Методика исследования воображения

Методическая разработка:»Методика определения уровня воображения»

Методика определения уровня воображения

Цель: определение уровня воображения младших школьников(4 класс)

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет». Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Критерии оценки личностного развития

​ 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;

​ 13 – 21 балл – средний уровень развития;

​ 22 – 30 баллов – высокий уровень развития

Заключение

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

Анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Ф.И.________________________Дата_________________

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Ф.И.________________________Дата_________________

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. «Широко» ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Методы диагностики воображения

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 93

Методика 8. «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 баллав том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 балловпо данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов.Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов,если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 баллпо разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балларассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8—9 баллов— высокий.

4—7 баллов— средний.

2—3 балла— низкий.

0—1 балл— очень низкий.

Методика 9. «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8—9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5—7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3—4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0—2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

5—7 баллов — средний.

3—4 балла — низкий.

0—2 балла — очень низкий.

Методика 10. «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора;

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность н новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 балловозначает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл— наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла— присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

6—7 баллов — средний.

4—5 баллов — низкий.

0—3 балла — очень низкий.

Методы диагностики памяти

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В Методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 21, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем за 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8—9 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 45 сек до 50 сек.

6—7 баллов— ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 сек до 60 сек.

4—5 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 60 сек до 70 сек.

2—3 балла— ребенок решил все задачи за время от 70 сек до 80 сек.

0—1 балл— ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 12. «Запомни рисунки»

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 22 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 22 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 22 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 22 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем за 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок узнал на картинке 22 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 22 А, затратив на это меньше 45 сек.

8—9 баллов— ребенок узнал на картинке 22 Б 7—8 изображений за время от 45 сек до 55 сек.

6—7 баллов— ребенок узнал 5—6 изображений за время от 55 сек до 65 сек.

4—5 баллов— ребенок узнал 3—4 изображения за время от 65 сек до 75 сек.

2—3 балла— ребенок узнал 1—2 изображения за время от 75 сек до 85 сек.

0—1 балл— ребенок не узнал на картинке 22 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов —высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методика 13. «Запомни цифры»

Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 23 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 23 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 24 А, Б).

Рис. 24.

В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов— ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8—9 баллов— ребенок точно воспроизвел в среднем 7—8 цифр.

6—7 баллов— ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.

4—5 баллов— ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2—3 балла— ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0—1 балл— ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

4—7 баллов — средний.

2—3 балла — низкий.

0—1 балл — очень низкий.

Методы диагностики памяти

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 25), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Рис. 25. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в методике «Выучи слова».

Оценка результатов

10 фаллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8—9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10—1 слов.

6—7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8—9 слов.

4—5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6—7 слов.

2—3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4—5 слов.

0—1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8—9 баллов — высокий.

Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которые связаны с удовлетворением потребности выйти за рамки настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы создавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слышать, накопить практический жизненный опыт и хранить все это в памяти в определенной системе и в переработанном с помощью мышления виде. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возможностей для создания необычных комбинаций, основываясь на своих впечатлениях. Различают воображение воспроизводящее и творческое – мечты и грезы.

Воспроизводящее воображение – процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по описанию, чертежу, схеме, географической карте или по другим знаковым изображениям. Воспроизводящее воображение включается у каждого человека, если ему приходится представлять себе то, что недоступно непосредственному восприятию.

Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспроизводящего воображения зависят прежде всего от качества, характера и формы материала, вызывающего эти образы. Однако они, как и все другие психические образы, – субъективные образы объективного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широты, глубины знаний, а также личностных установок человека.

Творческое воображение – это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащающих теорию и практику деятельности человека. Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. В большинстве случаев результат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др., но это может быть и научная монография, роман, поэма и др. Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Выделяют следующие приемы создания творческих образов: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. agglutinare – приклеивать) – прием соединения («склеивания») каких-то частей (от двух или нескольких предметов) в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, своеобразного гибрида танка и подводной лодки, аккордеона, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать преобладающие качества человека, например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого создания образов. Так, например, для описания образа рабочего необходимо изучить большое количество представителей данного класса (несколько сотен человек).

Все вышеназванные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности для поиска нового, развития творческого воображения.

В любом виде человеческой деятельности – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения. Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. У одухотворенного человека воображение пронизывает всю познавательную деятельность. Его отношение к другим людям, к жизни – эмоционально приподнятое.

Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.

Романтик – это прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей. Следует отметить, что романтики не обязательно люди юношеского возраста. Романтиками бывают и взрослые люди. Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают всю свою силу и энергию. Для психологии романтизма характерна прямая связь воображения с волевой сферой. Романтиков отличает мужественный, стойкий характер, возвышенность намерений и поступков.

Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способности к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника – творца эстетических ценностей.

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь проходит в обыденных заботах. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают свойственную ему прозаичность.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли, противоречащие реальной действительности.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали научиться летать, но у них нет крыльев. Поэтому они придумывали различные приспособления и, наконец, создали летательные аппараты. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, стимулирует творческую деятельность.

С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Она становится таковой, если включена в деятельность, является одним из ее побудителей и связана с волевыми качествами человека.

Чертой характера человека, обусловленной особенностями его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов. Он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки.

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика исследования творческого воображения

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тесты-упражнения на развитие творческого воображения

Пояснительная записка

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Предлагаемый материал можно органично включить в учебный процесс, в виде пятиминуток на занятии, как материал входного контроля на выявление уровня развития воображения.

Кроме того, все описанные приемы могут использоваться в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создает особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных, творческих способностей.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Цель: Обеспечение развития ребенка в творческом направлении.

Задачи:

  • определить уровень творческого воображения у обучающихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая — отрицательный.

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Литература

Методы исследования воображения и их использование в психологической практике

Методы исследования воображения и их использование в психологической практике

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение имеет свои возрастные особенности.

Проблема изучения воображения детей и подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонен­том любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологи­ческой и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об опре­делении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного ус­воения детьми новой информации, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей зна­ний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значитель­ной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако в психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формиро­вания и развития и изучения воображения у детей различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей различных техник в плане развития воображения. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в исследованиях.

Цель исследования: изучение индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста.

Объект исследования: дети подросткового возраста.

Предмет исследования: индивидуальные особенности воображения детей подросткового возраста.

Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста

Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования.

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению».

Время выполнения задания не регламентировано.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»

Обработку результатов необходимо проводить по следующим показателям:

1. Определение уровня сложности воображения.

2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.

3. Определение степени стереотипности воображения.

Экспериментальное исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения проводилось с участием 25 детей подросткового возраста. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Перед началом исследования с участникам было проведено занятие, на котором экспериментатор дал информацию учащимся о воображении, о его роли в жизни человека. В этом состоял первый этап исследования

Второй этап исследования. Исследование проводилось в малых группах по пять человек, таким образом, было проведено пять серий экспериментального исследования с разным участниками. Инструкция всем группам давалась одинаковая. Время выполнения задания было не регламентировано.

Третий этап исследования: обработка полученных результатов. Полученные результаты обрабатывались по трем основным критерия, которые приводятся выше.

Далее по результатам обработки полученной информации необходимо провести анализ данных, индивидуальных особенностей воображения.

Первым параметром для анализа особенностей воображения мы выбрали уровень сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков.

Первый уровень сложности выражается в том, что контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Этот уровень сложности был выявлен у 11 участников исследования.

Второй уровень контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Эта тенденция была определена у 7 подростков.

Для третьего уровня сложности характерно, что контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали – 4 человека.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей – 2 подростка.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей — 1 человек.

Далее мы определяли гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Среди исследуемых 13 человек продемонстрировали такие проявления.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Такой тип воображения судя по рисункам испытуемых свойственен 9 подросткам.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Последний параметр анализа работ исследуемых подростков это степень стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет – 17 человек.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты – 8 человек.

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками.

Это исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что у каждого подростка индивидуальные особенности воображения.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности– в нашем исследовании 1 человек. Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов эксперимента с исследуемыми подростками и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Проведем еще одну методику исследования воображения.

Упражнение «Неоконченный рассказ». Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтиком. Вдруг…» Необходимо продолжить и закончить рассказ. Поскольку это упражнение развивающее, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

Оригинальные, интересные, фантастичные рассказы мы получили у 9 человек. Работы отличались сложной сюжетной линией, массой сюжетных ветвей. У 16 человек рассказы были менее интересные, имели похожий сюжет, что говорит о стереотипности воображения этих детей

Вывод: Таким образом, проведенные экспериментальные исследования выявили высокий уровень стереотипности воображения у многих подростков. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте они начинают более критично воспринимать мир вокруг себя, поэтому и воображение принимает более критические формы.

Заключение

Существует большое количество взглядов на проблему воображения. Но практически все психологи приходят к выводу, что воображение состоит в создании нового, новых образов посредством преобразований над совокупностью образов субъекта.

Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.

В работе мы познакомились с самыми общими ас­пектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески по­могать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.

У каждого подростка индивидуальные особенности воображения — уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

К сожалению, подтвердилась и вторая гипотеза – в подростковом возрасте очень мало детей с гибким и оригинальным воображением.

При наличие таких явлений как ригидность или высокая степень стереотипности воображения подростку следует обратить на это внимание и возможно даже заняться развитием воображения.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Возможно какого-то из этих условий в воспитание и обучение детей сегодня не хватает.

Список литературы

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М., 2000.

3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991.

4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2, 1980.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М., 1986.

6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989.

7. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.

8. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., 1971.

9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

10. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

11. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

12. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.

14. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

15. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994.

16. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977

17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989.

18. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.

19. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург, 2006.

20. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск., 1990.

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 17

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель:определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование:три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание.Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция.Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов.Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень:контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень:контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень:контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень:контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень:рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов.Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика исследования творческого воображения

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель:оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование:бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание.Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция.Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов.Показателями творчества в данном исследовании являются:

• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие). Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности. Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции в определенной мере обусловлены уровнем общественного развития. Человек удовлетворяет свои потребности, учитывая их уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, это непосредственная реакция на какие-то его внешние проявления.

Чувство – это постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга, совести, стыда, гордости, любовь к труду), сложная форма отражения. В ней обобщаются эмоциональное отражение и понятия. Чувства свойственны только человеку; они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулятивную функции.

Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 мин. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать по мере изменения внешних обстоятельств. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность или проявляться в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например: радость – печаль, удовольствие – страдание, любовь – ненависть.

Выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с неизвестными прежде предметами деятельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от гр. stheneia – сила) и астенические (astheneia – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию, жизнедеятельность человека. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств личности. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают две пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание, удовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

Чувства классифицируют по содержанию и по силе стремления к объекту.

1. По содержанию их подразделяют на моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К ним относится чувство симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести, обусловленные мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются человеческими отношениями и регулирующими их этическими нормами.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость поиска при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.

2. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единственной цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсть всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую она удовлетворяется и на основе которой развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлекаются чаще всего люди импульсивные, легко возбудимые, эмоциональные. Увлечение может перерасти в страсть.

Выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Они обусловлены типом нервной деятельности. При наблюдении удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. Выраженность эмоциональных особенностей колеблется от легкой эмоциональной возбудимости до эмоциональной инертности, от импульсивности и эффективности до сдержанности. К эмоциональным свойствам относятся впечатлительность и отзывчивость.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния– настроения, аффекты, напряженность и фрустрация – составляют эмоциональную сторону личности.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, в течение некоторого времени захватывающее всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим (активным) или астеническим (пассивным, ригидным). Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человек осознает не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения. Этот процесс называется «заражением».

Аффект – наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно. Есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций: радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологическая особенность аффекта – освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры, что проявляется в яркости внешних проявлений переживаемого.

У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власть над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.

Напряженность – это психическое состояние, вызванное неординарными для данной личности условиями, которое проявляется в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью. По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:

• незначительная, быстро исчезающая напряженность;

• выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

длительная, резко выраженная напряженность, практически неисчезающая, несмотря на принятые активные меры.

Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Это состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели.

В состоянии фрустрации человек практически всегда находится в негативном состоянии, которое вызывается мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности, желания, которые не могут быть реализованы, а намерения блокированы. Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоциональное напряжение испытывает человек. Состояние фрустрации негативно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.

1. Методика «Беседа» (Л.С. Цветкова, 2002).

Описание методики:

В процессе обследования эмоционально-личностной сферы проводится беседа с ребенком на близкую ему тему и осуществляется наблюдение за его игровой и познавательной деятельностью и поведением в целом.

Задача: оценить коммуникабельность, систему эмоций (отношение к себе, своей деятельности, к родным, близким, другим детям и т.п.), направленность интересов и наклонностей (эмоциональное отношение к школьному учреждению, детскому коллективу, игровой, познавательной и учебной деятельности).

Детям дается следующая речевая установка: «Будем разговаривать. Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

В ходе беседы детям задаются вопросы, ответы ребёнка фиксируются в протокол обследования (см. приложения)

Оцениваются: 1) фон настроения; 2) невербальная экспрессия (мимика, поза, жесты, двигательное поведение); 3) умение вступать в контакт; 4) стиль отношений (официальный, формальный, семейный и т.п.); 5) отношение к себе, к родным, к детям; 6) отношение к своей деятельности; эмоциональное отношение к школьному учреждению; игровой, учебной и познавательной деятельности.

2. Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная,1981).

Описание методики:

Вначале ребенку показывают картинку, которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными(см. приложения).

Задача: выявить эмоциональные реакции при понимании нелепости изображенных объектов, а также чувства юмора как одного из аспектов развития эмоционально-личностной сферы.

Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию следующего содержания: «Рассмотри картинку. Что ты видишь?

Оценивались: 1)возможность узнавания конфликтных изображений и понимание нелепости изображенных объектов; 2)наличие чувства юмора; 3)специфика эмоционального реагирования на содержание картин;

Результаты обследования заносятся в специальный протокол обследования.

3. Методика «Эмоциональное состояние» (С.Д. Забрамная, 1981).

Описание методики:

Детям показывают (поочередно) три картинки, на каждой из которых изображено лицо ребенка, отражающее то или иное эмоциональное состояние(см. приложение). Обследующий наблюдает за эмоциональной реакцией, которую у ребенка вызывает восприятие каждой из предъявленных картинок.

Задача: исследовать чувство эмпатии (сопереживания), а также специфику проявления эмоциональных реакций ребенка. Узнавание (восприятие) эмоций человека.

Оценивается: 1)восприятие и понимание эмоционального состояния человека на картинке; 2)наличие чувства эмпатии; 3)специфика ответных эмоциональных реакция – мимика, взгляд, поза, жесты, двигательное поведение ребенка в целом; 4)вербальные реакции.

Результаты обследования заносятся в специальный протокол обследования.

4. Методика «Нарисуй что-нибудь». (Немов Р.С.)

Методика предназначена для диагностики изобразительных аспектов воображения.

Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. На выполнение задания отводится 4 мин.

Оценка результатов ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несёт в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 баллов – ребёнок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причём на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Уровни развития:

10 б – очень высокий

8-9 б – высокий

5-7 б – средний

3-4 б – низкий

0-2 б – очень низкий

5. Геометрические фигуры
8 геометрических фигур, которые были предложены детям с нормальным и нарушенным слухом для дорисовывания(см. приложение)

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

При подсчёте показателей уровня оригинальности рисунков учитываются те работы, которые повторяются не более, чем у 2 детей группы. Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Коэффициент оригинальности работ каждого учащегося равен общему числу созданных им композиций, поделённому на количество предлагаемых для дорисования фигур — их всего 8.

Уровни развития: от 2,5 – очень высокое

— от 1,75 — 2,5 – высокое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *