Методика работы над орфографическим правилом

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 7

Формирование навыка грамотного письма базируется на усво­ении грамматической теории и орфографических правил.

Орфографические правила регулируют написание не одного сло­ва, а целой группы слов, объединенных прежде всего на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нор­мативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду од­нородных языковых фактов. Основное назначение правила — обобщать однородные орфограммы.

Усвоение орфографических правил невозможно без определен­ного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообра­зовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила. В связи с этим в начальной школе при­нят порядок изучения орфографического правила, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Напри­мер, изучается изменение имен прилагательных по родам, а всвязи с этим формируется навык правописания родовых окончаний дан­ной части речи.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Выделяются три группы правил:

—одновариантные;

—двухвариантные;

—правила-рекомендации.

Одновариантные правила предполагают для одной и той же фо­нетической или грамматической ситуации один определенный ва­риант написания. Например, правописание гласных после шипя­щих (жи, ши, ча,ща, чу, щу).

Двухвариантные орфографические правила также содержат ука­зания на правописание орфограмм. Однако в таких правилах дает­ся несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными (фонетическими или морфологическими) признаками орфограмм. Например, правопи­сание приставок раз-, воз-, низ-и др.

Правила-рекомендации — это правила проверки безударных глас­ных, звонких, глухих и непроизносимых согласных и некоторые другие.

При выборе методики изучения правила учитель ориентирует­ся на его тип. Основными компонентами процесса работы над ор­фографическим правилом являются:

1) раскрытие сущности правила;

2) овладение формулировкой правила;

3) применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение следующих фактов:

— написанием какой части слова, части речи или граммати­ческой формы управляет правило;

— какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.

Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая язы­ковой материал для наблюдения при ознакомлении учащихся с правилом.

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому вы­деляются составные части его формулировки. Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем под­бора учащимися своих примеров на данное правило. Выделить ос­новное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.

Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических упражнений. При этом необходимо устанавливать свя­зи нового правила с ранее известными. Связь эта может выра­жаться впротивопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например, предлоги и приставки сходны по графическо­му начертанию, но противоположны с точки зрения слитного ираздельного их написания.

Параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное (изучение правописания су­ществительных всех трех склонений, одновременная работа над глу­хими и звонкими согласными вконце и в середине слова).

Осознание правила зависит от наличия у детей конкретных представлений. Поэтому если учащиеся забыли правило, то нужно не требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

Date: 2015-10-19; view: 3030; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Примером правил третьей группы являются правила проверки безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и некоторые другие.

Д. Н. Богоявленский подчеркивает, что самыми простыми для усвоения учащимися являются правила первой группы, правила второй и третьей групп более сложны, поскольку их применение связано с овладением определенными учебными умениями.

При разработке методики изучения того или иного орфографического правила учитель ориентируется на тип правила.

Работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение прежде всего следующего факта: написанием какой части слова, какой части речи или грамматической формы управляет правило; какие признаки при этом выступают в качестве ведущих. Эти признаки обязательно учитывает учитель, подбирая материал для ознакомления учащихся с правилом. Например, при изучении во II классе правила употребления разделительного ъ учитель предлагает учащимся выполнить словообразовательные задания, поскольку задания именно такого характера позволят выделить существенные составные части правила:

а) Где пишется разделительный -ъ?

б) После каких приставок?

в) Перед каким корнем?

Учащиеся выделяют корень в слове ездить, подбирают и записывают однокоренные слова с приставками вы-, за-, пере-, про-. Выясняется, что все эти приставки оканчиваются на гласный звук. После этого предлагается подобрать однокоренные слова с тем же корнем и приставками об-, под-, в-, с-. Перед записью слов выясняется особенность данных приставок: оканчиваются на согласный звук. Учащиеся оказываются в условии проблемной ситуации,

так как имеющихся знаний у них недостаточно. Начинается работа над правилом с учетом указанных выше трех его составных частей. Для установления первых двух частей правила конкретный материал получен в ходе выполнения двух указанных выше заданий. Для ответа на вопрос: «Перед какими корнями пишется разделительный ъ?»— материала недостаточно. Поэтому предлагается еще одно задание: от слов ясный, ел, ёмкий, учить образовать новые слова с помощью приставок об-, с-. (Слово учить дано с той целью, чтобы учащиеся выбрали нужные слова и убедились, что ъ разделительный знак пишется только перед некоторыми гласными буквами: а, е, ё.)

Методическая разработка «Методика работы над орфографическим правилом»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

Конспект учебного занятия

по МДК 01.02

Русский язык с методикой преподавания

Группа ПНКо-43-С

Подготовила: Попова С.В.,

преподаватель русского языка

с методикой преподавания

Тема: «Методика работы над орфографическим правилом».

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.

-Мы продолжаем работу по разделу методики преподавания русского языка, который сопровождается большими трудностями в изучении в современной школе.

-Назовите этот раздел (Методика изучения орфографии)

-Тему и цель нашей деятельности вы сформулируете чуть позже.

1. -Послушайте стихотворение А. П. Сумарокова, русского поэта-классициста 18 века, и ответьте на вопрос:

-Какое отношение к изучению орфографии русского языка имеет призыв автора?

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад

Хоть несколько поправить.

-Соотнесите призыв А. Сумарокова с проблемой изучения орфографии. Как знание орфографии помогает сберечь наш язык – дар бесценный — и даже его прославить?

Как понимаете метафорическое выражение «склад поправить»?

Поэт призывает совершенствовать свою речь, а это невозможно без владения всеми ресурсами русского языка. Неисчерпаемым ресурсом письменной формы языка является орфографическая система. Почему? Благодаря тому, что она указывает на правильное написание слов, мы имеем возможность понимать друг друга. Её устоявшиеся веками правила делают речь удобной, точной. Она ключ к пониманию и выражению человеческих мыслей. Вряд ли кому-нибудь захочется читать текст с ошибками и задумываться над тем, что сказал автор. Можно сделать вывод, что орфография помогает сохранить богатство и многообразие языка.

Какие орфографические явления составляют основу орфографии? Отразите, пожалуйста, их в кластере

2. Составьте кластер по теме, отражая основные понятия

Орфография (в переводе с древнегреч. – «правильно писать»)

Представляет совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.

Состоит из 5 разделов:

  1. Правописание фонем в значимых частях слова;

  2. Слитное, раздельное и дефисное правописание;

  3. Употребление строчных и прописных букв;

  4. Правила переноса слов;

5) Графическое сокращение слов.

Объектом являются орфограммы – места в слове или между словами, где возможны варианты написания, из которых только один является нормативным.

Цель изучения – формирование орфографического навыка.

Имеют опознавательные и выборочные признаки.

Используется система орфографических упражнений: списывание, грамматико-орфографический разбор, диктанты.

-Следующее задание:

— Уточняем содержание кластера.

-Прочитайте, назовите по признакам одно из орфографических понятий (орфографическое правило)

3. Сформулируйте тему и цель работы

Тема: «Методика работы над орфографическим правилом».

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.

-Как вы считаете, какую задачу мы реализовывали на данном этапе занятия?

Задача № 1: актуализировать понятия из области методики изучения орфографии.

-Продолжим эту работу.

— Расположите признаки орфографического понятия в нужной последовательности, дайте развернутое определение, дополняя каждый пункт примерами.

Признаки понятия:

  1. Основой его применения является фонетика и грамматика.

  2. Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы.

  3. Назначение – обобщать однородные явления.

  4. Относится к одному из трех типов.

  5. Представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

  6. Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка.

-Итак, сформулируйте понятие орфографического правила, выстраивая признаки в нужной последовательности. Приведите примеры для каждого признака:

1.5 -Орфографическое правило представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

Например, существует правило правописания падежных окончаний имен существительных. Объект его – безударные гласные в падежных окончаниях, формулировка представляет собой алгоритм, которого должен придерживаться пишущий для объяснения безударной гласной:

«на дороге» — пишу безуд гл. «е», т. к. это сущ 1 скл, п.п., ед.ч

2.3 Назначение его — обобщать однородные явления, т. е. орфограммы. Например, орфограммы — безударных гласные мы находим в корнях слов, суффиксах, приставках, окончаниях. Они относятся к одному виду, т. к. объединены общим признаком – слабой позицией гласного, находящегося в безударном положении. Поэтому для всех орфограмм данного типа существует общее правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: «на стуле» – «на столе» (2 скл, п.п.); «терпеливый» — «талантливый».

3.4 Каждое правило относится к одному из трех типов: одновариантному, двухвариантному или к правилу-рекомендации.

4.1 Основой применения орф. правила является фонетика и грамматика. Для того, чтобы применять правила, необходимо знать такие фонетические явления, как звуки, их позиции – слабую и сильную, процессы, которые происходят с ними в слове, например, чередование. Кроме того, обязательны знания морфемной структуры слова и частей речи – из области грамматики.

5.2 Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы: «шистой» — неверно определена орфограмма, неверно выбрано правило: «ши пишу с гласной и», поэтому вместо буквы е фонема в слабой позиции обозначена буквой и.

6. Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка, который выражается в автоматизированных компонентах сознательного письма.

-Какой вопрос об орфографическом правиле не раскрыт в данном определении? (Этапы работы над орфографическим правилом).

К этому вопросу мы обратимся несколько позже.

-Продолжим работу по группам.

Перед вами три группы слов с орфографическими ошибками.

Скажите, какова ваша задача в работе над этими словами?

Задача №2 – формировать умение находить и объяснять орфографические ошибки учащихся.

Сформулируйте задание для своей группы слов и выполните его:

1 группа: кирдпич, проказдник, пистмо, честнок, шевствие.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Буква непроизносимого согласного в корне слова». Учащийся, обнаружив сочетание согласных в корне слов, ошибочно вставляет между ними так называемый непроизносимый согласный, которого в них нет. Пишущий не умеет пользоваться правилом: чтобы проверить букву непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы согласный стоял в сильной позиции, т. е. гласным, например: местность — место.

2 группа: ливт, зпруд, фдрысг, зазтёжка, априкоз.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Сомнительная согласная в корне слова – на конце и перед другой согласной». Учащийся, обнаружив согласный звук в позиции перед другим согласным – неважно, звонким или глухим, или на конце слова – придумывает орфограмму – обозначает звук буквой противоположного согласного – пишет не так, как произносит. Это явление называется орфографической глухотой.

3 группа: ноступила (нос), варваться (вар), зорисовать (зор).

Ошибки связаны с незнанием группы неизменяемых приставок. Причина – на этапе обозначения орфограммы пишущий не может определить, в какой морфеме она находится, и механически пытается выделить её в корне слова, возможно, потому, что недостаточно отработано умение подбирать слова с приставками и производить их морфемный анализ.

-Итак, какое задание вы для себя определите:

1) исправьте ошибки, назовите их причины;

2) назовите орфографические правила, на которых они основаны.

-Постараемся выполнить задание в течение 3 минут.

Определенная часть этих слов взята для примеров ошибок из романа современного автора А. Чудакова «Ложиться мгла на старые ступени», а именно из главы о восхитительной неграмотности гения орфографии Васьки – 85. Автор, вспоминая детство, рассказывает о невообразимых шедеврах своего одноклассника, которые расцветали у него в тетрадях, несмотря на многолетнее обучение в одном и том же классе.

Итак, сделайте вывод: в чем проявляется компетенция учителя в области орфографического контроля и каковы её составляющие?

Уметь обнаружить ошибку, понять её причины, подобрать правильный языковой материал для усвоения и отработки орфографического правила.

— А чтобы ошибок было меньше, начинать работу нужно с методически грамотного введения орфографического правила.

-Какова в связи с этим наша следующая задача?

Задача №3: формировать умение применять методические положения в практике составления конспектов уроков по орфографическим темам.

С этой целью вы выполняли самостоятельную работу по введению орфографических правил.

Представьте результаты работы.

Но прежде чем от группы выступит студент, задание получают остальные участники.

-В процессе представления конспекта урока вам нужно оценить качество введение орфографического правила.

Какие критерии станут основой анализа фрагмента введения правила?

  1. соблюдение этапов введения правила;

  2. методически грамотная формулировка цели и задач деятельности.

  3. -Назовите этапы введения правила, раскройте их.

1. Раскрытие сущности правила:

1.1. анализ фонетических и грамматических понятий, на которых основана орфограмма; формулировка орфограммы;

1.2. анализ признаков орфограммы, которые выступают в качестве ведущих.

2. Работа над формулировкой правила:

2.1. вопросы для обобщения признаков орфограммы и формулировка правила;

2.2. приведение примеров учащимися.

3. Применение правила в практике письма:

3.1. подбор языкового материала, отражающего яркие случаи применения правила;

3.2. грамотная формулировка заданий, соответствующих специфике правила.

Каждый критерий оценивается от 2 до5 баллов.

Результаты оценивания обсуждаются после представления всех конспектов.

Итак, участники первой группы представляют результаты работы.

Тема: «Правописание букв безударных гласных в корне слова».

Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих 3 склонения» (3 класс).

Тема: «Раздельное правописание предлогов» (2 класс)

Какое значение имеет процесс работы над орфографическим правилом? (учащиеся усваивают орфограмму; предупреждают ошибки, т.к. учатся применять правило в практике письма, благодаря чему вырабатывается орфографический навык).

-Какой методический вывод должен сделать учитель начальных классов о своей компетенции в области методики введения орфографического правила?

Компетенция в этой области включает следующие компоненты:

  1. владение всей системой орфографических правил;

  2. создание условий для усвоения учащимися на уроках русского языка правил в соответствии с их типами и этапами работы.

Лист оценки работы группы

Группа №

Какие компетенции формировали на данном этапе изучения методики орфографии

Как оцениваете работу группы в соответствии с задачами учебного занятия

Определите направления для дальнейшего изучения методики орфографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *