Общественные блага и услуги рынок не желает производить, так как его цель – производство товаров индивидуального потребления. Товары индивидуального потребления или частные блага – это такие товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком.

Общественные блага и услуги – это такие товары и услуги, которые приносят существенную выгоду всем членам общества, на которые рынок не станет выделять ресурсы (например, национальная оборона, регулирование паводков, строительство маяков, борьба с насекомыми и т.д.).

Чтобы общество могло пользоваться этими товарами и услугами, государство должно обеспечить их производство, а финансировать это производство государство будет с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов. Налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, но за счет налогов государство финансирует производство общественных благ и услуг. Причем государство не обязательно должно брать на себя непосредственное производство общественных благ и услуг. Оно может ограничиться тем, что будет стимулировать с помощью налогов или субсидий производство этих товаров в частном секторе или посредством прямого контроля, норм и предписаний гарантировать определенный стандарт соответствующих товаров и услуг.

4. Функция, регулирующая распределение дохода в рыночной экономике.

В данном случае целью государственного вмешательства является сокращение различий в размерах доходов и имущества между отдельными субъектами рыночной экономики.

Следует различать два вида распределения дохода: 1) функциональное и 2) персональное. В первом случае речь идет о первичном распределении национального дохода между собственниками факторов производства, соответственно на заработную плату, прибыль, ренту. Это распределение происходит до вмешательства государства и является результатом действия рыночного механизма.

Когда же речь идет о влиянии государства на распределение доходов, то это относится к персональному распределению. Причем вопрос касается величины доходов отдельных лиц или группы лиц независимо от того, из каких источников они поступали. Такое распределение осуществляется посредством налоговой политики, с одной стороны, и бюджетных расходов – с другой, которые включают наряду с предоставлением различных государственных услуг также непосредственные социальные выплаты населению – пособия по социальному обеспечению и компенсации по безработице.

5. Стабилизационная функция.

В этой функции инструменты финансово-бюджетной политики активно используются в целях обеспечения государством: конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости, противодействия инфляционным процессам. Эта политика называется фискальной и сводится к трем основным принципам:

1. Если существует неполная занятость вследствие недостаточно высокого совокупного спроса, то последний должен быть повышен путем соответствующего изменения бюджетных расходов и доходов (экспансивная бюджетная политика).

2. Если наблюдается повышение уровня цен (инфляция), то государственные доходы должны быть применены таким образом, чтобы результатом явилось снижение совокупного спроса (контрактивная бюджетная политика).

3. Если наблюдается полная занятость при стабильном уровне цен, то государственные финансы должны использоваться таким образом, чтобы совокупный спрос оставался неизменным (нейтральная бюджетная политика).

Стабилизационная функция обеспечивается через ряд стабилизационных инструментов. Так, антициклическое воздействие государства осуществляется через встроенные стабилизаторы (автоматические механизмы прогрессивного налогообложения, доходы и расходы фонда социального страхования по безработице и т.д.); автоматические контрмеры в условиях достижения теми или иными показателями экономики предельного уровня (манипулирование налоговыми ставками, резервными фондами банков и т.д.); управление программами компенсирования, применяемыми правительством по собственному усмотрению с учетом конкретной ситуации.

Методы регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные, хотя границы между ними условны, и поэтому некоторые методы регулирования являются методами регулирования смешанного типа, т.е. выполняют функции как прямых, так и косвенных рычагов.

Структура используемых методов зависит от форм собственности и объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении предприятиями государственной, муниципальной форм собственности. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Такие методы были популярны в условиях плановой экономики. В условиях рыночной экономики действие прямых методов государственного регулирования резко сокращается. Но они не исчезают. Их широкое применение в некоторых странах обусловлено высокой долей государственного сектора экономики. По своей сути прямые методы непосредственно влияют на экономический результат.

Прямые методы включают:

Ø Финансовую поддержку (дотации) государства отдельным предприятиям, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны.

Ø Развитие государственного предпринимательства. Осуществляется, как правило, в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог, или там, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Например, в оборонной промышленности.

Ø Проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экологических и других государственных программ.

Ø Финансирование социальной сферы: народного образования, бирж труда, подготовки и перепрофилирования высвобождаемых трудовых ресурсов и т.д.

Ø Введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Стандарты в основном социального характера: экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Ø Меры по предупреждению монопольного сговора товаропроизводителей или потребителей с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольной цены.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направление развития рынка путем государственного заказа (государственного задания на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах, либо на уникальную, особо дефицитную продукцию).

К косвенным методам относятся те методы регулирования, посредством которых осуществляется воздействие на экономический результат не прямо, а через изменение условий.

— Бюджетно-налоговое регулирование. Государственные бюджеты в современной рыночной экономике выполняют не столько фискальную функцию (обязательную аккумуляцию части доходов товаропроизводителей и населения), сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Налоги также становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Налоговое регулирование включает: увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменения налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот и скидок, отсрочку платежа, налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов.

— Кредитно-денежное регулирование. Функции регулятора обеспечивает Центральный банк страны, выполняющий также функции финансовой резервной системы. В последнее время ЦБ осуществляет активное антиинфляционное регулирование в экономике.

Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения. Она обеспечивается на основе законов, доведением со стороны Центрального Банка системы обязательных нормативов, регулирующих деятельность всех коммерческих банков и других кредитных институтов. В число таких нормативов входят: норматив резервных обязательств перед Центральным Банком, а также устанавливаемое соотношение между собственными фондами коммерческого банка, его пассивами и активами и предельный размер ссуды одному заемщику; нормативы ликвидности; предельные процентные ставки и т.д.

Государство и экономика. Способы воздействия государства на экономику

⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 63

Ни одну экономическую систему, даже систему свободной рыночной конкуренции, нельзя назвать абсолютно свободной, поскольку она не может работать без вмешательства государства. Ведь именно государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потребностей определенных категорий населения, за компенсацию или ликвидацию отрицательных эффектов поведения участников рыночной игры. Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования, поскольку, действуя стихийно, законы рынка слишком часто не только дают положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработица и др.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы, оказание материальной поддержки тем людям, которые не по своей воле утратили рабочие места и не сумели найти себе другую работу. Заботятся государства и о занятых, устанавливая для них минимальный уровень заработной платы, т. е. такой уровень, который бы позволил им выжить.

Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активным участником рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

Правовые методы заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Кфинансово-экономическим методам относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами.

Экономическое программирование заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Пути воздействия государства на теневую экономику

Все это принуждает возникнуть вопросу о необходимости наиболее эффективной госполитики в отношении оттеняющий экономики. Касаясь экономической роли страны часто говорится о муниципальном вмешательстве, регулировании, управлении и т.п. Это в совершенной мерке дотрагивается и дела государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со всеми ее сегментами разрешено биться, не постоянно эффективными будут и способы прямого вмешательства. Поэтому мы рекомендуем застопориться на термине «государственное действие» на теневую экономику как наиболее емком.

Острота трудности, сплетенная с гипертрофированными масштабами теневой экономики, а еще тот факт, что она может осмеливаться лишь в узкой связи с комплексом остальных задач, подводят нас к выводу о том, что программа муниципального действия на теневую экономику обязана отыскать отображение в общей стратегии социально-экономического развития России. Прежде только нужно сформулировать ключевую мишень — до какого уровня можно уменьшать теневую экономику? Очевидно, что данная задачка должна существовать реалистичной, т.е. выполнимой.

Нам видется, что ориентировочным параметром может быть удельный авторитет теневой экономики, не превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами. Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной экономики обосновывает цензурность такового уровня теневой энергичности (перед нами образец стран с о рыночной экономикой). В-других, наша отечественная финансовая деятельность свидетельствует, что гипертрофированные масштабы теневой экономики — специфика развития конкретно в 90-е годы.

Необходимо задерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют различные общественные группы, препоследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально принципиальной задачей является определение взвешенного соотношения меж экономическими и административными способами государственного воздействия.

Так, значимая часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежаших к принужденной иллегальной экономике, при осознанном подходе способны начинать реальной силой, усиливающей отечественное создание. Причем следует подметить, что тут именно меры косвенного нрава (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы общественной зашиты, подготовки и переподготовки сотрудников) являются более действенными по сопоставлению с прямыми административными мерами (различного рода запреты, укрепление наказаний).

С иной стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, твердая реализация принципа диктатуры закона, когда стиль идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Надо договориться с высказыванием министра экономического развития и торговли Г. Грефа: «Российская Федерация должна ждать к принятым на Западе моделям, сообразно которым зайти на базар стоит 3 коп., но несмотря на все вышесказанное неправильное поведение на базаре — 3 долл., а время от времени и 3 года тюрьмы». Весьма актуальной продолжает сохраниться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне русских регионов в особенности активно протекают процессы сращивания государственной власти с представителями коммерциала, а иногда и неприкрыто криминальными веществами.

Реализация установленных задач просит значимых конфигураций в структуре государ-ственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем до этого всего следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и правоохранительных органов, введение действенного госконтроля в экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика указывает, что на переломе XX и XXI вв. русское правительство осознало значимость перечисленных выше проблем и в период президентства В.В. Путина уже изготовлен разряд принципиальных шагов в направленности их решения В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, ежели не будут дополнены мерами по формированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он исполняется людьми, немыслим без вовлечения в него нравственно-нравственного содержания их жизни, оказывающего большущее воздействие на мотивацию хозяйственного поведения наравне с фактически экономическими интересами.

Необходимо отрешиться от юридического фетишизма и абсолютизации смысла силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как и спрятаться от надзирающего ока государства, и русские граждане обычно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют способности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых корм, какие, но, невозможно полагать чистоплотными и добросовестными и определять к обычной («здоровой») экономике.

Среди видов деловитости, не противоречащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепризнанные социальные нормы и морально-высоконравственные принципы, можно отметить:

предумышленное внедрение недостатков законодательства, законный неурегулированности ряда качеств предпринимательской деятельности (в том числе денежные махинации, фиктивные сделки, мошенничество, построение природного вреда);

приобретение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения) договорных обещаний;

бесчестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-или интересы);

нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной основе, но не непременно связанные с получением взяток. Например, сговор могучих структур с представителями криминала, наложение их собственного рода «соц налогом»: обязательство не касаться в замен на оплачивание строительства каких-либо соц объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно значительно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура российского бизнесмена как в России, так и за рубежом вписывается только в образ «новейшего российского» — беспринципиального и неразборчивого в собственных средствах дельца, махинатора и плута, а муниципальный чиновник стает как алтынник и казнокрад.

Государство обязано брать на себя ответственность за реализацию своего рода воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.

Эта неувязка должна решаться в узком сотрудничестве с институтами гражданского сообщества — профсоюзами трудящихся, организациями бизнесменов, творческими ассоциациями, средствами массовой информации.

По нашему понятию, соединения предпринимателей обязаны обладать отлично разработанные концепции собственной профессиональной этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их уставы, в каком месте в том числе должно быть выражено известие к криминальным и бесчестным формам бизнеса.

По нашему мнению, необходимо выковать и особый этический кодекс государственного служащего, тем более что такие образцы имеется в западной практике (в частности, интернациональная организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. советы по совершенствованию этического поведения государственной службы). Более того, в государственных учреждениях USA есть специальные подразделения служебной этики, труженики которых подсобляют сотрудникам решать неординарные проблемы этического характера. Стоит поразмыслить и над тем, чтоб госслужащие давали особую присягу (наподобие клятвы Гиппократа).

Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть очень широк — от финансирования разработки и реализации учебных курсов до учреждения особых премий для наиболее честных компаний.

Следовательно, российское государство методом управленческого воздействия и последовательной политики способно существенно поменять сформировавшуюся ситуацию в теневом криминале и тем самым содействовать нарастающему взлету русской экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *