Внебюджетные источники финансирования

Внебюджетные источники финансирования образовательных учреждений

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу — удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства — это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги — образовательной деятельности.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

  • — доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • — добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
  • — доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

  • — средств родителей (законных представителей):
  • — спонсорских средств:
  • — сторонних организаций:
  • — частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.

Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

  • — реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;
  • — осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
  • — обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

  • — обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):
  • — тестирование школьников;
  • — репетиторство;
  • — обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
  • — дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;
  • — прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

  • — создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
  • — выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

  • — учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;
  • — предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
  • — предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
  • — проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:
  • — предоставление ресурсов образовательного учреждения — помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса — в аренду, пользования;
  • — взносы юридических и физических лиц — благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности — учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.

Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.

Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим — нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное — не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

финансовый образовательный казначейство

Внебюджетные источники финансирования образовательных организаций



Современный уровень развития системы образования города Москвы во многом обусловлен изменениями в системе финансирования образовательных организаций — введение нормативно-подушевого финансирования1, предполагающее направление бюджетных средств от главного распределителя бюджетных средств государственной бюджетной образовательной организации в расчете на контингент последней. В этих условиях важным аспектом управления системой образования Москвы является и реализация принципов самостоятельности в деятельности подведомственных Департаменту образования города Москвы образовательных организациях2.

Последнее обеспечило возможность развития образовательными организациями комплекса услуг, предоставляемых за счет получателей услуг, т. е. за счет внебюджетного финансирования.

Внебюджетное финансирование— это финансирование, которое получает образовательная организация от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорных отношениях гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги, а именно образовательной услуги.

На сегодняшний день, образовательными организациями города Москвы за счет внебюджетной деятельности обеспечивается пополнение собственного бюджета в среднем на 5 % по отношению к общему объему бюджетному финансированию.

Основными источниками для внебюджетного финансирования образовательных организаций являются:

‒ доходы от реализации дополнительных образовательных услуг;

‒ доходы от родительской платы за присмотр и уход в дошкольных группах и группах продленного дня;

‒ доходы от реализации иных услуг образовательными организациями, в т. ч. производственной деятельности;

‒ доходы от сдачи в аренду помещений и территорий образовательных организаций.

Таким образом можно отметить, что общий объем поступлений от внебюджетных источников вырос фактически в 3 раза в 2016 году по сравнению с 2010 годом, при этом большая часть составляет доход от оказания платных услуг.

Разберем на примере ряда образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, какие существуют источники внебюджетного финансирования.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия №1517»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 740 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 38 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное автономное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детский музыкальный театр «Домисолька»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 114 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 66 млн. руб. (58 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум малого бизнеса №67»

Согласно сведениям, опубликованным на сайте образовательной организации, общий бюджет в 2017 году составил 82 млн. руб. 3, при этом поступления от оказания учреждением, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, составили 4 млн. руб. (5 % от общего объема финансовых средств, плановый показатель, аналогичный показателю 2016 года).

Важно отметить, что указанный объем доходов от внебюджетной деятельности получен от реализации образовательных услуг или родительской платы за присмотр и уход. При этом в организациях отсутствуют доходы от сдачи в аренду зданий и территорий, добровольных пожертвований и поступлений от реализации ценных бумаг, иных доходы. Таким образом, реализация внебюджетной деятельности и объем получаемых за ее счет финансовых средств может быть оценен как показатель удовлетворенности потребностей жителей Москвы в образовательных услугах.

Стоит отметить, что стоимость платных образовательных услуг, реализуемых образовательными организациями, в обязательном порядке и размер родительской платы за присмотр и уход проходят согласование органами государственно-общественного управления образовательной организации — Управляющим советом.

Финансирование образовательных организаций в полной мере обеспечивает их потребности для дальнейшего успешного функционирования и создания условий для реализации образовательной деятельности и развития. Вместе с тем, средства, полученные из дополнительных источников, могут стать основой для развития образовательной организации, источником для повышения заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам образовательных организаций, развития материально-технической базы.

Литература:

  1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 134-ПП)

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений (И.В. Миргалеева, «Актуальные проблемы экономики и права», N 1, январь-март 2009 г.)

Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений

В статье рассмотрены автономные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и их особенности. Выделены проблемные моменты, предлагаются направления совершенствования финансового механизма автономных учреждений.

Каждое автономное учреждение является некоммерческой организацией. Вместе с тем оно может заниматься и предпринимательской деятельностью, которая будет направлена на систематическое получение прибыли автономным учреждением от платного оказания услуг, выполнения работ, производных от основных видов работ или услуг автономного учреждения. В Законе «Об автономных учреждениях» подробно указаны те основные виды деятельности автономного учреждения, которыми оно может заниматься. Это выполнение работ и оказание услуг в определенных областях общественных отношений: науки, образования, культуры, социальной защиты и занятости населения в РФ, а также здравоохранения, физической культуры и спорта. Приведенные основные направления деятельности довольно широки по своему содержанию, поскольку автономное учреждение, в рамках одного только здравоохранения, к примеру, может оказывать самые разные услуги.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС ред. 1), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст., предусматривает в разделе «М» 26 видов экономической деятельности в области образования. Ими, в том числе, может заниматься и автономное учреждение. Также в разделе «N» по здравоохранению предусмотрено 18 видов экономической деятельности.

Доходы, полученные автономным учреждением от предпринимательской деятельности, являются внебюджетными источниками финансирования их деятельности.

Механизм привлечения средств из внебюджетных источников предполагает использование как традиционных, так и альтернативных инструментов, спектр которых представлен на рис. 1.

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

— по полным издержкам;

— по маржинальным (предельным) издержкам;

— по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

— по маркетинговым (рыночным) оценкам.

«Рис. 1. Источники внебюджетного финансирования автономных учреждений»

Цены услуг по договорам и контрактам определяются на рыночных принципах. При этом автономные учреждения могут использовать следующие методы ценообразования:

— по полным издержкам;

— по маржинальным (предельным) издержкам;

— по рентабельности (доходности) инвестиций в данный вид услуг;

— по маркетинговым (рыночным) оценкам.

В отношении автономных учреждений, которые будут заниматься оказанием услуг по медицинскому обслуживанию населения, возможно планирование как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования, при этом необходимо учитывать, что оказание медицинских услуг и их перечень регулируется нормами российского законодательства, а внебюджетное финансирование должно охватывать только перечень дополнительных услуг, не включенных в установленный перечень.

Автономные учреждения имеют право осуществлять заимствования на финансовом рынке в форме кредитов банков. Кредиты банков привлекаются на общих условиях, определенных Гражданским кодексом РФ, банковским законодательством, нормативными документами Центрального банка, положениями и инструкциями банка-кредитора. Обеспечением по банковскому кредиту может служить имущество (муниципального) автономного учреждения, поручительства третьих лиц, а в отдельных случаях, если речь идет о реализации проектов, имеющих важное социально-экономическое значение, — государственная или муниципальная гарантия.

Бюджетные и внебюджетные средства используются автономным учреждением в соответствии с финансовым планом, составляемым самостоятельно. Форма финансового плана, его название, перечень показателей, их группировка определяются автономным учреждением самостоятельно. В финансовом плане одновременно отражаются поступления из всех источников — как бюджетных, так и внебюджетных. Финансовый план утверждается руководителем автономного учреждения и является основанием для расходования средств.

В соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» альтернативным источником финансирования автономных учреждений призван стать целевой капитал.

Эндаумент (англ. endowment) — целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент — это форма долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило, общественно значимые. Эндаумент-фонд создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы эндаумента. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить:

— частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

— финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

— формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.

Механизм создания эндаумент-фондов широко распространен в зарубежной практике как один из наиболее эффективных механизмов финансирования деятельности образовательных учреждений за счет благотворительных пожертвований физических и юридических лиц. Так, в США эндаументы есть у многих религиозных и образовательных объединений, доходы от которых используются для реализации приоритетных направлений деятельности таких учреждений, в том числе для снижения стоимости обучения и привлечения одаренных студентов.

Закон устанавливает, что такие некоммерческие организации (далее — НКО), как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд или религиозная организация, могут получать пожертвования, формирующие целевой капитал, который не расходуется на текущие нужды НКО, а используется для извлечения дохода. Этот доход расходуется на финансирование уставной (некоммерческой) деятельности НКО.

Основной проблемой формирования целевого капитала для автономных учреждений является поиск потенциальных благотворителей и жертвователей, которых действующее законодательство никоим образом не стимулирует на подобного рода вложения средств в образовательные учреждения.

В настоящее время Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» предусмотрены две модели формирования целевого капитала.

Модель 1. Некоммерческая организация (собственник целевого капитала), созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной или религиозной организации (объединения) формирует целевой капитал за счет пожертвований.

Модель 2. Целевой капитал формирует специализированная организация управления целевым капиталом, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно с целью формирования целевого капитала и использования (распределения) доходов от него в пользу иных получателей дохода от этого капитала. Денежные средства и иное имущество, полученное для создания (пополнения) целевого капитала, будут отнесены к целевым поступлениям фонда, не учитываемым при определении доходов для налогообложения прибыли.

Целесообразно предложить еще одну модель, при которой сама организация-собственник целевого капитала размещает его в виде финансовых вложений. В предлагаемом варианте предусмотрено, что поступающие от размещения целевого капитала доходы частично используются организацией-собственником, а частично перераспределяются среди прочих благополучателей — некоммерческих организаций и физических лиц.

Доход от целевого капитала Закон N 275-ФЗ определяет как доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала.

Автономные учреждения, как и бюджетные, не входят в число собственников целевого капитала. Однако получателями дохода от него они могут стать, поскольку согласно Закону N 275-ФЗ получателей дохода от целевого капитала может быть гораздо больше, чем непосредственно его собственников. Поэтому предусмотрено создание специализированных Организаций управления целевым капиталом, которые могут быть созданы только в организационно-правовой форме фонда. Механизм создания целевого капитала является наиболее благоприятным с точки зрения налогообложения и возможностей контроля.

В Законе предусмотрен и механизм контроля за использованием пожертвованных средств. Механизм этот реализуется через так называемый Совет по использованию целевого капитала, который формируется как орган либо специализированная организация, являющаяся собственником целевого капитала и состоит из представителей фирм-доноров, организаций-получателей средств и представителей общественности. Таким образом, новый Закон снимает два главных препятствия на пути развития массовой благотворительности в России: двойное налогообложение и бесконтрольность в использовании пожертвованных средств.

Круг возможных получателей средств по новому Закону ограничен. Это будут организации и учреждения, действующие в сферах образования, науки, здравоохранения, социальной помощи, культуры, искусства и архивного дела. Именно вышеперечисленные направления деятельности, при важности всех прочих, формируют социальный климат в обществе. И, конечно, не случайно по двум из названных направлений реализуются приоритетные национальные проекты — «Образование» и «Здоровье».

Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе реализовать механизм целевого капитала только через деятельность специализированной организации управления целевым капиталом (специализированная организация).

Минимальная сумма целевого капитала — 3 млн.руб. На сбор этой суммы отводится год. Аккумулированный таким образом целевой капитал подлежит инвестированию, что должно обеспечить получение регулярного дохода. В течение 3 месяцев с момента накопления установленной суммы фонд обязан выбрать управляющую компанию. Скорее всего, это будут те же управляющие компании, которые в настоящий момент допущены к инвестированию пенсионных накоплений. Доходы, полученные от доверительного управления целевым капиталом, а также часть имущества, составляющая целевой капитал, передаются получателям дохода от целевого капитала в установленном порядке. Доход будет направляться на благотворительные цели с учетом требований жертвователя.

Эндаументы имеют два несомненных достоинства. Они обеспечивают повышение финансовой самостоятельности некоммерческой организации в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов. И дают возможность долгосрочного планирования деятельности некоммерческой организации, поскольку представляют собой долговременный источник финансирования.

Таким образом, автономное учреждение может стать получателем дохода от целевого капитала в том случае, если жертвователь заключит договор пожертвования со специализированной организацией о передаче ей денежных средств в собственность для формирования целевого капитала, получателем дохода при этом укажет автономное учреждение. Жертвователь может также оставить завещание, в котором наследником определит специализированную организацию, а получателем — автономное учреждение.

И.В. Миргалеева,

кандидат экономических наук, доцент

Научный журнал «Актуальные проблемы экономики и права», N 1, январь-март 2009 г.

Список литературы

2. Шишкин А.Г., Шишкина А.Е. Финансирование системы профессионального образования // Финансы. — N 8. — 2007. — С. 16-19.

3. Солянникова С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. — 2008. — N 7. — С. 26-31.

4. Гуртов В.О., Сигорова С. О финансировании образования // Финансы. — 2006. — N 8. — С. 49-52.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *