Образ действия меры и степени

2.2.5. Придаточные образа действия и степени

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные образа действия и степени отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? сколько? насколько?

2. Главное слово: придаточные образа действия и степени прикрепляются к словосочетанию знаменательного слова (глагол, наречие, прилагательное, причастие, наречие, существительное) и указательного слова (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

3. Средства связи: придаточные образа действия и степени прикрепляются к главному предложению при помощи: а) союзных слов (как, сколько, насколько); б) союзов (что, чтобы). В главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой).

4. Место в предложении: если средством связи является союз, то придаточное стоит после главного предложения; если придаточное прикрепляется к главному предложению с помощью союзного слова, придаточное может стоять и перед главным, и после него.

Обратите внимание! 1) Как отмечалось, сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в главном предложении обязательно имеют указательное слово. Если указательного слова со значением образа действия, меры и степени нет, значит, это другой тип придаточного. Указательные слова обычно бывают обстоятельствами образа действия, меры и степени, но иногда они могут выполнять другую синтаксическую функцию. Однако и в этом случае указательные слова подчёркивают степень проявления признака и др.

Она такая красивая, что просто дух захватывает (Гольцов).

2) Каждый из союзов, используемых в придаточных образа действия и степени, привносит в значение сложноподчинённого предложения свой оттенок значения: союз что – значение следствия (Поляна так пестреет, что рябит в глазах); союз чтобы – целевое значение, значение желательности, возможности (Деньги спрячь так, чтобы не нашли). Однако значение образа действия и степени является в них основным, что подчеркивается указательным словом в главном предложении с тем же значением.

►Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными

· Сегодня мы продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными.

· Поговорим о придаточных образа действия, меры и степени, а также о придаточных сравнительных.

· И составим таблицы для запоминания.

Нам всегда хочется узнать подробнее о действиях, явлениях или состояниях – словом, обо всем, что происходит вокруг нас.

Раскрыть информацию в речи нам помогают в том числе и придаточные части в сложноподчиненных предложениях.

Помните – мы говорили, что придаточная часть похожа на любопытную девушку, которая постоянно уточняет: где, когда, почему, зачем что-то произошло?

Допустим, кто-то сообщает нам такую информацию: «Я рад».

Как мы можем уточнить ее?

Есть несколько способов уточнить эту информацию при помощи придаточного предложения.

Например, мы можем поставить вопрос: как? То есть, как именно?

И собеседнику придется формулировать такой ответ: «Я так рад, что готов прыгать от счастья»!

В этом случае мы воспользовались придаточным образа действия.

Ну, а если нам хочется более конкретной информации? Мы можем задать вопрос: «Насколько ты рад?»

В таком случае ответ может прозвучать так: «Я рад настолько, насколько может радоваться человек».

В данном случае в нашем предложении появляется придаточное меры и степени.

Наконец, мы можем попросить собеседника с чем-нибудь сравнить свои чувства или свои действия.

Ну, например: «Я рад, как бывает рад человек, увидевший колодец в пустыне».

В третьем случае мы воспользовались придаточным сравнительным.

Итак, сегодня мы будем рассматривать третью группу придаточных обстоятельственных, которая позволяет уточнить информацию, рассказать о том, как именно происходило действие.

Мы начинаем с придаточных образа действия.

Эти придаточные отвечают на вопросы, которые мы задаем себе, когда видим нечто удивительное или непонятное: как? каким образом?

Придаточные образа действия раскрывают способ совершения того действия, о котором говорится в главном предложении.

Виктор старался водить машину (как?), так чтобы не нарушать правила.

Он собрал прибор так (как?), как было написано в инструкции.

Виталий хотел ответить так (как?), чтобы ему не было стыдно.

Придаточные образа действия относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово. Если мы поясняем какое-то действие, то словосочетание также может включать глагол.

Придаточные меры и степени, в отличие от придаточных образа действия, стремятся получить более точные сведения. Поэтому они отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, о котором говорится в главном предложении.

Кошка ступает настолько тихо (насколько?), что услышать ее шаги почти невозможно.

Эта шутка была до того смешной (насколько?), что все расхохотались.

Спортсмен прыгнул так высоко (насколько?), что сразу побил мировой рекорд.

Придаточные меры и степени, как и придаточные образа действия, относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово.

Придаточные образа действия, меры и степени во многом родственны друг другу. Поэтому их средства связи часто пересекаются.

Этими средствами связи могут являться союзы что, как, чтобы, будто, словно. И союзные слова насколько и как.

В главной части предложения очень часто присутствуют указательные слова так, такой, столько, настолько и так далее. Эти слова образуют с союзами и союзными словами пары.

Придаточные образа действия, меры и степени встречаются в пословицах и поговорках.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Смейся так, чтобы и я смеялся.

Закрывайся, да так, чтобы открыть можно было.

Придаточные образа действия, меры и степени могут стоять перед главным предложением, но только в том случае, если средством связи является союзное слово. Обычно такие придаточные все же стоят после главного предложения.

Окружающие уважают нас настолько, насколько мы сами уважаем себя.

Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие.

Рассмотрим теперь придаточные сравнительные.

Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?

Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака.

Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми.

С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен?

Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду.

Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи для придаточных сравнительных являются союзы как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, всё равно что и т. д.

С этими союзами мы уже встречались, когда говорили о сравнительных оборотах. И поэтому очень важно не путать придаточные сравнительные со сравнительными оборотами.

Подсказкой обычно служит сказуемое, которое есть в придаточном сравнительном, или члены предложения, которые зависят от сказуемого.

Скрипка пела, как соловей. Как соловей – это сравнительный оборот. То есть, обособленное обстоятельство.

Скрипка пела, как поет соловей на закате дня. Кто – соловей, что делает – поет. Есть подлежащее и сказуемое. Значит, это уже не сравнительный оборот, а придаточное сравнительное. В нем есть даже обстоятельство, которое зависит от сказуемого. Поет когда? – поет на закате дня.

На это обстоятельство нужно обратить особенное внимание. Дело в том, что вам могут встретиться предложения такого типа: «Скрипка пела, как соловей на закате дня». Легко ошибиться и сказать, что предложение осложнено сравнительным оборотом. Ведь сказуемого мы не видим. Но зато мы видим обстоятельство, которое зависит от сказуемого. А значит, это сложное предложение с придаточным сравнительным. Просто придаточное сравнительное является неполным, сказуемое пропущено, но его легко восстановить.

Итак, чтобы отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного, нужно обратить внимание на наличие сказуемого или зависимых от него членов.

Придаточные сравнительные могут также присоединяться при помощи сочетания чем… тем. При этом чем – это союз, а тем – указательное слово.

Примеры таких придаточных мы встречаем в поэзии, пословицах и поговорках.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Придаточные сравнительные в сложноподчиненном предложении могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Полюбите людей так, как любите себя.

Как любите себя, так полюбите и людей.

Так же, как любите себя, полюбите людей.

Что же нам требуется запомнить?

Меры, степени, образа действия

1.СПП с придаточными определительными –это такие СПП, между ПЧ которых выявляются определительные отношения: придаточная часть характеризирует признак предмета, названого или указанного в главной части, и обычно отвечает на вопрос «какой?».

Это присловные придаточные, которые относятся к существительному или субстантивированному слову в главной части. Придаточная часть вводится только при помощи союзных слов ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА. Союзы в этом типе придаточного не используются. Придаточная часть располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово при том существительном, к которому относится придаточная часть. Например: В теремке, которыйстоял в зарослях густой травы, никто не жил. На втором этаже, откудаоткрывался самый красивый вид на колосья, мышка нашла для себя уютную спаленку. К тому же единственный в теремке камин располагался именно в той комнате, гдемышка решила заночевать.

Союзные слова в придаточной части будут выступать в роли членов предложения. Для местоименных наречий это позиция обстоятельства: Полянка, где стоял теремок, была совершенно незаметна для всех проходящих мимо – союзное слово ГДЕ является обстоятельством места..

Слово ЧЕЙ будет определением: Мышка выглянула в окно и увидела длинноухого зверька, чейоблик показался ей знакомым. Местоимение ЧТО – либо подлежащим, либо дополнением: Зверь, что стоял напротив двери, был, конечно, заяц – здесь ЧТО подлежащее.

Особые трудности бывают с определением позиции члена предложения для слова КОТОРЫЙ. Большинство выделяют его как определение, связывая вопрос «какой?», заданный от главной части к придаточному определительному, с вопросом по отношению к слову КОТОРЫЙ. Но ведь члены предложения определяются в каждой части, следовательно, вопрос следует задавать от членов придаточной части. При правильном подходе это местоимение может стать подлежащим, дополнением, обстоятельством, а вот определением – нет: Вопрос, которыймышка задала лягушке, касался обязанностей последней по уборке домика (дополнение). Жилец, который стал последним обитателем коммунального теремка, был волк (подлежащее). Шла-шла лягушка по лесу и тут увидела теремок, в котором, как ей показалось, не было жильцов (обстоятельство места).

Разновидностью определительных считают местоимённо-определительные придаточные, которые отвечают на тот же вопрос, но относятся к местоимению в главной части – местоимённому существительному («кто-то», «никто»…) или субстантивированному местоимённому прилагательному («каждый», «тот», «любой»…). Фактически можно говорить о том, что сами эти опорные слова в главной части выступают одновременно в роли соотносительных. В качестве средства связи используются союзные слова КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ. Еще одним отличием от собственно определительных будет возможность для придаточной части оказаться в препозиции, перед главной. «Кто будет бездельничать, того из теремка выселим!» — сказала мышка, косясь в сторону лисички. Каждый, ктожил в теремке, имел свои обязанности по дому.

2. СПП с придаточными изъяснительными – это такие СПП, между ПЧ которых выявляются изъяснительные отношения: придаточная часть поясняет главную, заключая дополнительное сообщение или косвенный вопрос, и отвечает на падежные вопросы. Это присловные придаточные, которые относятся к глаголу, отглагольному существительному, прилагательному или наречию в главной части, причём слова эти имеют значение речи, мысли, чувства, восприятия («говорят», «пишут», «мысль», «решено», «известно», «плохо», «жаль»…). Придаточная часть вводится при помощи союзных слов КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАК, КАКОВ, СКОЛЬКО, ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и при помощи союзов ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК БУДТО, КАК БЫ, ЛИ.

Придаточная часть чаще располагается непосредственно за тем словом, к которому относится, то есть бывает в постпозиции и интерпозиции. Но возможно и такое построение предложения, когда придаточная часть будет стоять перед главной, в этом случае предложение может иметь определённую выразительность, смысловое и интонационное выделение придаточной. В главной части может быть использовано необязательное соотносительное слово. О том, какие изменения в структуру предложения вносит введение этого слова, мы поговорим ниже. К примеру: Мышка не знала, почему лягушка решила переселиться из болота в теремок, но понимала, что должны быть веские причины. В первый день жизни в теремке заяц не знал, какрубить дрова…

Внимание! Отвечая на падежные вопросы, придаточное изъяснительное выполняет функцию дополнения или подлежащего для главной части. При этом главная часть оказывается неполным предложением. Например: Заяц был рад, чтоон поселился в теремке. В главной части пропущено дополнение «тому».

Одна из важных функций предложений с придаточным изъяснительным – передача чужой речи, такое предложение называют косвенной речью. Процесс переделки прямой речи в косвенную осуществляется по следующим правилам:

— Если прямая речь была вопросом с вопросительным словом, то при изменении вопросительное слово становится союзным словом в придаточной части: «Где ты была?» — спросила мышка у вернувшейся в полночь лягушки. = Мышка спросила у вернувшейся в полночь лягушки, где она была.

— Если прямая речь была вопросом без вопросительного слова, то в придаточном изъяснительном используется союз ЛИ: «Ты купила хлеба?» — строго спросила мышка у безалаберной лягушки. = Мышка строго спросила у безалаберной лягушки, купила ли она хлеба. (Обратите внимание, что подчинительный союз ЛИ стоит не между частями, а внутри придаточной, фактически выполняет функцию и союза, и частицы).

— Если прямая речь была повествовательным предложением, то придаточное вводится союзом ЧТО: «Я совсем не умею готовить, умею только есть», — сказала лисичка. = Лисичка сообщила, что не умеет готовить.

— Если прямая речь была побудительным предложением, то используется союз ЧТОБЫ: «Возвращайся скорее!» — просили мышка и лягушка зайчика. = Мышка и лягушка просили зайчика, чтобы тот поскорее возвращался.

3. СПП с придаточными меры и степени, образа действия — это такие CПП, между ПЧ которых выявляются качественно- и количественно-обстоятельственные отношения: придаточная часть наполняет конкретным содержанием не раскрытые, а только указанные в главной части степень качества, меру количества, образ действия.

Придаточные меры и степени отвечают на вопросы «насколько?»,»в какой мере?», «до какой степени?». Придаточные являются присловными и относятся к наречию меры и степени в главной части (слова «так», «столь», «достаточно») и к некоторым словосочетаниям с тем же значением. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ и союзными словамиСКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО. Могут также быть использованы сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО.

Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции: За световой день Дюймовочка успевала сделать столько, сколько многие девушки и за неделю сделать не могут. Она была слишком аккуратна, чтобыне пропустить в норке мышки ни одной соринки. Эти два типа придаточных имеют много общего. Различия в том, что в придаточных сравнительных использование соотносительного слова необязательно, тогда как в придаточных меры и степени соотносительные слова обязательны.

Придаточные образа действия отвечают на вопрос «как?», «каким образом?». Придаточные являются присловными и относятся к наречию «так» или сочетанию «таким образом» в главной части. Придаточные вводятся союзами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО и союзным словом КАК. Придаточная часть в этом типе предложений находится в постпозиции и в интерпозиции. Дюймовочка старалась убираться так, чтобы хозяйка её похвалила. Дюймовочка плакала так, как будто смерть ласточки означала и её смерть. Осознав, что ласточка жива, она обрадовалась так, как никогда раньше не радовалась. Главная часть может оказаться неполной, если соотносительное слово в ней пропущено, обычно это свойственно разговорной речи. «Ты сделаешь, как велю тебе я!» — закричала мышь.

К расчленённым относятся сложноподчинённые предложения с придаточными:

1) времени;

2)места;

3) причины;

4) следствия;

5) цели;

6) условия;

7) уступки;

8) сравнительными;

Сложноподчинённые предложения с придаточными степени, образа действия

Придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком месте? в какой степени? сколько? насколько?

Придаточные образа действия и степени зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.

Придаточные образа действия и степени присоединяются к главному предложению при помощи:

а) союзных слов (как, сколько, насколько),

б) союзов (что, чтобы, словно, точно, будто, как будто).

Примеры

Пример 1

Составить схему предложения (Рис. 1).

Рис. 1. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу первого и второго предложения. Предложение сложное, одна часть зависит от другой, задаем вопрос от главной части предложения к зависимой. Составляем схему предложения. При составлении схемы главное предложение выделяем квадратными скобками, пишем указательное слово, зависимое предложение выделяем круглыми скобками, пишем союзное слово, которым присоединяем предложение. По вопросу заданному от главного предложения определяем, что у нас придаточное предложение образа действия (Рис. 2).

Рис. 2. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (Рис. 3).

Рис. 3. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основы предложений, от главной части предложения задаем вопрос к зависимой. Вопрос насколько? указывает на то, что у нас придаточное предложение образа действия и степени. Составим схему предложения, как и в предыдущем примере (Рис. 4).

Рис. 4. Предложение

Однозначные и двузначные придаточные образа действия и степени

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными, если присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов как, сколько, насколько.

Придаточные образа действия и степени называются двузначными, если присоединяются союзами и этот союз вносит какое-то дополнительное значение.

Пример 1

Составить схему предложения (Рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Разбираем предложение. Выделяем основу главного предложения и задаем вопрос ко второй части предложения – в какой степени? Союз что может осложнять значение степени значением следствия. Необходимо правильно задавать вопрос и обращать внимание на первичное значение. Это придаточное предложение образа действия и степени (Рис. 6).

Рис. 6. Предложение

Пример 2

Составить схему предложения (Рис. 7).

Рис. 7. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? В этом случае значение образа действия осложнено значением цели, его вносит союз чтобы. Это придаточное предложение образа действия, оно имеет двузначный смысл. Изобразим это на схеме, обязательно записываем указательное и союзное слово (Рис. 8).

Рис. 8. Предложение

Пример 3

Составить схему предложения (Рис. 9).

Рис. 9. Предложение

Разбираем предложение. Выделим грамматические основы, от главного предложения задаем вопрос к зависимой части – каким образом? Дополнительный сравнительный оттенок вносит союз будто. Указательное слово так позволяет правильно определить, что у нас придаточное предложение степени (Рис. 10).

Рис. 10. Предложение

Запомнить

Придаточные образа действия и степени (Рис. 11):

— раскрывают образ, способ действия и степень признака, названного в главной части,

— придаточная часть относится к слову (глаголу, прилагательному, наречию) в главной части,

— к придаточной части ставится вопрос: как? каким образом? в какой степени?,

— присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов и союзов,

— в главном предложении обязательно есть указательное слово – обстоятельство образа действия, меры и степени,

— придаточная часть располагается после главной части,

— могут совмещать еще значения следствия, цели и сравнения.

Рис. 11. Схема сложноподчиненного предложения с придаточными степени, образа действия

Домашнее задание

  1. Что характеризуют придаточные образа действия и степени?
  2. При помощи чего присоединяются к главному предложению придаточные образа действия и степени?
  3. В каких случаях придаточные образа действия и степени являются однозначными, а в каких – двузначными?

Список рекомендованной литературы

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточным образа действия

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия ука­зы­ва­ет­ся на то, как совер­ша­ет­ся дей­ствие, о кото­ром гово­рит­ся в глав­ной части. Приведем при­ме­ры слож­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия.

Придаточное обра­за дей­ствия обыч­но отно­сит­ся к соче­та­нию гла­го­ла с ука­за­тель­ным сло­вом «так» в глав­ной части и свя­зы­ва­ет­ся с ней при помо­щи сою­за «что». Такое обсто­я­тель­ствен­ное при­да­точ­ное обра­за дей­ствия отве­ча­ет на вопро­сы:

как? каким обра­зом?

Корни матё­рых елей, рас­хо­дясь в сто­ро­ны, так взбуг­ри­ли зем­лю (как? каким обра­зом?), что уга­ды­вал­ся их путь под зем­лёй (В. Солоухин).

Схематично стро­е­ние слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия пред­ста­вим так:

, ( что…).

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным обра­за дей­ствия из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Примеры

Вверху вет­ви дере­вьев пере­пле­лись меж­ду собой так, что совер­шен­но скры­ли небо (В. Арсеньев).

В ран­них сол­неч­ных лучах заин­де­ве­лые дере­вья и белые сне­га засвер­ка­ли и заис­кри­лись так, что вско­ре гла­зам ста­ло боль­но смот­реть (Э. Г. Казакевич).

Удивительная повесть это­го чело­ве­ка так захва­ти­ла меня, что я ста­рал­ся запи­сы­вать её как мож­но подроб­нее (Борис Полевой).

Всё было в этот вечер в доме Медяниковых так, как об этом мно­гие годы меч­та­ла мать (В. Г. Лидин).

Всё не так свер­ши­лось в моей жиз­ни, как я пред­по­ла­гал (Э. Грин).

Время посад­ки было рас­счи­та­но так, что­бы к месту высад­ки поспеть на рас­све­те (М. Фурманов).

Я про­жил жизнь так, что мне не за что крас­неть (А. Ф. Кони).

В одном месте глы­бы лег­ли так, что обра­зо­ва­ли глухую и длин­ную пеще­ру с выхо­дом к самой воде (К. Паустовский).

Он отно­сил­ся к окру­жа­ю­ще­му так, как отно­сят­ся к исче­за­ю­ще­му (В. Б. Шкловский).

Старик и гово­рил так, как буд­то было очень холод­но, с рас­ста­нов­ка­ми и не рас­кры­вая как сле­ду­ет рта (А. Чехов).

Марко Поло писал о мон­го­лах так, как араб­ские писа­те­ли писа­ли ино­гда о фран­ках (В. Шкловский).

Ударил дождь так, что над зем­лей появил­ся дым — мел­кая водя­ная пыль от раз­дро­бив­ших­ся дожди­нок (В. Солоухин).

Урок Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени

Урок №40. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени. 9класс

Глездунова С.Н., учитель русского

языка и литературы МБОУ «МСШ»

Цели

Обучающие:

  • познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – образа действия, меры и степени;

  • формировать умения находить данные виды придаточных, определять средства их связи с главным предложением;

  • формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;

  • формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы.

Коррекционно-развивающие:

  • различать изученные виды придаточных предложений;

  • закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;

  • формировать умение самостоятельной работы;

  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывающие:

  • пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка;

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по изученной теме «СПП с придаточными предложениями».

  1. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. (прид. места)

  2. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. (изъяснит.)

  3. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. (опр.)

  4. Хороша земля, если рук не жалеть.(условия)

  5. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ. (причины).

  6. Лишь только мы вступили в этот очаровательный сад, усталость была забыта. (времени)

  7. Мальчик рассеянно повторял слова молитвы, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах. (места)

  8. Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я решил помочь своему другу. ( уступки)

III. Объяснение нового материала. Определение цели урока обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП и друг от друга, правильно ставить знаки препинания внутри предложений, а также рассмотрим иные способы выражения того же значения одного из придаточных в тексте.

В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия. Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.

IV. Используя материал учебника §20, стр. 88, вместе заполним таблицу. (у каждого на парте )

Составление таблицы «Виды придаточных предложений по значению».

Образ действия

Мера и степень

Вопросы

Как? Каким образом?

Как? Насколько? До какой степени? Сколько?

Союзы и союзные слова

как, что, чтобы, словно, как будто, точно, как

что, чтобы, будто, словно, точно, как будто, как, сколько, насколько, поскольку

Указательные слова

так, таким образом (могут быть опущены)

так, такой (в значении настолько), до такой степени, до того, настолько, столько

Место в предложении

Находятся после главного предложения

Находятся после главного предложения

Примеры

, (как его отец). , (как будто мы расстались навсегда).

, (будто ей было совсем немного лет). , (насколько это только было возможно

Вид

Отвечают
на вопрос

Союзы

Союзные
слова

К чему
присоединяется?

Указательные
слова

Образа действия

как?

каким образом?

как, будто

как, что

Сказуемое, обстоятельство образа действия…

так, такой, таким образом…

Меры

как?

насколько?

что, чтобы…

как?

насколько?

К главному при помощи союзов …

Местоимения

такой, таков…

Степени

до какой степени?

как будто, словно…

как?

насколько?

К главному …

указательные слова, наречия

настолько…

Примеры

, (как его отец).

, (как будто мы расстались навсегда).

, (будто ей было совсем немного лет).

, (насколько это только было возможно).

Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия)

С тех пор она старалась всё делать так , чтобы её хвалили (образ действия) Выполняют задания. , (чтобы – союз).

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее

Различие

1. Могут быть однозначными и многозначными.

1. Отвечают на разные пары вопросов.

2. Поясняют словосочетания.

2. Поясняют словосочетания различного строения.

3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.

, (как рассматривали мы его).

Как? Каким образом?

, ( союзное слово как…….)

, (что подводы не поспевали подвозить зерно).

Как? В какой степени?

, (союз что………………)

V. Закрепление

1.Выполнение упр.141(1-2) на стр. 88.

2. Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так, как велел им долг.

  2. Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

  3. Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.

  4. Засмеялся он, точно сталь зазвенела.

  5. Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

  6. Где-то рядом грянуло так, что задрожала вся улица.

  7. Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами и платками.

VI. Рефлексия.

— Все ли вам было понятно сегодня на уроке?

-Какие затруднения вы испытывали?

Какой материал показался вам сложным?

-Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.) — Какие задания были для вас интересными?

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу.

— О чём мы сегодня говорили?

Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.

Упражнение с самостоятельной проверкой.

• Определите вид придаточного предложения (А — Отвечают на вопрос, выполняют задание придаточное места; Б — придаточное времени; В — придаточное уступительное; Г — придаточное образа действия; Д — придаточное условия; Е — придаточные меры и степени).

1) Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.

2) Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

3) Раз вы согласились, так уж нельзя вам отказываться.

4) Там, где по-настоящему борются с невеждами, там их нет.

5) Служите мне, как вы ему служили.

6) Мать плачет, что река льется.

7) Раз дал слово, нужно его держать.

8) Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

9) Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только искры засверкали.

10) Когда офицер много лет батареей командует, она стреляет хорошо.

VIII. Домашнее задание:

  1. Выучит правила §20, стр.88, повторить § 14-19, 1группа — упр. 141(3-5предлож.).

  2. Творческое задание для 2группы: из текстов художественной литературы выписать пять СПП с придаточными образа действия, меры и степени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *