Суждения о глобальных проблемах

Духовное выделилось на определенном этапе развития человека. Этапы духовного развития.

1. столкновение — на этом этапе человек впервые сталкивается с информацией, которая противоречит установкам в социуме, противоречит общепринятому, выводит за рамки обычного мировозрения. Здесь выбор, либо не верить, проявлять скептицизм, и отталкивать эти противоречия, либо заинтересоваться и постараться узнать подробности, чтобы лучше понять.

2. познание — на этом этапе идет активное познание. Проявляется интерес к разным областям знаний, человек расширяет свой кругозор, ему хочется поделиться с окружающими. Начинаются первые трудности во взаимопонимании. Споры. Но процесс познания идет, и человек начинает различать людей по уровню развития, по уровню понимания жизни. Он узнает что за пределами материального мира есть еще что-то, начинает понимать что жизнь — это возможность для развития, а не просто так, для проживания и гуляний. И спустя некоторое время, человек решает заняться практикой, употребить свои знания для того, чтобы изменить свою жизнь, изменить себя, заняться саморазвитием.

3. практика — на этом этапе начинается использование полученных знаний на практике. Человек начинает изучать движение энергий внутри себя, заниматься медитациями, энергетическими упражнениями, осваивать свои чакры. Упражнения базовые, все направленно на улучшение самочувствия и улучшение своего благосостояния. Человек хочет добиться намеченных целей, используя духовные практики.

4. выбор направления — после серии неудач в достижении намеченных целей, человек понимает, что в его жизни есть еще и более сильные факторы, чем его собственная энергосистема, и его собственная воля. Он начинает замечать периоды взлетов и падения на энергетическом плане. Понимает, что такое экономия жизненной силы, и старается употребить свое время и энергию максимально эффективно. В конечном итоге, понимает что ему нужен выбор направления для дальнейшего развития, так как его прежние ценности постепенно ставятся под сомнение. Все заканчивается тем, что старые ценности пересматриваются, и ему приходиться делать выбор своего дальнейшего направления. В связи с этим выбором выбирается новая система ценностей. Новые цели выстраиваются.

5. отказ — на этом этапе пути происходит крах. Все представления о том, что важно, что нужно, а что нет — рушатся. Человек встречается с тем, что мир по своей сути иллюзорен. Все формы временны, все состояния которые можно достичь, тоже временны. Выбранные им направления и цели не дают той отдачи, которую он ждал. Человек начинает задумываться о смысле всего повторно. Он чувствует что нечто более совершенное управляет его жизнью, что от него самого зависит совсем не многое. Что мир вокруг управляем высшими силами.

6. независимое созерцание — на этом этапе происходит нечто интересное. После отказа, человек полностью разочаровавшись перестает мыслить и доверять прежним идеалам и ценностям, он становиться независим, и на все смотрит с безразличием, беспристрастно. Потеряв зависимость от идеалов, человек становиться по-настоящему свободен и начинает любить иронию жизни, сочетание высокого и низкого, духа и материи. А самое интересное что он уже не смотрит с позиции своей личности, а несколько шире, с позиции постороннего наблюдателя.

Проходят недели, месяцы, а может быть и годы, но духовное знание, как бы не разочаровал бы период «Отказа», оно все равно остается в душе, и как бы человек не запутался в себе, оно многое проясняет. В конце концов, человек замечает что мир более гармоничен чем он думал. Просто он не подчиняется идеалам только одной группы людей, а развивается динамично, периодически меняет свою структуру, и даже свой путь развития.

Результаты этого этапа могут быть разными для людей. Но в целом, это независимое созерцание приводит к более глубокому пониманию гармонии мира. А главное, даже если произойдет очередной крах запланированной линии событий или крах очередного идеала, человек уже не теряется, а принимает как данность.

7. полное принятие — следующий этап, это полное принятие. Характеризуется он тем, что человек начинает принимать все как есть, и становиться благодарен всему что происходит с ним. Лишь в том случае, если раньше он ждал чего хотел, то теперь он спокойно воспринимает все что происходит, не мучая себя ожиданиями и не терзает себя разочарованиями.

Где-то на этом этапе, становиться понятно что главный учитель — это наша жизнь. Человек теперь ощущает бога вокруг себя, понимает что в каждом событии соприкасается воля человека и воля бога. Рождается ожидание встречи с чем-то высоким, человек готовит себя к какому-то открытию.

8. осознанная устремленность — здесь происходит вспышка. Вспышка сознания. Происходит понимание того, что бог не просто где-то рядом, но и что может быть раскрыт. К этому этапу, человек уже хорошо научился видеть сакральный смысл, происходящего, он знает что уже готов к этому раскрытию. Происходит вспышка сознания и рождается осознанная устремленность. Примечательно то, что человек не ищет каких-то знаний, эзотерических тайн, секретных техник, он ищет саму суть, святой дух создателя, потому что к этому моменту он действительно осознал всю его важность и мощь.

Этот этап очень насыщен энергетически. Духовное тело человека начинает расти быстрее чем раньше, оно собирает в себе духовную эссенцию, наполняя свое сознание силой духа.

9. встреча — посвящение — наполнив себя силой духа, человек становиться готов к встрече с создателем. Это может произойти самостоятельно, может произойти с помощью учителя, но этот момент ни с чем не спутать. Это встреча с создателем. Сознание человека встречается с богом и приходит в состояние высшего блаженства. Оно получает огромный энергетический импульс любви, и само начинает излучать эту любовь к богу и всему миру.

Посвящение в данном случае передается человеку как мощный импульс духовной энергии, который остается в сознании человека навсегда. Часть из этого импульса приносит знания сразу, остальное же раскрывается постепенно после этого этапа. После этого посвящения человек начинает принимать информацию напрямую из сознания бога (это может восприниматься как знания — звуки высших сфер, или как хроники Акаши, или как вещие сны, но главное что человек становиться восприимчив к информации свыше, он находит ответы на вопросы уже внутри себя, а не снаружи, чтобы что-то узнать, достаточно выйти на нужную «Волну» послать запрос и получить ответ.

10. слияние — на этом этапе происходит слияние с создателем. Два сознания обретают настолько прочную связь и постоянный контакт, что их мысли и их воля начинают совпадать. Человек получает постоянный энергетический канал, идущий от сознания создателя. Слияние происходит на атмо — монадическом уровне, канал энергии проходит по всем энергетическим телам.

Главными и желаемыми действиями и устремлениями человека становятся служение эволюции сознаний людей и бесконечное распространение любви на окружающий мир. Он сосудом и проводником божественной любви и осознаний становится.

Этапы духовного развития. Духовное пробуждение

На этом этапе духовного развития вы воодушевлены, потому что совершили огромный квантовый скачок по спирали развития вверх.

Пока вы не окрепли в новых убеждениях, существует опасность вернуться на предыдущий этап.

Поэтому здесь важна поддержка не только единомышленников, но и духовных наставников. И как раз в этот период их помощь особенно ощущается.

Они ведут вас до тех пор, пока вы не окрепнете, чтобы взять свою силу .

Читайте как удержаться в состоянии творца и не скатиться в привычное мышление.

Здесь вы только учитесь брать ответственность, осознаете ее и начинаете на деле применять в жизни вселенские законы и отслеживать, как они работают.

На этом этапе закладывается база духовных знаний .

По началу вы стремитесь всем и каждому рассказать о том, что вам открылось, переубедить других, помочь советом.

Вспомните, как вы ребенком рассказывали родителям и сверстникам о том, что сами только что узнали.

Вам казалось, что вы совершили открытие и хотелось непременно поделиться с близкими.

Но помните, что это открытие вы совершили для себя. Не навязывайте свою точку зрения другим.

У каждого человека есть как минимум одна больная тема, которая и доводит его, в конце концов, до катарсиса, а потом до того момента, когда он готов пробудиться.

Этого достаточно, чтобы начать духовный рост.

Вы справились с большой проблемой, вышли на новый уровень и даже можете делиться опытом с другими людьми, которые находятся в похожей ситуации.

Ваша душа запоминает пиковую точку вибраций, ощущений, которых вы достигли, и стремится как можно чаще испытать эти чувства.

Таким образом вы укрепляете свой духовный стержень и навсегда отрезаете путь назад.

Отныне если вы выпадаете в матрицу, вы так или иначе выберетесь из этого состояния.

На предыдущем этапе для вас было нормой жизни общая неудовлетворенность, усталость, скука, плохое настроение, жалобы на мир.

А если сравнить эти два полярных состояния: полет, воодушевление и сознание жертвы, душа конечно же выбирает новое, высокое.

Это состояние — ваш якорь , который будет всегда вас удерживать в вертикали.

Постоянно находиться в равновесии и гармонии невозможно, но пусть вас радует то, что сознание жертвы теперь временное явление.

Если вы не измените себе, своему истинному Я, этот гость будет появляться все реже и реже в вашей жизни.

Ищите поддержку единомышленников, укрепляйте духовный стержень. Статья Как поддержать себя в моменты упадка духа вам поможет в этом.

Духовная жизнь это важнейшая сфера деятельности. Культура Духовная жизнь общества и духовная жизнь личности.

Общество существует не только в мире вещей и предметов, Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и мнoгoe другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Духовная жизнь — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет

как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассматривают духовную жизнь общества и духовную жизнь личности, каждая из которых имеет свое специфическое содержание.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую дeятельность людей.

Для этой деятельности характерно разделœение на два вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей. Ее продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые мoгут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределœение, распространение, а также потребление созданных духовных цeнностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.

2.ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в eгo смысл. Давайте попробуем ответить на вoпрос: «где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее нaдо там, где заканчивается природа и начинается человек — существо мыслящее и творческое. К примеру, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Οʜᴎ миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав eгo к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до тoгo не существовало.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, cтaнoвится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая всœе, что изобретено человеком.

С тех пор даны тысячи определœений культуры, но единого и общепринятого всœе еще нет и, по всœей видимости, никогда не будет. В самом общем виде eгo можно представить следующим образом:

Культура — это всœе виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также всœе ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и дуxoвных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где cкoнцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определœению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается нaука к у л ь т у р о л о г и я. Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук — истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура — явление сложное, мнoгoгpaннoe и динамичное. Развитие культуры — процесс двуединый. Он тpeбует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. coздания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем при ращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции — стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителœей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь тpaдициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причинœе, что «так было всœегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всœех предыдущих достижений. Желание всœе разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после котopoгo с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет всœе предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и данный процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! При этом прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

тесты по обществознанию тест по обществознанию (11 класс) по теме

Задача А1: Что характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие
Ответ: 4.
Задача А2: Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты
Ответ: 3.
Задача А3: Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
1) объяснительная
2) прогностическая
3) социальная
4) мировоззренческая
Ответ: 3.
Задача А4: Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.
Задача А5: Необходимым условием развития рыночной экономики является
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
Ответ: 3.
Задача А6: Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
Ответ: 1.
Задача А7: Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
Ответ: 3.
Задача А8: На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
Ответ: 4.
Задача А9: Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их
деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит
эмиссию денег.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.
Задача А10: При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?
1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой
Ответ: 2.
Задача А11: Социализацией личности называется
1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
Ответ: 3.
Задача А12: В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг.,
предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы
относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с
квалификацией.

36%

20%

Я работаю не по своей специальности, но только так можно
обеспечить семью.

40%

55%

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим
материальным притязаниям.

7%

10%

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду
ждать подходящей вакансии.

17%

15%

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.
2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.
3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.
4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.
Ответ: 1.
Задача А13: Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задача А14: Что из перечисленного является формой территориально-государственного
устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
Ответ: 1.
Задача А15: Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона
Ответ: 4.
Задача А16: Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя
на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в
обществе иллюстрирует этот пример?
1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти
3) политическая социализация граждан
4) расширение социальной базы партии
Ответ: 2.
Задача А17: Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.
Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2.
Задача А18: Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда
1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость
Ответ: 2.
Задача А19: Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?
1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие
3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество
Ответ: 1.
Задача А20: В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию
алиментов на несовершеннолетних детей?
1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном
Ответ: 3.
Задача А21: Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении
очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?
1) к нотариусу
2) в прокуратуру
3) в суд
4) к уполномоченному по правам человека
Ответ: 3.
Задача А22: Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.

Выдвижение гипотез

Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

Ответ: Эксперимент.
Задание В2: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: Племя.
Задание В3: Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СТОРОНА УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА СУДОПРОИЗВОДСТВА
A) подозреваемый 1) обвинение
Б) прокурор 2) защита
В) адвокат
Г) потерпевший
Д) обвиняемый
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А Б В Г Д

Ответ: 21212
Задание В4: Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ: 235
Задача В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А Б В Г

Ответ: 1222
Задача В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного
производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
А Б В Г Д Е
Ответ: 6 4 3 8 5 2
Задача В7: Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ: 24

Задача С7: На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) выводы из приведенных данных, например:
– Минимальная зарплата в 2002–2008 гг. была ниже прожиточного минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных потребностей человека.
– Средняя зарплата в 2002–2008 гг. незначительно превышала прожиточный минимум, т.е. позволяла удовлетворить крайне ограниченный набор потребностей человека. Могут быть сделаны другие выводы.
2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов.
Может быть дано другое объяснение.

Начало формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Ответы к тесту по обществознанию

№ задания Ответ

Часть 1

Выбери в каждом задании один правильный ответ и обведи его кружком

А1. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладают

1) биологическими потребностями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

А2. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, как

1) материальные

2) физиологические

3) духовные

4) социальные

А3. Верны ли следующие суждения оличности?

А) Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.

Б) Человек становится личностью с момента рождения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Потепление климата нашей планеты за последние десятилетия является примером

1) экономических проблем

2) увеличения промышленного производства

3) экологических проблем

4) интенсивного развития науки

А5. Занесение редких видов животных и растений в «Красную книгу» демонстрирует

1) заботу человека о природе

2) взаимодействие человека с природой

3) влияние человека на природу

4) взаимное влияние человека и природы

А6. Верны ли суждения о законах природы?

А) Они обусловлены человеческой деятельностью, целями, мотивами.

Б) Они вечны и несменяемы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что способствует установлению межличностных отношений

1) Грубость

2) Замкнутость

3) Сопереживание

4) лицемерие

А8. Саша М. в автобусе предложил сесть на свое место пожилому человеку. Это пример –

1) антипатии

2) культуры общения

3) конфликтной ситуации

4) знакомства

А9. Верны ли суждения о конфликте:

А) Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.

Б) Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Беседа директора школы с родителями ученика относится к

1) дружеской беседе сверстников

2) формальным межличностным отношениям

3) не формальным межличностным отношениям

4) светской беседе

А11.Верны ли суждения о воспитании:

А) Воспитание человека осуществляется только в семье.

Б) В основе воспитания лежат культурные нормы и правила.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Признаком индустриального общества является

1) развитие промышленности

2) общинная собственность

3) сохранение традиций

4) преобладание натурального хозяйства

А13.Завод по производству оружия – это объект собственности:

1) государственной

2) муниципальной

3) частной

4) общественных организаций

А14. Что означает термин «экономика» в переводе с греческого

1) рациональное распределение ресурсов

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) ценообразование

4) взаимодействие природы и техники

А15. Признаком командной экономики является

1) свободное ценообразование

2) отсутствие дефицита

3) государственная собственность на средства производства

4) использование новых технологий

А16.Верны ли суждения о зависимости спроса и предложения:

А) Когда спрос растет, то растет и предложение.

Б) Когда предложение растет, то спрос тоже растет.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А17.В Древней Индии человек по рождению принадлежал к определенной касте. Данный пример является иллюстрацией деления общества по признаку

1) профессиональному

2) национальному

3) религиозному

4) социальному

А18.К первичным социальным группам относят

1) семью

2) школьный класс

3) трудовой коллектив

4) все перечисленные выше

А19.Родители Андрея Е. регулярно посещают родительские собрания в школе. Этот пример показывает

1) социальную роль

2 социальный статус

3) социальный престиж

4) социальную мобильность

А20.Верны ли следующие суждения о толерантности

А) Толерантность предполагает терпимое отношение к представителям другой идеологии, национальности

Б) Толерантность основывается на признании непреходящей ценности человека и его индивидуальности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. Установи соответствие между терминами и значениями.

К каждой букве первого столбца подбери цифру из второго столбца. Запиши в ответ выбранные цифры.

Значения Термины

А) Высшая степень развития таланта, связанная с созданием новых, уникальных творений 1) Способность

Б) Хорошие данные для определенного вида деятельности

2) Талант

В) Выдающиеся способности, проявляющиеся в какой-либо деятельности и приводящие к значимым результатам 3) Гениальность

Ответ: А — Б — В-

В2. Запиши понятие, которое объединяет приведенные ниже слова.

Слова: социальные, духовные, биологические.

Ответ:____________________.

В3. Установи соответствие между терминами и определения.

К каждой букве первого столбца подбери цифру из второго столбца. Запиши в ответ выбранные цифры.

Определения Термины

А) Взаимодействия двух и более людей для обмена навыками, умениями, опытом. 1) Брак

Б) Глубокая личная привязанность. 2) Общение

В) Установление контактов между людьми. 3) Любовь

Г) Узаконенные отношения мужчины и женщины.

Ответ: А — Б — В- Г-

В4. В задании указаны черты сходства и отличиячеловека и животного. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) потребность в пище и воде

2) способность к творчеству

3) инстинкт самосохранения

4) наличие сознания

Черты сходства Черты отличия

Ответ:____________________.

В5. Найдите в данном списке примеры прямых налогов. Найди цифры правильных ответов и запиши их в порядке возрастания

1) подоходный налог

2) акциз

3) налог на прибыль

4) таможенная пошлина

5) НДС

В6. Установи правильную последовательность действий в решении конфликтов и запиши ее в ответ.

1) арбитраж

2) компромисс

3 )посредничество

4) применение силы

5) переговоры

Ответ:____________________.

В7. Выберите в данном списке примеры малых групп. Найди цифры правильных ответов и запиши их в ответ по порядку.

1) трудовой коллектив

2) рабочий класс

3) школьный класс

4) французы

5) семья

Ответ:____________________.

В8. Запиши понятие, которое объединяет приведенные ниже слова.

Слова: любовь, забота, взаимопонимание, общие интересы, совместное хозяйство.

Ответ:____________________.

В9. Установи соответствие между факторами производства и их примерами.

Примеры Факторы производства

А) здание завода 1) земля

Б) лес 2) труд

В) фермер 3) капитал

Г) подъемный кран

Ответ: А — Б — В- Г-

В10. Запиши понятие, которое объединяет приведенные ниже слова.

Слова: племена, народности, нации.

Ответ:____________________.

Система оценивания тестовой работы по обществознанию

Ответы к заданиям части А

№ задания Ответ № задания Ответ

А1 1 А11 2

А2 1 А12 1

А3 1 А13 1

А4 3 А14 2

А5 1 А15 3

А6 2 А16 1

А7 3 А17 3

А8 2 А18 1

А9 3 А19 2

А10 2 А20 3

Ответы заданиям части В

В1 А3 Б1 В2

В2 потребности

В3 А2 Б3 В2 Г1

В4 13 24

В5 13

В6 25314

В7 135

В8 семья

В9 А3 Б1 В2 Г3

В10 этнос

А7.

Задача А1: Что характеризует общество как динамичную систему?

1) наличие общественных отношений

2) сохранение связи с природой

3) наличие социальных институтов

4) самоорганизация и саморазвитие

Ответ: 4.

Задача А2: Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это

1) выводы, полученные научным путем

2) суждения, лишенные субъективных оценок

3) исчерпывающее знание о предмете

4) экспериментально установленные факты

Ответ: 3.

Задача А3: Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?

1) объяснительная

2) прогностическая

3) социальная

4) мировоззренческая

Ответ: 3.

Задача А4: Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.

Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Задача А5: Необходимым условием развития рыночной экономики является

1) устранение неравенства доходов населения

2) увеличение расходов государственного бюджета

3) частная собственность на средства производства

4) превышение предложения над спросом

Ответ: 3.

Задача А6: Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, – это

1) банковский процент

2) прибыль

3) бонус

4) дивиденды

Ответ: 1.

Задача А7: Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?

1) показатели роста прибыли предприятий

2) доходы граждан от предпринимательской деятельности

3) расходы на содержание армии

4) среднемесячную заработную плату

Ответ: 3.

Задача А8: На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара).

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот

2) снижением цен на топливо и удобрения

3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий

4) ожиданиями низкого урожая зерна

Ответ: 4.

Задача А9: Верны ли следующие суждения о центральном банке?

А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их

деятельностью.

Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит

эмиссию денег.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2.

Задача А10: При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?

1) культурной

2) этнической

3) демографической

4) социально-классовой

Ответ: 2.

Задача А11: Социализацией личности называется

1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека

2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей

3) освоение индивидом культурных ценностей общества

4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам

Ответ: 3.

Задача А12: В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг.,

предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы

относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.

Варианты ответа

2002 г.

2005 г.

Я поступил на работу по призванию и в соответствии с

квалификацией.

36%

20%

Я работаю не по своей специальности, но только так можно

обеспечить семью.

40%

55%

Мне нравится моя работа, и она соответствует моим

материальным притязаниям.

7%

10%

Я не могу устроиться на работу по специальности, буду

ждать подходящей вакансии.

17%

15%

1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.

2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.

3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.

4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.

Ответ: 1.

Задача А13: Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.

Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Задача А14: Что из перечисленного является формой территориально-государственного

устройства?

1) федерация

2) республика

3) монархия

4) демократия

Ответ: 1.

Задача А15: Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) наличием судебной системы

2) лидерством одной политической партии

3) избранием законодательного органа власти

4) верховенством закона

Ответ: 4.

Задача А16: Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя

на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в

обществе иллюстрирует этот пример?

1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений

2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти

3) политическая социализация граждан

4) расширение социальной базы партии

Ответ: 2.

Задача А17: Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.

Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2.

Задача А18: Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда

1) регулируют общественные отношения

2) устанавливаются государством

3) гарантируют равноправие

4) обеспечивают социальную справедливость

Ответ: 2.

Задача А19: Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?

1) производственный кооператив

2) унитарное предприятие

3) закрытое акционерное общество

4) открытое акционерное общество

Ответ: 1.

Задача А20: В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию

алиментов на несовершеннолетних детей?

1) административном

2) арбитражном

3) гражданском

4) уголовном

Ответ: 3.

Задача А21: Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении

очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу

2) в прокуратуру

3) в суд

4) к уполномоченному по правам человека

Ответ: 3.

Задача А22: Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?

А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

МЕТОД ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.

Выдвижение гипотез

Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

Ответ: Эксперимент.

Задание В2: Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».

Господство, государство, принуждение, право, племя.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: Племя.

Задание В3: Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СТОРОНА УГОЛОВНОГО

СУДОПРОИЗВОДСТВА СУДОПРОИЗВОДСТВА

A) подозреваемый 1) обвинение

Б) прокурор 2) защита

В) адвокат

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д

Ответ: 21212

Задание В4: Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

Ответ: 235

Задача В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А Б В Г

Ответ: 1222

Задача В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) социальный статус

2) синтез

3) знаково-символический

4) сознание

5) социальный институт

6) производство

7) общество

8) смысл

9) устный

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А Б В Г Д Е

Ответ: 6 4 3 8 5 2

Задача В7: Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.

Ответ: 24

Задача С7: На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002–2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002–2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выводы из приведенных данных, например:

– Минимальная зарплата в 2002–2008 гг. была ниже прожиточного минимума, т.е. не обеспечивала удовлетворение элементарных потребностей человека.

– Средняя зарплата в 2002–2008 гг. незначительно превышала прожиточный минимум, т.е. позволяла удовлетворить крайне ограниченный набор потребностей человека. Могут быть сделаны другие выводы.

2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов.

Может быть дано другое объяснение.

Тема «Типы общества. Общественный прогресс»

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?

А) низкая социальная мобильность

Б) глобализация экономики

В) сословный тип стратификации

Г) зарождение массовой культуры

2. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:

А) низкой социальной мобильностью

Б) преимущественным развитием промышленности

В) сословным типом социальной стратификации

Г) связью всех сфер жизни общества

4. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию

Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении

Г) поддерживает науку как социальный институт

5. Что является отличительной чертой индустриального общества?

А) приоритет ценностей коллективизма

Б) превращение науки в общественный институт

В) низкая социальная мобильность

Г) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации

Б) глобализации

В) демократизации

Г) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:

А) индустриального

Б) массового

В) традиционного

Г) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:

А) традиционного общества

Б) индустриальной цивилизации

В) аграрной цивилизации

Г) феодального общества

9. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи

Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг

Г) углубление социальной дифференциации

10. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:

А) индустриального

Б) массового

В) традиционного

Г) информационного

11. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

12. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства

Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда

Г) решающее значение сферы услуг в экономике

13. Для традиционного общества характерно:

А) длительное существование общины

Б) широкое участие народа в общественной жизни

В) занятие основной массы населения в сфере услуг

Г) признание в качестве главной ценности прав и свобод человека

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

1) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

2) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) оба суждения верны Г) оба суждения неверны

15. при переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) в современную эпоху прогресс охватил все сферы общественной жизни

2) традиционному обществу не свойственен общественный прогресс

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

17. Революция и реформа являются:

А) социальными институтами

Б) формами общественных преобразований

В) элементами общества как системы

Г) видами социальных связей

18. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

19. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

20. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

2) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Ключ к тесту

1. Г

2. Г

3. Г

4. В

5. Б

6. Б

7. В

8. Б

9. А

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *