Нормы культуры поведения

«Культура поведения и этика взаимоотношений»

Светская гостиная

ТЕМА: «Культура поведения и этика взаимоотношений»

  • ЦЕЛЬ: Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

  • Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

  • Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

беседа

Оборудование:

презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.

Используемая литература:

Материалы сети Интернет: kpfu.ru, allrefs.net

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая

Беседа «Культура поведения и этика взаимоотношений»

И так во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними.
Евангелие от Луки

Цели занятия:

  • Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

  • Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

  • Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, экран, буклеты-памятки.

Ход мероприятия.

Добрый день! Наше занятие сегодня посвящено культуре отношений. А знаете ли вы, что такое этикет?

Да, этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.

И сегодня яхотчу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Итак, давайте проведем небольшую викторину:

1. Что принято считать хорошими манерами?

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

3. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым:женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

(Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка наклонившись, сказать: “Здравствуйте”).

7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

В деловой сфере результат вашей деятельности ( в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями, которые складываются в результате общения с теми людьми, которые их исполняют. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы произведете на них. Так что же необходимо знать и уметь деловому человеку, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? Какими качествами должен обладать деловой человек? В чем состоят слагаемые успеха делового человека? Мы попытаемся сегодня ответить на эти вопросы.

У многих народов веками в том или ином варианте существовало «Золотое правило», которое гласит «не делайте другим того, чего бы вы не желали себе самому». На протяжении многих тысячелетий «Золотое правило» было эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями. Их наличие отличало культурных людей от варваров, составляло разницу между хаосом и цивилизованным обществом. Как же это «Золотое правило» нашло отражение в русской культуре? Давайте прочитаем русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

  • Кто людей любит, тот долго живет.

  • Худо тому, кто добра не желает никому.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

  • Ласковыми словами и камень растопишь.

  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

  • Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.

  • Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.

  • Кто очень любит себя, того не любят другие.

  • Злой человек и самого себя ненавидит.

  • Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой — к другим.

  • С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

  • От вежливых слов язык не отсохнет.

  • Не копай другому яму, сам в нее свалишься.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  • В ком правды нет, в том и добра мало.

  • Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

Какие качества личности отражают данные пословицы и поговорки? Характерны ли они для делового человека?

Природа дала человеку два уха и только один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить. Немецкий философ А. Шопенгауэр считал: «Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо — выслушать их». Итак, умение слушать — это важнейшее слагаемое коммуникативной компетентности делового человека.

Задание

— Давайте выясним, а как правильно надо слушать? Выберите из предложенных вариантов те, которые, на ваш взгляд, способствуют деловому, конструктивному общению.

  1. Прерывайте собеседника, когда надоест его слушать.

  2. Отвлекайтесь на телефонные разговоры.

  3. Дайте собеседнику время высказаться.

  4. Проявляйте полное внимание к партнеру.

  5. Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

  6. Заканчивайте постоянно фразы за собеседника.

  7. Избегайте поспешных выводов.

  8. Не прерывайте собеседника.

  9. Давайте постоянно советы своему оппоненту.

  10. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

  11. Спокойнее реагируйте на высказывания.

  12. Не отвлекайтесь.

  13. Дайте понять, что тема разговора вам не интересна.

  14. Не задавайте слишком много вопросов.

  15. Не давайте непрошеных советов.

  16. Поправляйте собеседника, если он говорит косноязычно, безграмотно.

Как правильно слушать?

  1. Не прерывайте собеседника.

  2. Дайте собеседнику время высказаться.

  3. Проявляйте полное внимание к партнеру.

  4. Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

  5. Избегайте поспешных выводов.

  6. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

  7. Спокойнее реагируйте на высказывания.

  8. Не отвлекайтесь.

  9. Ищите истинный смысл слов собеседника.

  10. Не задавайте слишком много вопросов.

  11. Не давайте непрошеных советов.

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества:

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

В переводе с латинского слово «конфликт» означает «столкновение». Значение слова дает ключ к объяснению его сущности. Конфликт — это осознанное столкновение, противоборство двух или нескольких людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, ценностей и установок.

Давайте вместе попробуем разработать правила предупреждения конфликтов.

Задание

— Выберите из предложенных высказываний те, которые, на ваш взгляд, помогут предупредить конфликтную ситуацию.

  1. Стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

  2. Ведите себя агрессивно.

  3. Проявляйте гибкость, ищите компромисс.

  4. Попробуйте «спрятаться за чужую спину».

  5. Постоянно критикуйте!

  6. Не отступайте, будьте принципиальны.

  7. Откажитесь от своего мнения.

  8. Посмотрите на проблему глазами оппонента.

  9. Признайте значимость партнера.

  10. Демонстрируйте готовность его понять.

  11. Не скрывайте доброго отношения к людям.

  12. Четко сформулируйте предмет конфликта.

  13. Постарайтесь найти общие позиции.

  14. Выясните противоречия.

— Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса — важные качества делового человека.

В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза, причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. По утверждению Алана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается невербальными средствами выражения и только 20 — 40 % — вербальными. Не случайно крупные политические деятели, лидеры мирового бизнеса придают большое значение владению невербальными методами общения, а обучение невербалике включается в учебный процесс наиболее известных университетов, академий и школ бизнеса. Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:

  • слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;

  • протягивать ноги;

  • смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;

  • постоянно поправлять свое платье;

  • класть руки на собеседника;

  • водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;

  • подмигивать;

  • пристукивать ногой;

  • раскачиваться на стуле.

Все эти дурные привычки раздражают окружающих.

Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.

Задание

Наш голос — это тоже часть образа, который мы демонстрируем окружающим. Попробуйте охарактеризовать желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи. (Ученики высказываются)

Известно, что первое впечатление формируется в течение 5 минут знакомства. «По одежке встречают, по уму провожают» — в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительными и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свои внутренние качества, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести поначалу с помощью одежды.

Если обратиться к таким видам деятельности, как политическая, предпринимательская и шоу — бизнес, то в них сплошь и рядом проигрывают те, кто не уделяет внимания своей внешности… Допустившему такие промахи потом трудно наверстать упущенное, даже имея достойные личностно — деловые качества.

И наоборот. Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление.

Имидж (от лат.) — образ, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера.

Три основных составляющих имиджа:

  • личное обаяние — способствует успеху в профессиональной деятельности;

  • нравственные характеристики — коммуникабельность, способность к сопереживанию, способность понять другого, красноречие;

  • техника самопрезентации — умение подать себя с наилучшей стороны (свои знания, умения и опыт).

«Точность — вежливость королей». Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время — высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала «Чудаки», перед входом в кабинет висел плакат: «Говори короче, ты не Гоголь!» А при выходе из кабинета: «Как, ты еще не ушел?» Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких — либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

Цените время! Берегите время! Помните, что «тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь» (Алан Лэкейн).

  • Находите время для РАБОТЫ — это условие успеха.

  • Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ — это источник силы.

  • Находите время для ИГРЫ — это секрет молодости.

  • Находите время для ЧТЕНИЯ — это основа знаний.

  • Находите время для ДРУЖБЫ — это условие счастья.

  • Находите время для МЕЧТЫ — это путь к звездам.

  • Находите время для ЛЮБВИ — это истинная радость жизни.

  • Находите время для ВЕСЕЛЬЯ — это муза души.

Итог занятия:

Давайте подведем итог нашей встречи. Конечно, можно научиться производить приятное впечатление на людей, рассыпать комплименты, к месту улыбаться. За счет этого можно добиться каких-то осязаемых выгод. Однако вряд ли можно говорить о серьезных деловых отношениях с такой личностью. Верно замечено: «Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им». Освоить навыки делового общения — вещь немаловажная, но за их счет не решить всех проблем. Наверное, главное здесь — понимание того, что только человек, открытый миру людей и знающий себе цену, всегда найдет с окружающими общий язык и сумеет сообща с ними решить свои жизненные задачи. Из книги Н. Хилла «Думай и богатей»: «Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха».

РЕФЛЕКСИЯ.

— Продолжите предложение:

  • Культурный человек — это человек, который…

32. Культура поведения и этические нормы общения

Своеобр. барометром нашего общения служит понятие культуры общения, кот. взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям — одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Поведение бывает реальным (практ. действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обяз. человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этич. принципов, моральных норм общества превратилось во внутр. убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

• вежливость — доброжелательность в процессе взаимоотношений с окр. людьми;

• корректность — умение вести себя в рамках общепр. приличий в любых ситуациях;

• тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служ. отношениях; умение «чувствовать границу», за кот. слова и действия могут вызвать обиду. Такт — это внутр. чутье, позв. безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

• деликатность — умение определять и учитывать индив. особенности людей;

• скромность — отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойств. себе роли;

• обязательность — умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура реч. поведения формируется у человека в комплексе с перечисл. нормами и положениями. Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – осн. постулат и условие общения в социуме.

33. Культура речевого поведения. Речевой этикет

Речевой этикет — это нормы реч. поведения, прин. в данном обществе; это нац. специф. правила реч. поведения, примен. при вступлении собеседников в контакт и для поддержания общения в избр. тональности соотв. обстановке общения, соц. признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Реч. этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему уст. формул общения. Выбор той или иной этикетной формулы общения зависит от целого ряда параметров, хар. дан. коммун. ситуацию и опр. уместность под. реч. поведения. Таким образом, культура речи подразумевает пересечение целого ряда смежных дисциплин:

• социолингвистики — рассматривается вопрос о соц. ролях участников общения;

• стилистики — постоянство выбора опр. речевых формул и частота их употребления в зависимости от сферы общения;

• психолингвистики — проблемы межличн. взаимодействия коммуникантов;

• лингвистики — изучение единиц языка и речи.

Сложная язык. соц. информация в наиб. степени заложена в формулах реч. этикета. Употребляя эти формулы, мы совершаем ср. несл. реч. действия: приветствуем, обращаемся, благодарим, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Однако существует более 40 выражений приветствия, множество форм прощания и прочих моделей для разл. ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т. е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное), форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т. д.

Признаки ситуации упрощенно можно выразить в виде схемы: «кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем». Для некот. формул реч. этикета важны обстоятельства где и когда (например, объявление по вокз. радио начинается со слов: «Уважаемые пассажиры!»), для других — место их применения: «На здоровье» (в ответ на благодарность за еду); для иных — время их применения: «Спокойной ночи!»; «Доброе утро!» Существуют нац. – специф. формулы общения, связ. с ритуализ. стереот. правилами. Не учитывая каких-либо показателей в ситуации общения, можно не только обидеть человека, но и исказить суть реч. этикета — например, сказав малознак. или немолод. человеку «Привет!» И наоборот, в общении с друзьями или близкими стил. завыш. выражения типа «Позвольте поблагодарить вас!» окажутся совершенно неуместными. Каждая ситуация предполагает наличие целого ряда синон. выражений, использование кот. учитывает признаки адресата и обстановку общения.

Культура поведения и этические нормы общения

⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 83

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений – служебной, семейной, личной, политической и т. д. Один из основных принципов повседневной жизни – поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. Ничто не ценится окружающими нас людьми так высоко, как вежливость и деликатность. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет(от фр. etiquette– ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Термин «этикет» был введен французским королем Людовиком XIV, и им же процедура церемоний была доведена до совершенства. Позднее этикет «вышел из королевских покоев», став частью жизни всех слоев общества.

Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси были сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в России при Петре I. В 1717 г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе. Другая книга – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) знакомила русского человека с жанрами почтовой переписки, в том числе переписки любовной. В этой книге приводились фразы, которыми следует начинать и заканчивать письмо, выражать свои чувства к даме и т. д.

В 1720 и 1722 гг. появились две книги, заложившие основы современного служебного этикета: в 1720 г. – «Генеральный регламент», бывший, по сути, уставом государственной гражданской службы, а в 1722 г. – «Табель о рангах», положившая начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательным (практически без изменений) вплоть до 1917 г.

В 1889 г. в Санкт‑Петербурге была опубликована книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», получившая особую популярность, несмотря на наличие уже довольно большого количества литературы, посвященной правилам поведения в обществе, и не утратившая своей актуальности во многом и по сей день.

Так, книга содержит рекомендации для мужчин и женщин, как вести себя в обществе; рассуждения о комплиментах, шутках, правилах ведения разговора; советы о воспитании детей и др.:

«Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушия.

Комплименты отнюдь не следует смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью, и строго осуждается нравственным чувством. Комплименты должны быть просты и естественны, преувеличение и напыщенность отнимают от них все достоинство.

Красота, ум и грация – качества, заставляющие любить женщин; если природа отказала вам в первой, старайтесь дополнить ее двумя последними… Будьте скромны и не любопытны, нескромность отдаляет доверие, а любопытство навлекает несчастье.

Не начинайте разговора в ту минуту, когда кто‑нибудь намерен говорить; не перебивайте его – это не вежливо.

Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а люди, много знающие, наоборот, говорят мало. Очень естественно, что невежда придает большое значение всему, что видит, говорит об этом всем и каждому, но человек сведущий, не охотно развертывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть еще многое, чего он не может сказать, то он и молчит».

Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы обращения и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Таким образом, поведение бывает реальным(практические действия и поступки) и вербальным(словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе. К нормам культуры поведения относятся:

вежливость– доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

корректность– умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

тактичность– чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность– умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

скромность– отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

простота –отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

обязательность– умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Д. Ягер в книге «Деловой этикет» изложила основные принципы делового этикета,объединяющие вербальное и реальное поведение, которые, думается, актуальны не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни:

1. Делать все вовремя.

2. Не болтать лишнего.

3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.

4. Думать о других, а не только о себе.

5. Одеваться как положено.

6. Говорить и писать хорошим языком.

Безусловно, культура речевого поведенияформируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями. Требования, предъявляемые к хорошей речи и сформулированные в книге «Секреты хорошей речи», неотделимы от общепринятых поведенческих норм – ведь нельзя быть «культурным наполовину».

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость –основной постулат и условие общения в социуме.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Туголукова Инна Геннадиевна 01 октября 2016

Цели мероприятия: учиться уважать друг друга, правильно общаться,

изучить нормы общения и уметь применять в повседневной жизни, обобщить и систематизировать знания этикета и норм общения.

ПЛАН БЕСЕДЫ:

1. Проблема этики общения.

2. Этические принципы общения.

3. Виды этических норм.

4. Несоблюдение этических норм.

5. Этика в деловом общении.

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила.

Рассмотрели следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
  • добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
  • требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
  • справедливость,
  • паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

  • Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.
  • Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.
  • Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

Вот некоторые отличительные черты воспитанного человека:

  • воспитанный человек не сконцентрирован на собственной персоне – он проявляет внимание к окружающим, стремится вести себя так, чтобы никому не причинять неудобств;
  • воспитанный человек в повседневной жизни следует правилам этикета;
  • он никогда не закатывает истерик;
  • воспитанный человек всегда внимательно слушает и никогда не перебивает собеседника;
  • он не спешит делать замечаний, используя вместо них просьбы.

Обучающиеся прошли тесты по этикету, и определили, какие качества личности следует им совершенствовать в первую очередь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *