Интеллектуальная подготовка спортсмена

Интеллектуальная подготовка

В подготовке спортсменов важную роль играет их интеллектуальная подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельнос­ти, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Раздел mi. 1еория и методика спорта

Интеллектуальные способности — это не только готовность спортсме­на к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требо­вания к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целе­направленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.

В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить неко­торые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на по­знании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому ус­воению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной дея­тельности, способность к оперативной переработке информации, полу­ченной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в слож­ных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определен­ным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к фор­мированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психоло­гической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонен­тами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуаль­ных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность раз­нообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и сорев­новательной деятельности. Это могут быть:

♦ знания мировоззренческого, мотивационного и этического харак­тера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;

♦ знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и пра­вил поведения;

♦ знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (прин­ципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);

♦ спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и мето-

дах физической и психологической подготовки, методики построения тре­нировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требовани­ях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-техни­ческих, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие ха­рактерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, са­мостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спорт­сменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировоч­ных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, техничес­кой, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфичес­ким требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выпол­нения специальных заданий и способов организации занятий, побуждаю­щих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совер­шенствованию средств и методов подготовки.

Интегральная подготовка

Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена — тех­нической, физической, тактической, психологической, интеллектуаль­ной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправлен­ными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные каче­ства, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнени­ях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

♦ соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняе­мые в условиях соревнований различного уровня;

♦ специально-подготовительные упражнения, максимально прибли­женные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревнова­тельным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важ­ных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на тех­нику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствова­ние отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить трениро­вочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются

возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с тре­бованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для дан­ного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортив­ных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее коли­чество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по фор­ме, структуре, особенностям функционирования систем организма мак­симально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленнос­тью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон под­готовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, свя­занных ссопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, — физическое и техническое, тех­ническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психо­логическое и т.п. (см. рис. 24.1).

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяют­ся разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревнователь­ных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно про­водить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения — на травяных кортах, где мяч может отскочить в непред­сказуемом направлении. Для затруднения — утяжеленной ракеткой и мя­чом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут).

Глава 25

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 958 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Интеллектуальная подготовка спортсмена

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 30

Интеллектуальн. способности явл. необходимой предпосылкой роста спорт. мастерства. Интеллект. подготовл-ть отражает познават. деят-ть спортсменов, включающую уже приобретен. опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. Интеллектуальн. образование взаимосвязано с мотивацией спортсмена, так как для реализации своих потребностей спортсмен должен знать, что и как необходимо делать для достижения успеха в избран. деят-ти. Эффект-ть выполнения любого физич. упражнения повышается, если спортсмен знаком с механизмами его воздействия на организм. Интеллектуальн. подготовка направлена не только на образование, но и на воспитание интеллектуальн. способностей спортсмена. Интеллект как основная форма познания человеком действительности обобщает все познавательн. процессы: внимание, ощущения и восприятие, память, мышление. Воспитание интеллектуальн. способностей спортсмена происходит в процессе учебно-тренировочн. занятий. Любое занятие ориентированием требует от спортсмена прежде всего проявления внимания — направленности и сосредоточенности сознания на внешних объектах (объяснение, показ упражнения, внешние сигналы) или на самом себе (ощущения, восприятия, переживания, мысли) в зави­симости от целенаправленной установки тренера. Внимание способствует повышению качества проявлений других познавательных способностей и эффективности занятия в целом. Свойства произвольного внимания: концентрация (степень сосредоточенности), устойчивость (способность сохранения требуемой концентрации в течение длительного времени) и подвижность (преднамеренное изменение концентрации внимания) — отражают соответствующие свойства волевых усилий. В процессе работы над вниманием спортсмена формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности при занятиях ориентированием.

Работа над совершенствованием интелектуальн. способностей эффективна только в том случае, если она имеет систематическ. характер.

Date: 2015-05-09; view: 1101; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Успешность выступления в соревнованиях по ориентированию во многом зависит от качества проведенного анализа результатов прошедшего сезона и составленного на его основе плана подготовки к предстоящим соревнованиям.
Анализ-планирование-реализация. Данная схема актуальна на любом этапе занятия спортом.Что помешало более успешному выступлению? Как это исправить? Ответьте на эти вопросы и вы на полпути к успеху.
Поиск причин неудач и успехов.
Прежде всего оцените все стороны подготовленности: техническую (техника ориентирования, техника передвижений), физическую, психологическую, тактическую, интеллектуальную. Не забудьте отметить как причины неудач, так и причины успешных выступлений. Большим помощником вам окажутся сплиты. Сравнивая личное время прохождения того или иного отрезка дистанции с лучшим временем на данном этапе и обращаясь к карте можно сделать более объективные выводы. Найдите причину проигрыша учтите при составлении плана тренировок на будущий год.
Обязательно запишите свои выводы в дневнике, и хотя бы иногда заглядывайте на его страницы. Поверьте это способствует росту результатов, особенно если размышляешь на эту тему и искренне желаешь повысить своё мастерство.
Выбор стратегических соревнований.
Когда пришло время спланировать подготовку на следующий год, начните с составления календаря соревнований. Календарь соревнований по ориентированию в юношеских и юниорских группах очень насыщен. Участие во всех соревнованиях без разбора с целью показать наилучший результат приводит к печальным последствиям. Выберите 2-3 соревнования в году, на которых планируется показать максимальный результат, а участие в остальных рассматривают как тренировку с определённой задачей.
Планирование работы может иметь одноцикловую, двухцикловую и трехцикловую периодизацию.
Структура цикла является традиционной:
— подготовительный (период фундаментальной подготовки), в который входят 2 этапа: начальный и предсоревновательный;
основной (соревновательный);
переходный.
Каждый период имеет свои задачи, в соответствии с которыми используются те или иные средства и методы подготовки.

Первый шаг сделан: перед вами лежит план-график, в котором 12 месяцев разделены на циклы, каждый из которых включает 4 периода. Теперь можно приступить к более детальному планированию.

Физическая подготовка.
Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности к соревнованиям.

Соревновательная деятельность в ориентировании характеризуется большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересечённой местности и напряжённой мыслительной деятельностью, обеспечивающей целенаправленное передвижение по дистанции с использованием спортивной карты и компаса. На протяженной и сложной по рельефу местности дистанции без выносливости, силы, ловкости, скорости и гибкости ориентировщику не обойтись. Следовательно, одним из условий достижения успеха в соревнованиях по ориентированию является обеспечение высокого уровня физической подготовленности — фундамента, на котором строится мастерство спортсмена.

Выносливость и скоростные способности.
Основным физическим качество спортсмена ориентировщика является специальная выносливость.
Выносливость ориентировщика в значительной мере связана с уровнем развития силы отдельных мышечных групп, участвующих в работе при передвижении по дистанции. Повышение мощности усилия мышц ног приводит к увеличению скорости передвижения при подъеме в гору, увеличение силы мышц плечевого пояса приводит к увеличению силы отталкивания при передвижении на лыжах и т.д.
Для поддержания на дистанции высокой скорости передвижения необходимо развивать скоростные способности. Отсутствие в тренировочной плане специальной программы по развитию и поддержанию скоростных способностей спортсмена часто приводит к формированию «скоростного барьера», который проявляется в способности долго передвигаться с невысокой скоростью, и неспособностью её повысить.
Спортивное ориентирование относится к числу тех видов спорта, в которых нет стандартных дистанций, а условия соревновательной борьбы постоянно меняются. Легко пробегаемый лес меняется на заросли, бег по дороге сменяется передвижением по болоту и т. д., а значит, без развития ловкости не обойтись.
Движения ориентировщика на дистанции очень разнообразны, поэтому обладающий хорошей подвижностью мышечного, связочного и суставного аппарата спортсмен способен передвигаться гораздо быстрее, чем его «неповоротливый» соперник. У более гибкого спортсмена в несколько раз меньше риск получения травмы на дистанции ориентирования.

Из вышесказанного следует, что для совершенствования физической подготовленности в тренировочный план следует включать специальные тренировки по развитию быстроты, ловкости, гибкости, силы мышечных групп. Отсутствие таких тренировок, или малое их количество не позволяет достичь высоких показателей специальной выносливости ориентировщика.

Техническая подготовка.
При планировании выделите время для совершенствования техники передвижений (бег, техника лыжных ходов, передвижение на велосипеде).
Особое внимание стоит уделить подбору средств и методов совершенствования техники ориентирования.
Основной ошибкой при составлении тренировочных планов является снижение объема работы с картой в подготовительном и переходном периодах.

Спортсмены увлекаются беговой работой большого объёма, напрягая при этом мышцы, забывая про мозг. В связи с этим в начале предсоревновательного периода любая мыслительная деятельность в сочетании с физической нагрузкой вызывает большие трудности. Добавление работы с картой в тренировки по развитию физических качеств позволяет достичь более высокого уровня совершенствования элементов техники ориентирования и разнообразить спортивные занятия. Постарайтесь учесть это в своём будущем плане. Уделите особое внимание тем элементам ориентирования, которые давали сбой в предстоящем сезоне. Продумайте специальную программу по их совершенствованию.

Психологическая подготовка.
Одним из решающих факторов успеха при относительно равных условиях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность ориентировщика к соревнованию.

Ориентирование относится к тем видам спорта, где умение владеть своими эмоциями и контролировать психологическое состояние очень сильно влияет на результат. Опрос спортсменов юношеской и юниорской сборных России по спортивному ориентированию показал, что наиболее серьезные проблемы у молодых спортсменов лежат как раз в области психологической подготовленности.

Ощущение своего состояния.
В ориентировании борьба идет не столько с соперниками, сколько за максимальную реализацию своих возможностей. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию у ориентировщика психологической уверенности в способности их полной и успешной реализации. Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а также грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечивает нужный психологический настрой и формирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для успешного выступления на соревнованиях. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен либо завышает свои возможности до излишнего самомнения, либо занижает их до обесценивания. И то и другое свидетельствует о внутренней психологической неготовности спортсмена к соревнованию.
Психологическая подготовка ориентировщика помогает создать такое состояние, которое, с одной стороны, способствует наилучшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять сбивающим факторам как перед стартом, так и во время соревнования. Иными словами, психологическая подготовленность позволяет ориентировщику не реагировать на соперников, не поддаваться спортивному азарту, сохранять силу духа в любых ситуациях.
Психологическое состояние ориентировщика на дистанции и перед стартом можно разделить на несколько разделов:
— регуляция предстартовых состояний;
1.поддержание необходимого эмоционального фона и комфортного психологического состояния на дистанции;
2.выбор правильной мотивации и установление цели.

Планируя предстоящий тренировочный год уделите внимание психологической подготовке. Выберите те средства и методы, которые помогут решить именно ваши проблемы. Не оставляйте тренировку психики на соревновательный период, начинайте уже в переходный, тогда есть шанс успеть.

Интеллектуальная подготовка.
Интеллектуальные способности являются необходимой предпосылкой роста спортивного мастерства. Существует некоторый минимальный показатель интеллектуального развития спортсмена (коэффициент интеллектуальности 110—120), ниже которого совершенствование мастерства становится за­труднительным. Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность спортсменов, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике
Интеллектуальное образование взаимосвязано с мотивацией спортсмена, так как для реализации своих потребностей спортсмен должен знать, что и как необходимо делать для достижения успеха в избранной деятельности.
Эффективность выполнения любого физического упражнения повышается, если спортсмен знаком с механизмами его воздействия на организм. Задумайтесь над этим и составьте план самообразования.

Интеллектуальная подготовка направлена не только на образование, но и на воспитание интеллектуальных способностей спортсмена. Интеллект как основная форма познания человеком действительности обобщает все познавательные процессы: внимание, ощущения и восприятие, память, мышление. Воспитание интеллектуальных способностей спортсмена происходит в процессе учебно-тренировочных занятий.

Работа над собой.
Любое занятие ориентированием требует от спортсмена прежде всего проявления внимания — направленности и сосредоточенности сознания на внешних объектах (объяснение, показ упражнения, внешние сигналы) или на самом себе (ощущения, восприятия, переживания, мысли) в зависимости от целенаправленной установки тренера. Внимание способствует повышению качества проявлений других познавательных способностей и эффективности занятия в целом. Свойства произвольного внимания: концентрация (степень сосредоточенности), устойчивость (способность сохранения требуемой концентрации в течение длительного времени) и подвижность (преднамеренное изменение концентрации внимания) — отражают соответствующие свойства волевых усилий.
Средством развития внимания ориентировщика является деятельность, требующая волевых проявлений. В процессе работы над вниманием юного спортсмена формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности при занятиях ориентированием.
Работа над совершенствованием интелектуальных способностей эффективна только в том случае, если она имеет систематический характер.

Укрепляйте свою память, работайте над своим вниманием и мышлением круглогодично, это принесёт ощутимые плоды и разнообразит тренировки.

Вопросы здоровья.
Если у вас возникли какие-либо проблемы, связанные с полученными травмами или с общим состояние здоровья, подумайте, как этого в дальнейшем можно избежать. Возможно, придется отказаться от некоторых упражнений, совмещения тренировок и учебы на время, пропить курс витаминов зимой. Все эти аспекты, а также многие другие, входят в годовое планирование, которое служит основой для недельного и сезонного плана тренировок.
Желаю удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *