Многообразие форм общественного развития

7 причин многообразия форм государства

Каждое государство имеет свою форму правления. Преимущественно это монархия или парламентская республика. Любая форма правления имеет свою историю становления, а также преимущества и недостатки. Далее более подробно рассмотрим основные причины многообразия форм государства.

Причины многообразия форм государства

1. Не было установлено никакой зависимости формы государства от ее типа. Ведь любой тип государства может иметь абсолютно любую форму правления. С другой стороны, разные по типу государства могут иметь одну и ту же форму. При этом есть определенные стандарты, а именно: социальному типу соответствует республиканская форма, буржуазному — республиканская, а феодальному — монархия.

2. Причины многообразия форм государства — соотношение классовых и социальных сил в обществе. Республиканская форма государства преобладает при правлении демократических сил. Если государство имеет форму монархии, то при правлении находятся консервативные силы.

3. Особенности географического положения государства. Чем больше территория государства, тем менее демократическим является режим.

4. Национальный состав местного населения. Унитарная форма правления преобладает в государствах с одной национальностью. Федеративная форма управления чаще встречается в странах, где живут люди разных национальностей и вероисповедания.

5. Исторические традиции местного населения также могут влиять на форму государства.

6. Идеологические особенности населения. Бывают государства, которые в силу своего вероисповедания могут выбрать только единственную форму правления. Например, почти все мусульманские страны имеют монархию как форму правления.

7. Исторические условия. Например, страны, которые потерпели поражение в войне, получают форму правления победителя.


Направления развития общества

Развитие общества

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросами: «В каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?».

В современном обществознании выделяют два направления и три формы развития общества.

Направления развития общества

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом.

Соответственно, общественный прогресс — это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности.

Важный признак общественного прогресса — тенденция к освобождению человека.

Выделяют следующие критерии общественного прогресса:

1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;

2) ослабление конфронтации между людьми;

3) утверждение демократии;

4) рост нравственности и духовности общества;

5) совершенствование человеческих отношений;

6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития — регрессе.

Регресс — развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему.

Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.

Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма, все эти процессы и виды деятельности находятся во взаимной связи, но вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс в технике — от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных — до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом.

Кроме направлений, выделяют также формы развития общества.

Самой распространенной формой общественного развития является эволюция — постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.

Характер эволюции — постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники.

При определенных условиях общественные изменения происходят в форме революции — это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долговременные или кратковременные, в одном или в нескольких государствах, в одной или нескольких сферах. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества — экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной. Такие революции вызывают сильные эмоции и массовую активность людей. Примером могут служить российские революции 1917 г. (Февральская и Октябрьская).

Общественные изменения могут происходить и в такой форме, как реформы. Реформа — это комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. Например, экономическая реформа, реформа в сфере образования.

Тест: Развитие общества

1. Реформа, в отличие от революции:

1. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

2. проводится, как правило, по инициативе сверху

3. является формой социальной динамики

4. носит всеобъемлющий характер

Выбрать один правильный ответ_________

2. Направление в движении общества от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному называется:

1. революцией

2. регрессом

3. эволюцией

4. прогрессом

Выбрать один правильный ответ____________

3. Найдите в предложенном списке проявления социального регресса:

1. установление тоталитарного режима

2. начало книгопечатания

3. изобретение компьютера

4. рост смертности населения

5. переход от мануфактуры к фабрике

6. появление экологической проблемы

Выбрать несколько правильных ответов__________________________________

4. Верны ли следующие суждения?

А. Прогрессивное развитие общества идет равномерно и полностью исключает периоды ускорения или замедления.

Б. Прогресс в одной сфере может сопровождаться регрессом в другой сфере.

1. Верны оба суждения

2. Оба суждения неверны

3. Верно только Б

4. Верно только А

Выбрать один правильный ответ_________

5. Общественный прогресс выражается в:

1. поступательном развитии общества

2. связях общества и природы

3. системном устройстве общества

4. устойчивости форм общественной жизни

Выбрать один правильный ответ___________

6. Направление в движении общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному называется:

1. эволюцией

2. регрессом

3. прогрессом

4. революцией

Выбрать один правильный ответ____________

7. Переход от ручного труда к машинному служит примером:

1. научной революции

2. общественного прогресса

3. социальной революции

4. общественных реформ

Выбрать один правильный ответ_________

8. Из всех перечисленных терминов к понятию «виды прогресса» не относится термин:

1. революция

2. экономические реформы

3. социальные реформы

4. политические реформы

5. воспитание

Выбрать один правильный ответ___________

9. Революция, в отличие от реформы:

1. осуществляется в одной из сфер общества

2. является формой социальной динамики

3. проводится, как правило, по инициативе сверху

4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

Выбрать один правильный ответ___________

10. Найдите в предложенном списке проявления социального прогресса:

1. переход от мануфактуры к фабрике

2. изобретение компьютера

3. установление тоталитарного режима

4. появление экологической проблемы

5. рост смертности населения

6. начало книгопечатания

Выбрать несколько правильных ответов______________________

11. Изменения в какой-либо одной сфере общественной жизни, которые проводятся обычно по инициативе «сверху», выражаются термином:

1. Эволюция

2. Реформа

3. Прогресс

4. Революция

Выбрать один правильный ответ__________

12. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критерием общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1. Верно только Б

2. Оба суждения неверны

3. Верно только А

4. Верны оба суждения

Выбрать один правильный ответ_________

13. Революция и реформа являются:

1. формами общественных преобразований

2. социальными институтам

3. видами социальных связей

4. элементами общества как системы

Выбрать один правильный ответ_________

14. Качественные, глобальные изменения в общественной жизни выражаются термином:

1. Эволюция

2. Реформа

3. Прогресс

4. Революция

Выбрать один правильный ответ__________

15. Постепенные, плавные изменения в общественной жизни выражаются термином:

1. Прогресс

2. Эволюция

3. Реформа

4. Революция

Выбрать один правильный ответ___________

Основные формы общественного развития

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 25

В философии существуют многофакторные модели общественного развития и однофакторные.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция.

Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией — резкие переходы от одного состояния к другому, кардинальное изменение.

В социальной философии рассматривают социальную, политическую, научную, технологическую революции. Под социальной понимают – изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы правления, под научной – переворот в научном знании, под технологической понимают качественное изменение в развитии производительных сил.

Рассмотрим модели общественно – исторического прогресса.

1. До возникновения философских моделей предлагались религиозные модели. Вся мировая история делилась на три этапа:

1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

3) новозаветный (связан с появлением христианства).

В качестве критерия развития выбирались различные стороны жизни общества. Например, У Гегеля история развития – это путь к политической свободе. Маркс выделил материальную сторону жизни – достижение экономической свободы.

ВXX в. приобрела известность концепция К. Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития – V в. до н.э. Три великих современника — Будда, Сократ, Конфуций. С ними связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. Вся история существовала до оси и после.

В современной философии, придерживаются прогрессивного варианта: формационная теория и теория стадий роста.

Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Создателем этой модели был К. Маркс.

Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственные отношения (отношения по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независимым от человека.

Немарксистские теории исторического развития – теория стадий роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и др.

Теория стадий роста Уолта Уитмена Ростоу возникла под влиянием формационной теории.

Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории этапы или стадии:

1) доиндустриальное общество;

2) индустриальное общество (возникновение машинного производства);

3) постиндустриальное общество (дальнейшее развитие науки и техники);

4) информационное общество (коммуникационное развитие)

Критерием прогресса является развитие науки и техники.

Цивилизационный подход(русский философ Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)

Идея цивилизации как доминанта выдвинута Данилевским (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа». Он отрицал общие закономерности развития общества – развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально — историческими организмами на основе общности культуры.

Цивилизационный подход исходит из трех принципов:

1. В целом прогресса не существует. Общество как живой организм проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой, а с религией. Именно она определяет развитие общества.

3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество самоценно.

Натурализм(или географическое направление) — развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности. К натуралистическому направлению в философии относятся и геополитические взгляды, согласно которым, политика государства ставится в зависимость от его «жизненного пространства» — территории, местоположения и др.

Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857) – фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества.

Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогиис научным знанием. Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающей собственной структурой организм, каждый элемент которого должен быть полезен для общества. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамикуи допускал применение законов механики к изучению общества. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Познавательная деятельность людей, их общественное сознание и человеческая история прошли через три стадии развития — теологическую, метафизическую и позитивную.

В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества — эволюцию и революцию.

Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социаль­но-политического строя, приводящее, в конечном счёте, к их качест­венному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться созна­тельно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа — это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ сущест­вующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

^ социальные — пенсионная реформа, реализация националь­ных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т.д.;

^ политические — изменения в политической сфере обществен­ной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

^ экономические — приватизация, меры по преодолению фи­нансового кризиса, денежные реформы;

^ в духовной сфере — реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, пат­риотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень су­щественной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в на­чале 90-х гг. XX в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в резуль­тате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ро­лей между людьми, это породило процесс дифференциации в обще­стве.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значи­мую роль играют инновации.

Инновация — рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше­нием адаптационных возможностей социального организма в опреде­лённых условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества — потребности в самореализации и улучше­нии общества, повышении качества жизни.

Однако социальная эволюция при определённых обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помо­щью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция — коренное, качественное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую актив­ность.

Революция — захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использо­вание её для крупномасштабного реформирования всех сфер обще­ственной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в не­прерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путём постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марк­сизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социаль­ной жизни. Поэтому революции — это «локомотивы истории».

Экономической основой социальной революции является кон­фликт между производительными силами и производственными от­ношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффек­тивности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучше­ния материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улуч­шает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение ра­бочего класса. Философ отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция — это крайняя форма разрешения соци­альных противоречий. Она возникает не по желанию или произво­лу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически не­обходимой только при наличии определённых объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и пар­ламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразова­ние в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

  • неолитические (переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т. е. рождение земледелия и скотоводства);
  • промышленные (переход от ручного труда к машинному, от ма­нуфактуры к фабрике);
  • культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);
  • «зелёные» (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства, его предпосылкой

стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высоко­урожайных сортов продовольственных зерновых культур; демографические (коренные изменения в воспроизводстве насе­ления в процессе его исторического развития); научные (радикальное изменение процесса и содержания науч­ного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фунда­ментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материаль­ных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организа­ции знания).

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА. План. 1.Прогресс и регресс. 2.Противоречивость прогресса. 3.Критерии прогресса. 4.Многообразие путей и форм общественного. — презентация

1 ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

2 План. 1. Прогресс и регресс. 2. Противоречивость прогресса. 3. Критерии прогресса. 4. Многообразие путей и форм общественного развития ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §15, задание 2

3 ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».

4 ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА Допишите в таблицу (2, 3 колонки) сначала позитивные проявления и последствия социальных явлений, признаваемых прогрессивными, а затем негативные. => ПРОЦЕСС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ПРОТИВОРЕЧИВ: В НЕМ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ КАК ПРОГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ТАК И РЕГРЕССИВНЫЕ.

5 КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА. ФИЛОСОФЫ А. Кондорсе (критерий прогресса — развитие разума). А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья). Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству). Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

6 КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА Используя пункт 3 составьте схему «Критерии прогресса» и запишите ее в тетрадь. УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.

7 МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.

8 Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

9 ЗАДАНИЯ

13 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «закономерности общественного развития»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о таких закономерностях. Вы являетесь участником конкурса научно- исследовательских работ с докладом на тему: «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым будете освещать данную тему.

14 ОТВЕТЫ: ,3,5,6 4. ПРОГРЕСС 5. Закономерности общественного развития — это обобщенные свойства и явления, характеризующиеся универсальностью в применении, возникающие в непрерывном процессе видоизменения и усложнения общества. Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей.

Обществознание, 10, профильный класс. Общественный прогресс

Урок 36-37

Обществознание, профильный уровень

/ Проблема общественного прогресса /

Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)

© А.И. Колмаков

  • способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

  • общественный прогресс;
  • регресс;
  • критерии прогресса ;
  • многовариантность общественного развития;
  • историческая альтернатива;
  • критерий прогресса

Изучение нового материала

  • Прогресс и регресс.
  • Противоречивость прогресса.
  • Критерии прогресса.
  • Многообразие путей и форм общественного развития.
  • Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?

«Прогресс» (лат.) — «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».

Пути общественного развития

ПРОГРЕСС

революция

эволюция

Эволюция:

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
  • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Революция

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
  • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Плакат времён Великой октябрьской

Социалистической революции

Реформы

– это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса:

  • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
  • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
  • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .

Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. » width=»640″

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА

= Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.

А. Кондорсе (критерий прогресса — развитие разума).

А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).

Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).

Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

Критерии прогресса. Философы

Критерии общественного прогресса.

  • До XVII – XVIII вв. — рост науки и разума.
  • И. Кант — замена деспотизма природы диктатом разума.
  • Философы XIX в. — нравственность в тех или иных ее формах.
  • К Маркс — свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
  • Современная обществоведческая мысль — качество жизни.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор

Проверь себя

1) Что означает слово «прогресс»?

2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?

4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?

5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?

6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?

7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *