Духовная жизнь человека

Духовная жизнь человека

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

«Духовный» означает связанный с внутренним миром человека, его нравственными устремлениями и интеллектуальной деятельностью.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности.

Духовный мир личности — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей общества.

Духовный мир личности включает в себя:

Знания

Чувства

Потребности

Способности

Ценности

Веру

Переживания

Стремления

Убеждения

Цели

Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

Деятельность, направленная на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.).

Деятельность, направленная на сохранение, усвоение, воспроизведение распределение, распространение созданных духовных, культурных ценностей.

Человек, живущий духовной жизнью, обладает духовностью. Человек, которому свойственна духовность, готов к самоотдаче и саморазвитию. Он черпает свои главные радости в творчестве, познании, бескорыстной любви к другим людям. Это не означает, что такой человек отказывается от обычных житейских радостей и материальных благ, но они для него не самоценны, а лишь являются условием достижения иных, духовных благ. Духовные потребности заставляют человека размышлять о мире, смысле жизни, любви, добре, справедливости и др.

Важнейшей духовной ценностью является совесть — как осознание человеком своего долга и ответственности перед обществом и самим собой. Совесть — это своего рода нравственный самоконтроль.


Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание, жалость, потерять уважение к родителям и другие нравственные чувства.

Для людей духовно богатых характерно осознание собственного достоинства.

Человеческое достоинство — уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Для человека, обладающего чувством собственного достоинства, характерны неподдельный интерес к другому человеку, способность разглядеть в нем лучшее и признать его положительные стороны.

КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМЫ

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут су­ществовать вне культуры.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возде­лывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворённая самим человеком, образующая собственно чело­веческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передаётся биологическим путём;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определённого народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна норматив­ная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Существующие виды духовной деятельности

В наше время духовная жизнь рассматривается как два понятия. Во-первых, она является основным процессом существования общества, включая в себя множество социальных моментов. Для нормального существования люди должны заниматься материально-производственной деятельностью. Но также они не могут не включать в свою жизнь духовный вид деятельности, удовлетворяя потребности в этой сфере и получая все необходимые для этого знания. Общество живёт духовно и материально. Эти сферы деятельности влияют на социальное бытие человека.

Какие разновидности духовной деятельности можно выделить

Существуют следующие виды деятельности — практическая, и духовная — теоретическая. Последний вид деятельности создает новые теории и мысли, осуществляет идеи. В результате они становятся очень ценными и являются духовным достоянием общества. Они могут иметь любую форму: литературное произведение, научный трактат, предмет живописи. Теоретические виды духовной деятельности характеризуются тем, что какой бы ни была форма их проявления, они всегда будут нести в себе идею, придуманную автором, и его взгляды на мир и окружающую действительность.

Что собой представляет практическая деятельность

Практические виды духовной деятельности направлены на изучение, понимание и сохранение полученных знаний и ценностей. В процессе изучения общество изменяет собственное мировоззрение и просвещается за счет трудов музыкантов, художников, мыслителей и литературных гениев. Для сохранения полученных знаний создаются музеи, архивы, библиотеки, галереи. При помощи них духовные ценности передаются от поколения к поколению.

Зачем необходима духовная деятельность

Главной целью, на достижение которой направлены виды духовной деятельности, считается стремление людей к совершенствованию. Общество имеет различные потребности. Основными из них считаются материальные, которые подразумевают под собой средства, необходимые для существования человека, социальные — средство развития человека в обществе, и духовные — способ самосовершенствования. Они вызывают в людях любовь к прекрасному, в результате чего люди стремятся сделать для себя открытия и видеть красоту во всем. Большинство из них начинают создавать что-то новое, необходимое людям. Причем создатель делает это в первую очередь для себя, так как способен реализовать свои идеи и раскрыть таланты.

Духовная деятельность в настоящее время необходима

Люди, принимающие эти творения, являются потребителями духовных ценностей. Они нуждается в таких духовных потребностях, как: живопись, музыка, поэзия и познания в различных сферах. Поэтому можно смело сказать, что виды духовной деятельности в настоящее время очень важны для развития общества. И про них забывать ни в коем случа нельзя, так как это может привести к непредсказуемым ситуациям. Да и вряд ли человек сможет долго прожить без духовного отдыха, который сможет помочь сбросить эмоциональную напряженность.

Решить онлайн тест Социология

НУЖНЫ ОТВЕТЫ НА ОНЛАЙН ТЕСТ? Обращайтесь на почту mfpuhelp@gmail.com

Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через социальные …

учреждения

общности

группы

институты

Глобализация современного мира – это интернализация … стран и народов

всех сторон жизни

политических отношений

экономических отношений

культурных отношений

Демографическая политика – это политика в области …

народонаселения

природопользования

экономической географии

этннических отношений

Социальная стратификация – это …

система признаков (критериев) социального расслоения, характерная для данного общества

различные формы организации совместного проведения досуга

совокупность интеракций в процессах неформального общения между людьми

инфраструктура политических партий и массовых общественных движений

«…» – это приобретенный статус

Мужчина

Еврей

Врач

Флегматик

Социальная революция и социальная эволюция – это … стороны социального развития:

взаимоисключающие

взаимосвязанные

тождественные

антагонистические

Резкое возрастание роли знания и информации характерно для …

индустриального общества

доисторических обществ

традиционного общества

постиндустриального общества

Сравнивая понятия «конфликт» и «конкуренция», можно утверждать, что …

эти понятия являются понятиями-синонимами

первое может выступать как причина второго

второе может являться причиной первого

это понятия, исключающие друг друга

… общественно-экономическая формация является историческим типом общества

Античная

Капиталистическая

Индустриальная

Средневековая

Неверно, что в понятие «общество» …

входит то, что это сложная система?

входят формы объединения людей

входит природная среда

входит то, что оно является частью материального мира не верный

Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков – это ведущие принципы … идеологии

праворадикальной

либеральной

леворадикальной

консервативной

Важнейшим признаком всякого социального развития является …

цикличность

необратимость

маятниковость

направленность

Маргиналами называются …

опустившиеся на социальное «дно» выходцы из разных классов

представители национальных меньшинств

разорившиеся предприниматели

представители социальных групп, занимающих промежуточное положение между устойчивыми общностями

Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие «…»

индивидуальность

личность

человек

индивид

Неверно, что … является объективным критерием статусной принадлежности:

самоидентификация

власть

образование

доход

Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта – это … личности

девиация

социализация

маргинализация

воспитание

Социальная сфера общества определяет отношения между …

производителями и потребителями

гражданами и государством

людьми и природой

различными группами населения

Жизнеописание героя трилогии о Фрэнке Каупервуде американского писателя Теодора Драйзера, прошедшего путь от мальчика – продавца мыла до магната-мультимиллионера, – это пример … социальной мобильности

нисходящей горизонтальной

восходящей горизонтальной

восходящей веритикальной

нисходящей вертикальной

Социальный статус определяется как …

определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями

существенные и относительно устойчивые половозрастные характеристики человека

оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В роли … сам человек выступает объектом духовной жизни

наемного работника

кадрового военного

атеиста

члена профсоюза

В традиционном обществе …

отсутствуют уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладают частные начала над коллективистскими, индивидуальные особенности человека ценятся невысоко, инициатива и предприимчивость не поощряются

имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными

высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

имеет место уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективистских начал над частными, высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость

Неверно, что … относится к мировым религиям

конфуцианство

ислам

христианство

буддизм

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, охватываются понятием «…»

общественные отношения

производительные силы

социальная организация

социальная структура

… характеризует не только человека

Труд

Игра

Преступление

Творчество

Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, – …

культурные лаги

социальные нормы

социальные ценности

культурные универсалии

Нормы поведения людей, отражающие их представление о добре и зле и реализуемые внутренним убеждением либо силой общественного мнения, относятся к разряду …

религиозных норм

правовых норм

традиций и обычаев

морали

Культура отдельных социальных групп, слоев, общностей – это … культура

массовая

элитарная

субкультура

народная

В … социологическом исследовании анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности:

точечном

сплошном

монографическом

выборочном

Ролевой конфликт личности – это …

межгрупповой конфликт

внутриличностный конфликт

конфликт между личностью и группой

внутригрупповой конфликт

… – это форма брака, в рамках которого мужчина имеет одну жену, а женщина – одного мужа

Полигамия

Моногамия

Экзогамия

Эндогамия

Универсальный источник конфликтов – …

власть

деньги

дефицит

неравенство

Форма девиации, требующая жестких запретно-репрессивных мер, – …

бродяжничество

пьянство

преступность

наркомания

… признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане

Территориальный

Поселенческий

Профессиональный

Страноведческий

Первоначально наука об обществе, получившая впоследствии название «социология», именовалась как…

социальная физика

социальная статика

социальная динамика

социальная механика

«…» – это аскриптивный статус

Директор

Студент

Сын

Социолог

… относится к формальным санкциям – наказаниям за действия, не одобряемые обществом

Отказ от рукопожатия

Публичное осуждение

Административный штраф

Общественное порицание

Примером условных рефлексов – определенных реакций, выработанных организмом на внешние раздражители, – можно считать ситуацию, когда …

человек чихает, понюхав перец

гром гремит после удара молнии

собака выделяет слюну при виде пищи

лошадь останавливается, услышав звук «тпру»

Пример влияния природных факторов на развитие общества: …

распад Османской империи

обмеление морей в результате изменения климата

строительство пирамид в Древнем Египте

развитие мореходства у народов, живущих на островах!!!

Сравнивая понятия «культура» и «цивилизация», можно утверждать, что …

это понятия, которые никак не связанные между собой

первое понятие определяет сущность второго!!!

второе понятие относится к первому как часть к целому

это понятия, которые тождественны друг другу, т.е. являются синонимами НЕ верный

Понятие «…» подчеркивает неповторимое сочетание в каждом конкретном человеке природных и социальных качеств, его «эксклюзивность»:

персона

вундеркинд

неординарная личность

индивидуальность

… относится к неформальным санкциям – наказаниям за действия, не одобряемые обществом

Лишение гражданских прав

Разоблачительная статья в газете

Увольнение

Отлучение от церкви

… социальные отношения предусматривают строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений

Патерналистские

Фратерналистские

Бюрократические

Партнерские

Браком по российскому семейному праву считается добровольный союз мужчины и женщины, заключенный …

после сватовства и помолвки

в органах ЗАГС

в религиозной организации

после фактического начала совместной жизни

В результате деятельности «суперэго», т.е. сознания человека, определяющего, что для него приемлемо, а что нет, возникает …

раздражение

удовлетворение импульсивного побуждения

сексуальное желание

чувство вины

При … хозяйстве каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни

товарном

кустарном

потребительском

натуральном

Неверно, что … относится к негативной девиации (поведенческим отклонениям)

вандализм

геройство

жестокое обращение с животными

цинизм

Предписания того, как не надо вести себя в обществе, характеризуют социальный контроль на уровне …

норм-разрешений

санкций-наказаний

норм-запретов

санкций-поощрений

Уровень развития общества и уровень его конфликтности – это показатели, …

находящиеся в обратной зависимости: чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов!

находящиеся в прямой зависимости: чем общество богаче, тем выше в нем уровень личных и групповых притязаний, а стало быть, и больше конфликтов

которые никак не связанны между собой

Прямое отношение к культуре имеет …

строительство трубопровода «Северный поток»

расширение гражданских прав и свобод

поддержка государством социально уязвимых слоев населения

организация всероссийского конкурса «Минута славы» на ТВ

⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 89

Что такое духовная жизнь. Существует множество трак­товок того, что такое духовная жизнь отдельного человека или общества в целом. Но понятно, что содержанием духов­ной жизни человека выступает его духовное развитие.

Определим духовное развитие человека так — это про­цесс обогащения его внутреннего мира достижениями ду­ховной культуры общества, направленный на реализацию высоких идеалов гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др.

Духовная культура в широком смысле — совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обы­чаи, традиции, язык.

Она включает формы общественного сознания и их во­площение в литературные, архитектурные и другие памят­ники человеческой деятельности. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «обще­ственное сознание» pi «духовная культура». В узком пони­мании она содержит не любые достижения нематериальной культуры, а лишь образцы высокой, духовно значимой для общества системы ценностей, идей и идеалов.

Из предыдущего материала учебника вы узнали, что с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Его характеризует устремление человека к решению так называемых вечных вопросов бытия, связанных с жизнью и смертью и смыслом человеческого существования. Ответы на них пытаются дать — каждая со своей стороны — прежде всего философия и религия.

Проблема смысла жизни. Проблема смысла жизни по-разному решается не только философскими течениями, но и религиями. Буддизм утверждает, что человек живёт для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться; в христианстве и исламе — это восхождение человека к Богу.

Под духовной жизнью некоторые люди подразумевают выполне­ние различных религиозных практик, таких, как богослужение, молит­вы, медитации, молитвенное пение и танцы, а также чтение священ­ных писаний. На Руси существовала особая духовная практика, заимствованная у византийских христиан. Её именуют исихией (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешённость), или молчальни- чеством, а также пещерным затворничеством. Пещеры как нельзя лучше служили уединённым местом для проведения особой духов­ной практики, связанной с преображением человеческого духа че­рез аскетизм и уход от мира. В подземное убежище не проникают ни звуки мира, ни свет солнца, мешающие молитвенной сосредото­ченности, единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами. В отличие от Византии пещерное затворничество не пре­вратилось на Руси в род идолопоклонства, в мистическое движение с тысячами преданных сторонников.

Во второй четверти XIV в. формируется новая форма подвижни­чества — пустынножительство. Большинство монахов уходит в лес­ные дали, создаются многочисленные скиты (вероятно, от греч. ske- tis — название обители в Египте) — кельи отшельников в отдалении от монастырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали на­зываться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустынножительного иночества был Сер­гий Радонежский (1321 — 1391), один из наиболее известных духов­ных наставников русского народа.

Духовная сфера человека состоит из двух начал — этиче­ского (нравственность, мораль) и эстетического (красота, прекрасное). Оба начала составляют фундамент культуры, а она покоится на твёрдом основании ценностей. Качества ду­ха — это воля, свобода, творчество, познание. Они подразу­мевают неприятие грубости и хамства, сквернословия, ку­рения, алкоголизма, пристрастия к материальным вещам и алчность.

Духовные размышления или духовные вопросы означа­ют прежде всего несиюминутные, отрешённые от мате­риальных забот о повседневном существовании, бытовых удобствах и от земных помыслов, будь то карьера или ста­тусные почести.

Система ценностей. Частью духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают моральное зна­чение определённым элементам культурной среды. У различ­ных народов ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается в другом. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным, у другого может считаться кощунственным и аморальным.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое доб­ро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат этало­ном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Одни индивиды привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная бе­зупречность, для третьих — политическая карьера. Ценно­сти представляют собой разделяемые вами совместно с дру­гими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они ре­гулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями-регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Одна из глав­ных функций ценностей — служить мотивом поведения. Че­ловек стремится добыть то, в чём нуждается, что ценит, соот­ветственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причём ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Ценности выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Человек без духовной жизни не существует. Такие каче­ства и устремления человека, как чувство красоты, стрем­ление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремлённость к благу, мужество и бесстра­шие, чувства заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия, относятся к проявле­ниям духовной жизни.

Для 14—15-летних подростков характерно стремление к философским рассуждениям о смысле жизни, о смерти, о своём предназначении. Примерно в это время подросток на­чинает критически оценивать своих родителей, замечать невидимые ранее недостатки, протестовать против их обра­за жизни. Существует мнение, что, чем подросток умнее, духовно богаче, душевно сложнее, тем меньше он испыты­вает потребность примкнуть к какой-либо группе и вполне удовлетворяется обществом одного-двух духовно близких друзей-ровесников или своим собственным.

Связь духовности с религией. Духовное — по своему ис­ходному значению подразумевает общение с духами. Для европейской цивилизации высшим проявлением духовного является общение со Святой Троицей и теми атрибутами, которые сопровождают отправление христианской рели­гии.

Связь духовности с религией самая что ни на есть пря­мая. Ведь латинское слово religare означает духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Вот почему выдающийся русский философ С. Франк отмечал: «Духовная жизнь — связь человеческой души со сверхчело­веческими началами, воплощёнными в Боге».

Чем была бы европейская цивилизация без Библии? Чем была бы западная культура без католичества, индийская — без её религий, русская — без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омерт­вению.

В дореволюционной России многие храмы и монастыри, как пра­вило, не ограничивались только богослужениями, они были, по сути, центрами духовной жизни, осуществляли такие виды деятельности, как образовательная (церковно-приходские школы); просветитель­ская (воскресные школы для детей и взрослых, общества трезво­сти, издание православной литературы и т. д.); благотворительная (содержание детских приютов, уход за больными и т. д.). В конечном счёте всё это было направлено на воцерковление людей, на их ду­ховное воспитание и образование.

Мир духов, или духовный мир, иначе называется сакраль­ным, т. е. священным. Священным именуется всё, что ценит­ся обществом превыше всего и служит образцом высоконрав­ственного поведения. Таким образом, духовное неразрывно связано с этическим. Но, кроме того, духовное тесно связано и с эстетическим, которое воплощается в искусстве.

Духовное и эстетическое. Искусство явилось на свет не сразу. Хотя наскальная живопись возникла 15 тыс. лет на­зад, вначале искусства как такового не было, были ремёсла, например гончарное, предметы которого украшались. Были статуэтки матери-богини, которые сегодня хранятся в луч­ших музеях мира. Но они не являлись ещё искусством в подлинном смысле слова.

Искусство как сфера возвышенного, которое позволяет вознестись человеческому духу, появилось в Античную эпоху и получило расцвет в эпоху Возрождения. Из техники украшения сугубо бытовой утвари искусство превратилось в область духовной деятельности только после того, как са­мо обратилось к изображению духов — языческих либо хри­стианских. С тех пор оно само очистилось и возвысилось.

Сегодня сфера духовного очень широка и разнообразна. В неё включают всё, что заслуживает именовать фундамен­тальным, возвышенным, непреходящим. Духовное проти­воположно земному как нетленное тленному, бессмертное преходящему. Учение И. Ньютона вечное и непреходящее, оно фундаментальное и возвышенное. А сочинения алхи­миков или псевдоучёных — преходящи и тленны. Они хотя и созданы человеческим духом, но останутся индивидуаль­ным достоянием, быть может, индивидуальным заблужде­нием или предрассудком.

Роль духовных потребностей. Особо следует поговорить о духовных потребностях. Они играют не меньшую роль, чем другие, хотя расположены на самой вершине пирамиды А. Маслоу. Кажется, что до них дело доходит после того, как удовлетворены все иные потребности. Но такое случается не всегда. Русскую нацию всегда отличала неистребимая да духовного. Мы создавали художественные шедевры, строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Нашей стране большую часть истории приходилось жить не в изобилии и достатке, тем не
менее народное творчество не иссякало, а феномен русской интеллигенции поражает весь мир. Оказывается, как это считают многие мыслители, развитие духовной сферы обще­ства происходит в целом независимо от экономического бла­гополучия.

Оговорка «в целом» не случайна. Речь идёт об общей тен­денции развития, но, когда мы рассматриваем отдельные се­мьи или группы населения, картина усложняется. Когда че­ловек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

Духовное опустошение наступает даже у материально обес­печенных, вполне благополучных людей. Погоня за деньгами или карьерой, когда то и другое из средства превращаются в цель существования, внутренне опустошает человека. Утраче­на теплота человеческих отношений, потерян смысл жизни.

Духовные потребности

К духовной жизни человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера жизни общества охватывает различ­ные формы и уровни общественного сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль — это совокупность правил поведения, про­изводных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, ко­торые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественно­го сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия- это совокупность определенных мифов, дог­матов, культовых и обрядовых действий, а также рели­гиозных институтов (церковь).

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имею принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственным ограничителем такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам духовного производства относятся:

— идеи, теории, образы, ценности

— общественные связи индивидов

— уровень развития самого человека

Ученые выделяют три вида духовного производства:

— наука и образование

— искусство и культура

— религия

Духовный мир личности(микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное(или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;2) религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;3) научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;4) гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества.

Духовная жизнь человека и размышления о ней

Наверное, в наше время наиболее тяжело размышлять о духовности наших людей… Или может быть наоборот легче? Этот вопрос, хотя он и выглядит парадоксально, но вдумайтесь, до появления интернета человек мог заниматься тем, что было ему доступно, а в настоящее время, все занимаются, смотрят видео, читают одно и то же…

То есть происходит нивелирование (выравнивание) интересов, взглядов человека. А как Вы считаете?

Духовная жизнь человека и ее составляющие

Духовная сторона жизни человека состоит из следующего:

  • Знания, которыми обладает человек на данном этапе.
  • Чувства, эмоции, переживания, выражающие внутреннее состояние человека.
  • Потребности, способности, стремление к цели – в общем, деятельность, которая направленная на удовлетворение своих нужд.
  • Вера, убеждения – это, наверное, все-таки главное, основное в духовной жизни человека.

Так как человек живет в обществе, то и его жизнь тесно связана с последним, не исключая и духовную сторону жизни человека.

Духовная жизнь общества содержит разные формы и уровни сознания общества. Это нравственные, научные, эстетические, политические, правовые и религиозные формы сознания.

Соответствующими элементами, которых являются мораль, наука, а также религия и искусство.

Что такое мораль? Это правила поведения, выработанные на основе представления людей о добре, зле; справедливости или несправедливости; что в нашей жизни хорошо и что плохо. Эти правила являются внутренним убеждением человека или воздействия общественного мнения на человека.

Наука представляет собой систематизированный взгляд на внешний мир, который она интерпретирует в абстрактно-логической форме. Это могут быть теории, законы, понятия, которые получены в результате научных исследований.

Искусство – это своеобразная форма сознания общества, которая отражает действительный окружающий мир с помощью художественных образов.

Есть много толкований слова «религия», но остановимся на таком. Религия — это просто способ, с помощью которого люди общаются с Богом. Который включает свод моральных норм и типов поведения, обряды, культовые действия, а также объединенных людей в какую-либо организацию (церковь либо религиозную общину).

Религия рассматривает понятия добра, зла, нравственности, цели и смысла в жизни как особенно важными понятиями.

Духовные качества не задаются человеку биологически, он не получает их по рождению, в отличие от материальных качеств. Они приобретаются в процессе развития и социализации личности.

Уникальность духовных качеств, потребностей в их не ограниченности. Пределов в принципе для них не существует. Все зависит от желания и трудолюбия человека, его желания воспользоваться уже накопленными духовными ценностями и желанием участия в созидании новых ценностей.

Духовный мир человека, личности неразрывно связан с обществом. Общество обладает значительным духовным фондом, который предстоит в той или иной степени освоить человеку в своей жизни.

Духовная жизнь

Смотреть что такое «Духовная жизнь» в других словарях:

  • духовная жизнь — • Духовная сторона жизни на Земле важнее материальной. (Нострадамус*) • Души так же медленно зреют, как и взрослеет человек … Оригинальная словарная подборка афоризмов

  • Духовная жизнь — отрешенность в бытии от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Духовная жизнь — ♦ (ENG spiritual life) открытость и чувствительность по отношению к нефизическому и, т. обр., трансцендентные измерения в человеческом существовании … Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Духовная жизнь нации — особая форма жизнедеятельности и самовыражения национальной (этнической) общности, отражающая экономические и естественно исторические основы ее существования. На каждом этапе своего развития нация, опираясь на накопленный предшествующими… … Экология человека

  • Духовная прелесть — (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия

  • ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова

  • жизнь — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева

  • Жизнь с Богом (издательство) — «Жизнь с Богом» («La Vie avec Dieu») христианское издательство, существовавшее в Брюсселе с 1945 по 2000 годы. Основано Ириной Михайловной Посновой, католичкой по вероисповеданию, дочерью русского историка Церкви Михаила Эммануиловича… … Википедия

  • ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) , христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *