Задачи социально педагогической работы

Цель, задачи, функции социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении

Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Цель работы социального педагога образовательного учреждения:

— Охрана и защита прав ребенка;

— Оказание комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение в социально значимую деятельность;

— Подготовка к самостоятельной жизни;

— Формирование у детей способности к ответственным решениям;

— Развитие умения общаться и сотрудничать;

— Поддержка учащихся, имеющих проблемы в социализации.

Задачи деятельности социального педагога:

— Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

— Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.

— Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.

— Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.

— Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.

— Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.

— Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

— Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.

— Вести профилактику правонарушений, социальную защиту семьи и детства

Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции:

1) Диагностическая:

– постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

— выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

— установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье;

— содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.

2) Воспитательная, или образовательно-воспитательная:

— обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, а также семьи с привлечением всех воспитательных средств и возможностей социума;

— осуществление социально-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса ребенка, имеющего проблемы;

— осуществление патронажа неблагополучных семей и семей группы риска, проведение работы с родственниками детей, опекунами, будущими усыновителями; осуществление консультационных, информационных, образовательных услуг по обеспечению семьи и детей информацией по вопросам социальной защиты;

— педагогическое просвещение родителей и детей;

— обучение их социальным знаниям и умениям, проведение профориентационной работы;

— формирование педагогической культуры родителей.

3) Организационная:

– организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи и поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ;

— включение учащихся в различные виды общественно-полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

— влияние на разумную организацию досуга детей.

4) Прогностическая:

– программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;

— проектирование личности ребенка, определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

— разработка программ, проектов, планов развития учреждения, его структур;

— экспертиза документов и материалов;

5) Профилактическая или предупредительно-профилактическая:

— организация системыпрофилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков;

— приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений;

— осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи;

— влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

— организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социальных групп риска.

6) Коррекционно-реабилитационная или социально-терапевтическая:

— осуществление социотерапевтической помощи нуждающимся, коррекция асоциального поведения детей и подростков, стилей семейного воспитания, межличностных отношений:

— усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды;

— помощь ребенку в адаптации и социальной реабилитации.

7) Организационно-коммуникативная:

— способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности;

– установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающимся;

— накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

— формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

8) Правозащитная функция или охранно-защитная:

– использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семей, для защиты их имущественных и гражданских прав,

— представление интересов несовершеннолетних в органах милиции и суде;

— содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на подопечных социального педагога;

— взаимодействие с органами социальной защиты.

9) Исследовательская или организационно-методическая:

— проведение аналитической работы с нормативными и др. документами;

— разработка программ, методик, технологий деятельности;

— подготовка методических материалов;

— осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.;

— организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности ребенка: его семья, его школа и его микросоциальное окружение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *