Возникновение неклассической философии

18.Возникновение неклассической философии.

Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились существенные новации давшие основания в противовес классич. философии ввести понятие некласс. философии. Класс. философия от античности до Гегеля и Маркса была «разумной , она опиралась на силу разума . Специ­фичность, многообразие субъективных проявлений человека, полагали новые философы ,не схватываются методами разума. В противовес рационализму стали развивать неклассиче­скую философию, в которой в качестве первичной реальности ста­ли представлять жизнь (философия жизни), существование человека (экзистенциализм). Во многих отношениях начало новому типу философ-ния положил немец Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр понимал волю как «абсолютно свободное хотение», не контролируемое разумом и не имеющее ни причин, ни оснований. Воля приравнивалась к «неиспове­димым силам», связанным с космической первоосновой мира. Разум, с его точки зрения, подчинен воле. Мир есть воля и его манифестация. Шопенгауэр исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самым большим несчастьем че­ловека является то, что он вынужден жить в обществе, в кото­ром эгоизм становится злобой. Есть один способ вырваться из этой трагической карусели – погасить у себя волю к жизни и ее ложным соблазнам. На языке буддийской философии – впасть в нирвану. Селен Кьеркегор (1813-1859) — датский философ. Его называют теологом, экзистенциалистом, говорят, что он был пророком 20 в. Главное в философии Кьеркегора — это поиск человеческой индивидуальности. Кьеркегор — диалектик. Его диалектика есть диалектика индивидуального существования — экзистенции. Если в диалектике Гегеля разум (абсолютная идея) переходит от категории к категории, то в диалектике К. развитие происходит не в разуме, а в результате экзистенциального (моего, личного) выбора. В мире все — единично, уникально. Самые глубокие истины (жизнь и смерть) не познаются логикой, а переживаются непосредственно. Учение датского философа С. Кьеркегора, которое называют учением о стадиях жизни, основывается на том, что действи­тельность не может быть отождествлена с мышлением, посколь­ку она немыслима. Единственная действительность — это су­ществование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Быть — это значит существовать».Человек проходит три качественно различные стадии жизни: эстетическую, эти­ческую и религиозную. 1.Эстетическая — человек здесь игнорирует моральные нормы, у него нет веры; нужно лишь получить массу удовольствий. Это приводит к тому, что человек перестает владеть собой и полностью отдается во власть влечений и страстей. 2. Моральная (этическая) — человек пытается понять, что есть добро и зло. Человек все больше прислушивается к голосу разума. 3. Религиозная -человек постигает свое назначение. Это акт всепоглощающей любви к Богу. Т.о если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду.

16.Немецкая классическая философия.

Прославлением рационализма была немецкая классическая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Основные черты: 1.Рационализм – разум человека способен дать нам истину. 2.Диалектичность – учение о единстве борьбы противоположностей (противоречие — источник всякого развития) 3.Идеалистическое объяснение общества и человека. Из множества трудов Канта следует выделить три: «Кри­тику чистого разума» (1781), «Критику практического разу­ма» (1788), «Критику способности суждения» (1790). В пер­вом излагается теория познания немецкого философа, во втором — его этические, в третьем — эстетические взгляды. Кант разработал последовательную философскую систему в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться? «. Познание. С т. зр. Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им (апостериорное знание). Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Опытное знание единично, случайно. Априорное — всеобще и необходимо. Создание своей философии Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью теоретического познания. Огран-ть теоретического познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знанию явления (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены). Противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувственное созерцание. Согласно схеме познавательного процесса по Канту: 1.внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека; 2.органы чувств принимают образы внешнего мира в виде ощущений, человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира; 3.эта целостная картина – есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром, реальный мир – “вещь в себе”, субстанция, которая абсолютно не может быть понята разумом, человеческий разум может лишь познать образы “вещей в себе”, но не их внутреннюю сущность. Этика. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:1.поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом2.в своих поступках исходи из того, что чел-к явл-ся высшей ценностью, его нельзя использовать только как сред-во. 3. все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Эстетика. Третьей частью кантовс. философии (вслед за теорией познания и этикой) является эстетика — учение о смысле и предназначении искусства. Исключи­т. роль искусства (в общей системе способностей че­ловеческого духа) состоит в том, чтобы снять, преодолеть дуализм (разрыв) между миром явлений и миром вещей в себе, т. е. миром природы и миром свободы. Эту роль вы­полняет искусство. Истина и добро «находят» друг друга в красоте. («Красотою спасется мир» — так истолковывал кантов. мысль Ф.М. Достоевский.) Г. Гегель (1770—1831) — создатель грандиозной систе­мы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Г., разумно, постижимо средствами логики. Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Филосо­фии духа. Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т.е., начиная с Аристотеля). По Г., субъек­тивной логике (учению о человеческом мышлении) долж­на предшествовать логика объективная — учение о диалек­тическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсо­лютной идеи Как «среднее звено» системы, приро­да опосредует связь между Богом и человеком, человечес­кой историей и культурой. Ф-фия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа: 1) субъективный дух— индивидуальное сознание; 2) объективный дух—воплощение духа в мировой истории и гражданском об­ществе и 3) абсолютный дух — общественные формы созна­ния (искусство, религия, философия). Мировое развитие, по Г., есть не что иное как самопостижение, самопознание. У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя. Но самое ценное философское достижение Гегеля — диа­лектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума — не слабость его (как пола­гал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоре­чий «соткан» весь мир. Последним представителем классич. немец. фил. можно считать Фейербаха, который стремился к обнов­лению ф-фии, к возвращению ее содержанию человека. Фейербах — материалист. С его точки зрения, природа — ис­точник всех знаний. Человек — это часть природы, психофи­зиологическое существо, для кот. социальная среда не име­ет большого значения. В своей философии Фейербах критикует религиозное созна­ние, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Од­нако, критикуя религию, Фейербах не пытается ее упразднить, а обосновывает необходимость заменить старую религию новой, которую он называет «религией любви» и которая должна вме­сто любви к Богу проповедовать любовь к человеку. Т. о., можно констатировать, что философия Но­вого времени развивалась гл. обр. под влиянием ма­тематики и механики. Многие философы этого времени утвер­ждали культ разума, веру в прогресс и неограниченные возмож­ности человека.

Становление неклассической философии

Неклассическая философия: сущность, причины появления

Неклассическая философия — это тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX — начале XX в. Ее появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры, утратой веры в возможность усовершенствования общества и человека. В Европе шли бесконечные войны, восстания и революции, свирепствовали голод и эпидемии, происходили экономические кризисы. Складывалось впечатление, что человек бессилен решать свои проблемы разумно. Основные признаки классической и неклассической философии представлены в таблице.

Основные признаки классической и неклассической философии

Классическая философия

Неклассическая философия

1. Главный признак — рационализм

1. Главный признак — иррационализм

Рационализм — это философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, в возможность человеческого разума исчерпывающим образом познать мир, преобразовать природу и общество по разумному плану

Иррационализм — это философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. Иррационализм критически оценивает познавательные способности разума и концентрирует свое внимание на таких внерациональных формах духовного проявления человека, как воля, интуиция, бессознательное и т. д.

2. Цель классической философии — создать всеобъемлющие, объясняющие весь мир учения, открыть наиболее общие закономерности природы, общества, познания

2. Цель неклассической философии — изучение природы и сущности человека, проблем его существования в алогичном мире

3. Стиль классической философии характеризуется строгостью, логичностью, доказательностью выражения идей и теорий. Мыслители претендуют на монопольное обладание истиной и право монологически-поучительно ее излагать

3. Стиль неклассической философии характеризуется художественно-образными формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя

В неклассической философии можно выделить ряд течений. Исторически первым течением была философия жизни, представленная такими мыслителями, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Неклассическая философия: эпоха и понятие

Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX — XX вв. и стремящийся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки.
В неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

  1. иррационалистическая традиция (Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше)]
  2. социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);
  3. критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
  4. экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

Основные черты классического типа
философствования
Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности.
Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания.
Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума провозглашались классической философией решающей силой. Считалось, что между знанием, выступающим в логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внутренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания.
Для классической философии характерна установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания.
В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т. е. не выводимая из опыта и не сводимая к нему; и как средство объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. Сущность человека определена здесь границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать законы бытия.
Классический научный рационализм, ориентирующийся в качестве исходных принципов на абсолютные истины, распространяется и на другие типы рациональности: экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политическую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти и др.

Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания. Само философское знание строится как особая форма объективного знания (например, у Гегеля, Канта), субъект же, мыслитель-классик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других как монопольный обладатель истины.
Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.
Проблемное поле и контуры
неклассической философии
Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироуст- роиства и действительным миром, зачастую антиразумным, то есть иррациональным, иным по своей природе.
Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека — иррационализма (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира, и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)
В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. В соответствии с этим речь идет не о возможности получения из глубин рафинированного неискаженного сознания универсальных истин, которые затем используются для менторского просвещения массы, а напротив, о прояснении «заброшенного» в наличный мир сознания, испытывающего массированное, репрессивное социальное воздействие. Главное, что волнует неклассическую философию — это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.
От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъект- ной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно-образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации.

Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (в философии жизни, волюнтаризме), интуитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным актаїц и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбору в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося caivjo- созидания и становления (в экзистенциализме).
В силу критического отношения неклассической философиц к рационализму происходит, в частности, переосмысление новоевропейского рационализма, в результате чего расширяются рам ки рациональности. Научную рациональность ряд исследователей начинает рассматривать лишь как одну из разновидностей множества специфических типов рациональности (вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозна^ художественная и т. д.).
Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, релевантным, допускающим различи ые интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предлагается в качестве варианта «романтической» посткласси- ческой солидарности за регулятивный идеал принимать об^аз, метафору, картину и тому подобное (Ричард Рорти).
В рамках неклассической философии осуществляется смона парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте — переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *