Структура психики по фрейду

Структура психики по Фрейду

Фрейдизм, бесспорно, является самым популярным направлением в психологии, которое повлияло во время своего возникновения, и продолжает влиять и сегодня на художников, музыкантов, писателей, а также восхищает своей проницаемостью даже людей, далеких от психоанализа.

Структура психики

Существует структура психики по Фрейду, которая дает очень точный ответ всем нам в минуты острых душевных противоречий. Оказывается, все наши противоречия очень даже закономерны.

  1. «Оно» — по Фрейду это бессознательная психика, с которой человек рождается. «Оно» — это первичные человеческие потребности в биологическом выживании, половом влечении и агрессии. Именно «Оно» является страстью, побуждающей к властвованию над человеком звериных инстинктов. До возраста 5-6 лет ребенком руководит только бессознательное «Я», считающее, что жизнь лишь для удовольствий. Поэтому дети в этом возрасте капризны и требовательны.
  2. «Сверх-Я» — это полная противоположность «Оно» в психике по Фрейду. Это – человеческая совесть, чувство вины, идеалы, духовность, то есть, сверх человек. Когда «Оно» подавляется (сексуальное влечение), «Сверх-Я» позволяет ему сублимироваться в прекрасное, в искусство. «Сверх-Я» развивается в человеке по мере взросления, влияния общественных нравов, правил, морали.
  3. «Я» — это среднее между «Оно» и «Сверх-Я», это эго человека, его реалистичная натура. Главная задача «Я» — создание гармонии между удовольствиями и моралью человека. «Я» всегда сглаживает конфликт между двумя крайностями, применяя психологическую защиту.

По Фрейду функция защитных механизмов психики отводится именно «Я»:

  • подавление – мысли, желания, стремления вытесняются обратно в «Оно»;
  • рационализация – человек ищет логическую причину возникновения абсурдного желания;
  • обман «Сверх-Я» — удовлетворение желания без чувства вины;
  • удовлетворение влечения отчасти – например, старшеклассник, испытывающий влечение к учительнице и не имеющий возможности его реализовать начинает увлекаться ее предметом.

То есть, согласно Фрейду, наша жизнь – это стремление увеличить число удовлетворяемых влечений, при этом сводя к минимуму угрызения совести.

Структура психики по Зигмунду Фрейду

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.
Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание «Ubw» (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное).
Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение «Оно».
Что же представляет собой бессознательное?
Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое » и «сознательное» — понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие Которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.
Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.
Характеризуя бессознательное, как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:
1) оно — несловесное (невербальное);
2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;
3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;
5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «все всевременно», — сразу прошлым, настоящим и будущим.
По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы — комплексы.
Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:
— влечения «Я» цель которых — самосохранение индивида;
— сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.
На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).
Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.
Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.
Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана.
Теперь и само бессознательное как система психической структуры обогащается в психоанализе Фрейда качественно новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.
Таким образом Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — «Идеал-Я» или “Сверх-Я» которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.
Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».
К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, «Сверх-Я обнаруживает себя как моральная и даже «гиперморальная» (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть Природа человека, по утверждению Фрейда, — как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.
Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.
В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.
Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.
Поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.
Нередко в деловом общении происходит «сдвиг» моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключенных договоров, обнаружением более «выгодного партнера».
В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.
В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет «предсознательное» «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.
Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано.
По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

Структура психики по Фрейду

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе 3. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Система бессознательного «Оно» Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать со-

четание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное). Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение Оно.

Что же представляет собой бессознательное?

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» — понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Практика делового общения

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

  • (1) Оно — несловесное (невербальное);
  • (2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;
  • (3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
  • (4) по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;
  • (5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимания» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», — сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» психических реакций, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.

Наиболее обстоятельно содержание и структуру бессознательного Фрейд анализирует в своих лекциях «Введение в психоанализ». В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений .

Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

Впервые в психологии Фрейд обстоятельно показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.

Особое внимание Фрейд уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

  • ? влечения «Я», цель которых — самосохранение индивида;
  • ? влечения «libido», их цель — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности влечений libido, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.

Положение Фрейда о ведущей роли Эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным.

Практика делового общения

В ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он ввел новое деление влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом Фрейд исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (влечениями libido и влечениями «Я») и Танатосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме генетической — продолжение рода, или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое, предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма Вейсмана.

Теперь и само бессознательное как система психической структуры обогащается в психоанализе Фрейда качественно новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным, аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Система «Сверх Я» Таким образом, Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — «Идеал-Я», или «Сверх-Я», которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, «Сверх-Я» обнаруживает себя как моральная и даже «гиперморальная» (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

Практика делового общения

Психические феномены «Сверх-Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.

Поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Нередко в деловом общении происходит «сдвиг» моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушением ранее заключенных договоров, обнаружением более «выгодного партнера».

В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

Система предсознательного «Я» Третьим пластом психической структуры личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом, все, что находится в сознании или может войти в него, строго процензуровано.

По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

Практика делового общения

Психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение: (1) они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров, (2) влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации (сознательного и бессознательного отбора информации), они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая из трех рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы (рис. 5.1), где взаимодействие бессознательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами — «Сверх-Я» и «Я» — и его самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет не способно восстановить между ними равновесие.

Рис. 5.1. Модель психической структуры личности в концепции 3. Фрейда

Фрустрации и механизмы психологической защиты Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием). Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.

  • 2. Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.
  • 3. Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *