Аварийная перегрузка трансформатора

Перегрузка силовых трансформаторов важный параметр, необходимый как при проектировании, так и при эксплуатации электрических станций и подстанций

В статье представлены действующие нормативные документы, на основании которых определяются допустимые перегрузки трансформаторов

1. Допустимая длительная перегрузка силовых трансформаторов по ПТЭ

Примечания:

* — под длительно допустимой понимается сколь угодно долгая продолжительность перегрузки;

** — указана перегрузка в % номинального тока ответвления (если напряжение на ответвлении не превышает номинального)

*** — на практике сухие трансформаторы стараются не перегружать;

Кроме того, для трансформаторов в зависимости от режима работы допускаются систематические перегрузки, значение и длительность которых регламентируются типовой инструкцией по эксплуатации трансформаторов и инструкциями заводов-изготовителей , .

2. Аварийная кратковременная перегрузка трансформатора по ПТЭ

В аварийных режимах допускается кратковременная перегрузка трансформаторов сверх номинального тока при всех системах охлаждения независимо от длительности и значения предшествующей нагрузки и температуры охлаждающей среды в следующих пределах , :

Масляные трансформаторы
Перегрузка по току, % 30 45 60 75 100
Длительность перегрузки, мин 120 80 45 20 10
Сухие трансформаторы
Перегрузка по току, % 20 30 40 50 60
Длительность перегрузки, мин 60 45 32 18 5

3. Аварийная кратковременная перегрузка трансформатора по Приказу Минэнерго РФ N250 от 06.05.2014 г.

В соответствии с Приложением №1 «Методических указаний по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства»(утв. Приказом Минэнерго РФ N250 от 06.05.2014 г):

Допустимые аварийные перегрузки для силовых (авто-) трансформаторов различной системы охлаждения в зависимости от температуры (°С) охлаждающей среды (в долях от номинального тока)

4. Аварийная кратковременная перегрузка трансформатора по ГОСТ 14209-97 (упрощенные таблицы)

Допустимые аварийные перегрузки без учета предшествующей нагрузки (по ГОСТ 14209-97, Таблица Н.1) Допустимые аварийные перегрузки без учета предшествующей нагрузки, не превышающей 0,8 номинального тока (по ГОСТ 14209-97, Таблица Н.2)

Система охлаждения трансформаторов

Обозначение Наименование
Д (ONAF) масляное охлаждение с дутьем и с естественной циркуляцией масла
М (ONAN) естественное масляное охлаждение
ДЦ (OFAF) масляное охлаждение с дутьем и с принудительной циркуляцией масла
Ц (OFWF) масляно-водяное охлаждение с принудительной циркуляцией масла
ON обозначает виды охлаждения ONAN или ONAF
OF обозначает виды охлаждения OFAF или OFWF

Перечень НТД по вопросу перегрузки трансформаторов

— «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утв. приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2003 г. N 229 (ПТЭ ЭСС)

— «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утв. приказом Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 (ПТЭ П)

— «Методические указания по определению степени загрузки вводимых после строительства объектов электросетевого хозяйства, а также по определению и применению коэффициентов совмещения максимума потребления электрической энергии (мощности) при определении степени загрузки таких объектов», утв. приказом Министерства энергетики РФ от 6 мая 2014 г. N 250.

— ГОСТ 14209-97 «Руководство по нагрузке силовых масляных трансформаторов», введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.2002

СТО 56947007-29.180.01.116-2012 «Инструкция по эксплуатации трансформаторов», утв. приказом ОАО «ФСК ЕЭС» от 02.03.2012 № 113

— Проект норматива «Требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию» (подготовлен Минэнерго России 23.07.2018)

Перегрузки трансформатора

Шестиградусное правило действует в диапазоне от 80 до 140°С. При изменении температуры на каждые 6°С срок службы изоляции изменяется в 2 раза.
Нагрузочная способность трансформатора – это свойства трансформатора нести нагрузку сверх номинальной при условиях эксплуатации, определяемых предшествующей нагрузкой и температурой окружающей среды. Это совокупность допустимых нагрузок и перегрузок.
Допустимая нагрузка – это длительная нагрузка, при которой расчетный износ изоляции обмоток от нагрева не превосходит износ, соответствующий номинальному режиму работы.
Перегрузка трансформатора – это режим работы, при которой расчетный износ изоляции обмоток превосходит износ, соответствующий номинальному режиму работы.
Такой режим соответствует нагрузке выше номинальной мощности трансформатора или температура охлаждающей среды при данной эксплуатации будет больше принятой расчетной.
Различают систематические и аварийные перегрузки.
Допустимые систематические перегрузки трансформатора могут возникать систематически за счет неравномерности нагрузки в течение суток и лимитируются износом изоляции.
Аварийная перегрузка разрешается в аварийных случаях.
Например, при выходе из стоя одного из двух параллельно включенных трансформаторов.
Допустимость аварийных перегрузок лимитируется не износом изоляции, а предельно допустимыми температурами для электрической обмотки и масла. Например, температура обмотки не должна превышать 140°С.
Аварийные перегрузки вызывают повышенный износ витковой изоляции.
Различают 2 вида аварийных перегрузок: кратковременные и длительные, зависящие от предшествующей нагрузки.
Значения допустимой аварийной перегрузки определяется в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ).
ГОСТ-14209-85, в зависимости от коэффициента начальной нагрузки и температуры охлаждающей среды во время возникновения перегрузки и длительности перегрузки.
Максимальная аварийная перегрузка не должна превышать двукратного значения номинальной мощности трансформатора.
Трансформатор с системой охлаждения М, Д, ДЦ при первоначальной нагрузке, составляющей не более 90% номинальной мощности, допускают перегрузку на 40% в течение 6 часов при температуре 20°С и допускают перегрузку на 30% в течение 4 часов при температуре 30°С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *