Диалектика отличается от метафизики

Диалектика отличается от метафизики

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 32

Пониманием природы материализма

Пониманием природы идеализма

Пониманием развития

Пониманием человеческой природы

Метафизика – это

Философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

Учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу

Наиболее фундаментальный раздел современной физики, исследующий вопросы о происхождении и строении Вселенной

Наиболее общие фундаментальные понятия

Эмпирические данные

Категории

Синтаксис

Семантика

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип развития

Принцип детерминизма

Принцип единства явления и сущности

Принцип единства и борьбы противоположностей

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

Тенденцией

Законом

Измерением

Аналогией

Законы диалектики впервые сформулировал

Аристотель

Р. Декарт

Ж.-Ж. Руссо

Г. В.Ф. Гегель

Один из основных принципов диалектики

Принцип изоляции

Принцип развития

Принцип дополнительности

Принцип неопределенности

Не является законом диалектики

Закон отрицания отрицания

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Закон перехода количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

Материя

Мера

Необходимость

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

Системности

Дополнительности

Запрета

Date: 2015-07-23; view: 1526; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Разница между диалектикой и метафизикой

Диалектика и метафизика – это два первостепенных понятия философии. По своему содержанию они противопоставляются друг другу.

О диалектике и метафизике в общем

Каждое из понятий можно рассматривать и как философский подход, и как способ мышления или познания. Предметом исследования в обоих случаях является природа вещей и реальности как таковой. Развивается мир или он неизменен? Существует ли связь между объектами действительности? Как соотносятся друг с другом количество и качество? Эти и другие вопросы затрагивают два противоборствующих направления.

Сравнение

Итак, каждая из теорий имеет свой взгляд на многие существенные моменты. Прежде всего, отличие диалектики от метафизики заключается в их видении мира. Диалектика полагает, что во всем своем многообразии он выстроен в строгую систему, взаимосвязь элементов которой очень важна. Метафизика исходит из того, что действительность сложена из автономных, независимых друг от друга объектов, изучать которые можно по отдельности.

Диалектика настаивает на том, что мир динамичен и постоянно изменяется. Все окружающее находится в беспрерывном процессе развития. При этом движение происходит как бы по спирали – новое возникает из отжившего старого и, поднимаясь на следующий виток, является более совершенным. Развитие сопровождается переходом количественных характеристик в качественные.

С точки зрения метафизики исторического развития мира не существует. Все, что мы можем наблюдать, – это лишь повтор, а не прогрессирующее движение. Связь нового и старого метафизика отвергает, так же как и зависимость количества от качества. Происходящие с вещами изменения – это только увеличение или уменьшение исходного материала.

Развитие, по диалектическому учению, становится результатом внутренней борьбы. Утверждается, что сущность всякого предмета или явления составляют две противоположные стороны. Каждая из них, пытаясь занять лидирующее место, совершенствуется, и вещь в целом качественно изменяется, переходит на следующую ступень организации. Таким образом происходит самодвижение объекта.

Реклама

Метафизика не признает деления предметов и явлений на противоречивые стороны. Она отрицает внутреннюю борьбу, приводящую к развитию. Движение вещи, по мнению сторонников этого подхода, осуществляется лишь под воздействием внешней силы.

Отличается и система мышления в соответствии с каждым из направлений. В чем разница между диалектикой и метафизикой? В том, что диалектическое мышление опирается на парность категорий, поиск общего основания у совершенно несхожих, полярных сторон различных образов и идей. Метафизическое мышление основано на формулах «или одно, или другое», «если не это, значит, то».

Само познание рассматривается диалектикой как пошаговый целенаправленный процесс, в котором осуществляется переход от простого к сложному (с учетом их единства), а в итоге – к абсолютной истине. Метафизика утверждает, что постичь истину можно сразу, пользуясь только умозрительными методами.

Чем отличается диалектика от метафизики

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологи и истории

Контрольная работа по философии

на тему:

«Чем отличается диалектика от метафизики»

Выполнила:

студ. IIкурса 781 гр.

Кряжева Н.В.

Проверил:

д-р филос. наук, проф.

Резвицкий И. И.

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Диалектика…………………………………………………………………………4

Метафизика………………………………………………………………………13

Метафизика и диалекика. Относительность истины………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…..……………………………………….20

ВВЕДЕНИЕ

Со времён Аристотеля естествоиспытатели не могли придти к согласию о том, какими должны быть научные знания о природе и как их получить, поэтому были разделены на два противоборствующих лагеря: на материалистов и идеалистов.

Аналогичное противоборство было и в философии. Философы долго блудили в дебрях бесчисленных философских учений и в итоге разработали методы познания природы. Главными считаются диалектика и метафизика.

Триста лет назад отличие метафизики от диалектики понимали все образованные люди. Вот, например, цитата из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» о Ломоносове: «Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению…» Вот как оценивал методы метафизики великий математик и философ Анри Пуанкаре: «Построения метафизика блестящи, но эфемерны, как мыльные пузыри, и они лопаются».

ДИАЛЕКТИКА

Люди в процессе труда изменяют, преобразуют природу. Познавая закономерности объективного мира, они овладевают ими, используют их для удовлетворения своих потребностей. Познание, обусловленное потребностями развития материальной жизни общества, является жизненно необходимой функцией всякого общества. Успех познания на всех этапах развития человеческого общества обусловливается, в конечном счете, уровнем развития материальных производительных сил, социальной организацией, дающей определённое направление познанию, уровнем знаний, накопленных за предыдущий период, и методом, применяемым с целью познания окружающего нас мира.

Метод является необходимой стороной процесса познания, одним из наиболее важных условий успеха познавательной деятельности людей.

Марксистский диалектический метод, принципиально противоположный метафизике, качественно отличается от всех ранее существовавших исторических форм диалектики как единственно научный, подытоживающий все данные наук о природе и обществе, весь практический опыт человечества. Только марксизм создал диалектику как научный, объективный, основанный на последовательно материалистическом понимании мира метод.

Марксистский диалектический метод, марксистская диалектика есть научный подход к явлениям природы и общества, теория развития, применяемая к познанию объективного мира. Марксистский диалектический метод основан на материалистическом понимании мира и неотделим от него.

Законы и категории познания, содержащиеся в диалектическом методе, являются отражением в сознании человека законов развития, свойственных всем явлениям. Марксистско-ленинское учение о методе и есть учение об объективных, осознанных человеком и сознательно им применяемых диалектических законах внешнего мира.

Метафизикам и идеалистам свойственно антинаучное понимание метода как некоей схемы познания, с которой-де должна сообразоваться действительность, под которую эту действительность следует будто бы подгонять. На самом деле не природа, не история общества сообразуются с некими принятыми принципами, а, наоборот, принципы науки верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории. Только принимая это основное положение материализма, можно понять, почему законы сознания совпадают по своему содержанию с законами объективного мира, хотя по форме и отличаются от них.

Между тем метафизики и идеалисты отрывают законы мышления, законы познания от объективного мира, противопоставляют их миру как нечто самостоятельное, как такие законы, которым мир-до должен подчиняться. Отвергая это в корне несостоятельное понимание законов познания, марксизм-ленинизм утверждает, что то, что имеется в познании, ещё до процесса познания имелось в действительности.

Идеалистическая диалектика Гегеля.

Попытка обосновать в новых условиях идею диалектического развития была предпринята немецкими идеалистами конца XVIII и начала XIX в., в особенности Гегелем.

Гегель поставил вопрос о всеобщности развития. Это было новой ступенью в развитии диалектической мысли, рациональным зерном гегелевской философии.

Однако, поставив этот чрезвычайно важный для науки вопрос, Гегель его не решил. Он не мог решить его, будучи идеологом немецкой буржуазии, становившейся после великой французской революции всё более и более трусливой и реакционной.

Гегель сформулировал основные принципы диалектики, но сформулировал их на идеалистической основе, вследствие чего гегелевская диалектика, пронизанная и окутанная мистикой, извращала реальные, диалектически совершающиеся процессы. Гегель ожесточённо нападал на утверждение материалистов о материальности движения, о самодвижении материи. Он доказывал, что природа вообще существует вне времени, т. е. не имеет ни прошлого, ни будущего. Гегель третировал как бессодержательное научное представление “о происхождении более развитых животных организаций из низших”, прямо утверждая, что “в природе ничто не ново под луной… лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, возникает новое”. Все эти утверждения Гегеля свидетельствовали прежде сего о том, что он отрицал развитие материи, природы и материальной жизни общества и, следовательно, не признавал всеобщего характера диалектики, ограничивая её сферой идеалистически понимаемого сознания.

Диалектика Гегеля, в силу того что она была идеалистической диалектикой, в целом сама была заражена метафизикой и не могла преодолеть последнюю. Так, по Гегелю, процесс общественного развития останавливается на прусской сословной монархии, являющейся якобы вершиной общественного прогресса; прогресс познания останавливается на его, гегелевской философии; в процессе развития противоположности якобы примиряются и борьба между ними прекращается и т. д.

К. Маркс в послесловии к первому тому “Капитала” решительно противопоставляет научную, материалистическую диалектику ненаучной, идеалистической диалектике Гегеля, раскрывая существующую между ними непримиримую противоположность.

“Мой диалектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”.

Это классическое положение полностью разоблачает идеалистический характер диалектики Гегеля, которой рассматривал процесс мышления как сверхприродную, божественную силу. В противовес Гегелю Маркс показывает, что процесс мышления является отражением материальной действительности, что категорически отвергал Гегель. Маркс применяет диалектику к процессу отражения в сознании людей материальной действительности, рассматривая научный диалектический метод как отражение объективных законов развития мира.

Гегель всячески стремился доказать, что диалектика на базе материализма невозможна, что движение, изменение, развитие присущи лишь духовному. Этим самым Гегель фактически отрицал диалектику природы и, следовательно, отвергал сформулированное им самим положение о всеобщности диалектики. В противоположность Гегелю Маркс доказал, что научный, последовательный диалектический метод возможен лишь на материалистической основе. Лишь материалистическая диалектика вскрывает наиболее общие законы развития как объективные (т. е. независимые от сознания), как действительно всеобщие, т. е. присущие всему существующему.

Таким образом, марксистский диалектический метод в корне противоположен гегелевской диалектике. Метод Маркса – материалистическая диалектика, в то время как методом Гегеля являлась идеалистическая диалектика. Марксистская диалектика вскрывает всеобщий характер развития и борьбы противоположностей; идеалистическая диалектика Гегеля ограничивает сферу развития пределами духа, а вместо борьбы противоположностей проповедует примирение старого и нового. Именно поэтому в противоположность гегелевской идеалистической диалектике марксистский диалектический метод является единственно научным, единственно революционным подходом к изучению действительности, к её практическому преобразованию.

Марксистский диалектический метод – высшая, качественно новая форма диалектики.

Основные исторические формы домарксистской диалектики, рассмотренные выше, представляют собой ступени в развитии диалектического познания. Новая, высшая ступень в развитии материалистической диалектики – марксистская диалектика была создана Марксом и Энгельсом, великими вождями пролетариата, как метод познания и изменения действительности, метод революционного действия рабочего класса. Марксистская диалектика явилась важнейшим результатом великого творческого подвига, совершённого Марксом и Энгельсом, революционного переворота, произведённого ими в философии.

Опираясь на все завоевания научной мысли за предшествующий период истории, Маркс и Энгельс создали качественно новую диалектику, впервые ставшую научной.

Марксистская диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, всеобщий метод познания и революционного изменения действительности.

Великой заслугой Маркса и Энгельса является не только то, что они открыли диалектику в природе и обществе, но и то, что они обосновали всеобщий характер диалектики, её законов. Основоположники марксизма доказали, что законы взаимосвязи, движения, изменения, развития являются наиболее общими, относящимися ко всем без исключения явлениям мира. Такого вывода не могли сделать домарксистские материалисты вследствие ограниченности научных данных того времени, а также вследствие своей классовой ограниченности. Что же касается идеалистов-диалектиков, то именно идеалистический характер их диалектики исключал возможность доказательства всеобщности движения, изменения, развития. Идеалисты всячески стремились доказать, что диалектика присуща не материи, а “сверхматериальным” явлениям.

Открыв диалектику в природе и в обществе и научно истолковав её отображение в сознании человека, Маркс и Энгельс впервые обосновали всеобщий характер её законов. Несмотря на огромное различие между явлениями неорганической и органической природы, между обществом и явлениями природы, а также между всеми этими явлениями и мышлением, Маркс и Энгельс нашли то общее, что всех их объединяет: законы развития природы, общества и познания.

Энгельс указывает, что диалектика является наукой о наиболее общих законах всякого движения. Это значит, что законы диалектики имеют силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления.

Так, например, марксистская диалектика утверждает, что в природе, обществе и мышлении нет изолированных явлений, а, напротив, все они связаны друг с другом. Взаимозависимость и взаимообусловленность – всеобщий закон объективного мира.

Марксистская диалектика утверждает, что всё находится в состоянии движения и изменения и что все явления природы и общества имеют один и тот же источник своего развития – внутреннюю противоречивость. Таким образом, развитие и внутреннюю противоречивость диалектика рассматривает в качестве всеобщих законов природы, общества и мышления.

Марксистская материалистическая диалектика органически объединяет воедино данные всех наук, обобщает всю совокупность этих данных и даёт цельную диалектическую картину мира. Только марксистская диалектика как наука о всеобщих законах развития связывает в одну спетому все открытия наук о природе и общественных наук и, теоретически обобщал опыт всемирной истории человечества, служит великому делу борьбы прогрессивных сил всех стран за мир, демократию, социализм.

Коренное отличие марксистского диалектического метода от всех предшествующих ему форм диалектики состоит также и в том, что только марксистская диалектика является всеобщим методом научного познания явлений природы и общества; она является могущественным средством их изменения.

Марксистский диалектический метод познания – это наиболее общие законы развития объективного мира, открытые, осознанные идеологами рабочего класса и являющиеся поэтому средством дальнейшего познания и изменения объективного мира.

История философии, история науки вообще знает множество безуспешных попыток создания всеобщего метода познания. Многие философы пытались превратить математический метод в метод исследования всех явлении природы. Подобного рода попытки делаются и в настоящее время в буржуазных странах. Однако несостоятельность этой универсализации математических приемов исследования очевидна: законы любой специальной науки действуют только в её сфере.

Так, положение диалектики о том, что все в природе находится в состоянии изменения, развития,- вечно, ибо изменение и развитие явлений природы всегда были, есть и будут. Однако они всегда были и будут разными по своему содержанию и форме проявления. При начальном состоянии нашей планеты они имели один характер; появление первых живых организмов ознаменовало собой возникновение новых процессов изменения, развития; появлению человеческого общества сопутствовали новые, невиданные до того процессы изменения, развития. И в каждый данный момент в жизни природы постоянно действующие законы диалектики осуществляются по-разному: в одно и то же время процесс движения, изменения проявляется то в виде движения масс воздуха, то в виде окисления металла, то в виде гниения листа, упавшего с дерева, то в виде процесса образования нового биологического вида и т. д.

Это показывает, что постоянство законов диалектики нельзя понимать метафизически: законы диалектики, будучи всеобщими, проявляются в разных условиях по-разному.

Этим объясняется тот факт, что диалектика по своей природе глубоко враждебна начётничеству, талмудизму, ибо она может служить методом познания лишь при творческом её использовании, лишь при учёте конкретных её проявлений.

Всеобщие законы диалектики проявляются в вещах не рядом с частными законами, не помимо них, а в них самих. В той области природы, какую изучает, например, физика, законы диалектики проявляются не помимо и не рядом с физическими законами, а в них самих – в физических законах. То же самое имеет место и во всех других явлениях природы и общества, где всеобщие законы – законы диалектики – проявляются только в специальных законах, свойственных данным явлениям.

Отсюда следует, что материалистическая диалектика, марксистская философия, не может стоять над специальными науками и предписывать им “свои” законы. Как раз наоборот: диалектика вскрывает лишь то общее, что присуще всем явлениям природы и общества, всем законам отдельных областей объективной действительности. Не будь этого общего в законах специальных наук, не могла бы существовать и самая диалектика, диалектический метод.

Философия не заменяет остальных наук о природе или обществе, а, наоборот, сама зиждется на открытиях этих наук: обобщая их достижения, она обнаруживает в них всеобщие законы. Другие же науки, руководствуясь всеобщими законами, открытыми марксистской философией, глубже проникают в сущность конкретных явлений природы, обнаруживая в них своеобразное проявление общих законов.

Так, марксистский диалектический метод находит источник своих сил в успешном развитии всех конкретных наук, а последние тем успешнее развиваются, чем вернее и полнее руководствуются марксистским диалектическим методом.

Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на исключительно ватную роль диалектического материализма в развитии естествознания. Энгельс говорил, что естествоиспытатели, отмахивающиеся от философии, не только не освобождаются тем самым от неё, а, напротив, попадают под влияние наиболее отсталых, изживших себя философских учений. Лишь сознательное овладение материалистической диалектикой освобождает естествоиспытателей от всякого рода предвзятых мнений, предрассудков, односторонности, теоретической путаницы и непоследовательности.

Итак, диалектический метод представляет собой единственно научный метод познания и преобразования мира. Диалектический метод познания полностью подтверждается выводами современного естествознания, обогащается его новыми открытиями и является важнейшим средством приобретения новых знаний. Он полностью подтверждается выводами общественной практики, борьбой трудящихся против капитализма, за социализм и коммунизм и является боевым теоретическим оружием в руках коммунистических партий и всех прогрессивных общественных сил современного общества.

МЕТАФИЗИКА

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika — после физики: выражение, введенное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о «первых родах сущего») — понятие философской традиции, последовательно фиксирующее в исторических трансформациях своего содержания: 1) в традиционной и классической философии метафизика — учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия, объективно альтернативное по своим презумпциям натурфилософии как философии природы. В данном контексте вплоть до первой половины 18 в. (а именно: вплоть до экспликации содержания ряда понятий философской традиции Вольфом) метафизика отождествлялась с онтологией как учением о бытии. Предмет метафизики в данной ее артикуляции варьируется в широком веере от Бога до трансцендентально постигаемого рационального логоса мироздания. Конституируемое в этом мыслительном контексте классическое математизированное естествознание парадигмально фундировано презумпцией метафизического видения мира (Деррида в этом плане интерпретирует математику как «естественный язык выражения взаимосвязи метафизики и идеи Единого, или Логоса»). Понимание метафизики как учения «о первоосновах» приводит в рамках данной традиции как к практически изоморфному отождествлению метафизики и философии как таковой, так и к тенденции метафорического использования термина «метафизика» в значении «общая теория», «общее учение» (вплоть до «метафизики любви» у Шопенгауэра); 2) в неклассической философии метафизика — критикуемый спекулятивно-философский метод, оцениваемый в качестве альтернативного непосредственному эмпиризму (в позитивизме), специфически понятой диалектике (в марксизме — см. Диалектика, Марксизм, Неомарксизм), неотчужденному способу бытия человека в мире и адекватному способу его осмысления (у Хайдеггера), субъектному моделированию реальности (в феноменологии) и т.д. Так, «позитивная философия» Конта решительно дистанцируется от метафизической проблематики, артикулируемой в качестве спекулятивного пространства «псевдопроблем» и бессодержательных суждений, не подлежащих верификации; Ленин противопоставляет «метафизическому решению раз и навсегда вечный процесс познания глубже и глубже»; феноменология расценивает метафизику как «преднайденность мира», основанную на «некритическом объективизме», пресекающем возможность конструирования его субъектом; а по оценке Хайдеггера, «метафизика как метафизика и есть, собственно говоря, нигилизм». Начало данной интерпретации метафизики может быть возведено к гегелевскому употреблению термина «метафизика» для обозначения принципиальной ограниченности рассудка по сравнению с разумом (в кантианской интерпретации последних). В силу унаследованной эпохой модерна от классики интенцией на отождествление метафизики с философией как таковой отказ культуры от аксиологического акцента на метафизичность стиля мышления связан и со своего рода кризисом статуса философии как «царицы наук» в системе культуры. Реакция на этот кризис нашла свое выражение в интенциях конституирования М. в качестве удовлетворяющей всем требованиям сциентизма «строгой науки» (Гуссерль), «индуктивной науки» (Х.Дриш — см. Витализм), «точной науки» (Г.Шнейдер), «фундаментальной науки» (Й.Ремке) и т.п.; 3) в постнеклассической интерпретации М. — это классическая философия как таковая (прежде всего, в идеалистической своей артикуляции), т.е. философия, характеризующаяся такими фундаментальными презумпциями, как: а) презумпция наличия объективирующегося в логосе единства бытия и б) презумпция единства бытия и мышления. В этой системе отсчета философия классической традиции конституируется, согласно постмодернистской ретроспективе, как «философия тождества» в отличие от современной философии как «философии различия». Согласно оценке Хабермаса, данные презумпции теряют свой аксиоматический статус под влиянием таких культурных феноменов, как: а) радикальная критика сциентистскитехногенной цивилизации, фундированной в своих рациональных гештальтах жесткой субъектобъектной оппозицией, и б) детрансцендентализация сознания, интерпретируемого в качестве «ситуативного» (как в смысле исторической артикулированности, так и в смысле процессуальной процедурности). Верхним хронологическим пределом культурного пространства, в рамках которого феномен метафизики может быть обнаружен, выступает философия Ницше: по Хайдеггеру, Ницше может быть интерпретирован как «последний метафизик», и если в его учении «преодоление метафизики» конституируется в качестве задачи, то в философии Хайдеггера эта задача находит свое разрешение.

МЕТАФИЗИКА И ДИАЛЕКТИКА. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТИНЫ

Как известно, метафизика – это метод подхода к явлениям природы и общества как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным во времени. Метафизика обычно противопоставляется диалектике, которая рассматривает явления в процессе их становления, развития и уничтожения и во взаимосвязями с другими явлениями природы.

В философской литературе установилось отрицательное отношение к метафизике как к ненаучному методу, неправомерно упрощающему действительность. В этом есть определенная доля истины, поскольку каждое явление на самом деле находится в непрерывном изменении и поскольку ни один предмет и ни одно явление не могут существовать изолированно от других предметов и явлений.

Однако одновременно следует заметить, что попытка проанализировать любой предмет или явление во всем многообразии их качеств, да еще с учетом всех изменений и во взаимосвязи со всеми другими предметами и явлениями заранее обречена на провал: число свойств у каждого предмета и у любого явления бесконечно велико, число взаимодействующих с ними окружающих других предметов и явлений тоже бесконечно велико, и учесть все их невозможно. А поэтому описание любого предмета или явления носит ограниченный характер и, следовательно, метафизично. То же относится и к любым исследованиям.

Из изложенного следует, что при изучении явлений метафизический подход так же необходим, как и диалектический метод, и что они должны рационально сочетаться.

При этом при решении каждой конкретной задачи исследователю приходится формулировать граничные условия, чтобы отрешиться от всей системы внешних воздействий, а также начальные условия, чтобы отрешиться от тех процессов, которые имели место в системе до начала рассматриваемого этапа движения тела. Таким образом, имеет место этапность развития представлений об изучаемом явлении: сначала представление о статическом устройстве системы, а точнее об его физической модели, затем представление о формах ее движении, затем представление о граничных и начальных условиях этого движения, затем представления о сопутствующих этому движению обстоятельствах, например, о трении в местах соединения частей системы и т.д. И на каждом этапе этого рассмотрения приходится обосновывать тот круг явлений, который учитывается, потому что учесть все обстоятельства, связанные с каждым этапом, невозможно в принципе. Это и есть метафизика. Но сам факт поэтапного уточнения поведения системы по мере учета ее динамики с привлечением все большего числа обстоятельств есть диалектика. Из приведенного примера видна принципиальная необходимость сочетания методов метафизики и диалектики, а вовсе не их противопоставления.

К этому же вопросу примыкает проблема абсолютной и относительной истин.

Абсолютная и относительная истины – философские понятия, отражающие процесс познания реальной действительности. Диалектический материализм рассматривает познание как исторический процесс движения от незнания к знанию, от знания отдельных явлений, отдельных процессов к более полному знанию. На примере развития механики это хорошо видно. Однако то же происходит во всех областях знания.

На каждом этапе развития мы узнаем любой предмет или явление лишь частично, да еще в зависимости от поставленной исследователем цели. Смена цели вполне может привести к смене представлений о предмете, когда будут изучаться не те стороны предмета, которые были изучены в связи с ранее поставленной целью, а другие. Это справедливо для всех предметов и явлений: на всех уровнях организации материи.

Анализируя процесс познания, Ленин заметил, что «В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится все более полным и точным».

К этому можно добавить, что никакая область науки не должна останавливаться в своем развитии. Наука, переставшая систематически развиваться, перестает быть наукой, вырождаясь в систему догм, заведомо ограниченных по их применимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших условий успешного познания и практического преобразования объективного мира является наличие правильного, научного метода познания. Единственным научным методом в современную эпоху является марксистская диалектика, правильно отражающая объективные законы движения, изменения, развития, присущие всем явлениям природы и общества.

Марксистский диалектический метод принципиально противоположен метафизическому методу и качественно отличается от всех ранее существовавших исторических форм домарксистской диалектики.

Марксистский диалектический метод – высшая историческая форма диалектики, качественно отличающаяся от всех предшествующих. Марксистская диалектика – единственно научный метод познания и революционного преобразования мира. Марксизм доказал всеобщий характер диалектики, вскрыл всеобщие законы взаимосвязи, движения, изменения, развития всего существующего. Именно поэтому марксистский диалектический метод является всеобщим методом познания, одинаково обязательным для всех наук. Марксизм доказал, что материалистическая диалектика является теорией познания и логикой, что она всесторонне вооружает науку в решении самых сложных и трудных задач познания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ленин В.И. Философские тетради// Полное собр. соч. С.202-203; 316-321

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: ИПЛ. 1983; Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. 1961. Т. 20

3. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: ИПЛ. 1969; Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. 1961. Т. 20

4. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.21. Гл. IV. С.300-307.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ МЕТАФИЗИКИ. ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики (определяющие диалектико-материалистический способ понимания мира). Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принципы диалектики.

Развитие – это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменения могут быть не связаны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные ее противоречиями.

В философии выделяют две главные линии развития: прогресс и регресс

Прогресс (от лат. рrogressus– движение вперед), успех – направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.

Регресс (от лат. кegressus – обратное движение) – такой тип развития, для которого характерен перехлод от высшего в низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы. Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций, переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи.


Для подтверждения данного положения в диалектике используется еще целый ряд идей. Наиболее фундаментальная из них — идея всеобщей взаимной связи явлений.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные,при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Естьсвязи прямые,когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Создатели материалистической диалектики считали, что именно взаимодействие объектов составляет содержание движения материи. “В том обстоятельстве, что … тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, а это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение”, — отмечал Ф. Энгельс. Из взаимодействия объектов и составляющих их элементов образуется источник развития — противоречие. “Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития…” (Философский энциклопедический словарь. — М.,1989. — С.523.).

Естественнонаучный анализ прямых связей выявил, что в процессе взаимодействия материальных объектов последние, исходя из своей специфики, способны запечатлевать, воспроизводить в собственной структуре, содержании, форме “следы” воздействия на них других объектов (их вес, плотность, форму и т. п.). Данное свойство материи, вытекающее из взаимодействия материальных объектов, было названо отражением.

Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи… — отражения действительности, верные или искаженные”, — писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики.

Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира.

Субъективная диалектика – процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним). «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, — замечал Ф. Энгельс, — что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой».

Принцип детерминизма (обусловленности) конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, — так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма.

Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики – односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление – это множество связей и отношений. Принцип всесторонности нельзя рассматривать как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Данный принцип предостерегает нас от попытки превращения относительных знаний в абсолют, догму. При догматизме теоретические и практические проблемы анализируются без учета конкретных обстоятельств, места и времени.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Философские идеи, систематизирующие метафизику: отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе — принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого — не в движении, … а как вечно неизменные”.

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно в метафизике есть философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а если и признается противоречивость, то не внутренняя (саморазвитие), а внешняя; развитие сводится или исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике:

ü во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие;

ü во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Метафизическое мышление слабо учитывает связи, взаимодействие явлений. Ему присущи:

1) разграничение и фиксация отдельных элементов, свойств, сторон предметов;

2) рассмотрение их как независимых друг от друга.

Суммируя различные характеристики предмета, метафизическая философия исключает противоположные. Например, признав устойчивость мира, исключает его изменчивость, живое мыслит как резко противоположное мертвому, прямое – кривому, доброе – злому. Люди с таким мышлением не улавливают оттенков, переходов между полюсами, их связей, взаимодействия.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики — ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

В софистике односторонность метафизики проявляется по-иному. Если в догматизме в угоду абсолютному началу в истине игнорируется ее относительность, то софистика, напротив, односторонне тяготеет к релятивизму, абсолютизируя относительность результатов познания. Релятивизм используется в софистике в качестве исходной гносеологической позиции, позволяющей при умелом, преднамеренно неправильном построенном рассуждении, искусно выдаваемом за истинное, ввести человека в заблуждение. Примером такой хитрой уловки являются софизмы и в частности древний софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь”. Здесь осуществлено неправомерное заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает (см.: Софизм // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.- С.602).

Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики.

Термин синергетика был предложен в 1973 году немецким физиком Хакеном для обозначения общей теории самоорганизации. Уже сам факт того, что в рамках синергетики развитие систем стало изучаться на основе их самоорганизации, свидетельствовал о близости данной теории диалектической концепции развития. В синергетике реализуются принципы самодвижения и системности материи, получившие обоснование в диалектике.

Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Открытия точных наук были использованы в синергетике не столько для конкретизации диалектических категорий, таких как система и структура, порядок и хаос, устойчивость и неустойчивость и др., сколько для создания собственной системы понятий концептуального описания самоорганизации как фундаментального способа развития.

Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.

Существовавшие представления об исключительно дезорганизующей роли хаоса были значительно подорваны открытиями ХХ века. И.Р. Прихожин показал, что развитие систем сопровождается не переходом хаоса в порядок и обратно, а их взаимодействием.

В дальнейшем было получено теоретическое представление о диссипативных системах (диссипация – рассеяние вещества и энергии). «Жизнеспособность» данных систем поддерживается за счёт их постоянного обмена с внешней средой веществом и энергией. С прекращением обменных процессов диссипативные системы перестают существовать.

Диссипативные системы многообразны. Они существуют как в природе, так и в обществе. «Человек, как и любой организм, — отмечает В.П. Бранский, — представляет собой типичную диссипативную систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т.п.)». (См.: Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. – 2000. — № 4. – С. 115.).

для существования диссипативных систем необходимы: открытость для обмена с внешней средой; взаимосвязь порядка и хаоса, поддерживающая устойчивость их структур; нелинейность и самодействие, обеспечивающие использование внешних воздействий на систему для ее самоорганизации в соответствии с собственной природой.

Существует ещё целый ряд важных характеристик диссипативной системы, которые все вместе подчёркивают главное в её существовании – процесс самоорганизации.

Наряду с теорией диссипативных систем существует другие направления синергетики, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, теория автопоэзиса, теория самоорганизованной критичности. В теории детерминированного хаоса исследуются хаотическое поведение немногих переменных или степеней свободы. Теорией автопоэзиса изучается то, каким образом развиваются биологические структуры. Так называемая самоорганизованная критичность – это область, в которой речь идет о поведении систем, состоящих из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем. Все эти исследования находятся в общем русле синергетики.

Итак, определяя соотношение между диалектикой и синергетикой, принципиальные положения которой рассмотрены на примере теории диссипативных структур, можно согласиться с мнением исследователей, считающих парадигму самоорганизации естественнонаучной основой диалектических представлений о развитии, современным теоретическим опровержением «метафизических и механических представлений о неорганической материи как косной массе, приводимой в движение силой» (См.: Рузавин В.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. – 1989. — № 5. – С.11.).

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой).

Таких законов три:

1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;

3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Источник развития оказывается внутри вещи. Данный закон раскрывает принцип самодвижения (движение и развитие оказываются самодвижением и саморазвитием вещи). Согласно данному закону во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. “Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, — писал в свое время Гегель.

Марксизм утверждал, что все явления природного, социального и духовного миров характеризуются внутренней противоречивостью, борьбой противоположных начал. Связь между противоположностями определяется несколькими важными моментами:

1. противоположности нельзя оторвать друг от друга, подобно тому как нельзя отделить северный полюс от южного, левое от правого и т. п., они образуют единое, нераздельное целое;

2. противоположности взаимоисключают друг друга (правда и ложь, добро и зло, мир и вражда);

3. противоположности могут переходить друг в друга (любовь — в ненависть, сила — в слабость, победа — в поражение).

Исходные категории данного закона: «тождество» и «различие».

Тождество – выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или другими предметами.

Различие – то особенное, что отличает данную вещь от другой вещи, данную сторону одной и той же вещи от другой ее стороны.

Тождество двух предметов или двух сторон предмета всегда равенство в главном, общем, тогда как различие касается особенного и единичного между предметами или сторонами, т.е. тождество существует при различии.

Каждая вещь обладает множеством сторон, которые взаимодействуют между собой, обуславливают изменения вещи. Эти изменения сторон могут быть однонаправлены, но могут быть и противоположно направлены, выражать противоположные тенденции развития.

Противоположности – такие стороны предмета, которые противостоят друг другу в своем функционировании и развитии.

Раздвоение единого предмета на противоположности объективно присуще самим предметам. А между противоположностями возникает взаимодействие. Оно называется противоречием.

Противоречие – отношение между противоположностями.

Несмотря на противоречивость своих сторон, предмет представляет собой единое целое, а значит, противоположности находятся в этом единстве. Если убрать одну из противоположных сторон, то вторая сразу перестанет быть противоположностью. Они взаимоисключают друг друга.

В этом заключается единство противоположностей. Однако в рамках единства противоположных сторон между ними происходит борьба, т.к. они по своей сущности и направленности взаимоисключают друг друга.

Стремление взаимоисключать друг друга есть борьба противоположностей. Примером единства и борьбы противоположностей может служить живой организм, жизнь.

Мы употребляем понятия «противоположность» и «противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т.е. полюсы одного и того же». Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+х и –х) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:

1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +х, то обязательно существует и движение в направлении –х);

2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +х исключает его одновременное движение в направлении –х и обратно);

Противоречие как отношение противоположностей – есть процесс, в результате которого происходят количественные и качественные изменения.

Рассмотрим, например, взаимодействие между производством и потреблением. С одной стороны, по мере роста производства у общества появляются новые потребности. Возникает противоречие, поскольку производство начинает отставать от роста потребностей. Это противоречие разрешается за счет дальнейшего развития производства. И так – вновь и вновь. Противоречие между производством и потреблением проходит через всю историю общества. Оно вызывает не только количественные, но и качественные изменения, вплоть до переходов к новым ступеням цивилизации.

Одинаково ошибочно в деятельность людей:

1) забывать о единстве противоположностей и тем самым абсолютизировать их борьбу;

2) объявлять источником развития лишь единство противоположностей.

Противоречие как процесс проходит ряд стадий:

1) несущественное различие сторон;

2) существенное различие;

3) противоположности;

4) крайности;

5) конфликт;

6) переход противоположностей друг в друга;

Виды противоречий:

1) основные и неосновные. Основные – это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино. В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий — главных и неглавных.

2) Главные и неглавные. Главные – это противоречия, которые на данном этапе, в определенных условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают.

3) Существенные и несущественные;

4) Внутренние и внешние. Внутренние – это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы. Внешние – это противоречия между системами (предметами и явлениями). При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.

Вопрос различие диалектики и метафизики

Основными методами философского анализа развития являются диалектика и метафизика. Диалектика — учение о наиболее общх законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Диалектика отличается от метафизики в следующем:

1. Диалектика исходит из всеобщей взаимосвязи явлений, метафизика считает, что их можно изучать изолированно, раздельно. 2. Диалектика считает, что целое не сводится к сумме частей, метафизика — что целое можно понять, изучая его части. 3. Диалектика считает, что противоречивы реальные процессы, метафизика считает противоречия признаком ошибок мышления. 4. Диалектика считает, что источник развития объекта — его внутренние процессы, метафизика — внешнее воздействие. 5. Диалектика считает, что познание — бесконечное приближение к истине, метафизика — что истину можно познать сразу. На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности развития. Одно направление рассматривает мир в состоянии покоя, в статике, другое – в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития – метафизика и диалектика.

Метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией, но метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, про­тивоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

– по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

– по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мне­нию, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется бла­годаря качеству (т. е. само по себе улучшается, ухудшается);

– по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит главным образом по восходящей спирали, то метафизика при­знает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленно­сти развития;

– в системе мышления – если диалектический способ мышления идет по пути «тезис–антитезис–синтез», то метафизический опирается на формулы «или–или», «если не то, значит это», т. е. метафизическое мышление негибкое и однобокое;

– в отношении к окружающей действительности – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «черное–белое»;

– в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

– в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретиче­ские системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения свя­заны с пониманием вопросов причины движения, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, отношения к окружающему миру. Метафизика основывается на статической картине мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии.

Однако не сле­дует думать, что метафизика – сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диа­лек­ти­че­ско­му.

В XX в. получила развитие так называемая негативная, или неклассическая, диалектика. Она разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на ок­ружающий мир. Неклассическая диалектика развивается в неомарксизме, экзистенциализме и других течениях. Основоположниками и видными представителями негативной диалектики являлись Т. Адорно (1903–1969), Ж.-П. Сартр (1905–1980). Можно выделить главные идеи негативной диалектики:

– диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все отрицать;

– новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергать­ся критике, поиску еще более нового (т. е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

– негативная (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;

– отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеа­ла), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Метафизика и негативная диалектика являются самостоятельными, разработан­ными теориями, противоположными диалектике. Наряду с ними существуют философ­ские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями. К ним относятся эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.

Категории диалектики

Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т. д. Категории философии носят универсальный характер, т. к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы — есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т. д.). Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные:

а) единичное-общее;

б) явления-сущность;

г) необходимость-случайность;

д) возможность – действительность;

ж) причина-следствие.

Единичное и общее.

Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности.

Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.

Общее — это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.

Общее — (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.

Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.

Получается, что отдельный предмет — не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.

Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностьюобобщения .

Явление и сущность.

Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях.

Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений.

Сущность — внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу.

Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.

Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей — это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя.

Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно.

Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности.Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т. д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение.

Познание сущности достигается через познание явления.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность — по отношению к его собственным проявлениям.

Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания — есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому — к сущности!

Понятие «форма» обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование).

Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса.

Форма — принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета.

Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна.

Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание.

Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация.

В то же время, она имеет относительную самостоятельность.

Необходимость и случайность.

Необходимость и случайность — полярные, диалектические категории. Под необходимостьюпонимают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность — это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Как все явления, случайность не беспричинна. Наступление случайного события в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. Грань между случайностью и необходимостью относительна. В одной связи явлений данное событие (например, научное открытие) случайно, в другой — необходимо. Категории «необходимость» и «случайность» очень тесно связаны с категориями «возможность» и «действительность».

Возможность и действительность.

Возможность — это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование.

Действительность — это реализованная возможность. Обе категории нельзя смешивать, ибо процесс превращения возможности в действительность — это сложный, зачастую длительный процесс развития. К тому же, не каждая возможность способна превратиться в действительность. Экономический кризис, в котором очутилась наша страна в 80-е гг., во многом объясняется тем, что экономическая политика руководства не считалась с реальностью, а исходила из надуманных, иллюзорных возможностей, стремилась превратить их в действительность и потерпела поражение (безрыночная модель экономики оказалась нежизнеспособной, и страна с историческим опозданием идет по реальному пути создания рыночной экономики).

Причина и следствие.

О категориях «причина» и «следствие» уже говорилось, однако, в дополнение надо отметить, что они есть суть детерминизма.

Детерминизм – учение об объективной, закономерной взаимосвязи ивзаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Детерминизм – это и научный метод, и способ объяснения явлений в окружающем нас мире, их причино-следственный характер.

Само понятие «причинно-следственная связь» усложнилось в XX в. Ранее в науке господствовалмеханистический детерминизм, для которого было характерно очень жесткое понимание причинных связей, исключавшее случайность. Все процессы определялись предыдущим состоянием явления, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания развития явления.

Жизнь показала, что принцип статической детерминации с большей степенью вероятности отражает объективно сложный, многовариантный характер общественного развития.

Современное понимание детерминизма, базирующееся на новейших достижениях науки (в частности, изучении особенностей микромира) исходит из того, что причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями.

Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика

  1. Apгументация как логико-коммуникативный процесс. Понятие научной аргументации.
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Понятие и значение охраны труда
  5. I. Понятие общества.
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 — первая половина 1918 гг.)
  8. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  9. II. Основные задачи и функции
  10. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  11. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  12. II. Понятие социального действования

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики).

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Диалектике до некоторой степени противостоят метафизика и эклектика. Противоположностью диалектике является догматизм (вследствие отвержения антитезиса).Диалектика в античности и Средних веках

Первоначально этим термином обозначались: способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

Понятие диалектики в немецкой классической философии

Немецкий классический идеализм (в отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы. Диалектика марксизма

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Так, Маркс понимает философию как науку и пытается построить её строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Отечественная философская традиция (особенно материалисты) диалектику Гегеля восприняла в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики».

Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания. Диалектика традиционной китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями Инь и Ян. С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Инь» — темное, мягкое, упругое, «Ян» — светлое, жесткое, твердое; «Инь» переходит в «Ян»-темное светлеет; «Ян» переходит в «Инь» — жесткое размягчается и т. д.

Диалектика в российской философии

В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя многие авторы продолжают оценивать её позитивно.

Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции:

Батищев, Генрих Степанович

Лосев, Алексей Фёдорович

Оруджев, Заид Меликович

Ротенфельд, Юрий Александрович

Диалектика сегодня

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. Рассмотрим прогресс в каждом из приведённых выше законов диалектики.

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.

В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории — это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

2. Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

Самая характерная, существенная черта метафизики — ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):

д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *