Коррекция учебной деятельности

Коррекция учебной деятельности

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Коррекция недостатков учебной деятельности

Общая характеристика учебной деятельности

Учебная деятельность – это форма социальной активности человека, направленная на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий. Она протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения.

Компоненты учебной деятельности:

  1. Мотивационный (мотивы учебной деятельности м. б. Следующие: внешние, внутренние, познавательные, учебные, игровые, широкие социальные, понимаемые и действующие, положительные и отрицательные, ведущие и второстепенные и т. д.);
  2. Ориентационный (вхождение ученика в конкретную учебную ситуацию, ее анализ и определение плана предстоящих учебных действий);
  3. Операциональный (общие учебные действия, начальные логические операции и поведенческие учебные действия);
  4. Оценочный (действия контроля и оценки, фиксирование соответствия или несоответствия результатов учебной деятельности предъявляемым требованиям).

Учебные действия

  1. Начальные логические операции: умение выделять общие и отличительные свойства предметов; умение выделять видо-родовые отношения предметов; делать обобщение; сравнивать; классифицировать.
  2. Общие учебные умения: включаться в деятельность; умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; умение слушать; видеть; умение быть внимательным; работать в темпе; принять цели деятельности; планировать; работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место4 контролировать и оценивать учебную деятельность свою и одноклассников; вступать в контакт и работать в коллективе.
  3. Поведенческие умения: входить и выходить из класса со звонком; сидеть за партой и вставать из – за нее; поднимать руку; выходить к доске и работать с ней.

Этапы становления учебной деятельности (В.В. Давыдов)

  1. Начальное образование

Формируются основные компоненты структуры учебной деятельности. Ориентация детей не на решение задачи, а на общий способ его получения. Формирование способности сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

  1. Средние классы школы

Содержание учебной деятельности по структуре обобщения усваиваемых школьниками знаний усложняется. Учащиеся еще коллективно решают учебные задачи, но с тенденцией к самостоятельному, индивидуальному решению.

  1. Старшие классы

Учащиеся становятся индивидуальными субъектами учения.

Психологи признают приоритетность начального обучения в формировании, а в случае необходимости коррекции недостатков учебной деятельности.

Коррекция учебной деятельности

Психологи предлагают решать проблему формирования, профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности младших школьников посредством развития общеучебных интеллектуальных умений.

Общеучебные интеллектуальные умения – это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных предметов, но в отличие от предметных умений имеют широкий диапазон применения.

Общеучебные интеллектуальные умения:

1. умения наблюдения, слушания, чтения;

2. умения классификации и обобщения;

3. умения самоконтроля и самооценки.

Г.Ф. Кумарина предлагает выделять прямой и косвенный путь формирования учебной деятельности.

Прямой путь реализуется в системе специальных учебных заданий, в упражнениях, коррекционно-развивающих занятиях.

Косвенный путь связан с особым структурированием содержания усваиваемого материала, с заложенностью в нем обращения к общеучебным интеллектуальным умениям.

Так, коррекционно-развивающая программа Н.Я. Чутко, Г.Ф. Кумариной (Коррекционная педагогика в начальном образовании/ под. ред Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.) направлена на развитие следующих сочетаний общеучебных интеллектуальных умений:

      1. наблюдение, классификация, самоконтроль;
      2. слушание, классификация, самоконтроль;
      3. чтение, классификация, самоконтроль;
      4. наблюдение, обобщение, самоконтроль;
      5. слушание, обобщение, самоконтроль;
      6. чтение, обобщение, самоконтроль.

Приведем примеры заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках чтения.

(Наблюдение, чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль)

Рассмотрите рисунок (на рисунке герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или приключение Буратино» — Буратино, Мальвина, пудель Артемон, а также аист, астра, дача). Почему именно такой рисунок сделан к этой страничке «Русской азбуки? (знакомящей со звуком и буквой «а»). Раскройте ваши соображения, докажите ответ.

Пример заданий, содействующих формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков на уроках математики.

(Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль).

Прослушайте числа. Выберите и назовите лишнее число: 15, 55, 5, 51. Объясните, почему вы считаете, что выбранное вами число лишнее.

(Чтение, изображение, самоконтроль)

Прочитайте: «Четырехугольная фигура, у которой все стороны равны и все углы прямые». Запишите название этой фигуры – «квадрат». Нарисуйте эту фигуру и сформулируйте вопрос, который позволяет проверить себя («Соответствует ли мой рисунок признакам геометрической фигуры – «квадрату»?).

Авторы предлагают примеры конкретных дидактических игр, направленных на овладение общеучебными интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

1. Игры на классификацию предметов, изображений предметов по заданному или самостоятельно найденному основанию.

(соединить в группы предметы, находящиеся в классе, во дворе, игровой площадке по цвету, форме, по назначению, игры типа «Домино», основанные на разделении изображений зверей, птиц, расстений по заданному или найденному учащимися основанию.

2. Игры, направленные на формирование, совершенствование умений слушания и классификации объектов (игры типа «Догадайся, кто поет», «Угадай чей голос»). Классификация на слух объектов по самостоятельно найденному основанию (игры типа «Назови четвертое», ведущий называет три (четыре, пять) растений (зверей, птиц, рыб) и обращается к одному из играющих с предложением: «Назови четвертое (пятое)».

3. Игры на обобщение. (назвать группы предметов, находящихся в классе, не перечисляя самих предметов). Пример игры, направленный на развитие умения слушать и обобщать признаки предметов. Психолог описывает признаки знакомого детям дерева, а затем командует: «Раз, два, три – кто отгадал, под это дерево беги». Слушанию и обобщению помогает отгадывание загадок.

В коррекционно-развивающей программе С.В. Кудриной ( С.В. Кудрина учебная деятельность младших школьников. Диагностика . Формирование. – СПб., 2004.) подчеркивается важность развития и коррекции, не только общих учебных умений и логических операций, но и формирования следующих поведенческих умений учеников: умение выполнять действия, связанные со звонком на урок и с урока; умение ориентироваться в пространстве класса; умение пользоваться партой, доской; умение правильно проявлять желание ответить у доски.

Приведем примеры игр.

Игра «Учитель»

Ребенок, исполняющий роль учителя, со звонком встает у входа в класс, выполняя обычные действия учителя. Он ждет пока класс построится, и затем говорит фразу, которой учитель постоянно пользуется, давая разрешение войти в класс. Например, 6″ Войдите, пожалуйста, в класс и встаньте у своих мест». Одноклассники выполняют инструкцию. Тот, кто лучше всех выполнил свои действия, на следующем уроке становится «учителем».

Игра – стихотворение

Учитель рассказывает стихотворение, а ребята выполняют действия, указанные в нем.

Мы вошли в просторный класс.

Начался урок у нас.

Нам учитель задает разные задания.

Выполняем дружно их-

Мы полны внимания.

Леня, встань, к доске иди.

Маша, двери затвори.

А, Наташа, на столе собери тетрадки.

У окошка на полу

Все у нас в порядке?

Мы поднимем руки вверх.

Все присядем к полу.

И задания опять выполнять готовы.

КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность, цели и функции контроля обучения

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используя его в основном ради показателей достигнутого. Однако проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности, т. е. соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать получаемые учащимися знания, умения, навыки, вовремя оказать им необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности и создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы. С другой стороны, хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю увидеть свои собственные удачи и промахи.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании им путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем чтобы создать условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала, т. е. уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в данных видах деятельности. Наконец, она предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся удается успешно реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

  • 1) контролирующую, которая заключается в выявлении состояния наличных знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития; изучении степени усвоения ими приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда;
  • 2) обучающую, которая состоит в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал; они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации;
  • 3) диагностическую, сущность которой заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе и характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения;
  • 4) прогностическую, которая служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса, т. е. достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы);
  • 5) развивающую, которая состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля не только развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, но и формируются такие качества личности, как способности, склонности, интересы и потребности;
  • 6) ориентирующую, сущность которой заключается в получении информации о степени достижения цели обучения как отдельным учащимся, так и группой в целом: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях;
  • 7) воспитывающую, которая состоит в формировании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий; она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным. С другой стороны, повышается результативность самого учебного процесса, однако для этого контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.

Сущность, цели и функции контроля обучения в вузе те же, что и в средней школе.

Живой интерес ребёнка к окружающему миру – естественное явление, которое отражается на его успеваемости в школе. Не каждому дано и необходимо быть круглым отличником, но в случае очевидной неуспеваемости стоит уделить пристальное внимание процессам, которые мешают школьнику полноценно и вовремя усваивать материал. Чтобы исправить возникшие проблемы, используют специальную методику психолого-педагогической коррекции.

Что такое педагогическая коррекция

Педагогическая коррекция – это комплекс дополнительных занятий с репетитором. Такие уроки проводятся в том случае, если ребёнок не до конца усвоил учебный материал и нуждается в повторном объяснении, без которого невозможно дальнейшее обучение. Специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий с применением наиболее эффективных методов и приёмов.

Методы и приемы, разработанные профессионалом, помогут сделать материал максимально доступным и понятным

С помощью дополнительных уроков у ребёнка также формируются необходимые умения и навыки, которые не были выработаны ранее, как у большинства его сверстников.

Система педагогической коррекции включает в себя такие известные приёмы:

  • объяснение материала,
  • его неоднократное повторение,
  • закрепление упражнениями,
  • похвала,
  • порицание.

Уже этот набор элементов может помочь ребёнку «реабилитироваться» в классе.

Если проблема кроется глубже и заключается в недостатках развития интеллектуального или личностного характера, следует обратиться не только к педагогической, но и психологической коррекции.

Её смысл заключается не в освоении конкретной темы или предмета, а в развитии навыков узнавать и учиться.

Что отличает двоечника от отличника?

У двоечника и отличника разная мотивация и способы освоения нового материала

Успевающие ученики не только получают хорошие оценки и хвалятся ими перед сверстниками. Они с удовольствием и интересом познают мир, самостоятельно ставят перед собой вопросы и задачи, активно ищут их решение и готовы столкнуться с ошибками, все это приводит к успешному освоению школьных предметов. Отличники интересуются, в первую очередь, достижением результата, могут не только объяснить понятый материал, но и применить теорию на практике, подтвердив свои знания умением пользоваться ими.

«Неуспевающие» ученики, в свою очередь зазубривают правила, порой не понимая их сути, отзываются на поставленные задачи довольно вяло, отвлекаются, не могут сконцентрироваться на вопросе или отвечают первое, что приходит на ум.

Единственное, что мотивирует ребёнка – это оценка преподавателя, его реакция на проделанную работу и желание ответить правильно. Но таких детей постепенно можно научить обращаться за объяснениями, не бояться просить помощи в непонятных местах.

Методы психолого-педагогической коррекции

Психолого-педагогическая коррекция направлена на устранение «неполадок» в учебном процессе путём создания необходимых условий для поддержки познавательной деятельности ребёнка и эмоционального сопровождения различных её проявлений. Рассмотрим основные методы, способствующие этому.

Эмоциональное подкрепление

Именно оно является основанием полноценного развития познавательных процессов ребёнка. Совместное удовлетворение возникшего интереса к чему-либо – отличный способ поддержать увлечение школьника, максимально разделив радость познания вместе с ним. Присоединиться к исследованию ребёнка, составить ему компанию – беспроигрышный вариант плодотворной работы.

Формирование умения задавать вопрос и не бояться ошибок

Ребёнку очень важно уметь правильно задавать вопросы и выделять непонятные моменты в изучении материала не только другим, но и самому себе. Неправильно сформулированный вопрос изначально ведёт к провалу. Стоит избавить школьника и от страха столкнуться с ошибкой, которая сама по себе – естественный элемент познания, который нужно уметь спокойно преодолевать. Именно таким способом достигается результат.

Необязательно при реализации описанных методик опираться на материалы, предлагаемые школой, так как многие подопечные имеют устоявшееся негативное отношение к ней. На первых порах можно обращаться к совершенно любым сферам окружающего мира, чтобы пробудить естественный интерес к его познанию.

Влияние благоприятных условий на качество познавательного процесса у детей

В психологической коррекции одна из основных задач – вызвать у ребёнка потребность учиться, получать знания; сделать этот процесс максимально привлекательным и доступным.

Познавательные способности изначально заложены в человеческой природе, но они могут быть подавлены людьми, их неправильным чрезмерным вмешательством, неправильным построением учебного процесса.

Постоянный и жёсткий контроль, который сам по себе является недопустимым, часто сопровождается губительным бонусом – негативной оценкой ребёнка, который сталкивается с ошибками.

Родительский прессинг может отбить желание учиться

Заметная отрицательная реакция взрослого на естественный мыслительный процесс у ребёнка вызывает у него защитную реакцию – отказ от решения задачи, интеллектуальную пассивность.

Из этого следует, что положительный результат умственной деятельности школьника зависит от того, в каких психологических условиях он занимается поиском ответа.

Необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие уже от процесса решения, от постепенного приближения к результату, поступательного достижения истины. Как увлечь ребёнка – вопрос индивидуального характера и занимаются им специалисты или по-настоящему заинтересованные взрослые.

О важности самооценки

Следует особое внимание уделить важности адекватной самооценки ребёнка. Даже дошкольники порой начинают плохо о себе думать, что потом вытекает в недостаточную уверенность в себе и своих способностях. В случае, когда ребёнку предлагается проявить свою познавательную активность, школьник уклоняется от ответа со словами «Я тупой», «Я не умею», «Я не могу».

Заниженная самооценка может быть результатом регулярных и многократных неудач. При подборе программы психолого-педагогической коррекции следует уделить особое внимание комплексу упражнений, которые были бы доступны и одновременно достаточно трудны, чтобы ребёнок смог справиться с задачей, преодолев незначительные трудности. Столкновение подопечного с ошибкой не должно быть поводом к порицанию и тем более агрессии. Ребёнок с заниженной самооценкой нуждается в помощи и поддержке, а не в осуждении.

Подробнее о том, как происходит формирование самооценки, смотрите в видео.

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя разнообразие форм обучения, но наиболее эффективна тренинговая методика упражнений в игровом формате, особенно в случае предметов, наиболее сложных для детского восприятия. К ней мы еще вернемся в наших последующих публикациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *