Тенденции развития образования в мире

Ведущие тенденции развития образования в современном мире

Необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются.

С. Витте

К основным тенденциям развития современного образования относятся глобализация, фундаментализация, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, технологизация, стандартизация, компьютеризация, вариативность.

Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной зна­чимости развития образования для человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества (Б.С. Гершунский). Только в глобальном масштабе возможно решение основных научно-технических задач современности, например таких, как создание ядерной и

С.26

термоядерной энергетики, новой сельскохозяйственной технологии, производство синтетических заменителей белка, градостроительство, разработка безвредной для природы промышленной технологии, освоение космоса, борьба с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработка кибернетической техники и др. Эти задачи требуют многомиллиардных затрат, непосильных для отдельного государства. Только в глобальном масштабе возможны разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле, совместимой с продолжением существования человечества (Д.И. Сахаров).

Единый мировой рынок, единое информационное пространство, интеграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших его проблем — проблемы выживания. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество. Может быть, оказавшись на краю гибели, человечество, наконец, остановит деструктивные силы и начнет возвращаться к истинным ценностям жизни (М.Н.Дудина).

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет. Фундаментализация образования признана в качестве ведущей тенденции во многих странах мира, которые приняли Меморандум Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественно-научное и гуманитарное) университетское образование» (1994). Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественно-научное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественно-научных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.

Демократизация предполагает становление и развитие гражданского общества, определяет необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору.

С.27

Понятия гуманитаризации и гуманизации образования в литературе часто отождествляют. Такое отождествление имеет этимологические и содержательные основания: слово «гуманизм» происходит от humanus (лат.) — «человечный», слово «гуманитарный» — от humanitas (лат.) — «человеческая природа, духовная культура». В педагогике, как показал анализ литературы, эти понятия иногда взаимозаменяются или взаимоподменяются.

Гуманизация образования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Предполагается, что она должна реализовываться во всей системе образования, пронизывая его гуманитарную и естественно-научную составляющие, область технических, инженерных, экономических и других наук.

Гуманитаризация — частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно-соотнесенного образования. Гуманитаризировать образование — значит выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т. е. сделать его личностно ориентированным и личностно значимым.

В настоящее время гуманитаризация образования реализуется через изменение соотношения учебных курсов, усиление общекультурной составляющей при углубляющемся процессе сокращения часов на изучение математических и естественно-научных дисциплин в области предметной подготовки специалистов. Гуманитаризация образования не определяется лишь алгебраической суммой полученных знаний и сформированных умений, а характеризуется стилем мышления человека, пониманием им своих взаимосвязей с природой, окружающей действительностью.

Гуманитаризация образования — одна из ведущих современных тенденций его развития. В нашей стране эта тенденция возникла около десяти лет назад, но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.

Под гуманитаризацией обучения мы будем понимать применение в преподавании естественно-научных дисциплин элементов и методов преподавания гуманитарных знаний с целью развития личности обучающихся. Гуманитаризация влияет на структуру, содержание и методы обучения и связана с гуманизацией, т.е. созданием комфортных условий для всестороннего, гармонического развития личности в образовательном процессе.

Как мы видим, гуманитаризация и гуманизация образования тесно взаимосвязаны и зачастую неотделимы друг от друга.

Технологизация образовательного процесса предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктив-

С.28

ного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию. Будущее образование — это образование со все большей долей участия компьютера. В образовательный процесс приходит компьютика, наука о совместной деятельности преподавателя и компьютера (В.П. Беспалько).

В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого единообразия, а с другой — разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. В процессе стандартизации надо учитывать, что образование — явление творческое. В настоящее время стоит задача разработки стандартов третьего поколения. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов говорил о том, что если образование современно, значит, современны и члены общества; если нет, — значит, будет отсталым и общество.

Одной из наиболее существенных характеристик современного образования является вариативность. Она предполагает возможность осознанного выбора содержания и путей получения образования как обучаемыми, так и обучающими. Вариативность может быть реализована за счет разнообразных видов образовательных учреждений, дифференциации, профилизации, индивидуализации обучения, дополнительных образовательных программ и т.д.

На государственном совете по образованию отмечалось, что сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI в. (март 2006 г.). И только опережающее развитие этой сферы будет способствовать формированию инвестиционной привлекательности страны и обеспечит технологический прорыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *